Ретроспектива нового немецкого кино к юбилею Фассбиндера
НОВОСИБИРСК. В кинотеатре «Победа» открылась ретроспектива Гёте-Института «Вокруг Фассбиндера».
Райнер Вернер Фассбиндер (Rainer Werner Fassbinder) оказался в компании великих, ушедших в 37 (Байрона, Пушкина, Хлебникова, Маяковского и Лорки), в 1982 году. Доживи он до нынешних 70, к его обширной фильмографии добавилось бы ещё несколько десятков лент и театральных постановок, настолько неудержим и страстен он был в своём творчестве. Оно отражало надлом и потрясение, испытанное немецким обществом в послевоенные годы после открывшейся правды о том, что происходило в Германии в реальности.
Режиссёр оставался на позициях радикального анархиста и нонконформиста, симпатизировал наряду с Бёллем и Грассом организации RAF, за что подвергался нападкам. Он считал, что его страна не воспользовалась шансом на качественную перезагрузку после 1945 года, что лишило её перспектив развития в нужном направлении. Сумасшедший график съёмок, работа до изнеможения и употребление запрещённых веществ привели к тому, что Фассбиндер ушёл из жизни в 37. Прошедшие 33 года ничего не изменили в оценке его таланта и масштаба, а его фильмы всё так же актуальны.
Формат ретроспективы позволил вспомнить не только Фассбиндера, но также работы его друзей и тех, чьи фамилии были включены им в список самых талантливых персон немецкого кинематографа: Шрётера, Лилиенталя, Томе, Шмида, Петера В. Янсена. Фестиваль было решено открыть фильмом «Эффи Брист», экранизацией Теодора Фонтане. Фассбиндер считал его одним из самых лучших своих творений, деньги на съёмки которого выделил он сам. Чёрно-белая эстетика картины воспринималась потенциальными спонсорами совершенно негативно, что не помешало ей полностью окупиться и принести значительную прибыль.
Особенно пристального внимания из числа представленных в ретроспективе заслуживают две ленты: «Разговор с Райнером Вернером Фассбиндером» Петера В. Янсена и «Давид». Первая — при визуальной лаконичности и отсутствии эффектных кинематографических приёмов — уникальный документ, позволяющий услышать редко прерываемый монолог режиссёра, рассказывающего о жизни и творчестве. «Давид» Лилиенталя — одна из первых немецких картин о Холокосте, ужасающая правда о трагедии которого по-настоящему откроется для немцев лишь спустя годы после войны.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?