«Фауст» Иоганна Гёте, краткое содержание читать ~21 мин.
«Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гёте – одно из величайших произведений немецкой литературы нового времени и одна из величайших эпических поэм в западной литературе. Фауст занимал мысли и творчество Гёте на протяжении всей его жизни. Первые наброски истории о Фаусте он сделал, будучи молодым студентом юридического факультета, и завершил последний акт пьесы только за год до своей смерти, примерно через шестьдесят лет после начала работы.
Пьеса Гёте основана на народных легендах, которые распространялись по всей Европе начиная с шестнадцатого века. Учёные считают, что человек по имени Фауст – вероятно, врач или спиритуалист – действительно существовал в Германии шестнадцатого века. Он даже упоминается Мартином Лютером, отцом протестантской Реформации, как «фокусник и некромант», который занимался дьявольскими делами. Настоящий Фауст, вероятно, занимался алхимией и зарабатывал на жизнь как странствующий фокусник, давая зрелища зрителям средневековой Европы.
Легенда о Фаусте стала гораздо более популярной, чем реальный человек при жизни. Одними из самых ранних произведений, получивших преимущества от подвижного шрифта Гутенберга, были фаустовские сборники, или дешёвые памфлеты, доступные простым людям, которые начали появляться в конце шестнадцатого века. Этот Фауст неизбежно продал свою душу дьяволу за дары магии и богатства. Однако его жизнь была обречена с самого начала, и он всегда оказывался жертвой дьявольской игры. Его жизнь стала одновременно и источником развлечения, и поучительной историей для тех, кто отступает от границ религии и морали.
Однако «Фауст» Гёте рассказывает гораздо более великую и философскую историю. Гёте написал пьесу, чтобы исследовать темы философии, религии, политики, культуры и литературы, а также то, что они означают в контексте просвещённого века. В этой истории Фауст не волшебник, а, напротив, академик, достигший пределов обучения и знаний. Он стремится к более полной жизни и познанию природы и Вселенной. Заключив пари с дьяволом, он надеется воспользоваться жизнью за пределами учёбы и увидеть ответы, которые может дать ему Вселенная.
Стиль Гёте в пьесе столь же плодовит, как и темы, которые он затрагивает. Гёте свободно переходит от равномерного стиха к нерегулярному стихотворному рисунку, к песням и гимнам, к свободному стиху, к шекспировскому чистому стиху и даже к простейшим рифмам и метрам. Пьеса переходит от сцен сильной печали к сценам комического веселья. Пьеса Гёте проверяет границы современных форм литературы и то, как эти формы могут описать состояние человека.
В конечном счёте, «Фауст» – это трагедия. Этот трагический контекст наиболее чётко прослеживается в истории любви между Фаустом и Гретхен. Фауст играет сложную роль в этих отношениях. С одной стороны, он – искуситель, который соблазняет чистую девственницу от религии и морали её простого образа жизни. С другой стороны, Фауст впервые видит, что его субъективное «я» – ничто перед лицом вечной любви. Однако даже это осознание не может спасти его от договора с дьяволом. Фауст, представляющий современного человека, всегда ведёт себя к проклятию, удерживаясь от момента истинного просветления.
«Фауст» Гёте, наряду с «Доктором Фаустусом» Кристофера Марлоу, стал стандартным изложением легенды о Фаусте в современной литературе. В течение столетий после смерти Гёте учёные и писатели не переставали восхищаться пересказом легенды Гёте и темами, которые он раскрывает в своём произведении. Романы, пьесы и даже произведения популярной культуры стали данью уважения творчеству Гёте, а легенда о Фаусте продолжает оставаться одной из самых узнаваемых историй современной эпохи.
Сюжет
Повествование о Фаусте начинается на небесах. Пока ангелы поклоняются Господу за его творение, Мефистофель, дьявол, жалуется на состояние дел в мире. Человечество испорчено, утверждает он, и он наслаждается злом и бедствиями, которые он способен вызвать. Мефистофель заключает с Господом пари, что ему удастся склонить одного из его слуг, доктора Фауста, к греху и злу. Владыка соглашается, утверждая, что Фауст останется его верным последователем.
Пьеса представляет Фауста в тот момент, когда он сидит в своём кабинете в отчаянии от прожитой жизни. Он был учёным и алхимиком, и ему кажется, что он подошёл к концу всех знаний. Книги и химия больше не могут определять его жизнь, и он жаждет жить в гармонии с природой и Вселенной. Он призывает Духа, чтобы тот пришёл и был с ним, но это только усиливает тот факт, что он человек, а не дух, и поэтому не может разделить высшее знание Духа. В отчаянии Фауст готовит яд для самоубийства. В тот момент, когда он собирается принять яд, появляется хор ангелов, возвещающий о наступлении Пасхи, и останавливает его от совершения этого поступка.
Фауст гуляет за пределами своего города с Вагнером, своим учёным товарищем. Фауст рассказывает о своей страсти к природе и высшему образу жизни, но Вагнер не может понять этого. Горожане празднуют Пасху, и хотя Фауст чувствует, что должен быть с ними, он не может избавиться от отчаяния по поводу своего нынешнего положения. Горожане толпятся вокруг Фауста, подбадривая его за то, что в молодости он и его отец помогали людям лекарствами во время чумы. Однако Фауст считает, что своими грубыми лекарствами он, вероятно, принёс больше вреда, чем пользы. Когда Вагнер и Фауст возвращаются домой к своим занятиям, они встречают на дороге чёрную собаку, которая следует за Фаустом до его комнаты.
В своём кабинете Фауст пытается найти новое вдохновение, читая Евангелие от Иоанна. Он начинает свой собственный перевод этого произведения, но лающая собака прерывает его. Вскоре собака превращается, и на месте собаки появляется Мефистофель. Фауст и Мефистофель начинают разговор о работе Фауста и отчаянии по поводу его нынешней жизненной ситуации. Чтобы показать Фаусту своё могущество, Мефистофель вызывает группу духов, которые отправляют Фауста в галлюцинаторное путешествие, пока Фауст засыпает. Мефистофель покидает кабинет, пообещав вернуться и показать Фаусту больше.
Когда Фауст просыпается, Мефистофель возвращается, на этот раз с пари. Фауст продолжает рассуждать о своей неспособности найти удовлетворяющую его высшую силу и Мефистофель делает ему предложение. Дьявол обещает служить Фаусту и подарить Фаусту момент трансцендентности, в котором он надеется остаться навсегда. Если Мефистофель добьётся успеха, Фауст должен будет стать его слугой на всю оставшуюся вечность в аду. Фауст принимает пари, полагая, что дьявол никогда не сможет подарить ему такой момент. Мефистофель велит Фаусту готовиться к путешествию, и пока Фауст занимается этим, Дьявол выдаёт себя за доктора, когда один из новых учеников Фауста приходит на урок. Дьявол и студент говорят о будущих учебных начинаниях студента, и Мефистофель склоняет его к более распутному образу жизни. Студент уходит, готовясь оставить учёбу и заняться женщинами.
Мефистофель приводит Фауста сначала в «Подвал Ауэрбаха», питейное заведение. Он пытается убедить Фауста, что мужчины там нашли своё истинное наслаждение; они – мужчины, которые наслаждаются своей жизнью в таверне. Однако Фауста не убеждают их грубые заботы и простая жизнь. Мефистофель разыгрывает мужчин. Он просверливает отверстия в боковой стенке одного из столов и выливает через них вино. Но как только один из мужчин проливает вино, из пролитой жидкости вырывается пламя. Когда они пытаются преследовать Мефистофеля и убить его, Дьявол переносит их в альтернативную реальность, пока он и Фауст совершают побег.
Затем Фауст и Дьявол попадают в пещеру ведьмы, где сталкиваются с двумя обезьянами, варящими зелье в котле. Звери начинают забавляться с Мефистофелем и притворяются, что он король, а они его слуги. Когда ведьма возвращается, она сначала не узнает дьявола, но вскоре видит, что он её хозяин. Мефистофель заставляет ведьму дать немного своего зелья Фаусту, и тот выпивает его. На улице Фауст встречает девушку, в которую сразу же влюбляется. Маргарита, или сокращённо Гретхен, избегает его ухаживаний, но не может удержаться и не подумать о старшем, благородном незнакомце, которого она встретила на дороге в тот день.
Фауст и Мефистофель пробираются в комнату Гретхен. В её комнате Фауст понимает, что чувства, которые он испытывает к девушке, выходят за рамки простого сексуального желания. Его чувства сложны, и он жаждет быть рядом с ней. Увидев её постель, он благоговеет перед природой за то, что она создала такое прекрасное существо. Когда Гретхен возвращается, они быстро уходят, но Мефистофель оставляет после себя шкатулку с драгоценностями. Когда Гретхен находит драгоценности, она не может поверить, что они предназначены ей, но в то же время не может не надеть их и не восхититься ими. Фауст обращается к Мефистофелю, чтобы они встретились.
Гретхен приходит к своей соседке Марте, чтобы побеспокоиться о поступке своей матери. Ее мать, увидев драгоценности Гретхен, сразу же отнесла их священнику, который смог определить, что они принадлежат злому источнику. Позже Гретхен находит ещё одну шкатулку с драгоценностями, и Марта уговаривает её не говорить матери об этом. В ответ на стук в дверь они обнаруживают Мефистофеля, переодетого путешественником. Он рассказывает Марте историю о том, что её муж умер во время своего долгого путешествия. Марта убита горем и разгневана рассказами о развратной жизни своего мужа. Чтобы поставить точку в этом деле, Марта просит Мефистофеля и ещё одного свидетеля прийти и юридически засвидетельствовать смерть её мужа. Дьявол соглашается привести кого-нибудь, но при условии, что Гретхен тоже будет присутствовать.
Вечером в саду Марты Гретхен и Фауст впервые встречаются официально. Фауст очаровывает её и ухаживает за ней. Она рассказывает ему о своей тяжёлой жизни и о том, как ухаживала за больной младшей сестрой, пока та не умерла. У Гретхен нет других родных, кроме брата, который ушёл на войну, и матери. Мефистофель и Марта также флиртуют, причём дьявол играет с ней в жеманную игру обольщения. Тем временем, когда Фауст признается Гретхен в любви, она играет с цветком в игру «Любит – не любит». Она выбирает вариант «он любит меня» и убегает в свою комнату. Фауст следует за ней в летний домик, где они прощаются.
Фауст, боясь, что своими чувствами он развратит девушку, убегает в лес, где некоторое время живёт в пещере. Он благодарит Дух Природы за то, что тот дал ему такие чувства, ведь теперь у него есть момент и понимание жизни, которые он не хочет потерять. Мефистофель находит Фауста и высмеивает его глупое поведение, когда он прячется от любимой женщины. Он говорит Фаусту, что тот должен найти эту девушку, ибо она тоскует по нему день и ночь. Фауст, одолеваемый страстью, соглашается, что должен идти.
Фауст возвращается к Гретхен, и однажды ночью в её комнате они обсуждают его отношение к религии. Гретхен – верующая христианка, и она знает, что ни она, ни её мать не смогут принять мужчину, который не верит в то же самое. Фауст пытается убедить девушку, что он тоже верит и поклоняется Богу, но она не совсем ему верит. Фауст убеждает её позволить ему дать её матери снотворное зелье, и они завершают свои отношения. Вскоре Гретхен узнаёт, что беременна от Фауста. Однажды, набирая воду из городского колодца, она слышит сплетни девушек о другой девушке, которая вступила в половую связь и забеременела. Девушку заставили убить своего ребёнка, и теперь она живёт как нищая и изгой. Гретхен боится, что и её постигнет участь этой девушки. Гретхен молится Деве Марии, чтобы Господь смилостивился над ней.
Фауст приходит в дом Гретхен, чтобы навестить её, и встречает брата Гретхен, Валентина. Валентин наслышан о развратном поведении своей сестры и пришёл отомстить мужчине, который оплодотворил её. Они с Фаустом начинают спорить и драться, и Фауст вонзает кинжал в сердце Валентина. Когда он умирает, Гретхен приходит утешить брата, но он называет её шлюхой и говорит, что она будет проклята за свой поступок. Гретхен бежит в собор, чтобы помолиться, и злой дух посещает её, заручившись её проклятием.
Фауст оставляет Гретхен, чтобы вместе с дьяволом присутствовать на Вальпургиевой ночи. Вальпургиева ночь – это единственная ночь в году, когда все ведьмы, злые существа и волшебные создания мира собираются на горе Брокен. Фауст становится свидетелем веселья этих существ и начинает танцевать с одной из ведьм. У костра Мефистофель и Фауст беседуют с группой художников и политиков о состоянии мира. Фауст видит видение Лилит, мифической первой жены Адама, которая угрожает околдовать его. Он также видит видение Медузы, которая, как предупреждает Мефистофель, соблазнит Фауста и не принесёт ничего хорошего. На исходе ночи Фауст видит небольшую сцену, установленную на горе, и отправляется на представление.
Пьеса называется «Сон Вальпургиевой ночи» и представляет собой вариацию шекспировского «Сна в летнюю ночь». В пьесе рассказывается о золотой свадьбе короля Оберона и его жены Титании. На свадьбе присутствует множество персонажей, среди которых политики, художники, фигуры из мифологии, философы и даже ожившие предметы. Они представляют различные направления мысли, философии или художественные взгляды на жизнь. Вся пьеса в пьесе отражает разнообразные академические и интеллектуальные интересы модернизма.
В мрачном поле Фауст узнает о судьбе Гретхен. Она убила их новорождённого ребёнка и в результате была арестована. Он впадает в новое отчаяние и проклинает Мефистофеля за то, что тот создал этот несчастный и нечестивый роман. Мефистофель напоминает ему, что именно он, Фауст, заключил договор. Фауст просит дьявола отвести его в тюрьму Гретхен, чтобы он мог освободить её. Мефистофель приводит лошадей, и они едут к деревне, хотя дьявол предупреждает Фауста, что в городе находятся и власти, и духи-мстители, готовые отомстить Фаусту за убийство Валентины.
Фауст пробирается в тюрьму и находит Гретхен. Она впала в безумие и не узнаёт Фауста, принимая его за своего палача. Фауст умоляет её бежать с ним, но чувство вины и стыда, а также перспектива безысходной жизни, которую она будет вести за пределами тюрьмы, не позволяют ей бежать. Пока Гретхен отдаёт свою душу на суд Божий, входит Мефистофель и говорит Фаусту, что они должны уйти, иначе их схватят власти и постигнет та же участь – казнь. Фауст и Мефистофель убегают из камеры Гретхен, когда она выкрикивает его имя.
Список персонажей
Рафаил
Рафаил – один из ангелов Господа. Он появляется в «Прологе на небесах». Он воспевает величие Божьего творения и циклы солнца.
Гавриил
Гавриил – один из ангелов Господа. Он появляется в «Прологе на небесах» и поёт о Божьем творении и циклах дня и ночи.
Михаил
Михаил – один из ангелов Господа. Он появляется в «Прологе на небесах» и поёт о Божьем творении и циклах бурь и непогоды.
Мефистофель
Мефистофель – антагонист пьесы. Он играет роли искусителя и дьявола, а также придворного шута и комика. Мефистофель заключает сделку с Господом, чтобы искусить Фауста, и Фауст заключает пари, что Мефистофель не сможет показать ему вечный миг, который когда-нибудь удовлетворит его жажду знаний. С помощью ряда уловок и обманов Мефистофель сбивает Фауста с толку в его поисках любви и в конце концов обеспечивает ему проклятие и вечные страдания в качестве слуги дьявола.
Господь
Господь появляется в «Прологе на небесах». Господь заключает сделку с Мефистофелем за душу Фауста и позволяет дьяволу искушать Фауста, чтобы доказать, что он останется верен Богу.
Фауст
Фауст – главный герой пьесы. Он учёный и алхимик, впавший в отчаяние, потому что ему кажется, что он исчерпал пределы своих знаний. Он чувствует, что сможет стать полноценным только тогда, когда сможет слить свою жизнь с природой и Вселенной. Чтобы найти это высшее знание, Фауст заключает пари с дьяволом Мефистофелем. Вскоре Фауст находит свой вечный момент в любви к молодой девушке Гретхен, которую он затем соблазняет от религиозной и нравственной жизни. Отношения Фауста заканчиваются трагедией: Гретхен убивает их ребёнка и впадает в безумие. Таким образом, Фауст становится проклятым и никогда не испытает истинного познания любви, к которому он стремится.
Дух Земли
Дух Земли – один из главных духов пьесы. Он появляется перед Фаустом в его кабинете и олицетворяет доброту высших сил природы и вселенной.
Вагнер
Вагнер – спутник Фауста в первой трети пьесы. Вагнер – учёный, который не видит причин для того, чтобы выйти за пределы книг и знаний в царство естественного и духовного, как того желает Фауст. Вагнер представляет собой академический контекст, из которого Фауст отчаянно стремится вырваться.
Управляющий
Управляющий появляется в сцене «Прелюдия в театре». Он представляет практическую сторону искусства и драмы, подталкивая драматического поэта и комического клоуна к исполнению истории Фауста таким образом, чтобы привлечь публику, развлечь её и одновременно просветить.
Поэт
Поэт появляется в сцене «Прелюдия в театре». Поэт представляет художественную сторону театра. Его больше волнует художественная самостоятельность и подлинность драмы, чем развлекательная ценность или практическая постановка театрального произведения.
Комедиант
Комик, или Клоун, появляется в сцене «Прелюдия в театре». Комедиант представляет развлекательную ценность драмы. Аргумент Комедианта заключается в том, что театр должен отвлечь людей от их повседневного мира и представить им зрелище и страсть.
Гретхен (Маргарита)
Гретхен – крестьянская девушка, в которую Фауст безумно влюбляется. Гретхен олицетворяет религиозное и нравственное общество обычной немецкой жизни, с которым сравнивается Фауст. Их отношения с самого начала обречены на трагедию, поскольку Фауст соблазняет Гретхен уйти от нравственной жизни. Родив от него ребёнка, она совершает детоубийство, за что попадает в тюрьму и её казнят за это преступление.
Марта
Марта – соседка Гретхен, которая предоставляет Мефистофелю средства, с помощью которых он придумывает любовную интригу Фауста и Гретхен. Мефистофель придумывает ложь о смерти мужа Марты, чтобы свести их вместе, а Марта способствует фантазиям Гретхен о любви с Фаустом.
Валентин
Валентин – брат Гретхен, солдат, вернувшийся домой с войны. Он получает известие о сексуальных похождениях своей сестры, и когда он встречает Фауста, они ссорятся. Фауст смертельно ранит Валентина, и, умирая, Валентин оскорбляет и проклинает свою сестру за её неосмотрительность. Его богохульство представляет собой жестокий разрыв современного общества с религиозной и социальной сферой христианства.
Студент
Студент появляется в кабинете Фауста, чтобы учиться под его руководством. Мефистофель выдаёт себя за Фауста и склоняет студента к распутной жизни. Студент показывает, как легко можно соблазнить человека от скучной жизни академиков и учёбы.
Ведьма
Ведьма впервые появляется в своей пещере и варит снадобье, которое вызывает у Фауста жгучую страсть к Гретхен.
Фрош
Фрош – персонаж сцены «Подвал Ауэрбаха». Он влюблён в девушку, которая отказывается отвечать ему взаимностью, и олицетворяет наивность первокурсника.
Брандер
Брандер – персонаж сцены «Подвал Ауэрбаха». Брандер дразнит Фроша по поводу его любовной связи. Он демонстрирует разочарование второкурсников в академической среде.
Альтмайер
Альтмайер – персонаж сцены «Подвал Ауэрбаха». Он представляет старших или бывших студентов университета.
Зибель
Зибель – бармен в сцене «Подвал Ауэрбаха».
Темы
Традиции Просвещения
Эпоха Просвещения – это широкое движение интеллектуальной культуры и философии, которое, вероятно, началось с философской работы Рене Декарта «Рассуждение о методе» и завершилось революционными работами и действиями восемнадцатого века, такими как Американская и Французская революции. Хотя эпоха Просвещения включала в себя огромное количество идей, одной из её центральных интеллектуальных тем был разум и роль, которую разум играл в науке и искусстве.
“Как поэт и художник эпохи Просвещения, Гёте в своей литературе выступал против перехода к радикальному рационализму. Фауст” – кульминация этого аргумента. Как человек эпохи Просвещения, Фауст стремится избежать крайнего рационализма своей академической и медицинской жизни, но Гёте показывает, что эта традиция в конечном итоге не может удовлетворить его без эмоций и искусства.
Наука и духовность
Фауст – учёный и человек науки, который чувствует, что достиг пределов того, что рациональное мышление может привнести в его жизнь. Одна из концепций эпохи Просвещения заключалась в том, что человечество в конце концов достигнет совершенства благодаря развитию знаний и технологий. Фауст выступает против этого образа мышления. Фауст пытается совершенствовать себя через обучение и науку, но в конце своего интеллектуального путешествия он обнаруживает, что разрушил свою веру и смысл жизни.
Фауст стремится ощутить вкус духовного – либо в своей собственной жизни, либо в жизни потусторонней. Его жизнь в науке и медицине и огромное количество знаний, которые он собрал, удерживают его от этого духовного состояния. Он вызывает духов, но не может приобщиться к их миру. Вскоре он обнаруживает, что его собственная природа содержит духовное измерение – любовь, которую он находит в отношениях с молодой девушкой Гретхен. Гёте утверждает, что любовь и трагедия могут победить тиранию крайней науки и рационализма.
Означающее и означаемое
Литературный и теологический аргумент Гёте в «Фаусте» касается разрыва между означающим и означаемым. Когда Фауст пытается объяснить свои духовные убеждения скептически настроенной Гретхен, он говорит ей, что не может найти названия тому, во что он верит. Кто-то может назвать это Богом, а кто-то – природой или любовью. Поскольку Фауст не может по-настоящему назвать то, во что он верит, Гретхен также не может поверить в духовность Фауста. Это результат разрыва связи между словами и понятиями или объектами, которые они обозначают. Гёте задаёт глубоко философский и теологический вопрос: если человечество не может адекватно назвать Бога, то существует ли Бог для человечества? Субъективное переживание Фаустом этой проблемы разрушает его веру и приводит его к крайнему нигилизму и грани самоубийства в самом начале пьесы.
Природа жизни и смерти
Фауст – это человек, который должен противостоять своему собственному экзистенциальному кризису. Вопросы, над которыми он размышляет как учёный и врач, разрушили его веру и веру в прогресс человечества, а его крайний нигилизм привёл его на грань самоубийства. Вопрос, на который должен ответить Фауст, заключается в том, стоит ли жизнь большего, чем покой, который предлагает смерть.
Гёте создаёт экстремальный пример логики философского рационализма. Рациональная мысль сама по себе никогда не сможет сделать человечество совершенным или законченным, утверждает Гёте, потому что человеческое знание имеет фундаментальные ограничения, когда речь идёт о духовном мире. Человечество просто не может назвать или понять то, что выше его. Поэтому у человечества останется лишь вопрос о том, следует ли продолжать жизнь или просто прекратить её. Этот тезис является критикой модернизма и темой, которая проходит через большую часть современной философии даже в двадцатом веке.
Романтическая традиция
«Фауст» Гёте, хотя и не является произведением романтической литературы, тем не менее, демонстрирует характерные черты этого жанра. Длинные речи Фауста о качествах природы и причинах, по которым он не может быть её частью, показывают веру Гёте в духовные качества мира, которую возвышала романтическая традиция. В важной сцене Фауст возвращается после прогулки по природе с Вагнером в свой кабинет и, единственный раз за всю первую половину пьесы, чувствует в себе удовлетворённый дух. Напротив, его удаление от мира природы и вхождение в мир рационального мышления убивает этот дух.
Гёте видит в природе истинные духовные и нравственные основы человечества. Развращённое состояние человечества проистекает не из какой-то врождённой греховности, а из разрыва связи с духовными и божественными аспектами природы. Только возвращение к этим истинным качествам мира ведёт к полноте личности.
Моральная амбивалентность
Одним из последствий модернизма, по мнению Гёте, является то, что если современный рационализм уничтожает необходимость в религии или социальных ограничениях, то это создаёт моральный вакуум в человеческом состоянии. Состояние Фауста – это не только интеллектуальное отчаяние, но и состояние, в котором его герой превращается в морально амбивалентного распутника, как в его любовной связи с Гретхен.
Гретхен, нравственно чистая до встречи с Фаустом, соблазняется на безнравственную жизнь так же, как Мефистофель соблазняет Фауста. Когда Гретхен принимает заявления Фауста о его постхристианской вере, она теряет моральные качества своей прежней жизни. Фауст разрушает веру и моральную поддержку Гретхен своей собственной моральной двойственностью. Гёте утверждает, что такое состояние может привести только к трагедии, что и происходит с Фаустом и Гретхен.
Субъективность
Гёте характеризует современный мир как мир, в котором смысл вращается не вокруг действий коллектива, а вокруг интроспекции и воображения субъективного «я». В то время как в классической эпической поэме действие всегда исходит от великого героя, в «Фаусте» все действия зависят от субъективного опыта самого Фауста. Фауст впадает в экзистенциальное отчаяние благодаря собственной субъективности. Точно так же он не может понять свой шанс на спасение через любовь к Гретхен вне своего собственного субъективного опыта.
Гёте характеризует разделение, которое происходит между людьми, не способными говорить на схожих языках веры или любви из-за собственного субъективного эгоизма. Это приводит к трагедии для обоих героев, поскольку, как предполагает Гёте, они никогда не смогут по-настоящему овладеть любовью другого. Поэтому поворот к субъективному – это поворот к трагедии.
- «Доктор Фаустус» Томаса Манна, краткое содержание
- В Красноярске проходит первый школьный чемпионат по чтению
- «Итальянское путешествие» Иоганна Вольфганга фон Гёте, краткое содержание
- «Страдания юного Вертера» Гёте, краткое содержание
- «Хороший человек» Анджело Гетера
- Ретроспектива нового немецкого кино к юбилею Фассбиндера
- Google и центр Гетти сделали путеводитель по произведениям искусства
- Гетти сохранит «Фреску» Джексона Поллака
Комментирование недоступно Почему?