Предостережение Александра Миндадзе. Попытка понять и услышать
ЧИКАГО. Фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр» победил сразу в трёх номинациях на Blowup Film Fest.
Новый фильм Александра Миндадзе при отсутствии равных ему по уровню конкурентов на последнем МКФ был проигнорирован. До того ему пришлось преодолеть немалые препоны, связанные с финансированием. Прокатная его судьба также не обещает быть лёгкой. Лента, вызвавшая неоднозначную и даже болезненную реакцию, — третья в режиссёрской биографии Александра Миндадзе. В тандеме с Вадимом Абдрашитовым он участвовал в создании 11 картин в качестве сценариста. Последней их совместной работой стали «Магнитные бури» 2003 года. Предыдущие работы Миндадзе-режиссёра — «Отрыв» (про катастрофу самолёта, направлявшегося в Египет) и «В субботу» (про аварию на ЧАЭС) — продемонстрировали яркий и самобытный почерк мастера в новой для него ипостаси.
Победа в трёх главных номинациях на фестивале авторского кино на другом конце земли и приглашение на кинофорум в Роттердаме — компенсация за недопризнание. Причина проста: не укладывающийся в привычные рамки сюжет. Командированный на советское предприятие перед самой войной немецкий инженер вместе работает со своими коллегами над получением идеальных по качеству линз. Где может оказаться совершенная оптика после, становится очевидно ещё до появления кадров из иной, уже немирной жизни. Пророческое «Ты ещё вернёшься» звучит как набат, возвещающий о надвигающейся катастрофе. Оттого эти безуспешные поначалу и приводящие к тяжёлым последствиям попытки воспринимаются не менее трагично, чем неизбежность будущего противостояния. Уязвимость сценария и фильма (для его непримиримых критиков) в нежелании представить зрителю сложенную заранее безликую мозаику, пойти проторенным и заранее одобряемым путём без излишней рефлексии и попытки анализа. Перед нами не априори непримиримые противники, а обычные люди, оказавшиеся у края военной воронки из-за чужих амбиций и преступной недальновидности. Ясно считываемый антивоенный посыл оказался непонятым чиновниками от искусства. Однако картина Миндадзе о днях минувших становится предостережением для нас нынешних, просьбой удержаться у края воронки, разглядеть лица.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?