«Остепенённые» киноведы из Гарварда обязаны знать Эйзенштейна, Тарковского, Сокурова и несколько других имён. Остальное — по желанию
ГАРВАРД. Без просмотра двух десятков кинолент советского периода получение научной степени в киноведении не представляется возможным.
Один из старейших университетов США, из стен которого вышло несколько десятков Нобелевских лауреатов и 8 американских президентов, обязал будущих киноэкспертов ознакомиться с обширным списком лучших картин, снятых в мире за последние 120 лет. Два десятка из них — советско-российского происхождения. Почётная капля в море из восьмисот названий.
Треть из них — шедевральная классика. Советский киноавангард 20-30-х годов: эффект несуществующего пространства Кулешова, эксперименты с хаосом и ритмический монтаж футуриста Дзиги Вертова, крупные планы и «монтаж аттракционов» Эйзенштейна, рациональный авангардизм Пудовкина, новаторский киноязык Довженко.
Воздали должное и лучшим фильмам Калатозова, Чухрая, Бондарчука, Параджанова, Тарковского, Ромма. В перечне нет «Гамлета» Козинцева, но «Королю Лиру» с блистательным Юри Ярветом место нашлось. Вошло в список и гениальное «Восхождение» Ларисы Шепитько, спасённое когда-то от запрета Петром Машеровым. Первый секретарь ЦК Белоруссии, фронтовик, подпольщик, потрясённый до слёз увиденным на экране, не позволил отправить на полку мощный и честный фильм о войне. Мнение о российском кино XXI века придётся составлять по единственной ленте — «Русскому ковчегу» Сокурова, снятой цифровой камерой единственным дублем и «одним кадром» в Эрмитаже.
По мнению Кирилла Разлогова, озвученного в одном из ежедневных изданий, список шедевров от российских киноведов мог бы быть несколько иным. В американской подборке явно недостаёт «Чапаева» и барнетовской «Окраины». Но это та область, в которой субъективный взгляд неизбежен. И недовольные найдутся всегда.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?