«Саламанка» как попытка заглянуть в будущее и вспомнить о прошлом
МОСКВА. В ЦДК завершился прокат фильма «Саламанка» о мексиканской общине меннонитов.
«Саламанка» вызвала у многих ассоциации с притчей Ханеке «Белая лента» о жизни сельской общины, навсегда расколотой загадочными и жуткими событиями. Первый полный метр Александры Кулак и Руслана Федотова получился настолько убедительным и зрелым, что прошёл отбор в программу трёх фестивалей в Швейцарии и Нидерландах. Язык и стилистика этой ленты настолько не вписываются в привычные для российского кино каноны, что даже у опытного Виталия Манского возникли сомнения в её отечественном происхождении. Визуальное новаторство — лишь одна из сильных сторон «Саламанки». Герои ленты — меннониты, обосновавшиеся в Мексике и полностью сохранившие уклад своих предков. Одно из течений протестантизма возникло в эпоху Реформации в Нидерландах. Законы, которых придерживаются эти люди, остаются практически неизменными на протяжении столетий. За бортом их жизни осталось многое, без чего не представляют себя большинство наших современников. В первую очередь это касается электричества и благ, с ним связанных.
Меннонитская община в России, прибывшая сюда по приглашению Екатерины II, когда-то насчитывала десятки тысяч членов. Талантливые земледельцы, трудолюбивые и грамотные люди любое пространство вокруг себя превращали в цветущий сад, с тщанием обихаживая и приводя в порядок каждый клочок земли. Поголовная грамотность, изучение языков и геометрии, пусть даже в прикладных целях — для успешного ведения хозяйства. История меннонитов — история вечных переселенцев, чьи пацифистские убеждения не позволяли им долго задерживаться на одном месте. Любая попытка призвать на военную службу мужчин из этой общины заканчивалась её эмиграцией. Массовый исход меннонитов из России связан с принятием решения об их депортации в годы Первой мировой, сопряжённой с конфискацией имущества, а также репрессиями в сталинское время.
Полуигровой-полудокументальный фильм представляет зрителю шанс познакомиться с жизнью изолированного от внешнего мира сообщества. И понять, каково это — размеренная, застывшая и предопределённая на века вперёд жизнь, предполагающая единообразие и отказ от многих земных радостей при наказуемости критики и инакомыслия. И примерить всё это на себя: хорошо ли, удобно ли, надолго ли хватит.
Елена Танакова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?