История экшн-кино:
от классических триллеров до супергеройских эпосов читать ~22 мин.
Экшн-фильмы – жанр кинематографа, характеризующийся динамичными сценами преследований, драками, перестрелками, взрывами и каскадёрскими трюками. На протяжении более чем столетней истории развития кино этот жанр претерпел значительные изменения, отражая технические достижения, культурные влияния и социальные изменения разных эпох. От первых немых фильмов с элементами приключений до современных технологически продвинутых супергеройских блокбастеров – «боевики» всегда находились в авангарде визуальных и повествовательных инноваций кинематографа.

2 Становление жанра в звуковую эпоху
3 Классический период экшн-кино
4 Постклассический период
5 Эра супергеройского кино
6 Поджанры и гибридные формы экшн-фильмов
7 Географическое разнообразие и локальные традиции
8 Наследие и значимость экшн-фильмов
Определение и характеристики жанра
Жанр не имеет однозначного определения среди киноведов. Дискуссии о том, что именно представляет собой боевик, ведутся с 1980-х годов. Некоторые учёные, например, Дэвид Бордуэлл, предлагали рассматривать экшн-фильмы как картины, где зрелищность преобладает над повествованием. Другие, включая Геоффа Кинга, утверждали, что в них зрелищные сцены гармонично сочетаются с сюжетным рассказом.
Характерные элементы жанра включают сцены погонь, рукопашные схватки, перестрелки, взрывы и каскадёрские трюки. Однако сущность экшн-фильма выходит за рамки простого набора зрелищных элементов. Как отмечал исследователь Харви О’Брайен, боевик лучше понимать как сплав формы и содержания, где действие, движение и напряжение выступают первостепенными факторами.
Экшн-фильмы часто сочетаются с другими жанрами, образуя гибридные формы: экшн-комедии, научно-фантастические боевики, экшн-хорроры. Подобная гибридность стала особенно заметна в постклассический период, когда чистые жанровые формы уступили место более сложным комбинациям. Судя по новинкам экшн-кино на Киного, все новые зрелищные картины сочетают в себе множество жанров и это нравится зрителям.
Истоки и эпоха немого кино
Истоки экшн-фильмов можно проследить вплоть до ранних дней кинематографа. Хотя термин «экшн-фильм» использовался ещё в 1910-х годах, современное определение жанра сформировалось позже. Первые примеры фильмов, содержащих элементы экшна, появились в эпоху немого кино и представляли собой приключенческие картины и сериалы.
Первым полноценным фильмом о боевых искусствах считается китайская лента «Сожжение храма Красного лотоса», выпущенная в 1928 году. Этот немой фильм, снятый режиссёром Чжаном Шичуанем и произведённый компанией Mingxing Film Company, стал пионером жанра боевых искусств и первым кунг-фу фильмом в истории. Картина основана на популярном китайском романе и рассказывает о группе мастеров боевых искусств, защищающих свой храм от налётчиков.
В западном кинематографе экшн-элементы появлялись в приключенческих сериалах и полнометражных фильмах, таких как «Фантом» (1943), «Капитан Америка» (1944) и «Супермен» (1948). Эти ранние фильмы заложили основу для будущего развития жанра.
Среди значимых немых фильмов с элементами экшна можно выделить «Железную маску» (1929) и «Трёх мушкетёров» (1921) с Дугласом Фэрбенксом, «Морского ястреба» (1924) с Милтоном Силлсом, «Чёрного пирата» (1926) и другие приключенческие картины того времени.
Особого упоминания заслуживает советский фильм «Броненосец Потемкин» (1925) Сергея Эйзенштейна. Хотя его сложно однозначно отнести к жанру экшн, знаменитая сцена на Одесской лестнице стала революционной в использовании монтажа для оркестровки насилия и повлияла на множество будущих боевиков.
Становление жанра в звуковую эпоху
С появлением звукового кино жанр экшн получил новые возможности для развития. Звуковые эффекты выстрелов, ударов и взрывов добавили реализма сценам действия, а диалоги обогатили характеры персонажей.
Одним из первых звуковых триллеров стал фильм «Шантаж» (1929) Альфреда Хичкока – первый звуковой фильм, снятый в Великобритании. Хичкок, которого часто называют режиссёром, сформировавшим современный вид триллеров, создал фильмы, захватывающие зрителя реалистичностью опасности, угрожающей персонажам.
В 1930-х годах популярность приобрели приключенческие фильмы с элементами экшна, такие как «Капитан Блад» (1935) Майкла Кертиса с Эрролом Флинном в главной роли. Эта картина положила начало одному из великих партнёрств актёра и режиссёра в истории экшн-кинематографа.
Фильмы о пиратах и морских приключениях стали важной частью экшн-кино 1930-х и 1940-х годов. Картины вроде «Капитана Блада» отличались динамичными фехтовальными поединками и морскими сражениями, демонстрируя мастерство режиссёров в построении пространства и хореографии боевых сцен.
Вестерны также внесли значительный вклад в развитие жанра. Фильм Джона Форда «Дилижанс» (1939) установил новую планку для вестернов, а его сцена нападения апачей стала образцом динамичного монтажа и напряжённого действия на экране.
В 1940-х годах влияние Второй мировой войны привело к появлению военных фильмов с элементами экшна. Такие картины, как «Они умерли с сапогами на ногах» (1941) Рауля Уолша, представляли масштабные батальные сцены, задавшие стандарты для будущих военных боевиков.
Формирование современного боевика
Современный экшн-фильм начал формироваться в период Нового Голливуда в конце 1960-х и 1970-х годах. В этот период произошёл переход от классических героев к более сложным персонажам – антигероям, действующим вне закона и социальных условностей.
Фильм «Буллит» (1968) с Стивом Маккуином представил образ жёсткого полицейского, защищающего общество от системной коррупции. Картина особенно известна своей революционной сценой автомобильной погони по улицам Сан-Франциско, которая подняла планку для будущих экшн-сцен.
Эта тенденция получила развитие в фильмах о полицейских-одиночках и мстителях, таких как «Грязный Гарри» (1971) и «Жажда смерти» (1974). В этих картинах восстановление порядка возможно только благодаря силе и действиям антисоциальных персонажей, готовых действовать, когда общество бессильно.
Автомобильные погони стали важным элементом экшн-фильмов этого периода. Картины вроде «Французского связного» (1971) подчёркивали слияние человека и машины, где водители и транспортные средства действовали как единое целое. Кульминацией этой тенденции стал постапокалиптический боевик «Безумный Макс 2» (1981).
В 1970-х годах на западный экшн-кинематограф начало оказывать влияние восточное боевое кино, особенно с появлением таких звёзд, как Брюс Ли. Его фильмы вроде «Кулака ярости» (1972) познакомили западную аудиторию с новыми формами экшн-хореографии и боевыми искусствами.
К концу 1970-х сформировались ключевые элементы, которые определили классический период боевиков 1980-х: герои-одиночки, сражающиеся против системы или всемогущих врагов, динамичные погони и перестрелки, рукопашные схватки и эпические противостояния добра и зла.
Классический период экшн-кино
1980-е годы считаются золотым веком экшн-фильмов, получившим название «классического периода». В это десятилетие жанр достиг своего пика популярности, а его ключевые элементы стали чётко определёнными и узнаваемыми.
Этот период характеризовался появлением героев нового типа – мускулистых, несокрушимых воинов, воплощённых такими актёрами, как Сильвестр Сталлоне, Арнольд Шварценеггер, Чак Норрис и Дольф Лундгрен. Эти персонажи часто выступали как мстители («Смертельное оружие», 1987), полицейские-одиночки («Крепкий орешек», 1988) или наёмники-воины («Коммандос», 1985).
Продолжая тенденцию слияния человека и оружия, фильмы 1980-х представляли героев, которые либо носили оружие, либо были обучены быть оружием («Американский ниндзя», 1985), либо были наделены технологиями («Робокоп», 1987). Персонажи этой эпохи противостояли явным антагонистам, часто символизирующим конкретные геополитические силы периода Холодной войны.
Структура повествования в классических боевиках 1980-х строилась вокруг трёхактной истории, сосредоточенной на выживании, сопротивлении и мести. Сюжеты, имевшие корни в классическом повествовании, особенно в фильмах о боевых искусствах и вестернах, демонстрировали физическое испытание героя, его травму и окончательный триумф.
Важную роль в развитии жанра сыграли продюсеры, такие как Джоэл Сильвер, и производственные компании вроде The Cannon Group, которые специализировались на производстве боевиков различного бюджета. Благодаря их усилиям на рынок выходили десятки экшн-фильмов ежегодно, удовлетворяя растущий спрос публики.
Среди знаковых фильмов этого периода можно выделить серии «Рэмбо» и «Рокки» со Сталлоне, «Терминатор» и «Хищник» со Шварценеггером, «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом, «Пропавшие без вести» с Чаком Норрисом. Эти картины определили эстетику и стиль боевиков на десятилетия вперед.
Восточное влияние и гонконгские боевики
Параллельно с развитием голливудского экшн-кино в 1970-х и 1980-х годах значительное влияние на жанр оказывало восточное и особенно гонконгское боевое кино. Это влияние стало определяющим фактором для постклассического периода в истории экшн-фильмов.
Гонконгское экшн-кино имеет глубокие корни в китайской и гонконгской культурах, включая китайскую оперу, традиции рассказа историй и эстетические принципы. Гонконгские режиссёры соединили эти элементы с влияниями Голливуда и японского кино, создав культурно самобытную форму, которая впоследствии получила широкое международное признание.
Первые гонконгские экшн-фильмы отдавали предпочтение стилю «уся», акцентируя внимание на мистицизме и фехтовании, но эта тенденция была политически подавлена в 1930-х годах и заменена фильмами о кунг-фу, изображавшими более приземлённые боевые искусства без оружия, часто с участием народных героев, таких как Вонг Фей Хун.
Послевоенные культурные потрясения привели ко второй волне фильмов «уся» с высокоакробатическим насилием, за которыми последовало появление более жёстких фильмов о кунг-фу, ставших визитной карточкой студии Shaw Brothers.
В 1970-х годах произошёл ренессанс фильмов о кунг-фу, связанный с восхождением и внезапной смертью Брюса Ли. Его сменили в 1980-х Джеки Чан, популяризировавший использование комедии, опасных трюков и современных городских обстановок в боевиках, и Джет Ли, чьи аутентичные навыки ушу привлекали как восточную, так и западную аудиторию.
Инновационная работа режиссёров и продюсеров, таких как Цуй Харк и Джон Ву, внесла дальнейшее разнообразие с появлением таких жанров, как боевики о гангстерской «героической бойне» и фильмы в стиле «ган-фу», а также введением тем, связанных с триадами и сверхъестественным.
В конце 1980-х – начале 1990-х гонконгское экшн-кино начало оказывать существенное влияние на западные боевики. Режиссёры вроде Джона Ву переехали в Голливуд, перенося восточную эстетику и технику постановки боевых сцен в американские фильмы.
Постклассический период
Третий этап в эволюции экшн-кино, получивший название постклассического периода, охватывает 1990-е – начало 2000-х годов. Он характеризуется преобладанием восточной кинематографии и её эстетики, в первую очередь техники работы с проволокой гонконгских боевиков, а также все более активным использованием компьютерной графики.
Этот период совпал с окончанием Холодной войны в 1991 году, что привело к снижению явного мачизма в экшн-фильмах. На смену ему пришли самореферентные и пародийные элементы, ярко проявившиеся в таких фильмах, как «Последний киногерой» (1993).
О’Брайен описывал этот период как «мягкий», где «твёрдые тела» классической эпохи были заменены компьютерной графикой, как в фильме «Терминатор 2: Судный день» (1991). Это сочеталось с миллениалистской тревогой и темами апокалипсиса, представленными в таких фильмах, как «День независимости» (1996) и «Армагеддон» (1998).
В экшн-фильмах этого периода стали появляться все более нереалистичные сеттинги и требовались более явно супергероические персонажи. Адаптации комиксов становились все более популярными. Важным событием стал выход фильма «Матрица» (1999), который, по мнению Адама Стернберга из «Vulture», был под влиянием комиксов, киберпанк-фантастики, японского аниме и гонконгских боевиков.
Стернберг также считает, что именно «Матрица» со своим использованием компьютерной графики переопределила боевик, создав шаблон для современных супергеройских блокбастеров. По его мнению, это вдохновило возрождение супергеройского кино в начале XXI века.
Значительным событием в жанре стал выход фильма «Блэйд» (1998) от Marvel, который представлял собой более мрачный супергеройский фильм, смешанный с традиционными элементами боевика. Главный герой обладал силами вампира и арсеналом оружия. Успех «Блэйда» считается началом кинематографического успеха Marvel и катализатором для дальнейших экранизаций комиксов.
Возрождение классических форм и новые тенденции
Четвёртая фаза в эволюции жанра наступила после атак 11 сентября 2001 года, что повлекло за собой возвращение к ранним формам жанра в противовес фантастическим элементам постклассического периода.
После выхода фильмов Квентина Тарантино «Убить Билла: Том 1» (2003) и «Убить Билла: Том 2» (2004), которые переосмыслили тропы боевиков 1970-х годов, произошло возрождение повествований о мести в таких фильмах, как «Отважная» (2007) и «Заложница» (2008).
О’Брайен отмечал, что фильмы Тарантино представляли собой постмодернистский взгляд на темы, которые отказывались от иронии в пользу «синефильского переосмысления канонов жанра». Жанр совершил полный круг, возродив фильмы классического периода с картинами «Крепкий орешек 4.0» (2007) и «Рэмбо» (2008), где персонажи, ориентируясь в современном мире, одновременно признавали свой возраст.
Кульминацией этой тенденции стал фильм «Неудержимые» (2010), собравший звёзд боевиков разных поколений в одном проекте, что можно рассматривать как своеобразную дань уважения классическому периоду жанра.
В 2000-х и 2010-х годах произошло возрождение жанра «историческое экшн». Фильмы вроде «Гладиатора» (2000), «Троя» (2004), «300 спартанцев» (2006) и «Царство небесное» (2005) сочетали исторические сеттинги с современными техниками постановки экшн-сцен и компьютерной графикой.
Фильмы о Джеймсе Бонде также пережили трансформацию. Начиная с «Казино Рояль» (2006) с Дэниелом Крейгом, характер Бонда был официально перезапущен, представив его как героя пост-Холодной войны. Новые фильмы о Бонде стали более жёсткими и реалистичными, сохраняя при этом фирменные элементы франшизы.
Шпионский жанр в целом переживал ренессанс с такими франшизами, как «Миссия невыполнима» с Томом Крузом, «Джейсон Борн» с Мэттом Дэймоном и «Kingsman» с Колином Фертом. Эти фильмы привнесли свежий взгляд на шпионский боевик, сочетая элементы классического периода с современными визуальными эффектами и более сложными сюжетами.
Эра супергеройского кино
Важнейшим событием в истории экшн-кино XXI века стало появление и доминирование супергеройских фильмов. Хотя супергеройские истории получили популярность ещё в комиксах и были адаптированы для киносериалов в середине XX века, современная эра супергеройского кино началась в 2000-х годах.
Ранние примеры супергеройского кино включали анимационные картины и киносериалы, такие как «Мандрейк-маг» (1939), «Тень» (1940), «Приключения Капитана Марвела» (1941), «Бэтмен» (1943), «Фантом» (1943), «Капитан Америка» (1944) и «Супермен» (1948).
В 2000 году вышел фильм «Люди Икс», за которым последовал большой успех «Человека-паука» (2002) Сэма Рэйми. Эти фильмы показали, что адаптации комиксов могут быть и коммерчески успешными, и получать положительные отзывы критиков. Они проложили путь для новой волны супергеройских фильмов.
Настоящим переломным моментом стал 2008 год с выходом фильма «Железный человек», положившего начало Кинематографической вселенной Marvel (КВМ). В том же году «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана получил широкое признание критиков и стал первым супергеройским фильмом, собравшим более 1 миллиарда долларов в мировом прокате.
2010-е годы ознаменовались продолжением успеха супергеройских фильмов как в культурном, так и в экономическом плане, выведя поджанр на новые высоты. После намёков на «Инициативу Мстителей» в фильмах о Железном человеке и «Невероятном Халке» Marvel выпустила «Тора» в мае 2011 года, а затем «Первый мститель» в июле 2011 года.
Выход «Мстителей» в 2012 году окончательно закрепил доминирование супергеройского кино в экшн-жанре. Фильм собрал более 1,5 миллиарда долларов и получил положительные отзывы критиков и зрителей. Он продемонстрировал возможность создания общей киновселенной с пересекающимися персонажами и сюжетными линиями.
В последующие годы КВМ выпускала по несколько фильмов ежегодно, каждый из которых становился событием в мире кино. Параллельно развивалась Расширенная вселенная DC с такими фильмами, как «Человек из стали» (2013), «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) и «Чудо-женщина» (2017).
Супергеройские фильмы стали не просто частью жанра экшн, но и его доминирующей формой. Они объединили в себе элементы боевика, научной фантастики, фэнтези и даже комедии, создавая уникальные гибридные произведения, привлекающие массовую аудиторию.
Технические инновации в современных экшн-фильмах
Современные экшн-фильмы характеризуются использованием передовых технологий, которые позволяют создавать все более впечатляющие и реалистичные сцены действия. Компьютерная графика, цифровые эффекты и инновационные методы съёмки расширили возможности жанра далеко за пределы того, что было возможно в прошлом.
Компьютерная графика (CGI) стала неотъемлемым элементом современных боевиков. Если в 1990-х она использовалась преимущественно для создания отдельных эффектов или персонажей, то в 2000-х и 2010-х годах целые миры и сложные экшн-сцены могут быть созданы с помощью CGI.
Фильм «Матрица» (1999) продемонстрировал новаторский эффект «bullet time» (замедленной съёмки), который позволил зрителям увидеть действие с невозможных ранее ракурсов. Этот эффект был широко скопирован и адаптирован в последующих боевиках.
В 2000-х годах технология захвата движения (motion capture) позволила актёрам физически играть компьютерных персонажей. Энди Серкис стал пионером этой технологии в своих ролях Голлума в трилогии «Властелин колец» и Цезаря в новой серии фильмов «Планета обезьян».
Использование дронов для аэросъёмки открыло новые возможности для создания динамичных экшн-сцен, обеспечивая ракурсы и движения камеры, которые были бы невозможны или чрезвычайно дороги с традиционным оборудованием.
Цифровая цветокоррекция позволила создать уникальные визуальные стили для разных фильмов. Например, серия «Джон Уик» с Киану Ривзом отличается неоновой цветовой палитрой и стилизованным освещением, что стало частью фирменного стиля франшизы.
Несмотря на технологические достижения, многие современные экшн-фильмы стремятся сохранить связь с традициями жанра, сочетая CGI с практическими эффектами и настоящими трюками. Такие режиссёры, как Кристофер Нолан («Начало», «Тёмный рыцарь») и Джордж Миллер («Безумный Макс: Дорога ярости»), известны своим предпочтением практических эффектов над цифровыми, когда это возможно.
Том Круз, звезда франшизы «Миссия невыполнима», прославился тем, что сам выполняет многие опасные трюки в своих фильмах, включая подвешивание на внешней стороне взлетающего самолёта в «Миссия невыполнима: Племя изгоев» (2015) и прыжки с парашютом с высоты 25 000 футов в «Миссия невыполнима: Последствия» (2018).
Поджанры и гибридные формы экшн-фильмов
Жанр экшн-фильма отличается большой гибкостью и способностью сочетаться с другими жанрами, образуя различные гибридные формы. Эта гибридность стала особенно заметной в постклассический период, когда чистые жанровые формы уступили место более сложным комбинациям.
Одним из важнейших поджанров являются фильмы о боевых искусствах, которые сами по себе представляют обширную категорию. Они включают в себя фильмы о кунг-фу, сосредоточенные на китайских боевых искусствах, картины жанра уся, изображающие фантастические приключения мастеров меча в древнем Китае, фильмы о каратэ, популяризированные в Японии и на Западе, а также комедийные боевые фильмы, часто ассоциируемые с такими звёздами, как Джеки Чан.
Родственные жанры включают «ган-фу» (сочетание боевых искусств с перестрелками), фильмы о самураях и японские исторические драмы дзидайгэки. В западном кинематографе к ним можно добавить фильмы о мстителях, полицейские боевики и шпионские триллеры.
Исторические боевики представляют собой ещё один важный поджанр, сочетающий историческую обстановку с динамичными экшн-сценами. К ним относятся фильмы о римских легионерах («Гладиатор»), средневековых рыцарях («Царство небесное»), викингах («Северянин») и самураях («Семь самураев»).
Экшн-комедии, такие как серии «Смертельное оружие», «Час пик» и «Горячие головы», сочетают напряжённые экшн-сцены с комедийными элементами, часто строясь вокруг дуэта несовместимых партнёров.
Научно-фантастические боевики, вроде «Терминатора», «Матрицы» и «Района №9», помещают экшн-сюжеты в фантастические миры будущего, позволяя исследовать технологические и социальные проблемы через призму динамичного повествования.
Фантастические боевики, такие как «Властелин колец», «Гарри Поттер» (особенно поздние фильмы серии) и «Пираты Карибского моря», переносят экшн-элементы в вымышленные миры магии и чудес.
Супергеройские фильмы, ставшие доминирующей формой экшн-кино в 2010-х годах, сами по себе представляют гибридный жанр, сочетающий элементы боевика, научной фантастики, фэнтези и даже комедии в зависимости от конкретного персонажа и франшизы.
Культурное влияние экшн-фильмов
Экшн-фильмы оказали значительное влияние на популярную культуру и общество в целом. Они не только отражают культурные и социальные тенденции своего времени, но и активно формируют их, создавая новые образы, идеалы и ценности.
Герои боевиков часто становятся культурными иконами, воплощающими идеалы своей эпохи. В 1980-х это были мускулистые мачо в духе Сталлоне и Шварценеггера, олицетворявшие агрессивную маскулинность времён Холодной войны. В 1990-х и 2000-х на смену им пришли более уязвимые и многогранные персонажи, а в 2010-х супергерои стали символами современных ценностей разнообразия и инклюзивности.
Экшн-фильмы влияют и на гендерные стереотипы. Если раньше женщины в них часто были лишь объектами спасения, то в современных боевиках все чаще появляются сильные женские персонажи. Такие фильмы, как «Убить Билла» с Умой Турман, «Чудо-женщина» с Галь Гадот, «Чёрная вдова» со Скарлетт Йоханссон, «Капитан Марвел» с Бри Ларсон, представляют женщин как полноценных героев экшн-кино.
Экшн-фильмы также служат платформой для обсуждения социальных и политических вопросов. Например, трилогия о Тёмном рыцаре Кристофера Нолана исследует темы терроризма, наблюдения и гражданских свобод в пост-9/11 мире. «Первый мститель: Противостояние» затрагивает вопросы международного права и ответственности супергероев.
Влияние экшн-фильмов простирается далеко за пределы кинематографа, воздействуя на другие формы медиа. Видеоигры часто заимствуют сюжеты, персонажей и эстетику из экшн-фильмов, а некоторые игры, такие как серия «Call of Duty», по своему визуальному стилю напоминают современные военные боевики.
Мода и стиль также испытывают влияние экшн-кино. От кожаных курток Арнольда Шварценеггера в «Терминаторе» до чёрных плащей из «Матрицы» – экшн-фильмы часто определяют модные тенденции и формируют визуальную эстетику своей эпохи.
Экономическое влияние экшн-фильмов также трудно переоценить. Они остаются одним из самых прибыльных жанров кино, особенно на международном рынке. Супергеройские фильмы Марвел и DC регулярно собирают миллиарды долларов в мировом прокате, что делает их важнейшими компонентами современной киноиндустрии.
Географическое разнообразие и локальные традиции
Хотя Голливуд доминирует в производстве экшн-фильмов глобального масштаба, жанр имеет богатые традиции и в других странах, каждая из которых привносит свои культурные особенности и стилистические элементы.
Гонконгское кино, как уже отмечалось, оказало революционное влияние на жанр. Гонконгские режиссёры, такие как Джон Ву, Цуй Харк, Ринго Лам, создали уникальный стиль экшн-фильма, характеризующийся виртуозной хореографией боевых сцен, двойным владением оружием и стилизованным насилием.
Японское кино имеет давнюю традицию самурайских фильмов (дзидайгэки). Режиссёры вроде Акиры Куросавы («Семь самураев», «Телохранитель») создали образцы экшн-кино, которые позднее вдохновили такие западные фильмы, как «Великолепная семёрка» и «Звёздные войны».
Японские токусацу-фильмы и сериалы, включая франшизы «Ультрамен» и «Камен Райдер», представляют собой уникальную форму супергеройского контента, оказавшую влияние на развитие жанра во всем мире. После успеха телесериала «Камен Райдер Куга» началась новая эра франшизы, приведшая к производству ежегодных фильмов «Камен Райдер».
Южнокорейское кино в последние десятилетия создало ряд выдающихся экшн-фильмов, таких как «Олдбой» Пак Чхан-ука, «Сочувствие господину Месть» и «Воспоминания об убийстве» Пон Джун-хо. Эти фильмы отличаются жёстким реализмом, социальным комментарием и инновационной хореографией боевых сцен.
Индийское кино, особенно Болливуд, создало свой особый стиль экшн-фильма, часто включающий элементы мелодрамы, комедии и обязательные музыкальные номера. В последние годы такие фильмы, как «Байкеры» и серия «Крриш», демонстрируют растущее влияние голливудских и восточноазиатских боевиков на индийское кино.
Таиландское кино с такими звёздами, как Тони Джаа («Онг Бак»), показывает традиционное боевое искусство муай-тай в контексте современных боевиков, часто с минимальным использованием компьютерной графики и акцентом на реальных трюках.
Французское кино породило собственную школу экшн-фильмов, часто с элементами паркура, как в фильмах «13-й район» и «Ямакаси». Режиссёр Люк Бессон и его компания EuropaCorp стали важными игроками в международном производстве экшн-фильмов, выпустив такие хиты, как серия «Перевозчик» и «Заложница».
Российское кино в последние годы также обратилось к жанру экшн, создав такие фильмы, как «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Обитаемый остров», «Защитники» и «Майор Гром: Чумной Доктор», пытаясь сочетать элементы голливудского экшна с российскими реалиями и менталитетом.
Будущее жанра экшн-фильмов
Жанр экшн-фильмов продолжает эволюционировать, адаптируясь к новым технологическим возможностям, культурным тенденциям и зрительским ожиданиям. Несколько текущих тенденций могут дать представление о возможном будущем развитии жанра.
Технологические инновации продолжат играть ключевую роль в развитии экшн-кино. Виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект для создания более реалистичных визуальных эффектов, технологии светового поля для захвата трёхмерных сцен – все это может изменить способы создания и восприятия экшн-сцен.
Использование технологии виртуальных объёмов, как в «Мандалорце» и «Бэтмене» (2022), может стать стандартом для создания реалистичных окружений, заменяя традиционные зелёные экраны и позволяя актёрам и режиссёрам видеть виртуальное окружение в реальном времени во время съёмок.
Цифровое омоложение и воскрешение актёров с помощью CGI, как в «Ирландце» Мартина Скорсезе или в фильмах «Звёздные войны», может позволить состаривать или омолаживать персонажей, а также «возвращать» на экран умерших актёров, что поднимает сложные этические вопросы.
Стриминговые платформы, такие как Netflix, Amazon Prime Video и Disney+, все активнее участвуют в производстве оригинальных экшн-фильмов и сериалов. Это может привести к большему разнообразию контента, так как стриминговые сервисы стремятся привлечь различные аудитории и не ограничены требованиями кинотеатрального проката.
Глобализация кинопроизводства продолжает размывать границы между национальными кинематографическими традициями. Международные коллаборации становятся нормой, а не исключением, что приводит к гибридизации стилей и культурных влияний в экшн-фильмах.
Разнообразие и инклюзивность, вероятно, будут играть все более важную роль в экшн-кино. Это касается не только большего присутствия женских персонажей и актёров из разных этнических групп, но и разнообразия сюжетов, точек зрения и культурных контекстов.
Экологические темы могут стать более заметными в будущих экшн-фильмах, отражая растущую обеспокоенность изменением климата и экологическими проблемами. Фильмы катастроф, часто пересекающиеся с жанром экшн, уже начали исследовать эти темы.
Виртуальное производство может сделать создание экшн-фильмов более экологичным, сокращая необходимость в международных поездках и съёмках на натуре, а также уменьшая общий углеродный след кинопроизводства.
Наследие и значимость экшн-фильмов
Экшн-фильмы занимают особое место в истории кинематографа. Они не только представляют собой один из самых популярных и коммерчески успешных жанров, но и служат площадкой для технических и нарративных инноваций, оказывая влияние на другие жанры и формы медиа.
С технической точки зрения, экшн-фильмы часто выступают пионерами в освоении новых технологий и техник киносъёмки. От революционного монтажа в «Броненосце Потемкине» Эйзенштейна до эффекта «bullet time» в «Матрице» – боевики постоянно раздвигают границы возможного в визуальном повествовании.
В культурном плане экшн-герои становятся символами своего времени, отражая и формируя представления о героизме, маскулинности, феминности и моральных ценностях. Изменения в образах героев экшн-фильмов – от непобедимых мачо 1980-х до более уязвимых и этически сложных персонажей современности – отражают эволюцию общественных представлений о силе, власти и ответственности.
Экономическое влияние экшн-фильмов на киноиндустрию трудно переоценить. Большие бюджеты, звёздные актёры, специальные эффекты и глобальный маркетинг – все это делает современные экшн-блокбастеры ключевыми элементами бизнес-модели крупных студий и важной частью культурного экспорта, особенно для американского кино.
Несмотря на критику за излишнюю зрелищность в ущерб содержанию, лучшие экшн-фильмы демонстрируют, что зрелищность может служить средством повествования, а не просто отвлекающим фактором. Как отмечал исследователь Геофф Кинг, спектакль в экшн-фильмах может быть проводником повествования, а не препятствием для него.
Комментирование недоступно Почему?