Коллаж читать ~3 мин.
В современном искусстве слово «коллаж» описывает композицию, состоящую из множества различных материалов – как правило, печатных материалов, таких как вырезки из газет, фотографий, графических или цифровых произведений искусства, фрагментов текстиля или ткани и, возможно, твёрдых предметов – все это наклеивается на лист бумаги, картон или холст. Коллаж ассоциируется прежде всего с современными направлениями в искусстве, такими как кубизм и дадаизм, а также современными практиками искусства сборки, такими как американский поп-художник Роберт Раушенберг. Теория и практика искусства коллажа теперь преподаются в качестве предмета для получения дополнительной степени в некоторых из лучших художественных школ Европы и Америки.
Коллаж в кубизме
Экспонентами коллажа начала двадцатого века были два пионера кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак. Для начала они разработали аналитический кубизм, отражающий художественную философию Пикассо, согласно которой голова просто состоит из двух глаз, носа и рта, которые можно расположить так, как пожелает художник. Картины аналитического кубизма со временем становились все более и более фрагментированными, а их содержание – всё более абстрактным. Затем, примерно в 1912 году, Пикассо и Брак разработали новую форму живописи, известную как синтетический кубизм – метод, который импортировал сначала слова, а затем «настоящие» элементы, такие как вырезки из газет, билеты, обрывки обоев и этикеток, чтобы представить себя. Другой использованный метод – papier collé, или клейкая бумага, которую Брак использовал в своём коллаже. Блюдо с фруктами и стакан (1913).
Эти формы кубистского коллажа совпали с ранними трёхмерными композициями с использованием «найденных объектов», такими как противоречивые «реди-мейды» художника Дада Марселя Дюшана (1887-1968).
Коллаж в стиле Дада
Движение Дада началось в Цюрихе, Швейцария, во время Первой мировой войны, как художественный бунт против традиционных ценностей, вызвавших такой ужас. После войны дадаизм перерос в сюрреализм в Париже и Кёльне. Коллаж был особой техникой этого анти-художественного движения. Небольшие коллажи «Merzbilder» немецкого художника Дада Курта Швиттерса были тщательно созданы из уличного мусора, чтобы отразить сошедший с ума мир. Макс Эрнст, ещё один немецкий художник-дадаист и сюрреалист, также создал ряд коллажированных изображений и включил фроттаж (натёртые узоры) в своё искусство фэнтези.. Вольф Фостелл изобрёл деколлажи, что является противоположностью созданных коллажей с использованием фрагментов плакатов и других «найденных» материалов. Среди других известных художников, которые использовали коллаж, были Жан Арп, Марсель Дюшан, Пикабиа и американский абстрактный экспрессионист Роберт Мазервелл.
Коллаж в современном изобразительном искусстве (смешанная техника)
С тех пор коллаж использовали многие другие художники: например, голландский художник-абстракционист Пит Мондриан, британский художник Джон Уокер и американка Джейн Франк (известная своими коллажами на холсте). Ли Краснер (1908-1984), жена Джексона Поллока, изобретателя «живописи в стиле боевик», также создавала коллажи, собранные из частей её собственных выброшенных картин. Художники нео-дада, включая Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга, также разработали современные формы коллажа и других работ в смешанной технике.
В конце двадцатого века концепция коллажа расширилась и распространилась далеко за пределы изобразительного искусства, включая музыкальные и архитектурные аранжировки, а также фотографический коллаж (фотомонтаж), сборку и ремесла, такие как декупаж. Более того, широкое использование термина «смешанная техника» в актуальном искусстве фактически вытеснило слово «коллаж» в изобразительном искусстве, поскольку оно включает в себя, например, широко распространённую клеённую сборку объектов на холсте. Одним из самых талантливых современных художников-коллажистов был житель Нью-Йорка Дэвид Войнарович (1954-1992), работы которого выставлялись в одних из лучших галерей современного искусства Америки.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат: Хронология истории искусства.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды: Виды искусства.
САМОЕ ЦЕННОЕ ВИЗУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Информацию о самых дорогих в мире произведениях изобразительного искусства и рекордных ценах на аукционах ищите в разделе: 10 самых дорогих картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?