Искусство Дада читать ~16 мин.
Дадаизм, первое крупное движение против искусства, было восстанием против культуры и ценностей, которые, как считалось, вызвали и поддержали кровавую бойню Первой мировой войны (1914-18). Это быстро превратилось в анархический тип высокоавангардного искусства, целью которого было ниспровергнуть и подорвать систему ценностей правящего истеблишмента, который позволил разразиться войне, включая истеблишмент искусства, который они рассматривали как неразрывно связанный с дискредитированными общественными организациями политический статус-кво. Преступившие одновременно в 1916 году в Европе и Америке её лидеры, как правило, были очень молоды, чуть за двадцать, и большинство из них «отказались», избегая призыва на военную службу в нейтральных городах, таких как Нью-Йорк, Цюрих и Барселона.
Что такое дадаизм? – Характеристики и эстетика
Как группа давления, направленная против искусства, она прибегала к возмутительной тактике для нападения на устоявшиеся традиции искусства, используя шквал демонстраций и манифестов, а также выставок абсурдистского искусства, преднамеренно разработанных для того, чтобы скандалить и шокировать как власти, так и широкую общественность. Центры общественной деятельности дадаизма обычно были небольшими и интимными: они включали Цюрихское кабаре «Вольтер»; Нью-йоркскую фото-сецессионную галерею, принадлежащую фотографу Альфреду Штиглицу, квартиру Аренсбергов и современную галерею Мариуса де Зая, все в Нью-Йорке; и Клуб Дада в Берлине.
Как ни странно, несмотря на его нигилистическую миссию, движение Дада привело к появлению и уточнению ряда важных новшеств в изобразительном искусстве, в том числе коллажа и фотомонтажа, и продолжал оказывать влияние на несколько более поздние современные художественные движения, такие как сюрреализм и поп-арт, а также стили современного искусства, такие как нуво-реализм, нео-дада, флуксус, и несколько форм искусства середины 20-го века, таких как инсталляция и перформанс.
Кто основал Дадаизм?
Хотя дадаистские идеи уже появлялись по обе стороны Атлантики, настоящее название Дада было придумано в Цюрихе в 1916 году. По словам поэта Ричарда Хюльзенбека (1892-1927), это слово было выбрано наугад им самим и художником-музыкантом Хьюго Боллом (1886-1927) из немецко-французского словаря. По сути (и, вероятно, умышленно) бессмысленное слово, Дада означает «Да-Да» по-русски, а «Туда-Там» по-немецки (универсальный детский лепет); в то время как по-французски это означает «конь». Вместе с Жаном Арпом (1887-1966) и румынским поэтом и демоническим активистом Тристаном Царой (1896-1963) они основали Кабаре Вольтер в Цюрихе, раннем центре мультикультурных мероприятий Дада и демонстраций протеста. Среди других сторонников цюрихского дадаизма были румынский скульптор Марсель Янко (1895–1984) и немецкий художник и кинорежиссёр Ганс Рихтер (1888–1976).
История движения Дада
Дадаизм возник в разгар варварской войны, наступая на пятки первого революционного художественного движения 20-го века – кубизма Пикассо и Брака. И нигилизм, порождённый войной, и революционный дух, высвобожденный кубистским искусством, были ключевыми факторами роста и привлекательности движения. Фактически, первая спорная работа Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912) была кубистско-футуристической работой, изображающей спуск механистической обнажённой натуры, похожей на серию фото-кадров. Это шокировало посетителей «Оружейной» выставки 1913 года в Нью-Йорке – официально Международной выставки современного искусства и первая крупная выставка современных тенденций, пришедшая из Парижа – но быстро проданная вместе со всеми четырьмя его картинами на выставке. Однако первой крупной дадаистской работой (или протестом) Дюшана было представление его «готовой» работы (подписанного писсуара) под названием «Фонтан» на выставке Общества независимых художников в Париже в 1917 году. Выставочный комитет заявил, что «Фонтан» не был искусством, и отклонил его, вызвав бурю негодования среди дадаистов, и заставил Дюшана уйти из правления независимых художников. (Примечание: в 2004 году 500 известных художников и историков назвали «Фонтан» «самым влиятельным произведением искусства ХХ века».)
Движение Дада в Цюрихе
Движущей силой Zurich Dada был Тристан Цара, которому помогал его изменчивый прихвостень Фрэнсис Пикабиа, недавно вернувшийся из Америки и Барселоны. Вместе Цара и Пикабиа проповедовали все более разрушительный взгляд на искусство и нигилистическое видение самой жизни. С 1917 по 1921 год они выпустили 8 номеров журнала «Дада», на немецком и французском языках. Однако с окончанием войны значение Швейцарии как нейтральной гавани упало. Ричард Хюльзенбек (1892-1974), член-основатель Дадаизма, уехал в Берлин, Пикабиа отправился в Париж, и когда Цара последовал за ним в 1920 году, цюрихская фаза Дадаизма закончилась.
Дадаизм в Берлине
После Первой мировой войны активисты дадаизма рассеялись по Европе, собираясь в основном в Париже и Берлине. Хюльзенбек основал Club Dada в Берлине, в состав которого входили Йоханнес Баадер (1876-1955), Джордж Гросс (1893-1959), Рауль Хаусманн (1886-1971), Джон Хартфилд (Гельмут Херцфельд) (1891-1968) и Ханна Хох (1889-1979). Берлинский дадаизм был сатирическим и в высшей степени политическим: его цели были более узкими и точными, чем где-либо ещё, а его основным оружием были периодические издания, включая Club Dada и Der Dada – в обоих случаях использовалась взрывная типографика и фотомонтаж. Художники Берлинского Дада были известны своим использованием «реди-мейдов» – особенно фотомонтажных работ и ранних форм сборки – а также своим энтузиазмом по поводу технологий.
Дадаизм в Кёльне
Другими центрами деятельности Дада в Германии были Кёльн и Ганновер. Кёльнское отделение (1919-20) было менее политизированным и более склонным к эстетике, хотя бы только в том смысле, что оно было антиэстетичным. В него вошли два крупных художника – Жан Арп и Макс Эрнст. Последний, наряду с Джоном Хартфилдом, использовал сатирические техники коллажа с использованием популярных печатных материалов, изображая гротеск и странные эротические мотивы, в стиле, который возвестил парижский сюрреализм. Кёльн стал свидетелем одной из первых выставок дадаизма в мае 1920 года: мероприятие проходило во внутреннем дворе публичного дома со стеклянной крышей, проходившем через мужской туалет. Непочтительное шоу было закрыто властями в течение нескольких дней из-за подозрений на порнографический экспонат. Однако он быстро открылся снова, когда выяснилось, что «оскорбительное содержание» было обнаружено в «Адаме и Еве» великого художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера.
Дадаизм в Ганновере: сольный оркестр Курта Швиттерса
В 1918 году немецкий художник Курт Швиттерс (1887–1948) подал заявку на присоединение к берлинским дадаистам, но получил отказ за свою аполитичность. В результате он основал своё собственное ганноверское отделение Дада, с его продолжающейся серией Мерц (слово предположительно произошло от немецкого слова «Kommerz», означающего коммерцию) коллажей, рельефов и строительных конструкций (Мерцбау). Действительно, уникальная и неподдельная преданность Швиттерсу идеям дадаизма привела к появлению большого количества произведений искусства, построенных из городских отходов и найденных объектов (objets Trouvés), которые оказали большое влияние на более поздние движения, такие как Junk Art, искусство сборки и Arte Povera. В некоторой степени соответствуя антивоенному стилю художественных работ, он был разрушен во время бомбардировки союзников в 1943 году.
Дада в Нью-Йорке
Это отделение было основано Марселем Дюшаном (1887-1968) – см. его фирменный стиль «реди-мейдов», таких как Bicycle Wheel (1913, Musee National d’Art Moderne, Париж) – Ман Рэй (1890-1976) и художник-кубист Фрэнсис Пикабиа (1879-1953). Дюшан и Рэй также сотрудничали с Кэтрин Драйер в создании Societe Anonyme, ассоциации, способствующей росту и признанию современного искусства в Америке. (Это открыло путь для Нью-Йоркского музея современного искусства). Ещё одним дадаистом из Нью-Йорка был художник-прецизионист Мортон Шамберг (1881-1918).
Парижский Дада
К 1921 году многие пионеры дадаизма, такие как Жан Арп, Марсель Дюшан, Макс Эрнст, Ман Рэй, Фрэнсис Пикабиа и Тристан Цара, прибыли в Париж, где они смешались с рядом французских поэтов, таких как Андре Бретон (1896-1966) и Луи Арагон. В результате Парижский дадаизм стал известен своей театральной, многокультурной, но не менее непочтительной деятельностью. Но движение Дада оказалось неспособным сдержать расходящиеся идеи и личности своих членов. В частности, новаторский и любопытный Бретон поссорился с закоренелыми нигилистами, такими как Цара и Пикабиа, и когда он ушёл из дадаизма, чтобы основать новое движение (которое стало известно как сюрреализм), многие дадаисты последовали за ним, и движение распалось.
Стили и методы философии Дада
Дадаистская философия была заведомо негативной. Это было против истеблишмента, против искусства и даже против общества в том смысле, что оно выступало против буржуазного общества, которое спонсировало насилие со стороны государства, примером которого является Первая мировая война. Однако в своём стремлении представить свои нигилистические идеи по-новому, незагрязненные буржуазной традицией изобразительного искусства, феномен Дада фактически изобрёл ряд экспериментальных форм и техник искусства, которые разными способами внесли свой вклад в развитие этой традиции. В то время это отнюдь не было очевидным, поскольку активисты Дада начали устраивать череду выступлений в кабаре, митингов, призванных спровоцировать споры и даже беспорядки в поддержку своей подрывной программы.
Идея важнее самого произведения искусства
Многие дадаистские события имели много общего с «Хеппенингами» и «Перформансом» 1960-х годов и иллюстрировали основной девиз сегодняшнего концептуального искусства, согласно которому «идея», лежащая в основе произведения искусства, более важна, чем сама физическая работа. Отсюда и описание дадаизма как скорее как «отношение», чем как движение.
Ранние известные дадаистские работы включали портрет Сезанна, Ренуара и Рембрандта Пикабиа с чучелом обезьяны (1920) и картину Дюшана с портретом Леонардо Моны Лизы с бородой и усами – LHOOQ (1919), название которой произошло от фонетической версии французской фразы «Elle a chaud au cul» – “у неё классная задница”. Среди других скандальных произведений – «Бог» Шамберга (1917) и «Дар» Мана Рэя (1921).
Искусство можно сделать из чего угодно
Готовые модели Дюшана («произведения искусства», созданные из «найденных» объектов: то есть всего, что попадётся под руку) иллюстрируют идею дадаистов о том, что искусство может быть создано из чего угодно, даже самого обычного. Дюшан создал свой первый «готовый» предмет в 1914 году, когда он выставил полку для бутылок, а его самой известной работой был писсуар с автографом (под названием «Фонтан»), который он представил на крупной парижской выставке в 1917 году и представление их как искусства – широко использовалось более поздними адептами сборки и первомансов.
Другой дадаистской техникой был фотомонтаж – особенно используемый берлинскими дадаистами, такими как Рауль Хаусманн, – который использовал иллюстрации и рекламные вырезки из популярных журналов. Усовершенствуя кубистскую идею коллажа, художники Дада использовали эти вырезки для создания загадочных или поразительно несочетаемых сопоставлений изображений и букв. Самым выдающимся художником-коллажистом Дада был Курт Швиттерс из Ганновера, чьи работы были созданы из городского мусора, автобусных билетов, разнообразной упаковки и других обрезков.
Известные дадаисты
Примечание: многие из наиболее важных дадаистов стали в последствии художниками-сюрреалистами.
Жан Арп (1887-1966): поэт и скульптор
Бывший студент Страсбургской школы искусств и ремёсел (1905-7) и Академии Жюлиана в Париже (1908), Арп в 1912 году поехал в Мюнхен, где познакомился с Кандинским и показал на втором заседании ряд полуфигуративных экспрессионистских рисунков. С выставкой Синий всадник (Der Blaue Reiter) в следующем 1913 году он выставился на первом Осеннем салоне в Берлине. В 1914 году под влиянием парижского авангарда через критиков и художников, таких как Гийом Аполлинер (вскоре изобрёл слово «сюрреализм»), Макс Жакоб и Робер Делоне, Арп продемонстрировал свои первые абстракции и вырезки из бумаги, а также начал создавать мелкие деревянные рельефы и композиции из холста и верёвки. В 1916 году он стал пионером Цюрихского Дада в Цюрихе, участвовал в берлинской выставке Дада в 1920 году, а затем отправился в Ганновер, чтобы навестить Швиттерса. Будучи в высшей степени экспериментальным, он исследовал геометрическую абстракцию, а также стили дадаизма, а позже присоединился к движению сюрреалистов.
Марсель Дюшан (1887-1968): художник-авангардист
Один из самых радикальных художников Европы 20-го века и основатель джанк-арта, первой выдающейся, хотя и противоречивой работой Дюшана была «Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2» (1912), которая являла собой пример стиля аналитического кубизма в манере, ожидаемой позже с футуристическими формами. Освобождённый от призыва на военную службу, он сбежал в Нью-Йорк, где его кощунственные «Фонтан» (1917) и LHOOQ (1919) стали классикой дадаизма, как и его все более сложные «реди-мейды», включая «Большой стакан». Его репутация ведущего современного европейского художника привела Пегги Гуггенхайм и других влиятельных покупателей полагаться на его советы по поводу инвестиций в искусство. Он также познакомился с разносторонним гением Маном Рэем и вместе с Анри-Пьером Роше и Беатрис Вуд издал нью-йоркский дадаистский периодический журнал «Слепой». В 1918 году Дюшан оставил художественную сцену и на несколько месяцев отправился в Буэнос-Айрес, где играл в шахматы. В 1923 году он вернулся в Париж, но не участвовал в дадайском фестивале и не оставался штатным художником. Вместо этого он посвятил себя шахматам и некоторым совместным проектам, деля своё время между Францией и Америкой.
Макс Эрнст (1891-1976): художник, скульптор, график, поэт
Давний друг Жана Арпа, Эрнст был плодовитым и экспериментальным художником, и после службы в Первой мировой войне он стал одним из пионеров как дадаизма (он основал кёльнское отделение), так и сюрреализма. Во время его сюрреалистической фазы он был известен своим изобретением фроттажа (трения текстурированных поверхностей) и декалькомании (рисунков жидкой краской). Подробнее см.: Сюрреализм.
Рауль Хаусманн (1886-1971): художник, фотограф
Рауль Хаусманн был ведущим членом сатирической и очень политической берлинской ветви Дада, где в 1918 году он впервые применил технику фотомонтажа – искусство наклеивания и сопоставления фотографий или другого «найденного» иллюстративного материала на плоской поверхности, мало чем отличающегося от украшенного типа коллажа. В конце концов Хаусманн оставил живопись ближе к концу движения Дада и обратился к фотографии. См. также: Фотография – это искусство?
Ман Рэй (1890–1976): художник, фотограф
Эммануэль Радницки, родившийся в Филадельфии и выросший в Нью-Йорке, ставший известным под именем Ман Рэй, провёл свою первую персональную выставку картин и рисунков в 1915 году. Его первая работа в стиле Дада, которую он назвал «Автопортрет», была показана в 1916 году. После встречи с Марселем Дюшаном, он основал американское отделение движения Дада и стал соучредителем группы современного искусства, известной как «Другие». В 1921 году, разочаровавшись в приёме дадаистских идей жителей Нью-Йорка, он покинул Америку, чтобы жить и работать в Париже, где он создал одно из своих самых известных дадаистских произведений искусства: «Несокрушимый объект» (1923), метроном с фотографией глаз прикреплён к руке. Он также научился искусству фотографии, быстро став одним из величайших фотографов Европы. К тому времени, когда дадаизм распался, Рэй уже был активным сюрреалистом.
Фрэнсис Пикабиа (1879-1953): художник, художник-авангардист
Неустойчивый анархический персонаж, Франсуа Мари Мартинес Пикабиа был (по иронии судьбы) одним из немногих художников-авангардистов, которые были финансово независимыми из-за богатства своего отца и положения кубинского дипломата. В 1911 году, после заигрывания с импрессионизмом и кубизмом, он вступил в Золотую секцию, подружившись с Марселем Дюшаном и Гийомом Аполлинером. Среди других участников группы были кубисты Альбер Глез, Роже де ла Фресне, Фернан Леже и Жан Метцингер. В 1913 году Пикабиа отправился в Нью-Йорк, где его работы были выставлены на Armory Show. Впоследствии Альфред Штиглиц устроил для него персональную выставку в галерее 291. Примерно в это же время Пикабиа начал создавать сатирические механистические образы (его известные «портреты mécaniques»), серию, которую он продолжал во время войны, которую он провёл в основном в Барселоне, хотя и контактировал с дадаистами в Цюрихе. В результате его увлечения цюрихским авангардом он запустил свой периодический журнал Дада «391». После войны Пикабиа стал убеждённым дадаистом: сначала в Цюрихе вместе с Тристаном Царой, затем в Париже. Однако, его энтузиазм по поводу его нигилистической позиции в конце концов угас, и когда он поссорился с Царой и присоединился к школе сюрреализма, Дада распался.
Тристан Цара (1896-1963): авангардный активист
Нигилист Тристан Цара (он же Самуэль Розенсток) был румынским поэтом-авангардистом и художником-перформансом, а также журналистом, драматургом, искусствоведом и кинорежиссёром. Он стал одним из первых активистов дадаизма в Цюрихе, где его выступления в Cabaret Voltaire и Zunfthaus zur Waag, а также его сочинения и манифесты были движущими чертами экстремистского дадаизма. В 1919 году Цара переехал в Париж, где стал сотрудником журнала Littérature. К сожалению, его вспыльчивый характер и бескомпромиссная активность привели его к серии конфликтов внутри движения Дада, как во Франции, так и в Румынии. Хотя он на самом деле никогда не покидал Дадаизм (он распался, пока он был участником), он тоже в конце концов занялся сюрреализмом.
Курт Швиттерс (1887-1948): художник-коллажист
Новаторский, поэтический, романтический одиночка Курт Швиттерс был одним из немногих пуристов в движении Дада. Базируясь в Ганновере, где он основал свою собственную ветвь Дада, он прославился тем, что использовал фрагменты мусора, чтобы понять мир, который он считал безумным в политическом, культурном и социальном плане. Несмотря на это, у него не было политических взглядов, и почти все его работы были личными или автобиографическими. Хотя он создал несколько высококачественных традиционных картин и скульптур, он никогда не отклонялся от своих авангардных коллажей и бумажных конструкций в дадаистском стиле, которые в конечном итоге захватили его дом.
Коллекции
Известные коллекции Дада можно увидеть в Центре Жоржа Помпиду в Париже, в Галерее Тейт Модерн в Лондоне, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Художественном музее Филадельфии.
О работах в стиле нео-дада и других авангардных постмодернистских работах см.: Лучшие фестивали современного искусства.
Нео-дада
Стили и идеи Дада повлияли на множество других движений 20-го века, включая сюрреализм, поп-арт и флюксус, а также на несколько современных форм искусства, таких как сборка, инсталляция и перформанс. Можно также сказать, что он предвосхитил несколько ключевых концепций постмодернистского искусства. В 1950-х и 1960-х годах некоторые американские художники, такие как Роберт Раушенберг (1925-2008), Клас Ольденбург (род. 1929), Джаспер Джонс (р. 1930) и Джим Дайн (р. 1935), даже использовали термин «искусство нео-дада» для описания своих «антиэстетических» работ с использованием современных материалов, популярной иконографии и абсурдного содержания. См. также работы некоторых европейских художников, например, швейцарского кинетического скульптора Жан Тингели (1925–1991). В начале 2002 года международную группу анархических художников (фонд Kroesos) также окрестили «неодадаистами», когда они захватили кабаре «Вольтер» в Цюрихе до своего выселения три месяца спустя.
О произведениях искусства после 1860 года: Современное искусство.
Подробнее об эволюции живописи и скульптуры: Энциклопедия визуальных искусств.
Информацию о других важных антиискусственных группах или тенденциях, таких как дадаизм, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды, школы» (примерно с 100 г. до нашего времени.
ЖИВОПИСЬ
Подробнее об эволюции масел, акрила и акварели см.: Искусство живописи.
ТОП-ХУДОЖНИКИ МИРА
Биографии и работы лучших современных художников см.: Известные художники.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВА В МИРЕ.
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства.
Хронология и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?