Лицом к лицу: Фландрия, Флоренция и живопись Ренессанса читать ~3 мин.
ЛОС-АНДЖЕЛЕС. “Многие люди думают, что 1 января 1400 года солнце поднялось над Флоренцией и началось Возрождение, но это совсем не тот случай”, заявляет Кэтрин Хесс, главный куратор европейского искусства библиотеки Хантингтон – расположенного в Калифорнии научного центра, включающего обширную библиотеку, великолепное художественное собрание и прекрасный ботанический сад. Хесс, совместно с искусствоведом Паулой Наттел тщательно изучили Бургундский королевский двор во Фландрии, расположенной на севере Италии, чтобы исследовать, какое влияние фламандские художники оказали на зарождение и развитие Ренессанса. Проект Хантингтонской библиотеки «Лицом к лицу: Фландрия, Флоренция и живопись Возрождения» призван напомнить людям и подчеркнуть насколько весомый вклад в развитие эпохи Возрождения внесла Фландрия, а также подробно исследовать мотивы, сюжеты, предметы и методы, которые итальянские художники 15-го века скопированы с полотен их фламандских коллег.
Картина «The Man of Sorrows Blessing» Ганса Мемлинга (слева), написанная в 1480-90, и Доменико Гирландайо в 1490-м. Фото: theartnewspaper.com
Экспозиция, которая открывается в Хантингтон в этом месяце, станет первой выставкой в США, которая посвящена исследованию этого вопроса, а сам научно-образовательный центр в Южной Калифорнии будет единственным местом проведения мероприятия.
« Воздействие флорентийского искусства на живопись эпохи Ренессанса широко известно среди фламандских искусствоведов, гораздо меньше оно признано итальянскими специалистами и, наконец, широкая общественность не имеет о нём никакого понятии», говорит Кэтрин Хесс, поясняя, что большая часть исследований по этой теме выпущено на голландском языке.
Существуют прямые доказательства того, что некоторые фламандские художники обучали своих итальянских колле технике письма масляными красками, позволявшей намного лучше передавать мелкие детали, по сравнению с темперой – традиционной техникой живописи итальянцев.
Выставка, которая включает 29 картин и шесть рукописей, разделена на пять тематических разделов, прекрасно иллюстрирующих перетекание с севера на юг особых стилей, идей и мотивов, в том числе становление диптиха, как классического религиозного объекта, эволюция портрета и изображение Христа как «Мужа скорбей».
Картина фламандского художника Ганса Мемлинга «Муж Пеали» будет выставлена в паре с работой на ту же тему итальянца Доменико Гирландайо, которая необычайно похожа на первую. Кэтрин Гесс говорит: «Похоже, Гирландайо использовал картину Мемлинга как трафарет». И это лишь один из множества подобных примеров.
Одним из самых ярких событий выставки станет воссоединение диптиха фламандского мастера Роже ван дер Вейдена «Богоматерь с младенцем» 1460 года, из хранилища Хантингтона, с очень похожим на него по технике исполнения диптихом «Портрет Филиппа де Круа», взятого на правах аренды из Королевского музея изящных искусств Антверпена.
“Мы все ещё страшно удивляемся, когда находим подобные совпадения в этих двух разделенных на первый взгляд культурах 15-го века, но, видимо, нам стоит к этому привыкнуть”, говорит куратора европейского искусства Хантингтона. Кэтрин Хесс уверена, что ещё множество аналогий может быть найдено. Одним из объяснений этих связей может быть огромное влияние семьи Медичи в эпоху Возрождения. Семейство банкиров, все члены которого традиционно были крупными меценатами и поклонниками искусства, открыло свой филиал в Брюгге в 1430 году. “Восприятие мира с очень проницаемыми границами считается нормальным, и эта экспозиция является свидетельством этого”, - говорит она.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Ганс Мемлинг: фламандский религиозный художник
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- Живопись и графика в Нидерландах XV века
- Рутгерский университет вернул портрет эпохи Ренессанса, отобранный нацистами
- Петухи над Фудзи. Современная японская графика
- Испанские власти в последний момент сняли с аукциона картину за 1500 евро
- «Пришельцы» в художественном музее Новосибирска - графика из Японии
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Интересно.... копиями не гнушались и в былые времена....
Комментирование недоступно Почему?