На картинах голландца ван Остаде закрашивали обнажённых крестьян читать ~3 мин.
ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Голландский живописец XVII века Исаак ван Остаде (Isack van Ostade) всегда считался более спокойным художником, чем его брат и учитель Адриан (Adriaen van Ostade), известный своими веселыми, а иногда и нахальными сценами из повседневной жизни крестьян. Однако, недавняя реставрация картины из британской Королевской коллекции, показала, что и младший брат иногда проявлял незатейливый юмор при написании своих картин, изображая, например, писающего человека. А на днях музей Нортона Саймона (Norton Simon Museum) в Пасадене поделился аналогичным открытием: на картине 1641 года ван Остаде-младшего реставраторы нашли крестьянина, совершающего акт дефекации.
Исаак ван Остаде -- Крестьяне разделывают свинью перед сельским домом (1641). До реставрации.
“На протяжении долгого времени, люди думали об Исааке как о более скромном и менее скандальном из двух братьев, авторе спокойных сцен из повседневной жизни крестьян”, — говорит Кэрол Тогнери (Carol Togneri), главный куратор музея Нортона Саймона. — “Теперь мы видим и его грубоватую сторону.”
Оба брата работали в своем родном Гарлеме в развивающейся в то время области жанровой живописи, изображая обычную жизнь и не трогая библейские, исторические или мифологические темы. Адриан рисовал больше сценки в интерьере, в то время как Исаак — удивительно плодовитый, учитывая, что он умер в 28 лет — тяготел к изображению людей и ландшафтов.
Что касается картины из британской Королевской коллекции, то на отреставрированном полотне «Деревенская ярмарка с церковью позади» (A Village Fair With a Church Behind), принадлежащем королеве Елизавете и в настоящее время входящем в реестр голландской живописи Букингемского дворца, крестьянин, сняв штаны, приседает в некотором удалении от толпы. Ориентировочно в 1903 году фигуру крестьянина «превратили» в куст, что больше соответствовало вкусам того времени. Кстати, королева Виктория, например, определяла стиль голландских картин в своей коллекции как «низкий».
Не известно, кто и когда «дорисовал» картину из коллекции музея Нортона Саймона «Крестьянин около фермы, где разделывают свинью» (Peasants Outside a Farmhouse Butchering Pork). Калифорнийский промышленник Нортон Саймон приобрёл полотно в 1969 году у дилера из Амстердама. К тому времени картина демонстрировала все признаки почтенного возраста: пожелтевшие слои лака, горизонтальные трещины вдоль центральной части деревянной панели. Однако, она имела и признаки частичной реставрации, в том числе, в нижнем левом углу, где человек, одетый в зеленые штаны, сидел на стуле и, казалось, наблюдал за тем, как мясники разделывают свинью.
На том месте, где был изображён сидящий человек, «краска была гладкой, более непрозрачной и не такой тонкой, как на остальном полотне, что было немного подозрительно», рассказала Деви Ормонд (Devi Ormond), реставратор Музея Гетти (Getty Museum), которая и работала над картиной по заказу музея Нортона Саймона на протяжении последних двух лет (мелкие музеи часто передают картины на реставрацию в более крупные центры). Ормонд решила провести дополнительные исследования, просветив картину на рентгене, а также попыталась частично снять верхний слой краски при большом увеличении при помощи скальпеля.
Под зелеными штанами она увидела оранжевую краску, которая соответствовала тону кожи других персонажей. Нарисованный стул, как оказалось, также не имел отношения к первоначальной картине, скрывая полуголую фигуру.
Деви Ормонд впервые сделала открытие в 2014 году, но лишь в ноябре этого года полностью завершила свою работу. Говоря о картине, она отметила, что когда её студию посещали высокопоставленные персоны, картину ван Остаде приходилось переворачивать таким образом, чтобы не смущать никого изображением на ней.
В музее Нортона Саймона полотно снабдили поясняющей надписью: «В ходе реставрации было обнаружено, что человек в левом нижнем углу решил ответить на вызов природы».
Анна Сидорова © Gallerix.ru
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Ничего странного здесь нет! В искусстве 16 -17 веков простолюдины воспринимались как нечто грубое, низкое и дикое – вроде сатиров, неспособных на высокие чувства, как благородные господа – вспомните написанные раньше чем картины Остаде или Браувера трагедии Шекспира – высокие страсти кипят среди аристократов а народные персонажи постоянно отпускают двусмысленные шутки и просто хохмят – гробовщик в Гамлете, кормилица в Ромео и Джульетте и тд. Напомню что табак завезенный в Европу стоил дорого и в целях удешевления торговцы нещадно добавляли в него например – коноплю. Нравы были действительно дикие, образованием тех же крестьян никто особенно не занимался разве только церковь.. Так что картины тех же Остаде есть отражение мира в понимании просвещенных того времени. Когда оно начало меняться – картины начали "подправлять" и воспринимать как грубый анекдот и продаваться почти по бросовым ценам посему их можно найти сейчас во всех даже не очень больших музеях
Комментирование недоступно Почему?