Как фотография становится новым лидером инвестиций в искусство читать ~7 мин.
ЛОНДОН. Богатые инвесторы покупают всё меньше картин в то время как цены на фотографии растут.
Чикагский художественный институт – одна из величайших галерей мира. Посетители стекаются, чтобы увидеть «Ночных ястребов» Эдварда Хоппера и «Американскую готику» Гранта Вуда, два из самых узнаваемых образов в современном американском искусстве. Но то, что ошеломило коллекционеров, заключается в том, что фотография посетителей Института искусств, сделанная в 1990 году Томасом Струтом, принесла больше на аукционе, чем любая другая фотография в прошлом году. Она была продана за 777 088 долларов. И это даже не единственный отпечаток – Струт сделал 10.
В недавнем отчете, подготовленном инвестиционной компанией Coutts – о последних тенденциях моды на предметы искусства: «Старые мастера» лишились благосклонности инвесторов, цены упали на 40% от их пика десять лет назад. Восточные ковры и гобелены полностью вышли из моды, цены на них вернулись туда, где они были в 2005 году. Даже бум в классических автомобилях застопорился, цены Ferrari упали на 10% в прошлом году. Но фотография стала самой горячей новой инвестицией для очень состоятельных. Фотографии Гилберта и Джорджа (Gilbert and George), Роберта Мэпплторпа (Robert Mapplethorpe) и Андреаса Гурского (Andreas Gursky) в 2016 году собрали более 400 000 долларов на аукционах.
До сих пор фотография имела амбивалентный статус в мире коллекционирования произведений искусства и не зря: коллекционеры испытывают дефицит. Есть только один экземпляр картины «Nighthawks», тогда как Струт (Thomas Struth) мог бы воспроизвести тысячи, а то и миллионы отпечатков своего изображения посетителей в чикагской галерее.
Фотографы ограничивают свои репродукции лишь несколькими подписанными изображениями. В галерее фотографов в Лондоне, в первой публичной галерее, посвященной исключительно фотографии, Энтони Хартли говорит: «Общественное мнение состоит в том, что предложение бесконечно, но это уже не так. Издания, как правило, ограничены, и очень существенно. Всего пять или десять отпечатков являются аутентичными, а негативы хранятся у фотографа. Все отпечатки в редакции выпускаются одновременно, поэтому покупатели знают, что никогда не будет сделано, скажем, ещё 25 штук».
Но как остановить публикацию фотографий позже с большим количеством выпусков? «Как правило, это саморегулирующийся рынок. Если фотограф производит новое издание, то он просто стреляет себе в ногу», – говорит Хартли.
Происхождение имеет решающее значение. На Sotheby’s руководитель направления фото, Бранджей Эстес (Brandei Estes) говорит: «Самое главное, чтобы там была подпись или печать художника. Если их нет, тогда просто забудьте об этом».
Итак, что следует покупать начинающему коллекционеру и сколько есть смысл платить? Sotheby’s имеет репутацию работы с мультимиллионерами, но Эстес говорит: «Мы начинаем с 3000 фунтов стерлингов, в среднем поднимается до 10-15 000 фунтов стерлингов. По сравнению с традиционными аукционами, это относительно доступно».
В верхней части британского рынка фотографии доминирует то, что можно назвать «декоративной» фотографией – другими словами, то, что выглядит красиво на стенах домов богатых людей. Это часто означает фотографии моделей, говорит Эстес. Например, первый отпечаток молодой Кейт Мосс Альберта Уотсона, который продается за 25 000 долларов. «Питер Линдберг, Хельмут Ньютон и Мишель Конт – фотографы моды, которые хорошо продаются. Это изображения, с которыми вы можете контактировать каждый день в своей жизни. Примечательно, что Уотсон продаёт другие фотографии, столь же хорошие, как и Мосс, за сравнительно низкую цену. У нас была прекрасная Кристи Турлингтон (Christy Turlington), которая продавалась за 5000 фунтов стерлингов, что дёшево по сравнению с Кейт Мосс. Я твёрдо верю, что если вы купите такие фотографии сейчас, они обязательно подорожают в будущем». Она также отмечает фотографии дикой природы Ника Брандта (Nick Brandt) как чрезвычайно популярные среди коллекционеров.
В галерее фотографии «Атлас» в Лондоне (Atlas Photography Gallery), посвящённой современной фотографии, Бен Бардетт рассказывает: «Фотография более актуальна и понятна многим людям, которые не являются профессионалами в искусстве, а цены намного ниже, чем покупка сопоставимой работы современного художника. Много предметов современного искусства переоценено и не выгодно для инвестиций».
Поиск молодых, новых фотографов, которые являются более доступными, занимает центральное место в работе галереи фотографов, говорит Хартли. «Это фотографы, которые слишком молоды, чтобы иметь вторичный рынок. Наша задача – довести их до такого уровня. В прошлом мы представляли фотографов, которые продавали снимки за пару сотен, но которые теперь продают в больших галереях в 10 раз больше, чем на старте. Но мы всегда предупреждаем об инвестициях. Никогда не бывает гарантии. Реально, покупайте, прежде всего, то, что любите».
Среди самых популярных в галерее – работы Евгении Арбугаевой, которые захватывают магическим реализмом Сибири и живописные образы Тамаса Деззо (Tamas Dezso), в которых представлены заброшенные ландшафты посткоммунистической Восточной Европы. Их работы начинается от 1200 фунтов стерлингов для 20х24-дюймовой фотографии из тиража в 10 экземпляров, а крупномасштабные отпечатки оцениваются в 6500 фунтов стерлингов.
Для подавляющего большинства людей идея выкинуть несколько тысяч на фотографии – что-то из области фантастики. Имон МакКейб (Eamonn McCabe), бывший редактор и фотограф Guardian, недавно представивший серию BBC4 по истории фотографии, мягко скептически относится к фотографическому буму среди коллекционеров. «Многие мёртвые фотографы оживают. Но я не уверен, что то же произойдёт с живыми. Существует стремление к таким мастерам, как Ман Рей (Man Ray) и Ирвин Пенн (Irving Penn), крик души для ремесла, которое считается исчезающим. Всё что есть – это большой рынок для черно-белых фото и для ностальгии».
«На днях я наткнулся на Дэвида Бейли. Он сказал, что в наши дни он не очень много работает, но рынок искусства обнаружил его».
Новостная фотография требует относительно низких затрат, даже изображения легендарного военного фотографа Роберта Капы, соучредителя Magnum, продаются значительно дешевле, чем то, что считается эстетически более приятным модным принтом. «Поскольку люди знают работы фотографа в газете, они не воспринимают это как искусство. Люди неохотно платят много» – говорит МакКейб.
Виден успех туристических выставок, таких как World Press Photo Awards и растущий аппетит среди крупных галерей, может показаться, что цены на фотожурналистику начинают расти. Софи Райт, глобальный директор по культуре Magnum, говорит, что Tate Modern сыграл важную роль в расширении присутствия документальной фотографии на арт-рынке. Между тем, V&A (Музей Виктории и Альберта), первый крупный музей, обративший внимание на фото, открывает новый центр осенью 2018 года, что более чем удвоит его текущее выставочное пространство.
Однако большинство инсайдеров признают, что Нью-Йорк и Париж опережают Лондон на мировом рынке фотографии, кроме того, спрос на Ближний и Дальний Восток быстро растет. Недавно Магнум продал полный набор винтажных принтов Вернера Бишофа, описанных как «полное фотожурналистическое сочинение» в запланированный новый музей визуальной культуры Гонконга, «M+». Фотографии документируют приток китайских иммигрантов в город в 1950-х годах.
Magnum создал клуб коллекционеров, в котором участники встречаются с растущими и уже завоевавшими авторитет фотографами, чтобы разделить их страсть – хотя участие в клубе стоит 10 000 фунтов стерлингов. Райт говорит: «Было написано много об инвестировании в искусство, как об источнике гарантированного возврата инвестиций в бурной экономике; однако вы должны покупать то, что любите, поскольку вы, скорее всего, будете жить с этими предметами в течение довольно долгого времени».
Патрик Коллинсон | theGuardian
Оригинал статьи: «How photography became the hottest new investment choice»
Комментирование недоступно Почему?