Наскальные рисунки аборигенов, Австралия читать ~13 мин.
Наскальные рисунки австралийских аборигенов могут быть древнейшим искусством каменного века на планете. Эту вероятность подтверждают исследования профессора Стивена Оппенгеймера, в чьих работах генетический анализ сочетается с климатологией, археологией, анализом окаменелостей и современными методами датировки, чтобы сопоставить раннюю миграцию с ранним наскальным искусством, (см., например, его книгу «Вне Эдема: настоящая Ева»). По мнению Оппенгеймера, современные люди впервые начали прибывать в Австралию с островов через Тиморское море в эпоху среднего палеолита, между 70 000 и 60 000 годами до нашей эры. Свидетельства о древнем искусстве (если таковое существовало) этой первой волны аборигенов крайне скудны, но есть признаки использования пигмента, которые позволяют предположить, что они начали рисовать почти сразу, хотя это могла быть скорее роспись лица или тела, чем наскальная живопись.
Как бы то ни было, человеческие поселения в Австралии были датированы углеродным методом по меньшей мере 53 000 лет до н.э., а самая древняя австралийская человеческая окаменелость датирована примерно 38 000 лет до н.э. – разница, вероятно, объясняется затоплением самых ранних прибрежных поселений в результате повышения уровня моря: это явление известно в Европе благодаря наскальным рисункам Коскер, расположенным недалеко от Марселя.
Всё это означает, что аборигены поселились в Австралии примерно за 10 000 лет до того, как их северные коллеги прибыли в Европу. Так что мы ещё можем обнаружить, что палеолитическое искусство в Австралии с таким же отрывом предшествует пещерному искусству в Европе.
Открытие в 2011 году на севере страны угольного рисунка Наварла Габарнманг (датируемого 26 000 лет до н.э.) – шаг в этом направлении (как и пещерное искусство Сулавеси – см. ниже), но наскальные рисунки в районе Кимберли в Западной Австралии, а также внесённые в список ЮНЕСКО объекты в Улуру и Какаду на Северной территории, Кимберли и полуострове Бурруп (Муруджуга) в Западной Австралии – также изучаются исследователями с помощью новейших методов датировки, включая термолюминесценцию, а также уран-ториевый (U/Th) и космический радиационный методы. Другие, возможно, ещё более древние образцы доисторического искусства (купулы) были обнаружены в гранитной скале Черепашья скала в Северном Квинсленде и в тёмных известняковых пещерах на юге Австралии.
Художники-аборигены Австралии продолжали заниматься своими традиционными искусствами и ремёслами и в современную эпоху, создавая при этом уникальную и непрерывную летопись художественного самовыражения. К сожалению, со временем некоторые пещеры и скальные убежища аборигенов стали перенасыщены наложенными изображениями, а также артефактами множества профессий. В результате, несмотря на то, что в Австралии находится больше петроглифов и пиктограмм, чем в любой другой стране мира, огромное количество этих наскальных рисунков и гравировок ложится тяжёлым бременем на ограниченные археологические ресурсы страны.
Недавнее датирование пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) до 37 900 лет до н.э. представляет собой крупное археологическое открытие, имеющее огромный потенциал для древних мест в Австралии. Оно показывает, что пещерное искусство каменного века создавалось в Южной Азии в то же время, что и во Франции и Испании. А поскольку Сулавеси является частью «сухопутного моста», по которому мигранты с азиатского континента попадали в Австралию, это позволяет предположить, что австралийское искусство вполне может быть таким же древним.
Виды
У австралийских аборигенов есть работы, выполненные самыми разными средствами и материалами. Кроме наскальных гравюр и наскальной живописи, оно включает в себя различные формы доисторической скульптуры. Наскальная живопись аборигенов содержит, по крайней мере, пять различных стилей:
❶ Рентгенография и перекрёстная штриховка из районов Арнем Ленд и Какаду в Северной Австралии – стиль живописи, в котором внутренности животных и людей изображены, как будто на рентгеновском снимке.
❷ Точечная роспись из районов Центральной и Западной Австралии – сложные узоры, созданные с помощью точек.
❸ Трафаретная живопись из нескольких разных мест, с негативными трафаретами и позитивными отпечатками рук и ног.
❹ Картины Брэдшоу (теперь называемые искусством Гвиона) – первоначально названные в честь европейского скотовода Джозефа Брэдшоу – из региона Кимберли в Западной Австралии. Это «роспись створок», выполненная пигментами, нанесёнными на поверхность скал перьями.
❺ Роспись лица, а также другие традиционные формы племенного искусства, практикуемые художниками-аборигенами по всей Австралазии, такими как народ йолнгу из Арнемленда.
❻ Различные виды росписи на листьях, коре и семенах баобаба. Странно, но древняя керамика, похоже, не производилась в Австралии.
Красящие пигменты, которые использовали художники-аборигены, получали из минеральных источников (например, охры, древесного угля, глины, мела), фруктов (ягод), овощей (например, морковного сока или его аналогов), а также крови и мочи животных.
См. также: Доисторическая цветовая палитра.
Другая форма австралийского доисторического искусства – мегалиты, а также большие и малые каменные круги (как Стоунхендж), связанные с церемониальными событиями. В Новом Южном Уэльсе было обнаружено несколько цилиндро-конических каменных изделий аборигенов (циклонов), датируемых 18 000 лет до н.э. (См. также: Стоунхендж). (См. также: мегалитическое искусство.)
Наконец, Австралия является родиной многочисленных доисторических купул – загадочных культурных знаков, встречающихся по всему миру. (Самые древние и знаменитые купулы см. на петроглифах Бхимбетка ок. 290 000 лет до н.э.).
Характеристика
Искусство австралийских аборигенов включает фигурную живопись, а также формы абстрактного искусства. (Руководство по абстрактным символам и другим знакам см: Доисторические абстрактные знаки 40 000-10 000 лет до н.э.). Для Северной территории характерны так называемые «рентгеновские» рисунки – особая разновидность палочных фигур животных и людей, в которых художник изображает внутренние части тела, потому что знает, что они там есть, и особенно интересуется ими. Такой же стиль встречается в океаническом искусстве Меланезии, и австралийские примеры могут быть обусловлены меланезийским влиянием. Но «рентгеновские» рисунки встречаются и по другую сторону Тихого океана, у индейцев Британской Колумбии и некоторых эскимосских племён Аляски. Абстрактные картины аборигенов могут включать разнообразные концентрические круги, дуги, точки и другие пиктограммы, призванные передать информацию.
Знание культуры аборигенов – ключевой фактор в понимании того, является ли произведение искусства абстрактным или изобразительным. Например, ряд круглых рисунков диаметром около дюйма, которые студенты без таких знаний могли бы принять за простые мотивы беспредметного искусства, были признаны историками изображением зелёного сливоподобного фрукта, называемого налге. Регулярные поставки этого фрукта поддерживаются путём рисования его изображений на скалах во время влажного сезона.
Значение символов, используемых в искусстве аборигенов каменного века, может меняться в зависимости от местности и региона. Например, простой круг может обозначать костёр, дерево, водопой или холм, в зависимости от того, к какому племени аборигенов вы принадлежите. Отметим также, что большая часть доисторических изображений в Австралии – как натуралистических, так и абстрактных – основана на культурной концепции аборигенов «Время снов». На самом деле, большинство традиционных произведений искусства аборигенов имеют какое-то мифологическое или духовное содержание.
Датировка
Из-за технических проблем (в настоящее время практически невозможно датировать наскальные гравюры или неорганические пигменты), проблем масштаба (как определить приоритетность нахождения и тестирования самых древних объектов, когда наскальных рисунков так много) и недостатка ресурсов (совместные проекты могут помочь, но растущее число аборигенных ассоциаций стремится провести тестирование своих местных пещер и наскальных рисунков) археологи пока не могут подтвердить сильные подозрения научного сообщества о том, что в Австралии находится самое древнее в мире искусство.
Аргумент в пользу этого довольно прост. Современный человек прибыл в Европу около 45 000 лет до н.э. и почти сразу же (в течение примерно 5 000 лет) начал создавать произведения искусства. (См. Пещерные рисунки Эль-Кастильо и Пещерные рисунки Фумане) Но в Австралию современный человек прибыл по меньшей мере на 10 000 лет раньше, что позволяет предположить, что и искусством он начал заниматься раньше.
Самые ранние пещеры и скальные убежища аборигенов, вероятно, были утрачены с повышением уровня моря, поэтому первые человеческие мигранты – как утверждает профессор Оппенгеймер – могли появиться ещё раньше, между 70 000 и 60 000 годами до нашей эры. Если это так, то вполне возможно, что искусство каменного века впервые появилось в Австралии задолго до 50 000 лет до нашей эры. В конце концов, современный человек создавал примитивное искусство в Африке по меньшей мере 70 000 лет назад – см., например, Гравюры пещеры Бломбос (70 000 лет до н.э.) и Гравюры яичной скорлупы Дипклооф (ок. 60 000 лет до н.э.) – так что художественное стремление уже возникло.
Заселение человеком самых ранних из сохранившихся археологических объектов в Австралии датируется следующим образом: Малакунанджа II, Земля Арнем, Северная территория (53 000 лет до н.э.); Наувалабила 1, Земля Арнем, Северная территория (53 000 лет до н.э.); Скальный приют Наварла Габарнманг, Земля Арнем, Северная территория (43 000 лет до н.э.); Скальный приют Карпентерс Гэп 1, Кимберли, Западная Австралия (36 000 лет до н.э.); пещера «Удача новичка», Тасмания (36 000 лет до н.э.); озеро Мунго 3, западный Новый Южный Уэльс (36 000 лет до н.э.); пещера Нуррабулгин, полуостров Кейп-Йорк, Квинсленд (36 000 лет до н.э.); пещера Уоррин, юго-запад Тасмании.
Эти места представляют собой чёткие свидетельства того, что здесь практиковалась определённая форма живописи. Например, в Малакунанджа II археологи обнаружили высококачественный гематит (обычный пигмент из оксида железа) со шлифованными гранями и полосами в археологическом слое, датируемом примерно 51 000 лет до н.э., что свидетельствует о том, что самые ранние аборигены уже умели использовать цветные пигменты. В Наувалабила 1 многочисленные кусочки охры, многие с явными следами шлифовки, были обнаружены в отложениях, датированных углеродом 38 000 и 18 000 лет до н.э.
История и хронология древнейшего известного искусства аборигенов
Здесь представлена небольшая подборка древнейшего искусства Австралии. Как уже говорилось выше, вполне возможно, что будут сделаны новые открытия ещё более раннего искусства, датируемого 40 000-50 000 годами до нашей эры.
Более подробную хронологическую информацию об эволюции древнего искусства по всему миру см: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн. лет до н.э.).
Наскальное искусство Убирра (Северная территория)
Самое раннее искусство в Австралии находится в Убирре в Арнемленде, Северная Австралия. Убирр, расположенный в Национальном парке Какаду на Северной территории, представляет собой группу скал на окраине поймы реки Надаб. Искусство Убирра принято делить на три периода: Доэстуарный (ок. 40 000-6 000 гг. до н.э.), Эстуарный (ок. 6000-500 гг. н.э.) и Пресноводный (ок. 500 г. – настоящее время) – категории, основанные на стиле и иконографии изображений.
Древнейшее искусство каменного века в Австралии, которое было датировано углеродным методом, – это рисунок углём на скале Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнемленде, Северная территория. Считается, что другие наскальные рисунки аборигенов доэстуарного периода более древние – примерно от 30 000 лет до н.э., но научно это не подтверждено.
Среди наиболее характерных рисунков – палкообразные изображения традиции «Динамическая фигура», на которых часто изображены участники охоты и других видов деятельности, и знаменитые так называемые «рентгеновские» рисунки. В этих наскальных рисунках также встречаются изображения вымерших животных (например, тилацина, или тасманского тигра) и загадочных живых существ с человеческими и другими чертами.
В Убирре есть несколько доступных галерей наскальной живописи, включая священную галерею радужных змей.
Наскальная живопись полуострова Бурруп (Муруджуба) (Пилбара, Западная Австралия)
Полуостров Бурруп (также известный как Муруджуба), расположенный в Пилбаре (Западная Австралия) рядом с архипелагом Дампир, является домом для примерно 1 миллиона доисторических наскальных рисунков и, как говорят, крупнейшей в мире коллекции петроглифов – некоторые из них, как полагают, относятся к ранней стадии верхнего палеолита (около 30 000 лет до н.э.). Однако большинство тестов на углеродное датирование не дали результатов ранее эпохи мезолита (после 10 000 лет до н.э.).
Коллекция вертикально стоящих камней, например, является крупнейшей в Австралазии. Несмотря на огромную археологическую и антропологическую значимость, сохранность этого района, похоже, находится под угрозой из-за наличия крупных месторождений природного газа на шельфе. В 2002 году Международная федерация организаций наскального искусства (IFRAO) начала кампанию по сохранению того, что осталось от этого района.
Картины Брэдшоу (Кимберли, Западная Австралия)
Брэдшоу – так называется уникальный стиль наскальной живописи, найденный в регионе Кимберли в Западной Австралии фермером Джозефом Брэдшоу в 1891 году – являются частью огромного пространства доисторического наскального искусства Кимберли, которое, по оценкам, насчитывает более 100 000 объектов, расположенных на территории площадью 50 000 квадратных километров.
Известно, что возраст наскальных рисунков Брэдшоу составляет не менее 17 000 лет (стили включают: Кисточки, Пояса и Изящные фигурки), как предполагается, были созданы коренными австралийскими художниками. Однако покойный доктор Грэхам Уолш (Grahame Walsh), один из ведущих исследователей творчества Брэдшоу, утверждал, что картины Брэдшоу были созданы людьми, предшествовавшими основной культуре аборигенов. Эта точка зрения была решительно опровергнута археологическими данными. Известные своими яркими изображениями, многие древние наскальные рисунки были заселены чёрным грибком (Chaetothyriales), присутствие которого делает искусство чрезвычайно трудным для точной датировки.
Наскальные рисунки Брэдшоу изображают человеческие фигуры, обычно одетые в различные церемониальные одежды/аксессуары, такие как головные уборы, юбки, нарукавники, кисточки и пояса. Мазки кисти в этих брадшо могут быть очень тонкими – до 1 миллиметра в ширину, что говорит об использовании таких орудий, как перья.
Сиднейские наскальные гравюры (Новый Южный Уэльс)
Прекрасный пример аборигенного неолитического искусства, эти тщательно выполненные доисторические гравюры людей, животных и идеограмм, высеченные в песчанике в окрестностях Сиднея, Новый Южный Уэльс, отличаются «простым фигуративным» стилем, который относится к концу мезолита, около 5 000 лет до нашей эры.
Известно, что в районе Сиднея находятся тысячи таких наскальных рисунков, хотя многие находки держатся в секрете, чтобы защитить места, многие из которых считаются священными для австралийских аборигенов. Поскольку заселение Голубых гор аборигенами началось гораздо раньше, примерно 20 000 лет до н.э., в районе Сиднея могут быть обнаружены и более ранние памятники этого наскального искусства.
Скальные убежища аборигенов Пещера Ферн (ок. 10 000 лет до н.э.) на севере Квинсленда и Пещера Красных Рук (не позднее 1 000 лет до н.э.) в НЮУ отмечены доисторическими трафаретами рук и отпечатками рук эпох мезолита и неолита соответственно.
Коллекции
Хотя произведения искусства коренных австралийцев можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, лишь небольшое количество заведений посвящено исключительно этому виду искусства. К ним относятся: Музей искусства австралийских аборигенов в Невшателе (Швейцария), Музей современного искусства аборигенов в Утрехте (Нидерланды) и Коллекция искусства аборигенов Клюге-Рухе в Университете Вирджинии (США).
Почти все серьёзные музеи искусств в Австралии содержат широкий спектр современных и актуальных работ художников коренных народов. К таким музеям относятся: Национальная галерея Австралии (NGA) в Канберре; Национальная галерея Виктории (NGV) в Мельбурне; Художественная галерея Южной Австралии (AGSA) в Аделаиде; Художественная галерея Нового Южного Уэльса (AGNSW) в Сиднее; Художественная галерея Квинсленда (QAG) в Брисбене; и Художественная галерея Западной Австралии (AGWA) в Перте.
Сравнение с хронологией искусства каменного века в Европе
В настоящее время европейская традиция палеолитического искусства может быть несколько старше австралазийской, хотя ситуация может измениться с появлением новых методов датировки. Другое заметное отличие заключается в том, что европейский человек каменного века производил более широкий спектр мобильного искусства (переносных вещей), таких как знаменитые статуэтки Венеры из слоновой кости и камня.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?