Наскальные рисунки аборигенов, Австралия читать ~12 мин.
Наскальные рисунки австралийских аборигенов могут оказаться древнейшим искусством каменного века на планете. Эту вероятность подтверждают исследования профессора Стивена Оппенгеймера. В своих работах, таких как книга «Вне Эдема: настоящая Ева», он сочетает генетический анализ с климатологией, археологией и современными методами датировки, чтобы сопоставить ранние миграции с искусством того периода. По мнению Оппенгеймера, люди современного типа впервые прибыли в Австралию с островов через Тиморское море в эпоху среднего палеолита, между 70 000 и 60 000 годами до н.э. Свидетельства о древнем искусстве (если оно существовало) этой первой волны мигрантов крайне скудны. Однако признаки использования пигмента указывают на то, что аборигены почти сразу начали заниматься живописью, хотя это могла быть роспись тела или лица, а не наскальные рисунки.
Человеческие поселения в Австралии датированы углеродным методом возрастом не менее 53 000 лет до н.э., а самая древняя окаменелость человека имеет возраст около 38 000 лет до н.э. Разница, вероятно, объясняется затоплением ранних прибрежных поселений из-за повышения уровня моря. Это явление схоже с европейским: например, наскальные рисунки в пещере Коске близ Марселя также оказались под водой.
Это означает, что аборигены поселились в Австралии примерно на 10 000 лет раньше, чем древние люди прибыли в Европу. Поэтому возможно, что палеолитическое искусство в Австралии также опережает по возрасту пещерное искусство в Европе.
Открытие в 2011 году угольного рисунка в пещере Наварла Габарнманг на севере страны (датируется 26 000 годом до н.э.) — шаг в этом направлении. То же можно сказать и о пещерном искусстве Сулавеси. Исследователи изучают наскальные рисунки в регионе Кимберли, а также объекты ЮНЕСКО в Улуру, Какаду, на полуострове Бурруп (Муруджуга) с помощью новейших методов датировки, включая термолюминесценцию, уран-ториевый (U/Th) и космогенный методы. Другие, возможно, ещё более древние образцы доисторического искусства (купулы) были найдены на гранитной Черепашьей скале в Северном Квинсленде и в тёмных известняковых пещерах на юге Австралии.
Художники-аборигены Австралии продолжали заниматься традиционными искусствами и ремёслами и в современную эпоху, создавая уникальную и непрерывную летопись художественного самовыражения. К сожалению, со временем некоторые пещеры и скальные убежища оказались перегружены наложенными друг на друга изображениями и артефактами. В Австралии находится больше петроглифов и пиктограмм, чем в любой другой стране, но их огромное количество ложится тяжёлым бременем на ограниченные археологические ресурсы.
Недавняя датировка пещерного искусства Сулавеси (Индонезия) до 37 900 года до н.э. стала крупным археологическим открытием с огромным потенциалом для древних памятников Австралии. Она показывает, что искусство каменного века создавалось в Юго-Восточной Азии в то же время, что и во Франции и Испании. А поскольку Сулавеси был частью «сухопутного моста», по которому мигранты попадали в Австралию, это позволяет предположить, что австралийское искусство может быть таким же древним.
Виды
Творчество австралийских аборигенов включает работы, выполненные с использованием разных техник и материалов. Кроме наскальных гравюр и живописи, оно охватывает различные формы доисторической скульптуры. Наскальное искусство аборигенов включает по меньшей мере пять стилей, а также другие виды творчества:
Рентгеновский стиль и перекрёстная штриховка из районов Арнем-Ленд и Какаду. В этом стиле внутренности животных и людей изображены как на рентгеновском снимке.
Точечная живопись из Центральной и Западной Австралии — сложные узоры, созданные с помощью точек.
Трафаретная живопись, найденная в нескольких местах, с негативными трафаретами и позитивными отпечатками рук и ног.
Рисунки Брэдшоу (теперь называемые искусством гвион) из региона Кимберли, названные в честь европейского скотовода Джозефа Брэдшоу. Это «роспись створками», выполненная пигментами, нанесёнными на скалы перьями.
Роспись лица и другие формы племенного искусства, практикуемые такими народами, как йолнгу из Арнем-Ленда.
Различные виды росписи на листьях, коре и семенах баобаба.
Примечательно, что древняя керамика, судя по всему, в Австралии не производилась.
Красящие пигменты художники-аборигены получали из минеральных источников (охра, древесный уголь, глина, мел), плодов (ягоды), овощей (аналоги морковного сока), а также из крови и мочи животных.
См. также: Доисторическая цветовая палитра.
Другая форма австралийского доисторического искусства — мегалиты, а также большие и малые каменные круги (подобные Стоунхенджу), связанные с церемониями. В Новом Южном Уэльсе было найдено несколько цилиндро-конических каменных изделий (циклонов), датируемых 18 000 годом до н.э. (См. также: Стоунхендж и мегалитическое искусство).
Наконец, Австралия — родина многочисленных доисторических купул, загадочных культурных знаков, встречающихся по всему миру. (Древнейшие и самые знаменитые купулы находятся в Бхимбетке, ок. 290 000 лет до н.э.).
Характеристика
Искусство австралийских аборигенов включает фигурную живопись и формы абстрактного искусства. (Руководство по абстрактным знакам см.: Доисторические абстрактные знаки 40 000–10 000 лет до н.э.). Для Северной территории характерны «рентгеновские» рисунки — особая разновидность палочных фигур, в которых художник изображает внутренние органы, поскольку знает об их существовании и придаёт им особое значение. Этот стиль встречается в искусстве Океании (Меланезия), и, возможно, австралийские образцы возникли под её влиянием. «Рентгеновские» рисунки находят и по другую сторону Тихого океана, у индейцев Британской Колумбии и некоторых эскимосских племён Аляски.
Знание культуры аборигенов помогает понять, относится ли произведение к абстрактному или изобразительному искусству. Например, ряд круглых рисунков диаметром около 2,5 см, которые без этих знаний можно принять за беспредметные мотивы, на самом деле изображают зелёный сливоподобный фрукт налге. Считается, что рисование его изображений на скалах во время влажного сезона обеспечивает регулярные поставки этого фрукта.
Значение символов, используемых в искусстве аборигенов каменного века, может меняться в зависимости от местности. Например, простой круг может обозначать костёр, дерево, водоём или холм, в зависимости от племени. Большая часть доисторических изображений в Австралии, как натуралистических, так и абстрактных, основана на культурной концепции «Времени снов». Практически все традиционные произведения искусства аборигенов пронизаны мифологическим или духовным содержанием.
Датировка
Из-за технических проблем (пока невозможно точно датировать наскальные гравюры или неорганические пигменты), масштаба (сложно выбрать приоритетные объекты для датировки из-за их огромного числа) и нехватки ресурсов археологи пока не могут подтвердить предположения о том, что в Австралии находится самое древнее искусство в мире.
Аргумент в пользу этого довольно прост. Современный человек прибыл в Европу около 45 000 лет до н.э. и почти сразу (в течение 5 000 лет) начал создавать произведения искусства, как, например, рисунки в пещере Эль-Кастильо и Фумане. Но в Австралию современный человек прибыл как минимум на 10 000 лет раньше, что позволяет предположить, что и искусством он начал заниматься раньше.
Самые ранние стоянки аборигенов, вероятно, были утрачены с повышением уровня моря. Поэтому, как утверждает профессор Оппенгеймер, первые человеческие мигранты могли появиться ещё раньше, между 70 000 и 60 000 годами до н.э. Если это так, то искусство каменного века могло впервые появиться в Австралии задолго до 50 000 года до н.э. В Африке современный человек создавал примитивное искусство по меньшей мере 70 000 лет назад — например, гравюры в пещере Бломбос (70 000 лет до н.э.) и гравюры на яичной скорлупе из Дипклооф (ок. 60 000 лет до н.э.), так что художественные навыки у него уже были.
Заселение древнейших из сохранившихся археологических объектов в Австралии датируется следующим образом:
Малакунанджа II, Арнем-Ленд, Северная территория (53 000 лет до н.э.);
Наувалабила 1, Арнем-Ленд, Северная территория (53 000 лет до н.э.);
Скальный приют Наварла Габарнманг, Арнем-Ленд, Северная территория (43 000 лет до н.э.);
Скальный приют Карпентерс-Гэп 1, Кимберли, Западная Австралия (36 000 лет до н.э.);
Пещера «Удача новичка», Тасмания (36 000 лет до н.э.);
Озеро Мунго 3, западный Новый Южный Уэльс (36 000 лет до н.э.);
Пещера Нуррабулгин, полуостров Кейп-Йорк, Квинсленд (36 000 лет до н.э.);
Пещера Уоррин, юго-запад Тасмании.
Эти места содержат чёткие свидетельства того, что здесь практиковалась живопись. Например, в Малакунанджа II археологи обнаружили высококачественный гематит (пигмент из оксида железа) со шлифованными гранями в слое, датируемом примерно 51 000 годом до н.э. В Наувалабила 1 многочисленные кусочки охры со следами шлифовки были найдены в отложениях возрастом от 38 000 до 18 000 лет до н.э.
История и хронология древнейшего известного искусства аборигенов
Здесь представлена небольшая подборка древнейшего искусства Австралии. Как уже говорилось, возможны новые открытия ещё более ранних произведений, датируемых 40 000–50 000 годами до нашей эры.
Подробную хронологическую информацию об эволюции древнего искусства по всему миру см. в статье: Хронология доисторического искусства (начиная с 2,5 млн лет до н.э.).
Наскальное искусство Убирра (Северная территория)
Самое раннее искусство в Австралии находится в Убирре, в Арнем-Ленде. Убирр, расположенный в Национальном парке Какаду, — это группа скал на окраине поймы реки Надаб. Искусство Убирра принято делить на три периода на основе стиля и иконографии: Доэстуарный (ок. 40 000–6 000 гг. до н.э.), Эстуарный (ок. 6000–500 гг. н.э.) и Пресноводный (ок. 500 г. — настоящее время).
Древнейшее искусство каменного века в Австралии, датированное углеродным методом, — это рисунок углём на скале Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.) в Арнем-Ленде. Считается, что другие наскальные рисунки доэстуарного периода ещё древнее (около 30 000 лет до н.э.), но это научно не подтверждено.
Среди наиболее характерных рисунков — палкообразные изображения традиции «Динамическая фигура», часто показывающие сцены охоты, и знаменитые «рентгеновские» рисунки. Встречаются изображения вымерших животных (например, тилацина, или тасманийского тигра) и загадочных существ с человеческими и другими чертами.
В Убирре есть несколько доступных галерей наскальной живописи, включая священную галерею радужных змей.
Наскальная живопись полуострова Бурруп (Муруджуба) (Пилбара, Западная Австралия)
Полуостров Бурруп (Муруджуба) в Пилбаре, рядом с архипелагом Дампир, — место, где находится около 1 миллиона доисторических наскальных рисунков. Он считается крупнейшей в мире коллекцией петроглифов. Некоторые из них, как полагают, относятся к раннему верхнему палеолиту (около 30 000 лет до н.э.). Однако большинство углеродных тестов не дали результатов старше эпохи мезолита (после 10 000 лет до н.э.).
Здешняя коллекция вертикально стоящих камней — крупнейшая в Австралазии. Несмотря на огромную археологическую и антропологическую ценность, сохранность этого района находится под угрозой из-за крупных месторождений природного газа на шельфе. В 2002 году Международная федерация организаций наскального искусства (IFRAO) начала кампанию по сохранению того, что осталось от этого уникального места.
Рисунки Брэдшоу (Кимберли, Западная Австралия)
Брэдшоу — это название уникального стиля наскальной живописи, найденного в регионе Кимберли фермером Джозефом Брэдшоу в 1891 году. Эти рисунки — часть огромного массива наскального искусства Кимберли, который насчитывает более 100 000 объектов на территории в 50 000 квадратных километров.
Возраст рисунков Брэдшоу составляет не менее 17 000 лет (стили включают «Кисточки», «Пояса» и «Изящные фигурки»). Предполагается, что они были созданы коренными австралийскими художниками. Однако покойный доктор Грэм Уолш утверждал, что эти картины создали люди, предшествовавшие основной культуре аборигенов, что было опровергнуто археологическими данными. Известные своими яркими изображениями, многие древние рисунки были колонизированы чёрным грибком (Chaetothyriales), что чрезвычайно затрудняет их точную датировку.
Рисунки Брэдшоу изображают человеческие фигуры, обычно одетые в церемониальные одежды и аксессуары: головные уборы, юбки, нарукавники, кисточки и пояса. Мазки кисти в этих работах могут быть очень тонкими, до 1 миллиметра в ширину, что указывает на использование таких инструментов, как перья.
Сиднейские наскальные гравюры (Новый Южный Уэльс)
Прекрасный пример аборигенного неолитического искусства — тщательно выполненные доисторические гравюры людей, животных и идеограмм, высеченные в песчанике в окрестностях Сиднея. Они отличаются «простым фигуративным» стилем, который относится к позднему мезолиту, около 5 000 года до н.э.
В районе Сиднея известны тысячи таких наскальных рисунков, хотя местонахождение многих из них держится в секрете для защиты священных для аборигенов мест. Поскольку заселение Голубых гор началось гораздо раньше, около 20 000 лет до н.э., в районе Сиднея могут быть обнаружены и более древние памятники настенного искусства.
Скальные убежища аборигенов, Пещера Ферн (ок. 10 000 лет до н.э.) в Квинсленде и Пещера Красных Рук (не позднее 1 000 лет до н.э.) в Новом Южном Уэльсе, отмечены доисторическими трафаретами и отпечатками рук эпох мезолита и неолита.
Коллекции
Хотя произведения искусства коренных австралийцев можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира, лишь немногие учреждения посвящены исключительно этому виду творчества. К ним относятся Музей искусства австралийских аборигенов в Невшателе (Швейцария), Музей современного искусства аборигенов в Утрехте (Нидерланды) и Коллекция искусства аборигенов Клюге-Руэ в Университете Вирджинии (США).
Почти все крупные художественные музеи Австралии хранят широкий спектр современных и актуальных работ художников коренных народов. Среди таких музеев: Национальная галерея Австралии (NGA) в Канберре, Национальная галерея Виктории (NGV) в Мельбурне, Художественная галерея Южной Австралии (AGSA) в Аделаиде, Художественная галерея Нового Южного Уэльса (AGNSW) в Сиднее, Художественная галерея Квинсленда (QAG) в Брисбене и Художественная галерея Западной Австралии (AGWA) в Перте.
Сравнение с хронологией искусства каменного века в Европе
В настоящее время европейская традиция палеолитического искусства может быть несколько старше австралазийской, хотя ситуация может измениться с появлением новых методов датировки. Другое заметное отличие в том, что европейский человек каменного века производил более широкий спектр мобильного искусства (переносных предметов), таких как знаменитые статуэтки Венеры из слоновой кости и камня.
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Можно ли верить экспертизе в условиях современного арт-рынка?
- Выставка Владимира ЩЕРБИНИНА «Дыхание тысячелетий» в иркутском РОК -музее
- Пещерное искусство Сулавеси
- Азиатское искусство: Китай, Индия, Япония, Юго-Восточная Азия
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?