Африканское искусство читать ~32 мин.
Цель этой статьи — поместить африканское племенное искусство в социальный контекст, а не обсуждать его эстетическую привлекательность, стилевые зоны и формальные качества. Европейское искусство часто использует символы, которые имеют непосредственное значение для образованных людей — символы Христа, святых, исторических эпизодов. Понимание этих символов играет важную роль в осмыслении и оценке живописи и скульптуры.
То же самое относится и к африканской скульптуре и другим видам искусства: важно выяснить, создана ли маска или скульптурная фигура для развлечения, устрашения, содействия плодородию или просто как «искусство ради искусства». Нам нужно знать, изображает ли маска вождя, бога, раба, животное-оборотня или ведьму; надевают ли её на голову или на лицо, носят ли открыто или тайно хранят в культовом доме. Хотя африканское искусство представлено здесь как неотъемлемый элемент экономических, социальных и политических институтов, в конечном счёте главный его элемент — эстетический. Несмотря на великолепие «классического» африканского искусства, такого как скульптуры культур Нок, Ифе и Бенина, основное внимание здесь уделяется искусству, которое продолжает существовать в вождествах, деревнях и кочевых стоянках. (Примечание: информацию о погребальном искусстве и дизайне храмов в Северной Африке см. в статье «Архитектура Древнего Египта»).
Для знакомства с хронологией раннего первобытного искусства см. «Хронологию доисторического искусства».
Доисторическое африканское наскальное искусство
Самое раннее известное доисторическое искусство Африки, такое как гравюры в пещере Бломбос (ок. 70 000 лет до н.э.), гравюры на яичной скорлупе из пещеры Дипклоф (ок. 60 000 лет до н.э.) или наскальные рисунки из пещеры Аполлон-11 (25 500–23 500 гг. до н.э.), вероятно, было создано бушменами, коренным народом юга Африки. (Руководство по символам, использованным в Бломбосе, см. в разделе «Доисторические абстрактные знаки: 40 000–10 000 до н.э.»). Бушмены — древнейшие известные жители Южной Африки, хотя то, как именно они появились и насколько глубоко уходит их история, остаётся загадкой. Неясно даже, были ли их предки создателями пиктограмм и петроглифов, найденных в различных доисторических местах на этой территории. Бушменов вытеснили в пустынные районы не только белые поселенцы, но и готтентоты. Готтентоты — это народность, также относящаяся к капоидной расе и настолько похожая на бушменов, что некоторые эксперты считают нецелесообразным их разделять. Тем не менее, между их художественными достижениями существует огромная разница. Искусство готтентотов не получило широкой известности, в то время как древнее искусство бушменов, обнаруженное на участках по всей Южной Африке, относится к лучшим и старейшим произведениям искусства в мире.
Общий характер наскального искусства бушменов натуралистичен, и многие изображения можно рассматривать как пиктограммы, поскольку они выражают идеи, а не являются «искусством ради искусства». Подавляющее большинство фигур — это люди и животные, но есть и несколько других объектов, вероятно, символических, хотя их значение не всегда ясно. В некоторых регионах росписи выполнены в цвете; в других местах встречаются только гравюры или высеченные изображения. Разница обусловлена природными условиями, хотя обычно считается, что гравюры более архаичны, чем росписи. Доисторическая цветовая палитра, используемая художниками-бушменами в их наскальных рисунках, состояла из земляных пигментов. Красный и коричневый получали из гематита; жёлтый — из железной охры; белый — из оксида цинка; чёрный — из угля или сажи; синий — из соединений железа и кремниевой кислоты. Синий цвет особенно необычен и не встречается в наскальных рисунках Европы. Тонкие линии на рисунках бушменов наносились полыми стержнями, которые заостряли и использовали как иглы.
Самое раннее искусство африканского континента — если не считать спорную кварцитовую фигурку каменного века из Марокко, известную как Венера из Тан-Тана (200 000–500 000 лет до н.э.), — это гравюры из пещеры Бломбос на побережье Южной Африки, датируемые 70 000 лет до н.э., за которыми следуют изображения животных из пещеры Аполлон-11 в горах Гунн на юго-западе Намибии, датируемые примерно 25 000 лет до н.э.
Любопытно, что африканские наскальные рисунки и гравюры были обнаружены раньше европейских: на юге Африки — ещё в середине XVIII века, а на севере — в 1847 году, когда группа французских солдат сообщила о находке гравюр с изображениями слонов, львов, антилоп, быков, страусов, газелей и людей, вооружённых луками и стрелами. Самым известным местом с наскальными рисунками в пустынных районах Северной Африки является плато Тассилин-Адджер, где искусство развивалось начиная с эпохи мезолита. Оно было исследовано и описано Анри Лотом в 1950-х годах. Эта гористая местность площадью 2000 кв. миль (5180 кв. км) из скал и песков в настоящее время населена лишь несколькими туарегами. Тысячи лет назад, когда создавались рисунки, земля была плодородной, покрытой лесами и пересекаемой реками, изобилующими рыбой.
Стиль росписей натуралистичен и динамичен, он кардинально отличается как от традиционного ливийско-берберского стиля, так и от ранних натуралистических изображений Атласских гор. По-видимому, эти работы гораздо теснее связаны с южноафриканским искусством бушменов. Особый интерес представляют несколько полихромных росписей в горах Тассили, на которых изображены грациозные человеческие фигуры рядом с пятнистым скотом. К юго-западу от этого региона французская экспедиция в Ахаггар в 1935 году обнаружила ещё одно место с похожими полихромными настенными росписями, изображающими различных животных, но в основном крупный рогатый скот. Несколько человеческих фигур отличаются необычайно живыми и часто изящными движениями. Изображения полностью закрашены, что делает их полноценной живописью, а не просто контурными рисунками. Однако там же есть и несколько доисторических гравюр, похожих на те, что находятся в регионе Атлас. Существует сильное сходство между росписями Ахаггара и искусством бушменов, и, кроме того, они поразительно похожи на искусство Древнего Египта.
Некоторые рисунки Сахары изображают негроидов и охотничий образ жизни (начиная с доисторического периода «круглоголовых»), в то время как другие (4000 лет до н.э. – 800 г. н.э.) изображают скотоводов — фигуры с кожей медного цвета и прямыми волосами, которые напоминают скотоводов фулани из западноафриканской саванны. Историки искусства предположили, а этнографические исследования частично подтвердили, что эти произведения неолитического искусства были созданы протофуланскими группами. Они содержат элементы, соответствующие мифам фулани, которые изучают во время обрядов посвящения мальчиков. Среди них — гермафродитная корова, из вымени которой появляются головы домашних животных, и графическое изображение, напоминающее поле инициации фулани (круг с солнцем в центре и головами коров, представляющими фазы луны, расположенными вокруг него).
Наскальные изображения в области Атласских гор в Алжире были впервые исследованы в 1913 году. Почти все они представляют собой гравюры; были обнаружены только две росписи, выполненные охрой, которые относятся к более ранним периодам. Можно выделить три основные художественные группы. Первая — очень ранние натуралистические рисунки животных, которые сейчас либо вымерли в этой области, либо относятся к очень далёкому геологическому периоду. Хорошим примером является огромное впечатляющее изображение льва в Джаретте. Далее следует группа несколько менее натуралистических рисунков, датируемых чуть более поздним временем. Наконец, существуют сравнительно поздние ливийско-берберские рисунки, которые представляют собой отчасти довольно грубые контуры животных, а некоторые имеют чисто геометрический и схематический характер.
Классическая африканская скульптура
Благодаря археологам, африканские бронзы и терракоты больше не принадлежат «неизвестному» прошлому. Подробные сравнительные исследования, проведённые с помощью радиоуглеродного датирования, выявили их исторический контекст и непрерывные традиции. Один из самых известных примеров ранней скульптурной традиции — это культура Нок, комплекс терракотовых скульптур человеческих и животных фигур, широко распространённых в северной Нигерии. Они были впервые обнаружены в оловянных рудниках недалеко от деревни Нок в провинции Зариа и с тех пор датируются IV или V веком до нашей эры. Некоторые искусствоведы находят сходство между стилизованными человеческими фигурами и натуралистическими животными Нок и недатированными каменными скульптурами из Эсие, номиноли из Сьерра-Леоне и афро-португальскими изделиями из слоновой кости, вырезанными в Шербро. Но более убедительным является предположение о связи стиля Нок, основными чертами которого являются сферическая или коническая голова и глаза в форме сегмента круга или перевёрнутого треугольника, со скульптурой Ифе.
Одно можно сказать наверняка: традиции африканского искусства не оставались статичными. Радиоуглеродные датировки и устные предания предполагают, например, что натуралистический стиль скульптуры в Ифе существовал примерно столько же, сколько и бронзовое литьё в Бенине. Однако богатый стиль Ифе демонстрирует неизменный канон с X по XIV века, в то время как в Бенине с XV по XIX века очень заметен переход от умеренного натурализма к более выраженной стилизации.
Для сравнения со скульптурой из Америки см. также: Доколумбово искусство (до 1535 г. н.э.).
Меньше известно об искусстве и цивилизациях Сао (озеро Чад) и Зимбабве, но достаточно, чтобы утверждать, что они являются коренными африканскими культурами: больше нет необходимости ссылаться на египетское, финикийское или португальское влияние. Археологи показали, например, что стены и башни в Зимбабве были возведены африканскими строителями и черпали вдохновение из африканских источников. Не вызывает сомнений и африканская принадлежность монолитов Акванши с реки Кросс из юго-восточной Нигерии и соседнего Камеруна — каменных фигур, которые не похожи ни на одно другое произведение искусства ни в одной области Африки. Они имеют фаллическую форму, с общим стилистическим переходом от фаллоса к человеческой фигуре. Некоторые из них немногим больше, чем одетые и украшенные валуны, но отличаются обильным украшением поверхности, сосредоточенным на лице, груди и пупке.
Другими менее известными примерами «классического» африканского искусства являются бронзовые скульптуры народов нупе и игбо в Нигерии. Бронзовые изделия Игбо-Укву были обнаружены в 1938 году, когда в деревне рыли цистерну. Место оказалось хранилищем искусно украшенных предметов — сосудов, наверший, головок, пояса и других предметов церемониального облачения. В могиле, раскопанной неподалёку, находились корона, нагрудник, веер, опахало от мух и металлические браслеты, а также более 10 000 бусин. Радиоуглеродные тесты сходятся в датировке этих объектов концом I тысячелетия н.э., что делает эту культуру самой ранней из известных культур бронзового литья в Нигерии. Бронзовые изделия представляют собой чрезвычайно детализированные отливки с тщательно продуманными украшениями поверхности, но они отличаются от других африканских традиций литья, таких как Бенин и Ифе. Более того, высокий уровень благосостояния, который они демонстрируют, не имеет аналогов в эгалитарном обществе Игболенда, где нет вождей или богатой аристократии, как у йоруба и в Бенине.
Влияние охоты
Как и в искусстве Океании, одним из наиболее ярких аспектов африканского искусства является его тесная связь с общественной жизнью, проявляющаяся во всех аспектах работы, досуга и верований африканцев. Таким образом, стиль и символика картин, рисунков и масок зависят от их политического, экономического, социального и религиозного контекста, изучение которого часто даёт ценную информацию о значении африканского искусства. Например, бушмены пустыни Калахари охотятся в неблагоприятной среде, ведя жизнь, в которой доминирует их абсолютная зависимость от немедленно доступных ресурсов для выживания. Существует тесная связь между жизнью охотников, их добычей и дождём. Тревоги бушменов выражены в их мифах, церемониях и обрядах, а также представлены в их рисунках и гравюрах. Наскальные рисунки бушменов изображают не только животных, на которых они охотятся, ритуалы вызова дождя и самих охотников, но и виды животных, имеющие величайшее мифическое значение. Другая группа, каллабари иджо, — это рыбаки, которые также зависят от случая: удачи приливов и миграции косяков рыбы. Их искусство также напрямую отражает их образ жизни, их тревоги и мифы. Живя в изолированных, автономных сообществах в мангровых болотах юго-восточной Нигерии, они верят в водных духов, «повелителей ручьёв», которые обитают в сказочном подводном мире. Эти духи, как и скульптуры, которые их представляют, могут быть антропоморфными, зооморфными или и теми, и другими. Сущность духов заключается в масках и скульптурных головных уборах, которые рыбаки надевают на маскарадах. Типы животных, изображённые в масках, выбраны не из-за их экономического значения, а из-за их символической роли в мифах и ритуалах иджо.
Искусство кочевников
Многие кочевые народы Африки по самой природе своего образа жизни не имеют возможности приобретать громоздкие или тяжёлые произведения искусства. Во многих случаях они предпочитают литературу, самую портативную форму искусства, — буколические стихи, эпосы, сказки и сатирические произведения, которые ярко выражают кочевую эстетику. Фулани из Западной Африки являются тому примером. Они с пренебрежением относятся к ремёслам, связанным с обработкой дерева, железа и кожи; любые предметы, сделанные из этих материалов, которые у них есть, изготовлены негроидными группами, на землях которых они пасут свой скот. Даже фулани, осевшие в деревнях, предпочитают выражать себя через архитектуру, искусную одежду и украшения. Поэтому подлинное искусство фулани встречается редко и ограничивается деталями одежды, амулетами, головными уборами, браслетами для девочек, церемониальными инструментами, сосудами и украшением самого тела. Действительно, фулани разработали настоящую эстетику внешнего вида, включающую различные формы боди-арта, в том числе роспись тела и лица, а также пирсинг и татуировки. С самого детства они учатся украшать и красить себя, придавать своим волосам изысканные формы и узоры, развивать грациозную походку; матери даже массируют черепа своих детей, чтобы достичь идеальной формы. Во время ежегодных церемоний, которые являются одновременно и жестокими испытаниями на мужественность, и мужскими конкурсами красоты, молодые люди используют все виды искусства личного украшения: тело смазывают маслом, окрашивают и расписывают. Мужчины выстраиваются в очередь перед судьями, «словно роскошные изображения богов», их лица окрашены в красный цвет и узоры цвета индиго, их волосы украшены каури и увенчаны высокими головными уборами. По обеим сторонам лица свисают полосы из бисера, цепи и кольца. Старухи громко ругают тех юношей, которые не соответствуют высочайшим стандартам красоты фулани.
Деревянная скульптура
Наибольший вклад Африки в мировую культуру — это её великолепная скульптурная традиция, хотя за пределами «тёмного» континента она была практически неизвестна вплоть до конца XIX века. Именно тогда работы, которые раньше считались лишь колониальными трофеями и диковинными музейными экспонатами, привлекли внимание европейских художников, искавших новые формы выразительности. Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Пикассо (1881–1973) и Матисс (1867–1954), в свою очередь, были поражены выразительными и абстрактными качествами фигур и масок, попавших в Париж из далёкого Конго и французского Судана. Хуан Грис даже сделал картонную копию погребальной фигуры из Габона. Интерес этих художников привёл к росту интереса к африканской скульптуре в целом, хотя в течение многих лет это была восприимчивость, которая могла реагировать только на чистую форму и тайну скульптуры из-за незнания её функции или символики.
Сегодня мы лучше информированы, хотя целые пласты африканского искусства остаются загадочными, поскольку были собраны давно.
Среди догонов в Мали существует ряд известных старых скульптур, известных как теллем, о которых ни сами догоны, ни археология не могут нам ничего рассказать (хотя бесчисленные историки искусства продолжают делать более или менее вдохновенные догадки). Фигуры теллем, как правило с поднятыми руками, чаще всего изображают женщин или иногда гермафродитов. Другие включают животных или антропоморфные фигуры, вырезанные с учётом естественных изгибов дерева. При изучении таких скульптур мы ограничены формальным сравнением стиля и субъективной эстетической оценкой. К этому классу относятся маски фанг и реликварии кота, которые когда-то были «идолами», заново открытыми Дереном и Эпштейном. Пластина за головой фигуры кота с уверенностью описывалась как «солнечные лучи», «рога козла», «полумесяц» и «христианский крест».
Бамбара: фермеры и их искусство
Большинство африканцев — не короли, священники и шаманы, а фермеры, которые проводят большую часть своей жизни, выращивая зерно или корнеплоды. Их эстетическая жизнь тесно связана с этим фактом их существования. Некоторые из величайших скульптурных традиций Африки представлены масками и фигурами, созданными для обеспечения плодородия полей и выживания их возделывателей. Народ бамбара, группа мандинка, насчитывающая более миллиона человек и проживающая в Мали, стал известен своими традициями обработки металла, плетения, работы с кожей, ткачества, крашения и резьбы по дереву. Маски бамбара связаны с четырьмя основными культовыми ассоциациями: н’домо, комо, коре и чивара. Эти общества используют свои маски как в сухое, так и во влажное время года; они «помогают» с посевом, прополкой и сбором основного урожая бамбара — проса — и отмечают приход и уход дождей.
Маска н’домо с её вертикальными рогами символизирует растущее просо — колосья будут стоять так же крепко и прямо, как рога маски. Рогов восемь, и они поднимаются прямо вверх, как вытянутые пальцы над макушкой головы, и находятся в той же плоскости, что и уши. Рога схематически представляют различные эпизоды мифа о творении бамбара, причём восемь рогов на идеальной маске символизируют восемь изначальных семян, созданных богом для построения вселенной. Основное значение символики рога происходит от его ассоциации с ростом зерна и человеческой печенью. Фермеры бамбара говорят, что рога для животных — это то же самое, что печень для людей и ростки для земли.
Символика и обряды других обществ и масок бамбара также тесно связаны с прозаической деятельностью сельского хозяйства. Маска комо представляет гиену, великого труженика земли и хранителя жизни. Маска чивара представляет собой сказочное существо, наполовину человека, наполовину животное, которое в прошлом научило людей возделывать землю. В периоды посева и роста урожая маска-навершие антилопы чивара олицетворяет духов леса и воды и обеспечивает плодородие полей и людей.
В 2007 году швейцарские учёные, проводившие раскопки в центральной части Мали, обнаружили шедевры древней керамики, датируемые 9500 годом до н.э., что делает их старейшими известными керамическими изделиями в Африке. Для получения дополнительной информации см.: Хронология керамики.
Искусство африканских королевств
Искусство является универсальным средством прославления людей высокого ранга. Наличие предметов, искусно вырезанных из таких драгоценных материалов, как золото, серебро или слоновая кость, обычно указывает на присутствие правящего класса, избыточное богатство и возможность нанимать специализированных мастеров. Например, в Африке для большинства отливок из бронзы требуется высокоспециализированная технология, и хотя это искусство не полностью ограничено королевствами, оно получает наибольшее развитие, когда вождь или богатая каста могут позволить себе содержать мастеров. В Бенине привилегия работы с бронзой была закреплена за особой гильдией, которая жила в отдельном квартале города и находилась под контролем Оба — правителя. Среди бамилеке художники считались слугами и даже рабами своих вождей, в чьих дворцах они жили и через кого продавали свои работы. В этих ситуациях африканское искусство является не результатом «инстинкта» — захвата души животного или объекта посредством «примитивного экстатического воображения», — а продуктом обучения, ученичества и глубокого знания традиции.
Художник из африканского королевства создавал портреты, знаки отличия и эмблемы, чтобы изобразить короля и его королевских родственников как особенных, внушающих благоговение персонажей и запечатлеть их в искусстве, увековечив память о них. Таким образом, короли показаны могущественными и красивыми, без пороков и, как правило, без выражения эмоций, украшенные королевскими символами. Сами вожди носят роскошные ткани и украшения, сидят на высоких, изысканных стульях и спят на искусно вырезанных кроватях. Художественное производство под королевским контролем также используется, чтобы подчеркнуть необходимость контроля правящей касты над своими подданными, а правители часто используют предметы искусства для устрашения граждан.
В Африке, как и в Европе, концентрация богатства и власти в руках вождя или олигархии часто приводит к местному расцвету искусств. Ашанти и Дагомея являются хорошими примерами, где блестящие дворы, восприимчивые к многочисленным влияниям, создали отличительные и роскошные художественные стили. В Дагомее царь сосредоточил при дворе обработку серебра, латуни и производство аппликаций. Настенные скульптуры, изображающие исторические и аллегорические сцены и сражения, украшали дворец. Среди ашанти торговля золотом и рабами приносила огромные богатства королям, которые сделали золотодобычу своей монополией. Их ювелиры составляли уважаемую и привилегированную касту и изготавливали церемониальные предметы и портреты, наиболее известным из которых является золотая маска из сокровищницы короля Кофи Какари (Коллекция Уоллеса, Лондон). Также производились малые гирьки из латуни для взвешивания золотой пыли.
Искусство Куба-Бушонг
Одна из самых богатых художественных зон в Африке охватывает бассейны рек Кванго, Касаи, Катанги и северо-западную Анголу. Это промежуточная зона между лесом и саванной, населённая фермерами, чьи предки были подданными могущественных королевств — Луба, Чокве, Лунда и Куба. В каждом из них художники были тесно связаны с придворными и королевскими культами. Например, среди луба изготавливались статуи королей и королев, стулья-кариатиды, подголовники, скипетры, жезлы и оружие, отражающие могущество и славу правителей. Среди куба доминирующая группа бушонг создала аристократическую культуру, которая наполнила общественную жизнь страстью к красоте и художественному оформлению. Искусство куба процветало во всех аспектах повседневной жизни — в строительстве, металлообработке, плетении и ткачестве. Художественные ремёсла стали стилем жизни для многих: даже правители часто были художниками и скульпторами. Искусство использовалось для прославления королей бушонг, статуи которых являются шедеврами скульптуры куба и известны с XVII века. Обычно они изображают короля сидящим со скрещёнными ногами и с эмблемами священной власти. Они небольшие, чуть более 20 дюймов (50 см) в высоту. Их лица ничего не выражают, их веки наполовину прикрыты; художники достигли замечательного эффекта вневременного покоя и глубокого самопогружения. Как и все хорошие короли, они дородны и украшены браслетами, поясами и ожерельями. Хотя статуи имеют схожую общую форму, они не идентичны, и их лица имеют индивидуальные черты. Тем не менее, это вряд ли реалистичные портреты; скорее, это канонические изображения королей с отличительными характеристиками. Основная цель скульптора состояла в том, чтобы передать сущность царской власти, которая передаётся от одного короля к другому.
Тайные общества и искусство масок
Вожди и богатые люди — не единственные меценаты. В Африке важные объекты могут быть заказаны родовыми группами, а в обществах без вождей произведения искусства чаще всего принадлежат членам ассоциаций влиятельных людей, которые выполняют как управленческие, так и религиозные функции. Требования к членству в таких культовых ассоциациях, возрастных группах или тайных обществах отличаются от общества к обществу. Иногда это все взрослые мужчины; иногда членство ограничено лицами с особыми способностями или теми, кто обладает определёнными статуэтками или другими священными атрибутами.
Возможно, самым известным «тайным обществом» является общество Поро, членство в котором наиболее плотно сконцентрировано среди народов, говорящих на языках манде и кпелле в Либерии и на юге Сьерра-Леоне, хотя оно также распространено, как правило, под разными названиями, в Гвинее и Кот-д’Ивуаре. С мужским Поро тесно связаны женские ассоциации санде или бунду, которые представляют собой женские союзы. Как мужское, так и женское общества поддерживают циклы церемоний, связанных с набором и посвящением членов. Главными действующими лицами в церемониях являются непосвящённые юноши, все взрослые мужчины Поро, взрослые женщины Санде и священные старейшины, представляющие предков. К ним присоединяются ряженые в масках, подражающие духам природы, которые связаны с основателями страны.
Во всём районе распространения Поро и Санде мы находим, как правило, два типа масок: гладкие натуралистические маски, связанные с народом дан, и резко контрастирующие с ними грубо выполненные «Великие маски». Существуют также вспомогательные маски, используемые для поддержания правопорядка и обучения молодёжи во время обрядов инициации. Маски дан хорошо сбалансированы и гармоничны. Их красота происходит от их натуралистической, но очень упрощённой формы. Существуют также миниатюрные копии больших масок длиной от 3 до 4 дюймов (от 7,5 до 10 см), которые носят те, кто посвящён в тайные общества.
Великая маска Поро — свирепое абстрактное изображение демона леса. Её стилизованное лицо должно представлять давно умершего, почти мифического предка — культурного героя, который принёс Поро на землю людей. Маска является символом и оракулом жреца, которому, как судье и лидеру клана, разрешено хранить её от имени всех членов Поро. С её помощью он может получить разрешение предков наказать преступников и нарушителей гражданского порядка. Когда должны быть решены важные споры, жрец несёт маску на собрание старейшин и кладёт её на землю под белую ткань. Любое человеческое суждение считается предварительным, пока маска не покажет своё одобрение.
Использование Великой маски таким способом обеспечивает божественную санкцию: считается, что суд исходит из духовного мира через маску, а не от людей. Маска берёт на себя ответственность, например, за смерть от яда кого-то, кто подвергся испытанию. На важных заседаниях совета маска присутствует, чтобы обеспечить присутствие и одобрение предков. Во время жестоких ссор жрец надевает маску и останавливает спорщиков своим словом. Меньшие маски также используются в качестве посланников или «полицейских».
Сама Великая маска характеризуется выпуклыми глазами, обрамлёнными перфорированными фарфоровыми или металлическими дисками, губами из красного войлока и длинной бородой, увешанной пальмовыми орехами или бусинами. Её типичная густая патина происходит от чёрной, засохшей крови жертвоприношений и красноватых остатков пережёванных орехов кола, которые попадали в рот маски во время ритуалов.
Во время настоящих обрядов инициации Поро Великая маска таинственно появляется четыре раза, чтобы произнести секретную фразу, при которой все падают ниц на землю. Незначительные маски, известные как ге, используются, чтобы дисциплинировать и обучать посвящённых. Маски действуют как должностные лица, контролирующие женщин и детей за пределами деревни, или работают в качестве сборщиков подаяний, собирающих еду, попрошайничая, занимая и воруя у жителей.
По внешнему виду маски ге отвратительны, они сочетают в себе черты животных и человека. Говорят, что они являются художественными попытками выразить веру в то, что духовная сила имеет как животные, так и человеческие атрибуты — сочетание черт и их искажение предполагает существование неких необъяснимых явлений, более мощных, чем силы, которыми обладают животные и люди по отдельности.
Во время долгих обрядов посвящения женщин заставляют верить, что их дети проглочены масками, и говорят, что шрамы на теле посвящаемых (скарификация) нанесены масками, когда они глотают мальчиков, которые позже появятся на свет заново. После «перерождения» из желудков масок, посвящённые сидят на циновках с одеялами на лицах, и в течение двух дней маски учат их всему заново — как ходить, есть и испражняться. Ближе к концу сеанса Великая маска своим глубоким рычащим голосом уводит мальчиков на берег, где они моются и получают новые имена.
Девочек также инициируют в обществах бунду и санде. На церемонии их помазывают маслом, их волосы красиво укладывают, и они носят богатую одежду и украшения. Они проходят под аккомпанемент песен, танцев и акробатических выступлений, исполняемых ряжеными в масках. Маска санде сияет чёрным, а женщины-носители скрываются за тканевым костюмом и вуалью из рафии. Форма и символика маски мало различаются. Наиболее заметными особенностями являются кольчатая шея, сложное украшение причёски и маленькое треугольное лицо.
Смотрите: искусство американских индейцев, для сравнения с американскими масками.
Искусство и родство
Наиболее важной особенностью многих африканских обществ и источником политического влияния в них является родство. Искусство часто служит дополнением и символом власти рода и клана. Среди баквеле старейшины рода собираются во время кризиса и пытаются обойти проблему, используя маски. Среди племён фанг и тив, где политическая власть передаётся по родовым линиям, маски и статуи являются символами прав глав родов на власть и используются в управлении социальными делами. Точно так же, среди лега в восточной части Заира, где не существует верховной власти, а система родов функционирует без политических лидеров, есть авторитетные люди, которые приобретают влияние благодаря своему возрасту, личной магии и владению предметами искусства. В состав лега входят резчики, способные создавать оригинальные и искусно выполненные работы из самых разных материалов; их маски и статуэтки используются членами общества bwame в их драматических и ритуальных представлениях. Объекты, используемые в церемониях посвящения, представляют собой комплекс символов, которые помогают передать сущность верований и мировоззрения народа лега от старших к инициируемым. Они принадлежат родам и, передаваясь из рук в руки, служат символами непрерывности рода лега и связью между мёртвыми и живыми членами патрилинейной семьи.
В Гане матрилинейные роды играют важную роль в поддержании благополучия сообщества, даже когда это сообщество, как в случае с Ашанти, является централизованным королевством. Каждый прослеживает своё происхождение через мать и принадлежит к роду своей матери, который состоит из всех потомков общих предков. В основном обряде по интронизации вождя Ашанти нового вождя опускают и поднимают трижды над священным стулом основателя его рода. Таким образом, стул Ашанти является символом рода. Он состоит из прямоугольного основания с изогнутым сиденьем, поддерживаемым резными стойками. В Кумаси, столице Ашанти, хранятся десять почерневших от времени стульев, хранящих память о десяти королях. Золотой стул, который, по преданию, был принесён с небес первым царским жрецом и советником, представляет собой массив из чистого золота с прикреплёнными к нему колокольчиками из меди, латуни и золота.
Религиозное искусство
Хотя наши растущие знания об африканских обществах показывают, что многие произведения искусства, ранее считавшиеся исключительно религиозными, выполняют и социальные, и эстетические функции, у многих из них действительно есть религиозная и символическая роль. Например, народ йоруба — один из самых плодовитых африканских резчиков, и самая большая часть их скульптур — это религиозное искусство, посвящённое культам различных ориша (богов). В других местах маскарады и другие ритуальные представления используют маски и резные фигуры для воплощения мифов.
Искусство догонов носит явно религиозный характер: оно изображает предков, первых мифических существ, предка-кузнеца, всадника с ковчегом, несущего знания и ремёсла, и мифических животных. Их космологическая система и её отношение к содержанию их искусства были изучены с поразительной детальностью группой французских антропологов и искусствоведов. Таким образом, чтобы понять значение Великой маски догонов, нам необходимо понять значение мифа о сотворении догонов и периодического фестиваля Сиги, который регулирует их религиозную жизнь. Великая маска — двойник мифического предка; создавая новую маску, резчик обманывает душу предка и убеждает её войти в новое обиталище. Когда Великая маска открыта для всеобщего обозрения, виден только её базовый столб, поскольку голова погружена в груду камней. Другие маски догонов менее священны, хотя их исполнение может отражать специальные знаки, символы и части мифа о сотворении мира.
Большая часть космологической мысли многих африканских обществ сосредоточена на двойственности и андрогинности. Среди бангва и бамилеке (Камерун) близнецы и их родители почитаются, а рождение близнецов считается совершенным, представляющим исконный и андрогинный мир. Женщина, родившая близнецов, пользуется особым уважением, и в честь близнецов вырезаются сложные скульптуры. Обоим родителям уделяется особое внимание, и они вступают в религиозное объединение, которое играет важную роль на церемониях, связанных с бесплодием и похоронами. Скульптура бангва черпала вдохновение в образах этих родителей-близнецов; существует множество статуй женщин и мужчин, держащих близнецов или носящих символы близнецов. Пожалуй, самая известная из всех скульптур бангва — это танцующая фигура, одетая в ожерелье из каури и несущая погремушку и бамбуковую трубу, которую носят жрицы-близнецы, когда призывают богов.
Среди йоруба близнецам также уделяется особое внимание, и существует традиция делать их изображения, если один или оба из них умирают. Эти статуэтки ибеджи кормят и заботятся о них как о настоящих детях, поскольку считается, что каждая из них содержит душу мёртвого близнеца. Всё, что делается для живого ребёнка, делается и для ибеджи: он получает подарки и новую одежду. Ему также приносятся регулярные жертвы в попытке предотвратить причинение душой умершего вреда его живому близнецу или матери. Считается, что ношение ибеджи не даёт матери стать бесплодной.
Статуэтки ибеджи имеют однородную форму: это маленькие, стоящие фигурки, в большинстве случаев обнажённые, хотя на некоторых вырезана одежда, напоминающая фартук. Пропорционально голова больше по отношению к телу, чем у реальных людей; половые органы вырезаны, а готовое изделие окрашено — голова часто окрашивается в цвет, отличный от тела. Лицо овальное с выпуклыми глазными яблоками, лоб выпуклый, нос широкий, уши стилизованные. Губы, как правило, выпуклые и вырезанные так, чтобы образовывать своего рода полочку, потому что матери «кормят» их, как и живых детей. Руки тяжёлые и длинные, стилизованы и соединены с бёдрами. Ибеджи имеют множество следов скарификации и разнообразные причёски.
Искусство и колдовство
Во всей Африке колдовство имеет некоторые удивительно общие черты. Сам термин обычно относится к злонамеренным действиям, приписываемым людям, которые активируют сверхъестественные способности, чтобы причинять вред другим. По легендам, большинство ведьм действуют ночью; у них есть способность летать и преодолевать большие расстояния в одно мгновение. Во время полётов тело ведьмы остаётся на месте, а душа путешествует незримо или в форме животного. Они жаждут человеческой плоти, насылают на своих жертв болезни и поглощают их тела после погребения.
Таким образом, болезнь и смерть могут быть приписаны сверхъестественным причинам, и предметы искусства, в сочетании с магическими техниками и ритуалами, используются для борьбы с ними. Эти объекты обычно называют фетишами — словом, которое происходит от «feitiço», португальского слова, означающего «объект, созданный руками человека». Фетиш изготавливается предсказателями или колдунами и состоит из различных материалов и «лекарств», чтобы использовать присущие этим веществам жизненные силы. Фактически, добавленные материалы могут быть важнее основной скульптуры и включать разные предметы — крабов, кости и рога животных, зубы, перья, части птиц, пуговицы, ткань и кусочки железа. Даже если на первый взгляд этот конгломерат объектов кажется случайным и обыденным, атрибуты фетиша имеют символическое значение для их владельцев и людей, на которых они воздействуют.
Самые известные фетиши были первоначально найдены в регионе Заир; сохранились некоторые очень ранние произведения. В 1514 году христианский король Конго Альфонсо, как сообщается, сокрушался об идолопоклонстве, которое тогда преобладало среди его подданных, заявив: “Наш Господь дал нам камень и дерево, которым вы поклоняетесь, для строительства домов и разжигания огня”. С тех пор сотни видов фетишей были собраны среди баконго и соседних народов; они известны как нкиси и обладают общим свойством магических фигур: считается, что они способны причинять серьёзные заболевания людям, которые являются причиной сверхъестественного вреда. Несмотря на свою известность, этот вид искусства не был изучен в деталях.
Во всей Африке предметы искусства используются в предсказании сверхъестественных причин болезни. Среди бамилеке традиционное общество против колдовства, кунган, собиралось во времена кризиса и эпидемий, чтобы очистить страну и уничтожить ведьм путём уничтожения их могущественных фетишей. Фигуры кунган вырезаны с большим мастерством; у них обычно чрезмерно опухшие животы, что указывает на ужасную водянку, которая является одной из сверхъестественных санкций фетиша. Они также символизируют более сочувственную магию: согнутые руки представляют собой положение просящего сироты или человека без друзей; положение на корточках — это поза смиренного раба. Считается, что фигуры кунган наделены способностями, накопленными в течение нескольких поколений: эти способности сконцентрированы в толстой патине, образованной из крови цыплят, принесённых в жертву во время ритуалов, направленных против ведьм. У большинства из них есть небольшая полость в животе или спине, которую можно открыть для введения «лекарств».
Искусство ради искусства
Африканское искусство многофункционально: оно служит правителям, религии и даже экономике. Оно также играет развлекательную роль. Западноафриканские маскарады, в частности, опровергают обобщение о том, что в традиционных африканских культурах не существует понятия «искусство ради искусства». Даже когда представления связаны с ритуалом и верой, эстетика и театральность никогда не игнорируются. Во многих западноафриканских обществах маскарады появляются во время похоронных церемоний, проводимых для всех умерших взрослых. В большинстве случаев целью представления является не только внушение религиозного благоговения или поиск защиты у предков, хотя это и играет определённую роль, но и развлечение скорбящих и прославление памяти покойного и его преемника. Во всех этих танцах важны маски, и по этой причине личность танцоров полностью подчинена индивидуальности маски. Для участников маскарадов маски должны быть настолько эффектными, насколько это возможно, и ничто — даже череп обезьяны или европейская кукла — не считается лишним на маске, которая обычно становится намного сложнее после того, как покидает руки своего скульптора. Окрашенные перья добавляются сверху, а полосатые рога — по бокам. Кокарда делается из тонких волосков бороды барана, а рафия заплетается и добавляется к подбородку в виде бороды или прикрепляется к передней и задней части головы маски. Покрытие кожей может использоваться, как среди бангва и экои, для достижения текстурных, а не символических эффектов. Другие маски бангва украшены бисером, в то время как большинство из них ярко окрашены растительными красками или более современными полихромными красками.
Рассмотрение художественного оформления домов мбари народа игбо показывает, что искусство нельзя просто отнести к категории «преимущественно религиозного» или «прежде всего эстетического». Здесь в честь богини земли Ала создаются сложные глинобитные сооружения. В течение периода уединения специально отобранные люди создают множество скульптур и рельефов, которые затем демонстрируются широкой публике. В этот период они поют песни в честь богини земли и второстепенных богов. Объекты мбари разнообразны и могут представлять богов, людей, сцены охоты, совокупление и роды. Главная фигура — Ала — ваяется и расписывается последней, иногда с двумя детьми. С ней связаны фаллические символы, созданные для вызова плодородия. Мбари — это не только религиозное искусство, но и источник удовольствия. Многие из фигур комичны; некоторые непристойны. Неестественные практики иллюстрируются с радостью; женщины нагло демонстрируют интимные части тела. Грубые непристойности объясняются тем, что мбари должен раскрывать каждую фазу человеческого существования, потому что это концентрация всей человеческой жизни, включая её табу. Искусство игбо, как и всё африканское искусство, удивительно эклектично. В мбари Христос на своём кресте стоит рядом с Ала, богиней земли. Традиция обновляется индивидуальным вдохновением художника и использованием внешних влияний. Глубокая моральная цель и чистое развлечение объединяются в мбари, создавая динамичную и непосредственную форму искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?