Африканская скульптура читать ~16 мин.
Центром африканского искусства считается Западная Африка — регион, простирающийся от Сенегала на восток до озера Чад. За рекой Нигер художественное вдохновение в основном проявляется в прикладном искусстве, ремёслах и декоративно-прикладном искусстве. Река Бенуэ, приток Нигера, образует границу другого региона скульптуры, который охватывает бассейн Конго, Анголу и простирается далее на восток и юго-восток. Таким образом, всю территорию можно условно разделить на две большие области: «сфера Судана», расположенная вокруг Гвинейского залива, и «сфера Конго» — к востоку и юго-востоку от Атлантики до Великих озёр. Южнее Танзании и в Мозамбике проживает племя маконде — изолированная группа талантливых скульпторов.
Племена банту в Южной Африке, обладающие богатой культурой, также демонстрируют значительный художественный талант, однако их пластическое искусство уступает по сложности и разнообразию искусству бассейна Конго и Западной Африки. Их лучшая резьба по дереву представлена в основном подголовниками и редкими фигурками животных. Тем не менее, именно работы мастеров из западного региона принесли африканцам славу выдающихся скульпторов по дереву. Деревянная скульптура — это классическое племенное искусство Африки. Для некоторых ценителей бронзовая скульптура Бенина представляет собой ещё более тонкую работу, но, вероятно, было бы неверно считать её чисто африканской, поскольку предполагается, что техника литья из бронзы была привнесена туда извне. (См. также: Доисторическая скульптура.)
Скульптура из дерева
Главную особенность африканской деревянной скульптуры английский искусствовед Роджер Фрай определил как «полную пластическую свободу». Африканские художники действительно мыслят формой в трёх измерениях и, кажется, без труда уходят от двухмерной плоскости. Существует простое объяснение той лёгкости, с которой скульпторы в Африке постигали круглую и, следовательно, цилиндрическую форму человеческого тела. Оно кроется в материале и навязанной им технике. Скульптор начинает работу с фрагмента ствола дерева — круглого деревянного бруска. Если замысел прост, этот брусок остаётся легко узнаваемым в качестве цилиндра.
Классическими примерами служат грубоватые фигуры предков племени бари и колоссальные столбы-скульптуры племени азанде, оба — в Восточном Судане. Если к этому базовому цилиндру добавляются другие кубические формы, получается почти геометрический стиль. Туловище представляет собой сплошной цилиндр, руки — цилиндры меньшего размера, идущие параллельно корпусу, а голова сильно стилизована. Абстрактная скульптура в подобном геометрическом стиле высоко ценилась племенем бабем в Западном Судане.
Этот стиль ни в коем случае не ограничен Африкой: схожее развитие можно найти в искусстве американских индейцев (особенно на северо-западе современных США), в искусстве Океании, а также в Сибири и Индокитае. Принцип скульптуры, основанной на форме исходного материала, часто применяется и к маскам. По своей природе маска часто имеет полуцилиндрическую форму, и у художника остаётся не так много возможностей для её доработки, поэтому эта форма остаётся доминирующей. Такой стиль развивали, например, индейцы хопи в Северной Америке. В Африке маски подобного типа можно найти в Кот-д’Ивуаре и в регионе верхнего Нила.
Скульптура из слоновой кости
Цилиндрическую скульптуру можно изготовить из любого материала вытянутой формы, не обязательно из дерева. Отличным примером служит бивень слона. Понятно, что если художник стремится сохранить единство тонкой непрерывной линии в своей работе, обрабатывая цельный блок без добавления других частей, он не сможет изобразить детали, выходящие за пределы исходного цилиндра. Отсюда вытекает ещё одна характерная черта африканской скульптуры — её своеобразное обращение с пропорциями. Например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке выставлена деревянная африканская скульптура, изображающая всадника на коне. Однако по сравнению с человеком лошадь настолько мала, что может показаться карикатурой, хотя у художника не было такого намерения. Просто в рамках размеров бивня у него не было возможности сделать лошадь пропорциональной всаднику, и, поскольку его главной задачей было изображение человека, размер животного не имел для него большого значения.
Далеко не вся африканская деревянная скульптура основана на этом принципе. Круглый брусок может быть проработан более детально до реалистичной формы, не имеющей почти ничего общего с первоначальным видом материала. Скульптура такого типа встречается в лесопарковых зонах Камеруна, по всему региону Конго и на востоке, у племени маконде.
Маски
Формы африканских масок необычайно разнообразны. Некоторые из них реалистичны, другие — строго стилизованы. Большинство ярко окрашены, но это не является обязательным правилом. Фигуративную греческую скульптуру часто расписывали, в основном глаза и рот, чтобы придать ей реалистичный вид. Египетская скульптура, будды из Гандхары и фигуры божеств в древней Мексике также были раскрашены.
В Африке цвет варьируется от простых чёрных статуй и масок во внутренних районах Камеруна до блестящих жёлтых, красных, белых и синих оттенков нигерийских фигур и масок йоруба. В Кот-д’Ивуаре племя атуту покрывает самые ценные из своих статуй сусальным золотом. Иногда сам скульптор выполняет золочение, а иногда передаёт эту работу другому специалисту. Один художник, создававший не позолоченные скульптуры, говорил, что если бы у него когда-нибудь было два сына, он научил бы одного резьбе, а другого — золочению, чтобы они могли работать вместе.
Во многих частях Африки исконное искусство находится в упадке, но в таких областях, как Кот-д’Ивуар, оно всё ещё процветает. Оно даже продолжает развиваться — не под влиянием Европы, а благодаря изобретательности самих художников. В целом, ремесленные возможности западноафриканских племён невелики, а их производительность очень мала. Поэтому их практические способности как скульпторов и ювелиров выглядят особенно поразительно.
Магические фигуры
Племя атуту, в отличие от некоторых других африканских народов, отличается относительно эгалитарной социальной структурой и высоко ценит настоящее мастерство в любой форме. Среди этих племён многие статуэтки представляют собой образцы религиозного искусства. Атуту не являются поклонниками предков в строгом смысле, но у них есть определённое количество фигур предков. Их вырезают после смерти человека, используя тело в качестве образца. Когда статуя завершена, предполагается, что душа умершего входит в неё на некоторое время, прежде чем перейти в загробный мир. В этот период фигурка предка используется как фетиш. Если у человека возникают проблемы, деревенский маг, к которому он обращается за советом, может порекомендовать ему сделать фетиш. Для резчика это такая же работа, как и любая другая.
Чтобы фетиш стал действенным, владелец должен принести ему подношение. Обычно достаточно посыпать его мукой или белым мелом, но в особых случаях используется мясо птицы. Если результат оказывается неэффективным, фетиш теряет свою ценность и может быть уничтожен; в противном случае его можно использовать повторно для других целей. Иногда бесплодной женщине делают волшебную куклу, изображающую ребёнка. Женщина носит её на спине. У атуту есть и другие деревянные куклы и похожие предметы народного искусства высотой от 8 до 20 сантиметров, тщательно вырезанные, но не имеющие магического или религиозного значения. Они используются в качестве игрушек как взрослыми, так и детьми. Существуют также резные портреты, выполненные по заказу и подаренные друзьям в качестве сувениров. Смотрите также: доколумбово искусство (до 1535 г. н.э.).
Другие фигуры
Среди южных племён атуту существует даже то, что можно было бы назвать «искусством ради искусства». Эти народы создают множество резных предметов, не имеющих ни практического применения, ни религиозного значения: цельные деревянные сосуды, модели сигнальных рогов и резные фигуры животных. В праздничные дни владелец достаёт свои сокровища изобразительного искусства из тайной комнаты, выкладывает их на веранде и с любовью рассматривает.
Среди некоторых племён французской Западной Африки, особенно бауле и хабе, преобладают строго стилизованные фигурки, в то время как лесные регионы Камеруна отличаются большими реалистичными фигурами предков и танцевальными масками, некоторые из которых превышают человеческий рост. Они удивительно живые и обычно затемнены сажей. Различные племена Конго наряду со стилизованной, почти геометрической резьбой, развили и реалистичные статуэтки и маски. Их статуэтки и миниатюрные маски из слоновой кости часто бывают очень красивы. Наиболее искусными племенами в Конго считаются баяка, бакуба (где резьба церемониальных предметов является привилегией аристократии), балуба и, на юге, вачивокое.
Бенин. Бронзовые скульптуры
Между Кот-д’Ивуаром и Конго располагаются историческое королевство Ифе, родина народа йоруба, и Бенин (на территории южной Нигерии), где африканская скульптура достигла своего наивысшего расцвета. Бенин в XV веке посетил португалец Жоан Афонсу де Авейру (1485–1486), а впоследствии и другие португальские, голландские и английские путешественники. Несколько предметов из слоновой кости попали в Европу, но только после британского завоевания в 1897 году знаменитые бронзы были открыты для мира, и искусство Бенина стало известно широкой публике.
Бронзы бывают двух видов. Это отдельные фигуры — человеческие головы в натуральную величину, модели животных или людей, — а также рельефные скульптуры, представляющие собой целые сцены с животными, людьми и мифологическими или магическими символами. Мужские головы кажутся несколько статичными из-за высокого воротника-ожерелья. Лица сильно стилизованы и почти безлики. Общее впечатление скорее интересное, чем красивое. С другой стороны, женские головы более индивидуальны. Украшение на шее у них настолько низкое, что почти незаметно, а волосы уложены вверх в виде рога.
Основными изделиями из слоновой кости являются большие бивни слонов, вырезанные в рельефе, кубки и кружки, украшенные рельефом или ажурной резьбой, а также браслеты и другие украшения в том же стиле. Кубки и кружки часто имеют европейскую форму, как правило, в стиле искусства Ренессанса, и нет сомнений, что они были вырезаны по европейским образцам по заказу португальских путешественников. Другие произведения — чисто африканские или преимущественно африканские. Европейские солдаты и торговцы в одежде XVI века иногда появляются на бронзовых досках-рельефах.
Головной убор и кольца на шее бронзовых голов представляют собой традиционное украшение из кораллов, которое до сих пор носят короли (или «оба») в Бенине. Коралловые бусы были важной частью сокровищ короны, и если правитель переставал их носить, это считалось признаком плохой финансовой политики. Вождь Эгхаревба сообщает, что Ахензае, праправнук Обы Орхогбуа, таким образом потерял своё богатство. Ему было всего шестнадцать лет, когда он взошёл на престол, и его неопытностью воспользовались искушённые придворные. Давно хранившиеся сокровища бывших королей были растрачены, а королевские коралловые бусы проиграны в кости Осуану.
История бронзовой скульптуры в Бенине
Согласно традиции народа бини, медное литьё появилось в Бенине благодаря средневековым художникам из Ифе (Угэ) при Обе Огуоле около 1280 года. Оба (король) хотел, чтобы произведения, подобные тем, что импортировались из Ифе, производились в самом Бенине. Он послал к Огене (правителю) Ифе за медных дел мастером, и к нему был отправлен Игу-эха. Игу-эха был очень умён, оставил много замыслов своим преемникам и в результате был обожествлён. Медники почитают его и по сей день. Практика изготовления медных отливок для сохранения памяти о событиях возникла во времена правления Огуолы. Король Эсиги (ок. 1504) поощрял и совершенствовал медное литьё. Общепризнанно, что искусство Бенина достигло своего расцвета в XVI веке. Резьба по слоновой кости и дереву была введена Обой Эвуаре Великим (ок. 1440), в то время как флейты из слоновой кости (акохен) были изобретены где-то после 1735 года человеком по имени Эресойен.
Бронзовые изделия производятся методом, известным как cire-perdue (буквально «потерянный воск»), или литьё по выплавляемой модели. Модель изготавливается из глины и покрывается слоем воска. Если объект очень маленький, модель целиком состоит из воска. К каждому концу восковой модели прикрепляется тонкая металлическая трубка, и всё это заключается в оболочку из мягкой глины. Когда глина затвердеет, расплавленный металл заливается в верхнюю трубку через воронку. Он стекает внутрь, заполняя пространство, занимаемое воском, а расплавленный воск вытекает через нижнюю трубку — отсюда и название. Когда металл остынет, глиняная оболочка аккуратно разбивается и удаляется. Поверхность бронзы обычно получается шероховатой и требует финальной отделки. В случаях не очень высокого мастерства могут остаться отверстия там, где металл не полностью заполнил полость. Глина внутри выгорает и сравнительно легко извлекается.
Эта техника была описана во многих книгах, а в Британском музее есть множество моделей, демонстрирующих различные этапы работы. Этот метод используется для обработки бронзы и латуни по всей Западной Африке. Таким образом некоторыми племенами в лесопарковых зонах Камеруна были изготовлены большие медные трубы, украшенные фигурами людей и животных, а также миниатюрные медные фигурки, которые ашанти использовали в качестве гирек для взвешивания золота (мраммуо) по крайней мере с 1760 года. Процесс cire-perdu не везде одинаков, но он известен в большинстве частей мира. В Азии его главными центрами являются Индия и Малайский архипелаг. Его также практиковали в Древнем Египте и в древних цивилизациях Центральной и Южной Америки. См.: Искусство древнейшего каменного века (100 лучших работ).
Судя по стилю ранних бронзовых изделий из Бенина, народ бини практиковал это искусство до прибытия португальцев, так что теория о том, что эта технология была получена из европейских источников, исключена. Существует и другая теория, согласно которой технология пришла окольным путём из Индии. Однако нет веских оснований отвергать традиционную версию, по которой бронзовое литьё пришло в Бенин из Ифе.
Скульптура народа йоруба
Существует огромная разница между древним искусством йоруба и их современными работами. Современное искусство йоруба — это в основном деревянные фигурки и маски. С его поразительной полихромной росписью оно, безусловно, очень декоративно, но находится на более низком художественном уровне, чем старая классическая скульптура из камня, терракоты и бронзы. Старинные резные фигуры из твёрдого камня, такого как кварц, и древние бронзовые отливки отличаются удивительной верностью природе, абсолютно правильными пропорциями и отсутствием условных стилистических черт. Техника их исполнения была превосходной и демонстрирует выдающееся чувство прекрасного.
Вероятно, прошло уже много веков с тех пор, как работы такого рода производились в Ифе, но старинные шедевры не забыты. Бронзовые головы до сих пор хранятся во дворце Они (верховного правителя). На некоторых фестивалях священники выносят их и переносят в святилища. Десятки красивых терракотовых голов хранились в святыне за городом до тех пор, пока всего несколько лет назад их не украли или не разбили. В Ифе всё ещё есть гранитная голова барана, почти в натуральную величину, и церемониальные табуреты, вырезанные из цельных кусков кварца. Но именно терракотовая скульптура (и бронзы) лучше всего демонстрируют искусство древнего Ифе. Даже бенинские головы не могут с ними сравниться.
Головы из Ифе
Лишь недавно эти прекраснейшие из всех африканских скульптур стали известны в Европе. Сравнительно немного бронзовых голов было известно даже в самом Ифе до 1938 года, когда семь высококачественных образцов, покрытых зелёной патиной, были обнаружены во время рытья фундамента для дома, и ещё четыре — в другом месте. У некоторых из них есть крошечные отверстия, симметрично расположенные вокруг нижней половины лица. Неизвестно, использовались ли они для нанесения краски, обозначающей племенные знаки, или для крепления настоящих волос для бороды, как в деревянных масках японского искусства и искусства северо-западной Америки. У других голов есть борозды, изображающие вертикальные полосы, которые до сих пор используются в качестве племенных знаков среди йоруба.
Африканская скульптура оказала значительное влияние на таких художников, как Андре Дерен (1880–1954), Морис де Вламинк (1876–1958), Пабло Пикассо (1881–1973) и Анри Матисс (1867–1954). Большинство из них были восхищены экспрессивными чертами примитивных статуэток и масок, прибывавших в Париж из французских колоний на африканском континенте. Некоторые художники посещали коллекции этнологических артефактов и приобретали предметы для себя.
Возраст голов из Ифе ещё окончательно не определён, но, поскольку практически точно известно, что искусство бронзового литья Бенина было заимствовано из Ифе, есть некоторые данные для датировки. Первые мастера приехали из Ифе в Бенин около 1280 года, и, должно быть, потребовалось некоторое время, чтобы это новое искусство развилось до тех шедевров, которые мы знаем. Поэтому можно предположить, что искусство бронзы в Ифе достигло своего зенита не ранее XIII столетия.
Хотя и в терракоте, и в бронзе этнические характеристики моделей хорошо переданы, работы напоминают скорее скульптуру Древней Греции или искусство Древнего Египта, а не культуру Чёрной Африки. Антрополог Лео Фробениус рассматривал возможность связи со средиземноморским миром, а сэр Флиндерс Питри в своей книге о Древнем Египте отмечает, что, если бы какая-либо из голов Ифе была найдена в иностранном квартале Мемфиса, её приняли бы за более крупный образец местных изделий. Он добавляет: “Мемфисская работа не могла прийти с Нигера, она слишком тесно связана с Персией и Индией; но идея и даже мастера, возможно, пришли из Египта в Западную Африку”.
Между тем у йоруба есть традиционное поверье, что они пришли с востока, из Верхнего Египта. Возможно, изначально они вообще не были африканцами, а смешались с коренным населением уже позднее.
С другой стороны, предметы древнеегипетского происхождения были найдены по всей Африке. Изогнутые церемониальные ножи племени азанде на окраинах Судана и Северного Конго происходят от древнеегипетского серпа. Подголовники, музыкальные инструменты и даже некоторые обычаи и верования несут на себе следы египетского влияния. “Невероятно”, — говорит Уилфрид Д. Хамбли, — “что цивилизация, подобная египетской, существовала как изолированная единица. Египетские караваны проникали далеко в Судан, египетские корабли плавали в землю Пунт — регион, который, как правило, отождествляется с сомалийским побережьем”.
Однако необходимы дальнейшие детальные исследования, чтобы доказать, что все эти элементы, указывающие на египетское происхождение, действительно были заимствованы из этого источника. Между тем, всё, что мы знаем об истории бронзы Ифе и Бенина, указывает на гораздо более позднюю дату наивысшего развития портретного искусства в Ифе. Возможно, египетское влияние пришло не через бронзу, а через терракоту. Дальнейшие раскопки в Нигерии, несомненно, прольют новый свет на этот интересный вопрос.
Африканская каменная скульптура
Существуют и другие примеры древнего африканского искусства из более твёрдых и прочных материалов, чем дерево. В некоторых местах была найдена каменная скульптура, которая полностью отличается от скульптуры Ифе. В Северном Конго, в районе реки Уэле, были обнаружены каменные головы, а в 1934 году на поляне среди пальм, в двух километрах от города Эсие в провинции Илорин, Нигерия, было найдено не менее 765 каменных фигур и голов. Они демонстрируют большое разнообразие антропологических типов, черт лица и племенных знаков. Ряд этих племенных знаков используется и сегодня. В большинстве фигур черты достаточно индивидуализированы, чтобы их можно было рассматривать как портреты. Их натурализм, однако, наивен и типичен для африканского искусства. Это примитивное искусство в его лучшем проявлении.
Образцы африканской племенной скульптуры можно увидеть в лучших художественных музеях Африки, Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?