Ассирийское искусство читать ~13 мин.
Как объясняется в нашей статье о шумерском искусстве (ок. 455 – 2270 гг. до н.э.), на землях Месопотамии правили шумеры до 2270 г. до н.э., пока она не была захвачена семитоязычными королями Аккадской империи. Страна была объединена в течение некоторого периода (ок. 2344-2154) при династии Аккад, после чего произошло неошумерское возрождение во главе с мощным городом-государством Ур. Третья династия Ура рухнула в 2003 году до н.э. до появления аморитов, которые переселились из пустыни и основали собственную серию семитских династий. Однако ни аккадцы, ни амориты не внесли существенного вклада в месопотамское искусство, которое осталось верным его шумерским корням.
Даже когда король семитов Хаммурапи (ок. 1810-1750 гг. до н.э.) окончательно выбил единственную вавилонскую империю из путаницы ссорящихся расовых групп и ревнивых городов-государств, в каждой из которых были свои правители и боги, это снова было шумерское искусство, а не что-нибудь вавилонское. Город Вавилон теперь стал столицей, дав новое имя империи, и, согласно существующим записям, он был украшен дворцами и храмами, также великолепно задуманными и украшенными. К сожалению, более поздние нашествия и распад вавилонской власти до хеттов, касситов и, наконец, ассирийских нападений полностью разрушили архитектурные памятники. Даже скульптура и незначительные реликвии этого периода скудны и не очень интересны.
Стелла с Кодексом Хаммурапи (1750 г. до н.э., Лувр, Париж), сохранившаяся из-за того, что она была захвачена персидским завоевателем, является одной из самых известных археологических находок современности, но её ценность прежде всего социологическая. Круглый диоритовый ствол высотой почти 2,5 метра украшен 3600 строками клинописного текста, излагающими законы поведения людей написанные царём Хаммурапи. Наверху стелла украшена резным рельефом, на котором изображён бог солнца, вручающий код королю. Качество исполнения хорошее, а простота концепции делает работу запоминающейся. Таким образом, стандарт официального искусства был хорошим, но не отличался. Стелла, едва ли не больше, чем обычная официальная статуя, не показывает прогресса по сравнению со средней шумерской скульптурой; все же, учитывая дату, она выполнена грамотно и привлекательно.
Короче говоря, временное политическое превосходство Вавилона ничего не добавляло к художественной культуре, созданной шумерами.
После смерти Хаммурапи в 1750 году до н.э., древняя земля Месопотамии была разделена на две страны: Ассирия на севере и Вавилон на юге. В Северной Месопотамии преобладали ассирийцы, а в южной половине – вавилоняне. Ранее являвшаяся зависимой от более северных королевств Митанни и Хатти, Ассирия стала независимым образованием в 15-м веке до нашей эры, после чего постепенно стала играть доминирующую роль над всей Месопотамией, в конечном итоге (в 8-м веке до н.э.) объединяя большую часть Ближнего Востока – от Египта до Персидского залива – в пределах империи. Смотрите также: Искусство хеттов (ок. 1600-1180 до н.э.).
Характеристики ассирийского искусства
Ассирийский художественный стиль впервые начал появляться около 1500 г. до н.э. Это иллюстрирует тонко детализированная рельефная скульптура из камня или алебастра, которую находили в основном в королевских дворцах, с изображением эпизодов охоты и военных действий. Динамичные формы лошадей и львов великолепно представлены в некоторых деталях, хотя человеческие фигуры более жёсткие. Типичные темы включают сцены битвы или индивидуального боя. Самые прекрасные примеры этого вида ассирийской каменной скульптуры – алебастровые резные фигурки охоты на львов с изображением Ашурнасирпала II (правил в 883-859 гг. до н.э.) и Ашурбанипала (правил в 668-627 гг. до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее в Лондоне.
Ассирийские скульпторы создали очень мало статуй, за исключением огромных животных или антропоморфных фигур (обычно львы и крылатые звери с человеческими головами, высеченные в высоком рельефе на двух сторонах прямоугольного каменного блока, с эффектно повёрнутыми головами), которые окружали королевские врата или другие укреплённые входы.
Археологи обнаружили множество древних керамических изделий, а также некоторые предметы из золота и ювелирного искусства и даже небольшие образцы резьбы по слоновой кости, но в целом никаких значительных видов искусства не появилось, пока руководство не перешло к ассирийцам из верхней месопотамской долины. Семитские народы, происхождение которых неизвестно, объединились там в независимое государство двумя веками ранее, сохранили свой собственный характер и, в некоторой степени, свои собственные государственные институты под вавилонским господством, в то же время, несомненно, ассимилируя вавилонско-шумерские культурные черты. Вскоре после 1300 г. до н.э. они начали искать возможности управлять всей месопотамской областью. Однако только после ещё четырёх веков изменяющихся состояний в 885 году до н.э. наступил рассвет эры имперского великолепия и расширения Ассирии, начатой королём-богом Ашурнасирпалом.
Ассирийское великолепие и слава были очень милитаристскими и в этот период мы видим искреннюю преданность искусству, связанному с королями-завоевателями, войнами и охотой. Небесные божества переставлены, чтобы привести бога войны к высшему положению. Кампания следует за кампанией при последовательных великих монархах – Саргоне II, Сеннахириме, Эсархаддоне и, наконец, Ашшурбанипале – до тех пор, пока даже Египет не будет завоёван. Подвиги каждой кампании тщательно записываются придворными художниками и писцами. В этом живописном искусстве течёт больше крови, чем в любой другой мировой культуре.
ПРИМЕЧАНИЕ: для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.).
Архитектура
Эра завершается великолепной архитектурой и скульптурными украшениями дворцов Сеннахирима и Ашшурбанапала в Ниневии и Ашурнасирпала в Нимруде (древний Калху). До того, как город стал столицей Ашурнасирпала, Нимруд был всего лишь провинциальным городом. Конечно, есть и другие работы: статуи, вазы и печати. Даже скульптурные рельефы стен дворца представляют собой нечто большее, чем изображение военных действий. Из них можно узнать о садах и растениях, о рыбалке, экскурсиях и праздниках, о богах и любви, о роскошных коврах и богато вышитых одеждах, а также о женщинах и детях. Здесь есть куча информации, не только для изучающих нравы и обычаи, но и для ботаника и этнолога. В изображённой группе носителей дани можно узнать характеристики каждого физического типа: например, евреи демонстрируют те поразительные черты лица, которые можно увидеть у некоторых евреев по сей день. (Время Сеннахирима – это эпоха пророчеств Исаии.) Но все-равно в сюжетах рельефов война на первом месте, охота на втором, а все остальное второстепенно.
Сеннахирим превратил деревню Ниневию в столицу империи, возможно, чтобы избежать влияния развитых городов и сложных дворцов, связанных с более ранними царями. Там он намеревался строить своеобразно и от своего имени. Там он построил для себя «дворец, которому нет равных», что фактически было его официальным названием.
Дворцы ассирийских царей были не только местами королевской резиденции и императорского бизнеса. Задолго до этого правители требовали божественного признания: царь был частью бога и напрямую связан по функциям или рождению с высшим национальным божеством. Таким образом, храм был крылом дворца или, может быть, его сердцем. Но мудрый и практичный царь не сильно надеялся на защиту богов. Храм-дворец также был крепостью.
Должно быть, существовала разница в визуальном эффекте между внешними укреплёнными стенами и башнями, простыми и мрачными, и пышностью и великолепием украшения и жизни внутри. Там жил целый город любимых людей: дворяне, защитники, фавориты, политики. Для квартир короля и его жён и их священников строились роскошные аппартаменты, но практичные наружные кирпичные стены были сравнительно чистыми и пустыми – комбинация, которую часто отмечали в более поздней истории, в византийской церкви, средневековой крепости, в Флорентийских дворцах и испанских замках. Церемониальный дверной проем привносил цвет и обогощал интерьер при помощи фасада в виде скульптур по бокам и вставленных медных рельефов, а также узкими полосами глазурованного кирпича, которые продолжались вдоль стен крепости. Традиционные архитектурные особенности, в большинстве случаев, имели стиль от шумерского до вавилонского. Доминировал ритуальный зиккурат или башня, но часовые фигуры на главном входе, как говорят, имеют хеттское происхождение. И, конечно, были роскошные украшения с дальнего востока. Уже давно был обмен художественной продукцией с Египтом. Все это объединили ассирийские монархи. Вполне вероятно, что дизайнеры и ремесленники были в значительной степени импортированы из других стран – Финикии, Сирии и Египта – каждый делал свою работу без чёткого представления о целом. Но результат получался грандиозным.
Сам король Сеннахирим рассказывает о своём дворце в Ниневии в табличке, продиктованной одному из его книжников и переведённой в наше время в Британском музее: «Кедр, кипарис и сосна, бревна с Синая и толстые слитки бронзы, я поставил в дверях и в жилых комнатах, оставляя отверстия, похожие на высокие окна. Большие статуи из алебастра в терновом венце ставил по обе стороны дверных проёмов, а больших крылатых быков из белого камня я вырезал в городе за Тигром, великие деревья я вырубал в соседних лесах, чтобы построить плоты, на которых их можно было транспортировать. Со многими усилиями и трудностями их привезли к воротам моего дворца». Храмовая часть здания была особенно роскошна и была описана королём как «комнаты из золота и серебра, из драгоценных металлических изделий, хрусталя, алебастра и слоновой кости, построенные как жилище моего Бога».
В замыслах монарха видны ослепительные затраты на архитектурные и декоративные произведения. В его присвоении себе, как высшему мастеру, произведений художников, читается прототип Адриана и Людовика XIV. Но если «я» в его рассказе следует понимать буквально, то Сеннахирим действительно обладал чувством композиции и изобретательского мастерства прирождённого конструктора, поскольку он со знанием говорит о проблемах освещения, успешно решённых способами, которые развеяли «тьму старых дворцов», и о гидравлических изобретениях, которые принесли проточную воду в здания.
Для сравнения с дизайном дворцов из региона вокруг Нила, см. Древнеегипетскую архитектуру (3000-200 гг. до н.э.), а также чудеса архитектуры египетских пирамид (ок. 2650-1800 гг. до н.э.).
Скульптура
Был ли у него вкус или артистическое видение, чтобы объединить это усилие в единство или устойчивый и энергичный стиль – сейчас под вопросом. Крылатые быки, с которыми у него были такие проблемы, прежде чем он установил их у своих ворот, были скучными и достаточно безжизненными. (Два похожих, из дворца Ашурнасирпал, теперь отдыхают в вестибюле Музея Метрополитен в Нью-Йорке.) Интерьеры были красочными и эффектными, без сомнения, со скульптурными панелями из алебастра, вставками из глазурованной плитки, расписными лепными панно и множеством предметов обстановки вокруг. Но реставрации археологов и сами найденные фрагменты не убеждают современного наблюдателя в тонко спроектированном ансамбле или необычайно высоком стиле.
Одержимость болью, пытками и завоеванием проиллюстрирована, в частности, на алебастровых рельефах и в терракотовой скульптуре, с которой кирпичные стены были выложены внутри основных комнат. Некоторые из них времени Сеннахирима. Те, что более известны публике, относятся к эпохе Ашшурбанипала, на два царствования позже. Нет оснований читать садизм в этих записях о насилии и страданиях, они скорее демонстрируют откровенный реализм правителей, которые жили философией «могущество правильно». Король разложил книжку с картинками своей карьеры, так как хотел бы, чтобы его подданные знали об этом. Его предшественники были изображены повергающими своих мёртвых врагов или держащими сети, заполненные отрубленными головами. Его художники должны показать больше голов в своей сети и большие кучи убитых и растоптанных. Честно говоря, они превосходят всех более ранних летописцев в изложении масштабов его завоеваний. Они удобно забывают о любых поражениях и неудачах и преувеличивают количество убитых врагов или убитых львов.
Они передают ужасные уроки войны эффективно и подробно. Но именно когда они приходят к изображению животных на охоте, они демонстрируют глубокое эмоциональное чувство, а также более чувствительную руку. Фигура человека почти везде без исключения жёстко условна. Но животные изображаются с неким холодным сочувствием и великолепно нарисованы. Они живут, благородно сильные, гибкие. Наиболее живыми из всех являются охотящиеся львы, когда они ранены. Художник наблюдал за этими умирающими зверями из укрытия и изучил очевидные и явные факты, сопротивление парализованных ног, рычащие челюсти, ярость последнего прыжка.
Заслуга здесь, конечно, у реализма. Рельефы представляют собой самую высокую точку в развитии живописной месопотамской скульптуры, но, возможно, не такую высокую, как судили викторианские первооткрыватели сокровищ Ниневии. Каменные фрески представляют собой замечательное достижение, они рассказывают волнующие истории в идиоме, формально оформленной, хотя и немного тяжёлой, с перерывами на непреодолимый реализм, но в целом им не хватает архитектурного единства. В рамках традиционной формализации существует тревожное возвращение к натуралистическому подражанию ради его самого. Каждая складка на костюме тщательно прорабатывается, каждый ноготь на руке, все поводья от колесницы до лошадей и каждое перо в крыле. Редко размещение фигур на заднем плане или группировка приближаются к интуитивному композиционному смыслу такому, как они отображаются в египетской скульптуре. Мы знаем о достижении рекордов, столь колоссальных и дерзких, насколько могли желать королевские диктаторы. Но мы редко осознаем, что видение художника часто выходит за рамки его миссии.
Библиотека Ашшурбанипала
Хотя мы можем испытывать беспокойство при мысли об изобразительном искусстве, единственной задачей которого было прославить политического лидера, мы знаем, что оно было не только жертвой устоявшейся вавилонско-ассирийской традиции, но и эгоизма Ашшурбанипала. На самом деле, есть и другие доказательства подлинного интереса Ашшурбанипала к вещам. Он сделал эпохальный шаг вперёд, когда собрал документы и книги и основал одну из самых ранних известных библиотек. 22 000 именных табличек, собранных по его приказу для сохранения накопленных знаний в областях религиозных традиций, научных открытий, истории и общей литературы, систематически каталогизированных, были найдены в руинах дворца в Ниневии. Сам Ашшурбанипал особо подчеркнул тот факт, что, будучи принцем, он научился чтению и письму в дополнение к более благородным искусствам верховой езды, охоты и управления.
Нео-вавилонская империя
По словам историков, после падения Ассирии, слишком много людей было угнано с ферм в армию и правящая власть снова перешла на юг, в Вавилон, возрождающийся теперь под другим народом, халдеями. Им было суждено восстановить месопотамскую империю, ненадолго доминировать на Ближнем Востоке, а затем увидеть распад их нео-вавилонской империи, потому что правящий класс вышел за пределы безопасной эксплуатации труда подданых. Это падение ознаменовало конец вавилонско-ассирийской независимости, последнее выступление местных семитов против череды иностранных повелителей. Иностранное господство началось в 538 г. до н.э. с персами и продолжалось вплоть до двадцатого века.
Кстати: Висячие сады Вавилона (также ошибочно называемые «садами Семирамиды», ок. 600 г. до н.э.), предположительно находившиеся в Вавилоне или Ниневии, были определены греческим поэтом и комментатором Антипатром из Сидона как одно из семи чудес древнего мира.
Статьи по Теме
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Греческая скульптура (650-27 до н.э.)
Греческая керамика (от 3000 лет до н.э.)
Римская архитектура (ок. 400 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Классическая Античность (от 800 до н.э. до 450 н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?