Ассирийское искусство читать ~13 мин.
Как объясняется в нашей статье о шумерском искусстве (ок. 4500–2270 гг. до н.э.), на землях Месопотамии до 2270 г. до н.э. правили шумеры, пока эта территория не была захвачена семитоязычными царями Аккадской империи. На некоторое время (ок. 2334–2154 гг. до н.э.) страна была объединена под властью Аккадской династии, после чего последовало неошумерское возрождение, возглавляемое мощным городом-государством Ур. Третья династия Ура пала в 2004 году до н.э. под натиском амореев, которые переселились из пустыни и основали собственные семитские династии. Однако ни аккадцы, ни амореи не внесли существенного вклада в месопотамское искусство, которое осталось верным своим шумерским корням.
Даже когда семитский царь Хаммурапи (ок. 1792–1750 гг. до н.э.) создал единую Вавилонскую империю из множества враждующих племён и соперничающих городов-государств, у каждого из которых были свои правители и боги, доминирующим по-прежнему оставалось шумерское искусство, а не нечто самобытно вавилонское. Город Вавилон стал столицей, дав новое имя империи, и, согласно сохранившимся записям, был украшен великолепно спроектированными и отделанными дворцами и храмами. К сожалению, последующие нашествия и распад вавилонской власти под натиском хеттов, касситов и, наконец, ассирийцев полностью разрушили эти архитектурные памятники. Даже скульптура и другие реликвии этого периода немногочисленны и не представляют большого художественного интереса.
Стела с Кодексом Хаммурапи (ок. 1754 г. до н.э., Лувр, Париж), сохранившаяся благодаря тому, что была захвачена в качестве трофея, является одной из самых известных археологических находок современности, но её ценность прежде всего социологическая. Диоритовая стела высотой почти 2,5 метра содержит около 4000 строк клинописного текста, излагающего свод законов, составленный царём Хаммурапи. Вершину стелы украшает рельеф, на котором изображён бог солнца Шамаш, вручающий царю символы власти — жезл и кольцо. Качество исполнения хорошее, а простота композиции делает работу запоминающейся. Таким образом, стандарт официального искусства был высоким, но не выдающимся. Эта стела, будучи чем-то большим, чем просто официальный монумент, тем не менее не демонстрирует значительного прогресса по сравнению со средним уровнем шумерской скульптуры, хотя для своего времени она выполнена умело и привлекательно.
Короче говоря, временное политическое превосходство Вавилона ничего не добавило к художественной культуре, созданной шумерами.
После смерти Хаммурапи в 1750 году до н.э. древняя земля Месопотамии была разделена на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. В Северной Месопотамии преобладали ассирийцы, а в южной — вавилоняне. Ранее зависимая от более северных царств Митанни и Хатти, Ассирия в XIV веке до н.э. вновь обрела независимость, после чего постепенно стала играть доминирующую роль во всей Месопотамии и в конечном итоге (в VIII веке до н.э.) объединила большую часть Ближнего Востока — от Египта до Персидского залива — в границах своей империи. Смотрите также: Искусство хеттов (ок. 1600–1180 до н.э.).
Характеристики ассирийского искусства
Ассирийский художественный стиль начал формироваться около 1500 г. до н.э. Он характеризуется тонко детализированной рельефной скульптурой из камня или алебастра, которую находили в основном в царских дворцах. На рельефах изображались сцены охоты и военных действий. Динамичные фигуры лошадей и львов великолепно проработаны в деталях, в то время как человеческие фигуры выглядят более статичными. Типичные сюжеты включают сцены сражений или поединков. Величайшими образцами этого вида ассирийской каменной скульптуры являются алебастровые рельефы со сценами охоты на львов времён Ашшурнасирпала II (правил в 883–859 гг. до н.э.) и Ашшурбанипала (правил в 668–627 гг. до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее в Лондоне.
Ассирийские скульпторы создали очень мало отдельно стоящих статуй, за исключением огромных антропоморфных фигур (обычно это были крылатые быки или львы с человеческими головами, известные как ламассу), которые высекались в технике высокого рельефа на каменных блоках и устанавливались по бокам царских врат или других входов в крепости.
Археологи обнаружили множество образцов древней керамики, а также некоторые предметы из золота, ювелирные изделия и даже небольшие резные изделия из слоновой кости. Однако в целом никаких значительных видов искусства не появлялось до тех пор, пока главенствующая роль не перешла к ассирийцам из долины Верхней Месопотамии. Этот семитский народ, происхождение которого до конца неясно, сохранял свою самобытность и, в определённой степени, собственные государственные институты под властью Вавилона, в то же время ассимилируя вавилоно-шумерские культурные черты. Вскоре после 1300 г. до н.э. ассирийцы начали стремиться к господству над всей Месопотамией. Однако только четыре столетия спустя, в 883 году до н.э., с воцарением Ашшурнасирпала II, наступила эра имперского великолепия и экспансии Ассирии.
Величие и слава Ассирии носили сугубо милитаристский характер, и в этот период мы наблюдаем расцвет искусства, прославляющего царей-завоевателей, войны и охоту. Пантеон богов был перестроен так, чтобы возвысить бога войны. Одна военная кампания сменяла другую при великих монархах — Саргоне II, Сеннахириме, Асархаддоне и, наконец, Ашшурбанипале — пока не был покорён даже Египет. Подвиги каждой кампании тщательно фиксировались придворными художниками и писцами. Изобразительное искусство этого периода демонстрирует больше сцен насилия, чем искусство любой другой мировой культуры.
для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (2 500 000 до н.э. – 400 н.э.).
Архитектура
Эта эпоха ознаменована великолепной архитектурой и скульптурным убранством дворцов Сеннахирима и Ашшурбанипала в Ниневии и Ашшурнасирпала II в Нимруде (древний Кальху). До того, как Ашшурнасирпал сделал его столицей, Нимруд был лишь провинциальным городом. Конечно, создавались и другие произведения: статуи, вазы и печати. Даже настенные рельефы во дворцах изображали не только военные действия. Из них можно узнать о садах и растениях, рыбалке, путешествиях и праздниках, богах и любви, роскошных коврах и богато вышитых одеждах, а также о женщинах и детях. Здесь содержится множество сведений не только для изучающих нравы и обычаи, но и для ботаника и этнолога. В изображённой группе данников можно различить черты разных народов: например, у иудеев прослеживаются те же характерные черты лица, которые можно наблюдать и сегодня. (Время Сеннахирима — это эпоха пророка Исаии.) Но всё равно в сюжетах рельефов война на первом месте, охота на втором, а всё остальное второстепенно.
Сеннахирим превратил Ниневию, бывшую до него относительно небольшим городом, в столицу империи, возможно, чтобы избежать влияния уже сложившихся городов с их пышными дворцами, связанными с именами прежних царей. Там он намеревался строить по-своему и от своего имени. Там он возвёл для себя «дворец, которому нет равных», — таково было его официальное название.
Дворцы ассирийских царей были не только местами царской резиденции и ведения имперских дел. С давних времён правители претендовали на божественный статус: царь считался наместником бога и был напрямую связан по рождению или функциям с главным божеством народа. Таким образом, храм был частью дворца или даже его сердцем. Но мудрый и практичный царь не слишком полагался на защиту богов. Храм-дворец одновременно являлся и крепостью.
Должно быть, существовал разительный контраст между внешними укреплёнными стенами и башнями, простыми и суровыми, и великолепием убранства и жизни внутри. Там обитал целый город приближённых: знать, воины, фавориты, сановники. Для покоев царя, его жён и жрецов строились роскошные помещения, но практичные наружные кирпичные стены были сравнительно простыми и гладкими. Такое сочетание внешней строгости и внутреннего богатства часто встречается и в более поздней истории: в византийских церквях, средневековых крепостях, флорентийских палаццо и испанских замках. Церемониальный входной портал добавлял цвета и богатства фасаду благодаря скульптурам по бокам, вставным медным рельефам и узким полосам из глазурованного кирпича, которые тянулись вдоль стен. Архитектурные особенности в основном унаследовали шумеро-вавилонский стиль. Доминантой был ритуальный зиккурат, или храмовая башня, но фигуры стражей у главного входа, как считается, имеют хеттское происхождение. И конечно, использовались роскошные украшения с востока. Уже давно существовал обмен художественными изделиями с Египтом. Ассирийские монархи объединили все эти влияния. Вполне вероятно, что архитекторы и ремесленники в значительной степени были приглашены из других стран — Финикии, Сирии и Египта, — и каждый выполнял свою работу, возможно, без чёткого видения целого. Но результат получался грандиозным.
Сам царь Сеннахирим рассказывает о своём дворце в Ниневии в надписи, продиктованной одному из его писцов и переведённой в наше время в Британском музее: «Кедр, кипарис и сосна, брёвна с Ливана и толстые слитки бронзы я установил в дверях и в жилых комнатах, оставляя проёмы, подобные высоким окнам. Большие статуи из алебастра в рогатых тиарах я ставил по обе стороны дверных проёмов, а больших крылатых быков из белого камня я приказал высечь в городе за Тигром; огромные деревья я срубил в соседних лесах, чтобы построить плоты для их транспортировки. Со многими усилиями и трудностями их доставили к воротам моего дворца». Храмовая часть здания была особенно роскошна и описана царём как «покои из золота и серебра, из драгоценных металлов, хрусталя, алебастра и слоновой кости, построенные как жилище моего Бога».
В замыслах монарха видны ослепительные траты на архитектурные и декоративные работы. В том, как он приписывает себе заслуги художников, он предстаёт прототипом римского императора Адриана и французского короля Людовика XIV. Но если «я» в его рассказе следует понимать буквально, то Сеннахирим действительно обладал чутьём к композиции и изобретательностью прирождённого конструктора, поскольку он со знанием дела говорит о проблемах освещения, решённых способами, которые развеяли «мрак старых дворцов», и о гидравлических новшествах, доставивших проточную воду в здания.
Для сравнения с архитектурой дворцов из региона Нила см. Древнеегипетскую архитектуру (3000–200 гг. до н.э.), а также чудеса архитектуры египетских пирамид (ок. 2650–1800 гг. до н.э.).
Скульптура
Обладал ли он вкусом или художественным видением, чтобы объединить все эти усилия в единый и последовательный стиль, — вопрос спорный. Крылатые быки, с которыми он испытал столько трудностей, прежде чем установить их у своих ворот, были довольно скучными и безжизненными. (Два похожих из дворца Ашшурнасирпала II сейчас находятся в Музее Метрополитен в Нью-Йорке.) Интерьеры, без сомнения, были красочными и эффектными, со скульптурными панелями из алебастра, вставками из глазурованной плитки, расписными лепными панно и множеством предметов обстановки. Но реконструкции археологов и сами найденные фрагменты не убеждают современного наблюдателя в наличии тонко продуманного ансамбля или необычайно высокого стиля.
Одержимость болью, пытками и завоеваниями особенно ярко проявляется на алебастровых рельефах и в терракотовой скульптуре, которыми были облицованы кирпичные стены в главных залах. Некоторые из них относятся ко времени Сеннахирима. Однако более известные образцы принадлежат эпохе Ашшурбанипала, правившего двумя царствованиями позже. Нет оснований видеть в этих сценах насилия и страданий садизм; они скорее демонстрируют откровенный реализм правителей, живших по принципу «кто силён, тот и прав». Царь представил проиллюстрированную летопись своей карьеры такой, какой он хотел её показать подданным. Его предшественники изображались повергающими врагов или держащими сети, полные отрубленных голов. Его художники должны были показать ещё больше голов в своей сети и ещё бо́льшие груды убитых. И надо отдать им должное, они превосходят всех прежних летописцев в изображении масштабов его завоеваний. Они тактично умалчивают о поражениях и преувеличивают число убитых врагов или затравленных львов.
Они эффективно и подробно передают ужасные уроки войны. Но именно в изображении животных на охоте художники демонстрируют глубокое эмоциональное чувство и тонкое мастерство. Фигура человека почти всегда остаётся строго условной. Но животные изображены с неким отстранённым сочувствием и выполнены великолепно. Они живые, благородно сильные, гибкие. Наиболее выразительны раненые охотничьи львы. Художник, наблюдая за умирающими зверями из укрытия, запечатлел очевидные детали: сопротивление парализованных лап, рычащую пасть, ярость последнего прыжка.
Заслуга здесь, конечно, принадлежит реализму. Эти рельефы представляют собой высшую точку развития повествовательной месопотамской скульптуры, но, возможно, не такую высокую, как считали первооткрыватели сокровищ Ниневии в викторианскую эпоху. Каменные рельефы — это замечательное достижение; они рассказывают волнующие истории на формализованном, хотя и несколько тяжеловесном, языке, прерываемом моментами поразительного реализма, но в целом им не хватает архитектурного единства. В рамках традиционной условности наблюдается явное тяготение к натуралистическому подражанию ради самого подражания. Каждая складка на одежде, каждый ноготь, каждый ремень конской сбруи и каждое перо в крыле тщательно проработаны. Однако расположение фигур на плоскости или их группировка редко достигают того интуитивного композиционного чутья, которое можно видеть в египетской скульптуре. Мы видим стремление к созданию произведений, столь же колоссальных и дерзких, как и амбиции царственных диктаторов. Но мы редко ощущаем, что видение художника выходит за рамки поставленной перед ним задачи.
Библиотека Ашшурбанипала
Хотя нас может смущать изобразительное искусство, единственной целью которого было прославление политического лидера, мы понимаем, что это было обусловлено не только устоявшейся вавилоно-ассирийской традицией, но и эгоизмом самого Ашшурбанипала. Впрочем, есть и другие свидетельства его подлинного интереса к культуре. Он сделал эпохальный шаг, собрав документы и основав одну из первых известных в истории библиотек. В руинах его дворца в Ниневии было найдено около 22 000 клинописных глиняных табличек, систематически каталогизированных, которые он приказал собрать для сохранения накопленных знаний в области религии, науки, истории и литературы. Сам Ашшурбанипал особо подчёркивал, что, будучи принцем, он обучился чтению и письму в дополнение к более благородным искусствам верховой езды, охоты и управления государством.
Нововавилонская империя
Историки считают, что после падения Ассирии, когда слишком много людей было забрано с полей в армию, власть снова перешла на юг, в Вавилон, возродившийся под властью другого народа — халдеев. Им было суждено восстановить месопотамскую империю, ненадолго установить господство на Ближнем Востоке, а затем стать свидетелями распада их Нововавилонской империи, поскольку правящий класс перешёл грань безопасной для государства эксплуатации труда подданных. Это падение ознаменовало конец независимости Вавилона и Ассирии и последнее выступление местных семитских народов против череды иноземных властителей. Иностранное господство началось в 539 г. до н.э. с приходом персов и продолжалось вплоть до XX века.
Кстати: Висячие сады Вавилона (также ошибочно называемые «садами Семирамиды», ок. 600 г. до н.э.), предположительно находившиеся в Вавилоне или Ниневии, были названы греческим поэтом Антипатром Сидонским одним из семи чудес древнего мира.
Статьи по теме
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Этрусское искусство (ок. 700–90 до н.э.)
Греческая скульптура (650–27 до н.э.)
Греческая керамика (от 3000 лет до н.э.)
Римская архитектура (ок. 400 г. до н.э. – 400 г. н.э.)
Классическая Античность (от 800 г. до н.э. до 450 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?