Месопотамское искусство читать ~14 мин.
Часто называемая «колыбелью цивилизации», Месопотамия была значительной древней землёй, которая занимала территорию речной системы Тигр-Евфрат, что примерно соответствует современному Ираку, юго-западу Ирана, юго-восточной Турции и северо-восточной Сирии. Это была земля серии ранних культурных достижений, включая первую систему письма. Повышение благосостояния и безопасности привело к религиозным формальностям поклонения (в храмах) и погребения в мегалитических могилах. Это также привело к важному ряду вкладов в историю искусства, особенно в древней керамике, скульптуре и металлообработке.
Древнее искусство Месопотамии развивали Шумеры, Аккад, Вавилон и Ассирия до шестого века до нашей эры, когда Вавилон пал перед персами. Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 гг. до н.э.) включает в себя множество керамических произведений, разновидностей каменной скульптуры в виде статуй и рельефов, стелл, мозаики, резных цилиндрических печатей и монументальной архитектуры, примером которой являются зиккураты, построенные в Уре, Вавилонском Уруке, Сиалке, Нимруде и в других местах (3200-500 гг. до н.э.) и легендарные Висячие сады Вавилона, построенные в древнем городе-государстве Вавилон, царём Навуходоносором II. Месопотамия была также домом для мегалитического искусства, такого как искусство Каталхоя в Малой Азии. Смотрите также: Искусство Египта (3100-395 гг. н.э.). Для сравнения с дальневосточной глиняной посудой и скульптурой, см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики. Для сравнения с хронологией искусства и культуры в Восточной Азии см.: Хронология китайского искусства (ок. 18000 лет до н.э. – настоящее время).
Происхождение
Археологические раскопки показывают, что Месопотамия была впервые заселена около 10 000 лет до н.э. неизвестными племенами палеолитических охотников-собирателей. Около 7000 лет до н.э., после короткого промежуточного периода эпипалеолита, культура изменилась от примитивного полукочевого стиля охоты и сбора пищи к более оседлому образу жизни, основанному на выращивании и содержании домашних животных. В течение этой так называемой эпохи «неолита» формирование оседлых общин (деревень, а позже и городов) привело к ряду новых видов деятельности, включая быстрый рост торговли, строительство лодок для перевозки грузов, рост религиозных верований и церемоний. Все это привело непосредственно к улучшению поставок продовольствия и, как следствие, к быстрому росту населения. Возникли новые города, в том числе Эриду, Урук и Ур, а затем Ниневия, Ниппур, Ассур и Вавилон.
ПРИМЕЧАНИЕ. До 1990-х годов предполагалось, что гончарное ремесло появилось только в период неолита (8000-7000 гг. до н.э.), то есть до тех пор, пока люди не сменили кочевой охотничий промысел на более оседлый образ жизни, основанный на земледелии и животноводстве. Кроме того, плодородный полумесяц Месопотамии был замечен как один из самых ранних центров керамики. Однако недавние открытия китайской керамики в палеолите доказывают, что люди делали горшки за 10 000 лет до появления земледелия. Самые старые в мире горшки можно найти в пещере Сяньрендон (около 18000 лет до н.э.).
История
Самая ранняя из известных цивилизаций Месопотамии выросла около Шумера, на юге современного Ирака, примерно с 5000 лет до н.э. Выросла серия культур, отличающихся своей расписной глиняной посудой. Статуэтки из глины и алебастра с прожилками, амулеты и гербовые печати становились все более изощрёнными. В Арпачии – круглые сооружения, в Тель-ас-Саване – Т-образные дома, в то время как в Эриду археологи раскопали последовательность святынь – из раннего глиняного кирпича, хижины у сложного поднятого здания с укреплёнными стенами. Эти опоры были как декоративными, так и структурными и стали характерной чертой шумерской архитектуры. К концу 4-го тысячелетия произошёл ряд культурных инноваций. Появляется гончарная посуда, а также монументальная архитектура, характеризующаяся в Уруке огромными святынями со сложными планами и тщательно продуманными нишевыми стенами, или с углублёнными или отдельно стоящими колоннами, усеянными мозаикой из цветных глиняных конусов с геометрическими узорами. В Укаире весь храм был украшен росписью. На цилиндрических печатях вырезали рисунки и это наш основной источник знаний об иконографии разных периодов. Кроме того, мы знаем, что первое использование меди произошло в Шумере ещё в 5000 году, как и первое свидетельство иероглифических систем письма (в 3400), первый в истории колёсный транспорт (в 3200) и первый клинописный текст. Все эти культурные события являются явными признаками грамотного, организованного общества. Для получения дополнительной информации см. Шумерское искусство (ок. 455-2270 до н.э.).
К 3000 лет до н.э. в результате этих нововведений мы находим обширное развитие городов и создание по меньшей мере 12 городов-государств, каждое из которых управляется царём. Среди них: Киш, Ур, Эрех, Акшак, Сиппар, Ниппур, Адаб, Умма, Ларак, Бад-Тибира, Лагаш и Ларса. Усиливающееся соперничество между этими государствами сделало их уязвимыми для захватчиков, таких как эламиты (ок. 2530-2450), а затем аккадцы (2334-2154) при их основателе Саргоне Аккаде (2334–2279). После падения Аккадской империи, около 2154 года, опустошения гутиан и возрождения шумерской культуры под предводительством Ура, Месопотамия в конечном итоге превратилась в две отдельные нации: Ассирию на севере, и Вавилонию на юге, под предводительством Хаммурапи (1792-1750). Около 934 г. ассирийцы завоевали Вавилон и ко времени Тиглата-Пилезера III они были самой могущественной нацией на земле, контролируя Вавилонию, Египет, Малую Азию, Кавказ, Северную Африку и бассейн Восточного Средиземноморья. Эта нео-ассирийская империя была окончательно разрушена во время падения Ниневии в 612 году альянсом вавилонян, скифов, мидийцев, парфян и других. После падения Вавилона в 539 году Месопотамия стала провинцией Персидской империи Ахеменидов.
Месопотамское искусство
Ранний период (c.4500-3000)
В период ок. 500-3000 гг. основным средством неолитического искусства в Месопотомии была керамическая посуда – такого типа и качества, что она намного превосходила любой тип греческой керамики, произведённой до этого момента, – лучшие примеры которой, как правило, были украшены геометрическими узорами или растительными и животными мотивами. Кроме того, различные артефакты и произведения искусства стали украшать драгоценными металлами. Около 3200 г. до н.э. в Вавилоне был создан самый ранний из известных примеров маникюрного искусства, когда мужчины красили ногти колем, древним косметическим средством, содержащим сульфид свинца.
Для сравнения с Древним Египтом, см.: Раннеегипетская Архитектура. Для сравнения с Дальним Востоком, см.: Искусство неолита в Китае (7500-2000 гг. до н.э.).
Третье тысячелетие (c.3000-2000)
В течение 3-го тысячелетия появилась скульптура из камня и дерева, отдельно стоящая, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными личными украшениями и декоративными узорами на различных артефактах. Последовательности святынь, раскопанных в долине Дияла, содержали примеры скульптур в круге и свидетельства передовых методов литья меди и бронзы, а некоторые бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса перетаскивания. Медный рельефный декор фасада храма в Аль-Убайд также сохранился. В Уре многие богатые захоронения, некоторые из которых находились в сводчатых гробницах, содержали прекрасное золото, серебро, лазурит, цветные известняки и предметы из ракушек, ювелирные изделия, игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. См., например, изысканный баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э., раскопанный в Большой яме смерти в Уре), одну из самых захватывающих композиций в истории скульптуры. Глиняные рельефы или стеллы, используемые образованными классами для повествования историй, были другой популярной формой искусства, как и цилиндрические или кубические статуи: см., например, император Гудея с вазой (c.2150, Лувр, Париж).
В течение этого богатого раннего династического периода Месопотамия была объединена на некоторое время (2334-2154) под семитскими царями династии Аккад, чьё искусство иллюстрируется некоторыми интересными рельефами, очень мелкими фрагментарными фигурами в натуральную величину в камне и меди, и некоторыми из самых красивых цилиндрических фигур, из когда-либо вырезанных – работы, которые указывают на присутствие там лучших скульпторов и мастеров металлообработки в регионе. После периода хаоса произошло неошумерское возрождение во главе с Уром. До наших дней дожили бесчисленные статуи – см., например, статуэтку Гудеи из Лагаша (2141-2122 гг. до н.э., Детройтский институт искусств). Многие из зданий, построенных правителями 3-й династии Ур, раскопаны и первая настоящая зиккуратная или ступенчатая пирамида храма датируется этим периодом. Сравните также: Египетская архитектура Среднего царства.
Второе тысячелетие (c.2000-1000)
Третья династия Ур пала в 2003 году до н.э. до Аморитов, которые переехали из пустыни и основали серию семитских династий. К 1750 году Северная Месопотамия находилась под влиянием Ассирии, а юг контролировался Вавилоном. Касситы из Ирана постепенно приобрели влияние на юге, но сохранили традиционные архитектурные формы, некоторые предметы в Акар-Куфе и кирпичный фасад, украшенный фигурами в натуральную величину в Уруке, показывают некоторую оригинальность. Великим новшеством 15-го века до нашей эры было использование стекла и остекления. Есть несколько примеров многоцветного, непрозрачного стекла из Тель-эль-Римы и Средней Ассирии, например, глазурованного кирпича. Смотрите также: Архитектура Египта Нового Царства.
Это был период, в течение которого ассирийцы объединили своё королевство и разработали каменную скульптуру, о чем свидетельствуют монументальные статуи и рельефы, которые украшали дворцы ассирийских царей. Особенно запомнается их резная каменная рельефная скульптура, частый декоративный элемент на императорских памятниках и дворцах. (См. Примеры в коллекциях Метрополитен-музея искусств в Нью-Йорке и Британского музея.) Эти рельефы содержали сцены царских охотничьих вечеринок и батальных сцен. Особое внимание уделяется формам животных, таких как лошади и львы. Для сравнения, человеческие фигуры одинаково детализированы, но относительно жёстки и выглядят как деревянные. Среди наиболее известных примеров ассирийского искусства – резьба по алебастру с охотой на льва, изображающая Асурнасирпаль II (9 век до н.э.) и Ассурбанипал (7 век до н.э.), которые сейчас находятся в Британском музее. (Сравните: хеттское искусство: 1600-1180 до н.э.). См. Также ранний вавилонский рельеф, озаглавленный «Код Хаммурапи» (ок. 1750 г. до н.э., Лувр, Париж). Влияние на месопотамскую резьбу этого периода, несомненно, оказывала египетская скульптура, а также произведения древне-персидского искусства, в то время как сама она повлияла на различные направления эгейского искусства – включая минойское искусство (Крит) и микенское искусство (Пелопоннес) – как а также раннее этрусское искусство (современная Италия) и другие восточно-средиземноморские культуры бронзового века.
Ассирийская империя и падение Вавилона (934-539)
Ассирийцы появились в 10 веке до нашей эры как доминирующая сила на Ближнем Востоке. Они построили огромные дворцы, храмы и зиккураты в Ниневии, Нимруде, Хорсабаде, которые охраняли каменные портальные львы и крылатые быки. Свои походы и подвиги они записывали в длинных надписях, в подробных невысоких рельефах на известняковых плитах, в узлах на бронзовых воротах, в застеклённых кирпичных панелях и в росписи фресок. Среди их трофеев было много разных видов искусства, в том числе многочисленные бронзовые чаши, мебельная фурнитура и таблички из слоновой кости, вырезанные в разных стилях, которые технически превосходны и часто очень красивы. Эти объекты, однако, в основном относятся к другим культурам. Прошло некоторое время, прежде чем вавилонские города возродились, но под властью халдейских царей в конце 7 и 6 веков до н.э. они были украшены храмами и дворцами, включая знаменитые Висячие сады Навуходоносора, которые, как предпологается, были построены над серией сводчатых залов разной высоты. Ворота Иштар и идущий от них процессный путь были украшены быками, драконами и львами в невысоком рельефе на ярко застеклённых кирпичах. Персы под руководством Кира Великого положили конец этой вавилонской династии в 539 г. до н.э., а затем Месопотамией управляла серия иностранных династий – Ахеменидов, Селевкидов, Парфян и Сасанинов, которые, однако, начиная с Селевкидов, основали свою столицу в окрестностях Вавилона. В течение столетия шумерское, аккадское, вавилонское и ассирийское искусство были бы забыты, поскольку мир начал восхищаться греческой скульптурой, примером которой являются архитектурные и рельефные скульптуры Парфенона, а также возвышенные статуи представляющие период высокой классики греческой скульптуры, выполненные такими мастерами, как Фидий (488-431), Мирон (работал в 480-444) и Поликлет (работал около 450-430). Об искусстве в Древнем Египте см.: Архитектура позднего Египта.
Другими известными примерами трёхмерного искусства, созданного в Месопотамии, являются: Голова< рыкающего льва (800-700 до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Чёрный обелиск Шалманезера III (860-825 до н.э., Британский музей), известняковая статуя Крылатого Быка (ок. 720 г. до н.э., Лувр, Париж), которая охраняла ворота Хорсабадского дворца Саргона II и Быка у Иштарских ворот Вавилона (605-560 г. до н.э., Музей Пергама, Берлин). Кроме того, археологи обнаружили шедевры резьбы по слоновой кости, а также исключительные бронзовые сосуды, украшенные в ассирийском стиле, которые были созданы финикийскими и арамейскими мастерами.
Коллекции месопотамского искусства
Произведения древних культур Шумеров, Аккадской империи, Ассирии, Вавилона и неоассирийской империи можно найти в постоянных коллекциях нескольких лучших мировых художественных музеев. Вот краткий список известных произведений искусства, не упомянутых выше.
Самаррская плита (5000 лет до н.э.), Музей Вордерасиатиш, Берлин.
Блюда халафа (4900, период халафа) Британский музей.
Ящик для хранения Сиалк (3500, Сиалк III периода), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Священник царя, статуэтка из известняка (3300, урукский период), Лувр, Париж.
Ваза Варка в алебастре (3200, период Урука), Музей Ирака, Багдад.
Колени Булл, серебряная статуэтка (3000, прото-эламский период), Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Львица, известняковая статуэтка (2900, прото-эламский период), Бруклинский музей.
Шумерские Вотивные статуи, гипс/известняк (2600), Музей Ирака, Багдад.
Имдугуд между двумя оленями, медный рельеф (2500), Британский музей.
Стандарт Ур, известняк, мозаика из лазурита (2500), Британский музей.
Царь Аккада, медная голова (2250, Аккадская Империя), Музей Ирака, Багдад.
Стелла Нарам-Син, известняковый рельеф (2230, Аккадская империя), Лувр, Париж.
Гудея из Лагаша, бюст диорита (2075, нео-шумерский период), Лувр, Париж.
Чаша для козерога, бронза, золото, лазурит (1970, династия Симашки), Лувр, Париж.
Королева ночи, терракотовая скульптура (1775, вавилонский период) Британский музей.
Ассирийский царь со свитой, полихромная плитка (870, Ассирийская Империя), Британский музей.
Львица, пожирающая мальчика, рельеф из слоновой кости (800, финикийский стиль), Британский музей.
Бронзово-серебряный шар из Нимруда (800, период Ашурнасирпаль II), Британский музей.
Умирающий лев, алебастровый рельеф (635, Нео-Ассирийская империя), Британский музей.
Барельеф со львом, Вавилон (585) Лувр, Париж.
Чтобы увидеть, как месопотамская керамика вписывается в эволюцию гончарного дела по всему миру, смотрите: Керамика Хронология (26000 до н.э. – 1900).
Месопотамская архитектура
Хотя обрабатываемые земли были расширены посредством орошения, природные и минеральные ресурсы страны были скудны. На севере было несколько скальных обнажений, но на юге пришлось импортировать камень; финиковая древесина была волокнистой, что ограничивало её использование. Таким образом, глиняный кирпич, камышовые циновки из болот и битум из Хита были основными строительными материалами. Кирпичи, как правило, иссыхались на солнце, поэтому необходимо было проводить ежегодную перекраску. Если дом был заброшен, сначала из него забирали драгоценные деревянные балки и перемычки, после чего он быстро превращался в руины, которые скоро использовались под фундамент следующего дома. В течение определённого периода времени скопившиеся обломки поселения часто образовывали крупную насыпь или «тел» – отличительную черту ближневосточной археологии, возникшую в результате использования глиняного кирпича, а не камня.
Наиболее важные из сохранившихся архитектурных памятников Месопотамии в грубом хронологическом порядке:
❶ храмовые комплексы в Уруке (4-е тысячелетие до н.э.);
❷ храмы и дворцы Хафаджа и Телль Асмар в долине реки Дияла, относящиеся к раннему династическому периоду;
❸ Святилище Энлиля в Ниппуре и Святилище Нанны в Уре;
❹ города среднего бронзового века Алалах, Алеппо, Эбла, Мари и Култепе;
❺ дворцы позднего бронзового века в Ашуре, Богазкой, Нузи и Угарите;
❻ Дворцы и храмы железного века: Нимруд, Хорсабад, Ниневия (Ассирия), Вавилон (Вавилония), Тушпа, Ван Калеси, Кавустеп, Аянис, Армавир, Эребуни, Бастам (Урартян), Каркамис, Телль-Халаф и Каратеп. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
Знаменитые архитектурные работы в Месопотамии
Белый храм в Уруке, Ирак (3200-3000 гг. до н.э.)
Зиккурат в Сиалке, Иран (2900 г. до н.э.)
Зиккурат в Уре (c.2113-2096 до н.э.)
Зиккурат Агаргуф, Ирак (ок. 1500 г. до н.э.)
Ассирийский город Ашур, Ирак (1400-900 до н.э.)
Зиккурат Чока Занбил, Суза (1250 г. до н.э.)
Дворец Ашур-Насир-Пал II в Нимруде, Ирак (879 г. до н.э.)
Нергалские ворота в Ниневии (ок. 700 г. до н.э.)
Зиккурат Этеменанки в Вавилоне (605-562 гг. до н.э.)
Ворота Иштар, Вавилон (ок. 600 г. до н.э.)
Гробница Кира Великого, Пасаргады (ок. 530 г. до н.э.)
Дополнительные ресурсы
Чтобы узнать больше об эволюции древнего искусства, посмотрите эти ресурсы:
Доисторическая Художественная Хронология
Хронология истории искусства (250 000 лет до н.э. – настоящее время)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?