Искусство бронзового века читать ~3 мин.
Искусство бронзового века (ок. 3000–1100 гг. до н.э.) — важный этап в развитии культуры, служащий переходом от каменного века к железному веку. Оно отражало реалии своей эпохи, которая характеризовалась освоением бронзы (сплава меди и олова). Это привело к появлению разнообразных функциональных и драгоценных изделий из металла. Рост производительности способствовал выделению ремесленников, многие из которых занимались художественным творчеством, часто утилитарного характера. Широкое распространение получили орнаментальные узоры на шлемах, доспехах, мечах, топорах и другом оружии. Дизайн керамических изделий стал изящнее, появился новый ассортимент церемониальных и религиозных предметов. Расцвет переживала и доисторическая скульптура, мастера которой в полной мере освоили технику бронзового литья.
Лучшие образцы искусства бронзового века происходят из регионов, ставших «колыбелью цивилизации», — Ближнего Востока и Средиземноморья. Это время становления государств в Месопотамии (современный Ирак). Подробнее см.: Месопотамское искусство (ок. 4500–539 гг. до н.э.) и Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 гг. до н.э.). К самым ранним формам искусства в этом регионе относится Шумерское искусство (ок. 4500–2270 гг. до н.э.). В этот же период развивалось и искусство Древнего Египта, представленное монументальной архитектурой, в частности пирамидами, а также многочисленными фресками, керамикой и скульптурой. Высокого уровня достигло искусство Древней Персии, а в бассейне Эгейского моря возникли яркие кикладская, минойская и микенская культуры, объединённые понятием эгейского искусства. Также в это время развивались ассирийское (1500–612 гг. до н.э.) и хеттское искусство (ок. 1600–1180 гг. до н.э.). Несколькими веками позже на историческую арену вышли древнегреческое, этрусское, а затем и римское искусство. В некоторых из этих регионов появление городов, письменности и развитие технологий обработки камня и металла способствовали увеличению разнообразия и повышению качества произведений искусства. На Дальнем Востоке на смену искусству неолита (7500–2000 гг. до н.э.) пришло искусство бронзового века династий Ся (ок. 2100–1600), Шан (1600–1050) и Чжоу (1050–221). Все они знамениты своими бронзовыми изделиями. См. также: Традиционное китайское искусство: характеристики. Дополнительные сведения о датах в ранней истории культуры Восточной Азии можно найти в хронологии китайского искусства (с 18000 лет до н.э. до наших дней).
Искусство бронзового века в Средиземноморье представлено широким ассортиментом расписной керамики и фресками с пейзажными и фигурными изображениями людей и животных. Создавались рельефы и отдельно стоящие скульптуры, в основном из камня, хотя была распространена и резьба по дереву. Создавались изображения богов и правителей, а также разнообразные подношения светским и духовным владыкам. Редким образцом скульптуры этого периода является Курос из Палекастро (англ. Palaikastro Kouros, 1480–1425 гг. до н.э.). Эта хрисоэлефантинная статуэтка, найденная на Крите, вырезана из бивня бегемота и украшена золотом. В эту эпоху искусство стало важным средством отражения жизни общества, его правителей и их отношений с божествами.
В Европе искусство бронзового века развивалось на основе традиций предшествующего периода. Примерами могут служить мегалитические сооружения, такие как Стоунхендж (ок. 2600 г. до н.э.), строительство которого продолжалось и в бронзовом веке. Хотя знаменитые петроглифы в Ньюгрейндже (ок. 3200 г. до н.э.) и Ноуте (ок. 3200 г. до н.э.) относятся к эпохе неолита, они демонстрируют художественные традиции, которые послужили основой для дальнейшего развития искусства.
К концу бронзового века (около 1100 г. до н.э.) в истории искусства наметился растущий культурный разрыв между Северной Европой и Средиземноморьем. Такие факторы, как климат, доступность полезных ископаемых, безопасность и торговля, способствовали ускоренному экономическому росту южных регионов. Это, в свою очередь, стимулировало развитие искусства, особенно живописи и обработки металла, в Средиземноморье и вдоль крупных европейских рек — Рейна и Дуная.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Информация полезная). Учусь в художественной школе, изучаю историю изо. Эта информация помогла написать конспект. Во время записи изучила материал. Спасибо огромное)
Комментирование недоступно Почему?