Египетская скульптура читать ~25 мин.
Древнеегипетская скульптура была тесно связана с египетской архитектурой и в основном являлась частью храмовой и погребальной культуры. Храм воспринимался как вечное жилище божества, статуя которого скрывалась в череде закрытых залов. Увидеть её можно было лишь на короткое время, когда лучи солнца, луны или определённой звезды попадали в самое внутреннее святилище. К этим статуям богов обращались как к оракулам, но они редко были внушительных размеров. Скульпторы также создавали настенные рельефы, капители колонн, колоссальные фигуры, охранявшие пилоны, и длинные аллеи сфинксов. Настенные изображения в храмах обычно повествовали о благочестии фараонов и их военных победах.
Наиболее широко скульптура применялась в египетских гробницах. В усыпальницах размещали портретные статуи умершего царя или царицы. Кроме того, к этому типу древнеегипетской скульптуры относились статуи вельмож, писцов, а также скульптурные группы, изображающие мужа и жену.
Стены ранних египетских гробниц, по сути, напоминают иллюстрированную книгу о нравах и обычаях того времени. Сцены изображают охоту, рыбалку, сельскохозяйственные работы, а также ремёсла: изготовление статуй, стекла или изделий из металла, строительство пирамид. Женщины показаны за выполнением домашних обязанностей или оплакивающими усопших, а юноши — занимающимися спортом. Такие рельефы свидетельствуют о вере в загробную жизнь как в спокойное продолжение земного существования. В более поздние периоды египетского искусства, начиная с гробниц Нового царства, в сценах суда всё чаще появляются боги, что указывает на меньшую уверенность в счастливой загробной жизни.
Подробнее о строительстве гробниц и других архитектурных проектах в Древнем Египте см.: Раннеегипетская архитектура (большие пирамидальные гробницы); Египетская архитектура Среднего царства (пирамиды меньшего размера); Египетская архитектура Нового царства (храмы); Позднеегипетская архитектура (разнообразные постройки).
Кроме изображений богов египетской цивилизации, скульпторы создавали и небольшие предметы быта, включая мебель с роскошными диванами, столами и сундуками, а также всевозможные изделия из металла и украшения. Такие предметы, как шкатулки для благовоний, зеркала и ложки, украшались формами, заимствованными из мира растений, животных и людей. Священные растения, особенно лотос, стали основой для множества декоративных мотивов, которые впоследствии оказали влияние на искусство всего древнего мира.
Скульптурные материалы и инструменты
В долине Нила росли священная акация и сикомор, древесина которых служила материалом для статуй, саркофагов, тронов и других изделий. На склонах холмов по обоим берегам Нила, вплоть до Эдфу, добывали нуммулитовый известняк, а за Эдфу располагались обширные каменоломни песчаника. Оба материала использовались как в скульптуре, так и в архитектуре.
Недалеко от первого порога Нила до сих пор можно увидеть каменоломни красного гранита, который шёл не только на обелиски, но и на колоссальные статуи, сфинксов и саркофаги. Алебастр добывали в древнем городе Алабастрон, близ современной деревни Асьют. С гор Аравийской пустыни и Синайского полуострова привозили базальт и диорит, которые использовали самые ранние скульпторы, а также красный порфир, особенно ценившийся греками и римлянами, и медь. Даже нильский ил, начиная с самых ранних династий, формовали, обжигали и покрывали цветной глазурью.
Уже в тот ранний период египетские скульпторы с большим мастерством обрабатывали многочисленные привозные материалы, такие как чёрное дерево, слоновую кость, железо, золото и серебро. Резьба по слоновой кости, например, была широко распространена и применялась в хрисоэлефантинной скульптуре для создания крупных произведений.
Когда египетским ваятелям требовалось придать своим работам особую прочность, как, например, статуям и саркофагам фараонов, они использовали самые твёрдые материалы: базальт, диорит и гранит. С этими породами они обращались с не меньшим искусством, чем с деревом, слоновой костью и более мягкими камнями.
Тонкие детали, вероятно, прорабатывались кремнёвыми инструментами. Другие орудия — пила с зубьями, украшенными драгоценными камнями, трубчатые свёрла различных типов, резец и долото — изготавливались из закалённой бронзы или железа. Статуи из твёрдого камня тщательно полировались измельчённым песчаником и наждаком. Изделия из более мягкого камня обычно покрывались слоем штукатурки и раскрашивались, причём цвета наносились произвольно или в соответствии с каноном.
Египетские статуи и статуэтки
Задолго до появления официального стиля скульптуры, сложившегося во времена объединения земель Египта, местные мастера изготавливали разнообразные небольшие фигурки из глины, кости и слоновой кости. Несколько хрупких статуэток были найдены в додинастических гробницах. Традиция их изготовления сохранялась вплоть до Нового царства. В период между 4000 и 3000 годами до н.э. из кости и слоновой кости создавались стилизованные женские фигурки сложной работы. Из глины, которую было легче формовать, лепили изображения животных. Благодаря острой наблюдательности мастеров их виды легко узнаваемы. См. также: Месопотамская скульптура (ок. 3000–500 гг. до н.э.).
К 3000 году до н.э. статуэтки из слоновой кости стали вырезать в более натуралистичном стиле, и многие фрагменты сохранились до наших дней. Одна из лучших и наиболее полных фигурок была найдена в Абидосе. Она изображает неизвестного царя в церемониальном облачении (Британский музей, Лондон). На нём высокая белая корона Верхнего Египта и короткий плащ с ромбовидным узором. Он уверенно шагает вперёд, приняв позу, которая стала канонической для всех мужских стоячих статуй в династические времена: левая нога выдвинута вперёд. Качество резьбы проявляется в том, как плотно плащ облегает плечи, а голова устремлена вперёд с выражением решимости и силы.
Начиная с этого периода, непосредственно предшествующего I династии, есть свидетельства того, что скульпторы добились больших успехов в использовании дерева и различных пород камня. Это развитие продолжалось в Архаический период, когда были созданы первые большие царские статуи. Совершенствовалась и обработка металла: в гробницах были найдены миниатюрные медные статуэтки и золотые амулеты, а надпись времён II династии упоминает об изготовлении царской статуи из меди.
Художественные каноны египетских статуй
Египетские статуи создавались для гробниц или храмов и, как правило, были рассчитаны на фронтальное обозрение. Лицо должно было смотреть прямо вперёд, в вечность, а тело — оставаться строго вертикальным и неподвижным, со всеми плоскостями, пересекающимися под прямым углом. Иногда встречаются вариации: например, большие статуи могли быть выполнены так, чтобы смотреть немного вниз на зрителя, но случаи, когда тело изогнуто или голова повёрнута, в канонической скульптуре крайне редки.
Принято считать, что лучшие мастера работали на фараона и создавали образцы, которым следовали другие скульпторы, изготавливая статуи из камня, дерева и металла для его подданных по всему Египту. В Древнем и Среднем царствах было создано множество статуй и статуэток для гробниц обычных людей. Они должны были заменить тело усопшего в случае его разрушения и служить вечным пристанищем для его души (Ка).
Качество было желательно, но не первостепенно: пока на статуе было начертано имя покойного, она отождествлялась с ним. Фактически, можно было «присвоить» статую, просто изменив надпись. Подобное практиковалось даже на самом высоком уровне: фараоны часто узурпировали статуи, заказанные их предшественниками. Считалось также, что можно стереть память о ненавистном предшественнике, уничтожив его имена и титулы на монументах. Такая участь постигла многие статуи Эхнатона, а имена Хатшепсут были стёрты по приказу Тутмоса III.
Большинство статуй, найденных в гробницах вельмож Древнего царства, следуют царским образцам. Царские гробницы в Гизе и Саккаре были окружены «городами мёртвых», поскольку чиновники стремились быть похороненными рядом со своим правителем, чтобы последовать за ним в вечность. Постепенно верования, некогда связанные только с фараоном и его семьёй, переняли и его вельможи, а затем и простые люди. В итоге каждый египтянин после смерти надеялся отождествиться с Осирисом, умершим царём. Однако качество, размер и материал статуи, помещаемой в гробницу, зависели от благосостояния её владельца.
Ранние частные скульптуры, как и царские, которым они подражали, строго соответствовали ритуальному канону. В более поздний период ремесленники, особенно работавшие с деревом, часто создавали небольшие фигурки, полные очарования, когда не были скованы религиозными условностями. Такие статуэтки нередко имели практическое назначение — например, служили сосудами для косметики — и позже их хоронили вместе с личными вещами владельцев.
Примечание: считается, что египетское пластическое искусство оказало значительное влияние на африканскую скульптуру к югу от Сахары, включая произведения искусства Бенина и Йоруба в Западной Африке.
Египетская рельефная скульптура
Египетская рельефная скульптура различается по технике исполнения и глубине проработки:
Барельеф — фигуры незначительно выступают над фоном.
Рельеф с углублённым контуром (контррельеф) — фон выступает перед фигурами.
Контурный рельеф — высекаются только очертания фигур.
Горельеф — фигуры сильно выступают над фоном.
Почти вся настенная скульптура Древнего Египта выполнена в технике барельефа. Рельеф с углублённым контуром и контурный рельеф были особенно распространены в эпоху Нового царства. Горельеф изредка встречается в гробницах Древнего царства, но в основном использовался в Новом царстве для создания таких форм, как осирические пилястры и хаторические колонны, а также настенных статуй.
В трактовке объёмных фигур древнеегипетская скульптура ограничивалась несколькими каноническими позами. Среди них: стоящая фигура с левой ногой, выдвинутой вперёд, прямо поставленной головой и взглядом, устремлённым вдаль. Вариации достигались за счёт разного положения рук. В сидячих фигурах голова, туловище и конечности также занимали строго определённое положение. Часто встречались коленопреклонённые и сидящие на корточках позы с небольшими изменениями. Круглые статуи обычно изображали богов, фараонов или вельмож, и при их создании особое внимание уделялось соблюдению прямых линий и симметрии.
Однако если крупные государственные памятники были ограничены в типах и позах, то статуэтки на бытовые сюжеты создавались гораздо свободнее. Группировке уделялось мало внимания; обычно это было простое сопоставление двух стоящих или сидящих фигур, либо одной стоящей и одной сидящей. Бог и человек или муж и жена располагались бок о бок. В семейных группах иногда добавлялась фигура ребёнка.
В скульптурах, изображающих богов, активно использовалась символика. Когда богов представляли в человеческом облике, их отличали по эмблемам. Чаще их изображали в виде составных существ с головами животных на человеческих телах. Так, у Гора была голова сокола, у Анубиса — шакала, у Хнума — барана, у Тота — ибиса, у Себека — крокодила. Исида изображалась с иероглифом своего имени в виде трона на голове. На внешних стенах храмов фигуры располагались нерегулярно, но на внутренних стенах они были упорядочены в горизонтальные ряды. Это были не столько изображения, сколько рельефные надписи, часто представлявшие собой увеличенные иероглифы. Такой подход не стимулировал развитие художественной композиции.
Рельефная композиция сводилась к расположению фигур в горизонтальных рядах, чтобы запечатлеть событие или изобразить действие. Главные фигуры выделялись размером: боги были крупнее людей, цари — своих подданных, а мёртвые — живых.
Второстепенные сцены располагались горизонтальными ярусами. В остальном единству композиции уделялось мало внимания, а пустое пространство обычно заполнялось фигурами и иероглифами по принципу «природа не терпит пустоты». В композиции такого типа, построенной подобно тексту, не было необходимости в перспективе. Сцены изображались не так, как их видит глаз; вместо этого отдельные элементы «разворачивались» на плоскости. Например, фигура человека могла изображаться с головой в профиль, но глазом в фас, с плечами в развороте, туловищем в три четверти и ногами в профиль. Это не реалистичное изображение, а символический образ, который был понятен большинству зрителей.
Таким же символическим образом пруд мог быть обозначен прямоугольником, вода в нём — зигзагообразными линиями, а растущие по берегам деревья — выступающими с четырёх сторон прямоугольника. Войско изображалось так, что дальние ряды воинов поднимались над ближними и располагались в горизонтальных полосах один над другим. В редких случаях предпринимались попытки передать перспективу, но, будучи излишними для целей египетского искусства, они оставались минимальными.
Подобно тому как статуи представляли вечное тело умершего, рельефные скульптуры (обычно покрытые штукатуркой и раскрашенные) изображали ситуации, в которых его бестелесный дух мог продолжать существовать. Они не были просто архитектурным украшением, а выполняли функцию увековечивания. Рельефы украшали внешние и внутренние стены храмов, а также стены гробниц. Эстетические соображения, связанные с цветом, отходили на второй план; краски были яркими по тону и долговечными по качеству.
Цвета наносились ровными, плоскими участками, создавая яркие контрасты. Такие приёмы, как светотень (кьяроскуро) и цветовая перспектива, оставались совершенно чуждыми египетской живописи. Раскрашивание рельефов было чисто функциональным и служило скорее для того, чтобы сделать фигуры более отчётливыми, чем более естественными. Пигмент редко использовался для обозначения объёма и наносился строго традиционно. Лица мужчин окрашивались в красновато-коричневый цвет, а женщин — в жёлтый; лица богов могли быть любого оттенка. Подобным же образом обрабатывались и статуи из дерева или мягкого камня: их покрывали штукатуркой и раскрашивали.
История и развитие египетской скульптуры
Несмотря на богатство материалов и объём произведений, египетская скульптура менялась настолько постепенно, что проследить её точный эволюционный путь нелегко. Уже в эпоху Ранних династий мы видим полностью сложившееся искусство. Даже на этой ранней стадии египетские мастера продемонстрировали высочайшее умение в обработке твёрдого камня и бронзы, и не существует архаического периода, который бы показал, как это мастерство было достигнуто.
Египетская цивилизация ещё не раскрыла нам свои додинастические формы искусства, и мы не знаем о предшествующей иноземной культуре, у которой она могла бы заимствовать навыки, за исключением, возможно, искусства Месопотамии на территории современного Ирака. Таким образом, в целом египетское искусство в исторический период характеризуется скорее преемственностью, чем эволюционными изменениями. Но даже при этом в скульптуре можно выделить определённые периоды.
Обзор эволюции западной скульптуры см.: История скульптуры.
Египетская каменная скульптура
Именно в конце II и начале III династий, примерно с 2700 г. до н.э., утвердился характерный древнеегипетский стиль каменной скульптуры. Этот стиль с незначительными изменениями просуществовал около 2500 лет, вплоть до периода Птолемеев. Его главные черты — это строгость и симметрия массивных, четырёхугольных фигур, будь то стоящих или сидящих.
Микеланджело, как известно, считал, что скульптура уже заключена в каменной глыбе, и задача художника — лишь раскрыть её. Типичная древнеегипетская фигура производит сильное впечатление именно того каменного блока, из которого она была высечена. Скульпторы удаляли минимум материала, обычно оставляя ноги сросшимися с задней опорой-пилястром, руки прижатыми к телу, а сидящие фигуры — «приваренными» к трону. При этом скульптуры не кажутся неуклюжими или грубыми; они производят впечатление строгой элегантности и чистоты линий, которые своей упругостью намекают на сдержанную энергию.
На первых этапах создания статуи, как и в случае с рельефом и живописью, делался предварительный эскиз. Каменному блоку придавали грубую форму, а затем фигуру рисовали как минимум с двух сторон, чтобы получить вид спереди и сбоку. Позже с помощью квадратной сетки обеспечивали точное соблюдение пропорций статуи в соответствии с канонами, установленными ещё в Раннединастический период.
Для сверки можно было использовать эталонные рисунки, некоторые из которых сохранились до наших дней. Хорошим примером служит деревянная доска с покрытием из гессо, хранящаяся в Британском музее в Лондоне. На ней изображена сидящая фигура Тутмоса III (1504–1450 гг. до н.э.), сначала набросанная красным, а затем обведённая чёрным по сетке из мелких квадратов. Опытные мастера могли работать инстинктивно, но начинающие скульпторы держали такие рисунки под рукой.
Резьба статуи включала в себя тяжёлую работу по обтёсыванию блока со всех сторон до тех пор, пока не был завершён грубый контур фигуры. Новые направляющие линии наносились по мере того, как инструменты всё глубже врезались в камень. Твёрдые породы, такие как гранит и диорит, обрабатывались путём ударов каменными молотами, постепенно истирая лишний материал.
Для обработки труднодоступных мест, например, между руками и телом или между голенями, использовались металлические пилы и свёрла с добавлением абразива, такого как кварцевый песок. Каждый этап был долгим и утомительным, а медные и бронзовые инструменты требовали постоянной заточки.
Полировка удаляла большинство следов от инструментов, но на некоторых статуях, особенно на колоссальных фигурах Рамсеса II в храме Абу-Симбел, следы от трубчатых свёрл всё ещё видны. Для работы над гигантскими статуями вокруг них возводились леса, что позволяло трудиться сразу нескольким мастерам. Известняк, конечно, был мягче, и его было легче обрабатывать долотами и свёрлами.
Незаконченные статуи дают ценные сведения о процессе работы. Большинство из них показывают, что работа велась равномерно со всех сторон, сохраняя равновесие фигуры. Голова из кварцита, предположительно царицы Нефертити, найденная в мастерской в Амарне (ок. 1360 г. до н.э.), очевидно, близка к завершению (Египетский музей, Каир). Вероятно, она должна была стать частью составной статуи: верхняя часть головы оставлена шероховатой, чтобы на неё можно было надеть корону или парик из другого материала. Поверхность лица, похоже, готова к окончательной полировке и покраске, но на ней всё ещё видны направляющие линии, обозначающие линию волос и срединную плоскость. Довольно толстые линии, очерчивающие контур глаз и бровей, наводят на мысль, что их планировалось вырезать для инкрустации другими камнями, чтобы придать голове максимальную реалистичность.
Примеры более ранних ближневосточных произведений шумерского искусства (ок. 3000 до н.э.) см. в статьях «Львица из Гуэннола» (3000 до н.э., частная коллекция) и «Баран в чаще» (2500 до н.э., Британский музей). Что касается современной им скульптуры, см., например, крылатых быков и львов с человеческими головами (859 г. до н.э.) из дворца Ашшурнасирпала в Нимруде, а также алебастровые рельефы охоты на львов с изображением Ашшурнасирпала II и Ашшурбанипала — характерные примеры ассирийского искусства (ок. 1500–612 гг. до н.э.).
Египетская скульптура Древнего царства
Искусство Древнего царства было сосредоточено вокруг Мемфиса, хотя памятники его поздних фаз находят также в Дельте, Абидосе, окрестностях Фив и на острове Элефантина. От этого периода не сохранилось ни одного храма; вся известная скульптура происходит исключительно из гробниц.
По своему характеру эти мемфисские скульптуры отличаются высоким натурализмом по сравнению с более поздним египетским искусством. Портретные статуи разнообразны и часто поразительны по своей выразительности, а настенные рельефы изображают многочисленные сцены из повседневной жизни. К обобщённым, или типизированным, формам относятся монументальный Большой сфинкс в Гизе и статуи Хефрена, строителя второй пирамиды.
Натуралистическая тенденция мемфисского стиля привела к своеобразной трактовке глаз — технике, наблюдаемой в статуях этого периода (из известняка, дерева и бронзы, но не из базальта), хотя позже от неё отказались. Зрачок представлял собой блестящий серебряный гвоздик, вставленный в горный хрусталь или эмаль, а тёмные веки делались из бронзы.
Головы статуй Древнего царства демонстрируют ярко выраженный «египетский тип», хотя в некоторых случаях заметны примеси негроидной и других рас. Наряду со стройными фигурами часто встречаются и коренастые, мускулистые тела. Судя по большому количеству изображений людей среднего возраста, кажется, что детство и старость не были ключевыми темами для искусства, ориентированного на загробную жизнь. В целом, лица отражают спокойных, счастливых людей, для которых будущая жизнь не несла больших перемен или неопределённости. Настенные рельефы и иероглифы, выполненные в технике барельефа, как правило, отличались тонкой резьбой.
Египетская скульптура Среднего царства
Скульптурное искусство периода, известного как Среднее царство, можно разделить на два подпериода: Первый фиванский период (XI – XV династии) и период гиксосов (XV – XVII династии). К этому времени центр египетского государства переместился из Мемфиса в Фивы.
Поздний мемфисский период и XI династия (Среднее царство) оставили мало скульптурных памятников, имеющих большую ценность. Однако последующий период правления Сенусертов и Аменемхетов XII династии стал свидетелем возрождения египетского творчества. В целом, скульптура была продолжением мемфисского искусства, но некоторые изменения уже были заметны. Появилась тенденция к созданию более крупных статуй фараонов, а пропорции тела стали более утончёнными, с изящными торсами, руками и ногами.
Настенные рельефы были посвящены тем же сюжетам, что и раньше, но стали менее индивидуальными и естественными. Во многих случаях настенные росписи были заменены рельефными скульптурами. Храмовые статуи XII династии из Карнака показывают, что вотивные (по обету) подношения статуй были не редкостью, а прекрасная статуя Себекхотепа III (Лувр, Париж) XIII династии демонстрирует новое направление в искусстве скульптора.
Это возрождение Египта, начавшееся в XII и продолжавшееся в XIII династии, прервалось в XIV – XVII династиях из-за вторжения гиксосов, или «царей-пастухов». Этническая принадлежность этих правителей остаётся спорным вопросом: принесённое ими семитское влияние уравновешивается их, предположительно, переднеазиатским типом лица.
Сфинксов и статуи по-прежнему создавали египетские скульпторы, но материалом для них служил серый или чёрный гранит из Вади-Хаммамат или с Синайского полуострова, а не красный гранит из Асуана. Центрами деятельности гиксосов были Танис и Бубастис; в Верхнем Египте их влияние было слабее. Наиболее примечательной чертой их скульптуры был не-египетский тип лица: маленькие глаза, высокие скулы, густая шевелюра, орлиный нос, крупный рот с чисто выбритой верхней губой, короткая борода.
Египетская скульптура Нового царства
Ранняя часть Нового царства охватывает XVIII, XIX и XX династии. Египет освободился от власти гиксосов и расширил свою империю, включив Ассирию, Малую Азию и Кипр на севере и востоке, а также Нубию и Абиссинию на юге. Было возведено множество грандиозных храмов, особенно во времена правления Сети I и Рамсеса II, что привело к огромному количеству заказов на новые скульптуры. Монументальные храмы требовали монументальной скульптуры: высота статуй Аменхотепа III в Фивах составляет 16 метров, Рамсеса II в Абу-Симбеле — 21 метр, а статуя Рамсеса в Танисе достигала 27 метров без учёта постамента. Изящные пропорции человеческой фигуры, популярные в XII и XIII династиях, сохранились и даже стали ещё более утончёнными, особенно в барельефах Новой империи.
Простота одежды, преобладавшая в прежние времена, сменилась более богатыми одеяниями и сложными личными украшениями, а короны стали обычным атрибутом. Другое изменение коснулось тематики: экзотические виды фауны и флоры, а также иностранцы стали изображаться чаще и разнообразнее.
В остальном сюжеты скульптуры и живописи оставались прежними. Сцены войн и завоеваний были по-прежнему распространены, как и изображения богов — один небольшой храм в Карнаке содержал более 550 статуй богини Сехмет-Баст — и царей. Среди шедевров можно отметить прекрасную сидящую статую Рамсеса II (Туринский египетский музей), выразительные головы царицы Тейе и Хоремхеба, а также выдающиеся рельефы из известняка в храме Сети I в Абидосе. Однако в Телль-эль-Амарне царь-реформатор Эхнатон (Аменхотеп IV) призывал своих скульпторов отказаться от традиционных тем и изображать дворцы, виллы, сады, поездки на колесницах и праздники.
Царские гробницы Нового царства демонстрируют высокое качество рельефной скульптуры, но спрос на резьбу для внешних стен храмов, по-видимому, значительно превышал предложение талантливых скульпторов. Во всяком случае, после славного правления Рамсеса II художественные стандарты заметно упали. Сам Египет в это время переживал постепенный, но неуклонный упадок.
В последний период Нового царства (XXI – XXXII династии) могущество страны иссякло, и она была вынуждена уступить власть эфиопам, ассирийцам и снова древним персам. Столица Египта несколько раз переносилась: сначала в Танис, затем в Мендес и Себеннитос, и надолго оставалась в Саисе, поэтому этот период обычно называют Саисским.
В таких изменчивых условиях художникам, особенно скульпторам, было трудно найти новые темы и стили, и они часто обращались за вдохновением к формам Древнего царства. Временами случались и позитивные сдвиги. Царь Псамметих I способствовал небольшому художественному возрождению во время XXVI династии, восстанавливая храмы и заказывая новые произведения живописи и скульптуры.
Скульпторы снова работали с самыми твёрдыми породами камня, как бы доказывая, что их мастерство не было утрачено. Однако многие произведения этой династии, такие как статуи Осириса и Нефтиды из зелёного базальта и статуэтка Псамметиха I в Каирском музее, показывают, что преобладающими стали утончённые, почти женственные формы, а не строгие и энергичные, как раньше.
Египетская скульптура в греко-римский период
В период классической античности, когда Египет был завоёван Александром Македонским, его искусство не изменилось в одночасье, чтобы соответствовать вкусам новых правителей-греков. Храмы Птолемеев — хотя и имели ряд новшеств, в частности, в капителях колонн — не строились в эллинском стиле.
Точно так же и статуи Птолемеев оставались египетскими. И хотя преемники Александра стали фараонами, они не превратили египтян в греков. Тем не менее, развитие греческих городов в Египте, начавшееся ещё в VII веке до н.э., и македонское завоевание привели к появлению смешанного, греко-египетского стиля в искусстве. Позднее римляне, продолжая восстанавливать храмы Древней и Средней империй в египетском стиле, также поощряли форму скульптуры, в которой классические мотивы и иконография преобладали над традиционным «египетским» стилем.
См. также: Греческая скульптура и Римская скульптура.
Об эллинистическо-египетской живописи см.: Фаюмские портреты.
Египетская царская скульптура
Именно последовательность канонической царской скульптуры наиболее ясно показывает изменения в деталях и настроениях, которые происходили на протяжении многих веков египетской истории. К сожалению, от самых ранних периодов сохранилось очень мало царских скульптур, но один из древнейших примеров является и одним из самых впечатляющих.
Это известняковая статуя царя Джосера в натуральную величину (ок. 2660–2590 гг. до н.э.), найденная в небольшой камере (сердабе) в храмовом комплексе Ступенчатой пирамиды, спроектированном архитектором Имхотепом (Египетский музей, Каир). После установки статуя больше никогда не должна была предстать перед взором живых. Она была создана как вечное пристанище для Ка (жизненной силы) царя после его смерти и была замурована в нише.
Напротив глаз были оставлены два отверстия, чтобы царь мог «смотреть» в соседнюю часовню, где ежедневно совершались подношения. Фараон, сидящий на кубическом троне, закутан в ритуальную мантию. Его лицо, обрамлённое париком, бесстрастно и полно задумчивого величия, которое ощущается даже несмотря на повреждения, нанесённые грабителями, выколовшими инкрустированные глаза. Меньшие по размеру статуи вельмож первых трёх династий, сидящих в той же позе с правой рукой на груди, производят такое же сильное впечатление монолитности камня, из которого они высечены.
Великолепная диоритовая статуя Хефрена (ок. 2500 г. до н.э., Египетский музей, Каир), строителя второй пирамиды в Гизе, когда-то стояла вместе с 22 другими в длинном зале его заупокойного храма в долине. Поза царя немного отличается от позы Джосера: обе руки лежат на коленях. Детали тела, уже не скрытого мантией, проработаны великолепно. Охраняемый соколом бога Гора, царь сидит с невозмутимой уверенностью в своей божественности. Эта статуя предназначалась для обозрения в храме, а власть царя подчёркивается вырезанным по бокам трона символом объединения царств Верхнего и Нижнего Египта — узлом из папируса и лотоса.
Скульпторы представляли правителей Древнего царства как богов на земле. В период Среднего царства сохранившиеся царские статуи показывают правителей, которые достигли своего божественного статуса благодаря собственной силе и личности. Отстранённость и величие царской власти проявляются в их портретах, но они сочетаются с осознанием человеческой индивидуальности, скрытой под атрибутами власти. Головы и статуи этих правителей Среднего царства производят впечатление настоящих портретов, вырезанных мастерами высочайшего класса.
В период Нового царства морщины исчезают с лиц царей, которые смотрят в вечность с безмятежным выражением. От этого периода сохранилось гораздо больше статуй, чем от более ранних, и некоторые цари, такие как Тутмос III и Рамсес II, заказывали сотни портретных бюстов и других произведений для украшения храмов, возведённых ими в честь богов. Многие статуи имеют черты, взятые из жизни, например, большой крючковатый нос Тутмоса III, но в целом лица идеализированы. Начиная с правления царицы Хатшепсут, в выражении лиц появляется определённая мягкость, а в обработке тела — утончённость. Скульптура Нового царства технически великолепна, но ей не хватает той скрытой мощи, что была присуща царской скульптуре Древнего и Среднего царств.
См. также Архитектура египетских пирамид.
Сохранившиеся образцы египетской скульптуры
Египетские статуи и рельефы можно увидеть в храмах Абидоса, Фив, Эдфу, Эсны, Филе и Абу-Симбела; в гробницах, расположенных вокруг Мемфиса, в Бени-Хасане и Фивах, и особенно в Каирском египетском музее. Важные коллекции статуй из Древнего Египта хранятся в Лувре (Париж), Британском музее (Лондон), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва), Музее Метрополитен (Нью-Йорк), Музеях Ватикана (Рим), Археологическом музее (Флоренция), Египетском музее (Турин) и Египетском музее и собрании папирусов (Берлин). Другие коллекции в Америке можно увидеть в Музее Гетти (Лос-Анджелес), Музее изящных искусств (Бостон), Музее археологии и антропологии Пенсильванского университета (Филадельфия) и Археологическом музее Университета Джонса Хопкинса.
Дополнительная информация о скульптуре
Большинство скульптур Древней Греции традиционно делится на шесть основных стилей:
Дедалическая скульптура (около 650–600 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура архаического периода (около 600–500 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура ранней классики (около 500–450 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура высокой классики (около 450–400 гг. до н.э.)
Древнегреческая скульптура поздней классики (около 400–323 гг. до н.э.)
Эллинистическая скульптура (около 323–27 гг. до н.э.).
См. также: Греческие статуи и рельефы: эллинистический период и рельефные скульптуры Древнего Рима.
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Для обзора форм доисторического искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство, см.: Древнее искусство.
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Краткий обзор влияния и истории мусульманского искусства на Египет: Исламское искусство.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших трёхмерных художников (500 г. до н.э. – сейчас) см. в разделе Величайшие скульпторы.
САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ОБЪЁМНОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список шедевров известных скульпторов см.: Величайшие скульптуры всех времён.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Список важных дат в эволюции скульптуры и трёхмерных работ, включая движения, школы и известных художников, см.: История искусства (Обзор движений), Хронология доисторического искусства (до 500 г. до н.э.), История искусства – Хронология.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?