Египетская скульптура читать ~27 мин.
Древнеегипетская скульптура была тесно связана с египетской архитектурой и в основном касалась храма и погребальной культуры. Храм строился так, как будто это была гробница или место вечного упокоения божества, статуя которого была скрыта в череде закрытых залов, открытых для обозрения лишь на короткое время, когда солнце, луна или определённая звезда достигали точки на горизонте, откуда их лучи светили прямо на самое внутреннее святилище. К этим божественным статуям обращались как к оракулам, и они редко были внушительных размеров. Скульпторы также использовались для настенных рельефов, капителей колонн, колоссальных фигур, охраняющих пилоны, и для длинных аллей сфинксов. Настенные иллюстрации на стенах храмов обычно изображают благочестие фараонов, а также их иностранные завоевания.
Египетские гробницы требовали наиболее широкого использования скульптуры. В этих склепах размещались портретные статуи умершего царя или царицы. Кроме того, к этому типу доисторической скульптуры относились статуи государственных служащих, писцов, а также группы, изображающие мужчину и его жену.
Стены ранних египетских гробниц напоминают, по сути, иллюстрированную книгу нравов и обычаев населения. Иллюстративные сцены показывают такие занятия, как охота, рыбалка и сельскохозяйственные работы; художественные и коммерческие занятия, такие как изготовление статуй, или стекла, или изделий из металла, или строительство пирамид; женщины выполняют домашние обязанности или оплакивают умерших; мальчики занимаются спортом. Такие рельефы демонстрируют уверенную веру в будущее, как некое спокойное продолжение настоящей жизни. В более поздние периоды египетского искусства, начиная с гробниц Нового царства, боги появляются более заметно в сценах суда, что указывает на меньшую уверенность в счастливом будущем состоянии.
Подробнее о строительстве гробниц и других архитектурных проектах в Древнем Египте см: Раннеегипетская архитектура (большие гробницы-пирамиды); Египетская архитектура Среднего царства (маленькие пирамиды); Египетская архитектура Нового царства (храмы); Позднеегипетская архитектура (разнообразие зданий).
Кроме изображения богов египетской цивилизации, скульпторы также изображали мелкие предметы домашнего и повседневного обихода, включая домашнюю мебель с её роскошными диванами, столами и сундуками, а также все виды металлических изделий и украшений. Такие предметы, как туалетные коробки, зеркала и ложки, изображались формами, взятыми из растительного, животного или человеческого мира. Священные растения, в частности лотос, стали натуралистической основой для большого и разнообразного класса форм, которые в дальнейшем оказали влияние на декоративное искусство всего древнего мира.
Скульптурные материалы и инструменты
В долине Нила росли священная акация и платан, которые давали скульпторам материал для статуй и саркофагов, для тронов и других предметов промышленного искусства. Склоны холмов на обоих берегах Нила, вплоть до Эдфу, давали грубый нуммулитовый известняк, а за Эдфу находились обширные каменоломни песчаника; оба материала использовались как для скульптурных, так и для архитектурных целей.
Недалеко от первого водопада до сих пор можно увидеть каменоломни красного гранита, который использовался не только для обелисков, но и для огромных статуй, сфинксов и саркофагов. Алебастр добывали в древнем городе Алабастрон, недалеко от современной деревни Асьют. С гор Аравийской пустыни и Синайского полуострова добывали базальт и диорит, которые использовали первые скульпторы, красный порфир, который особенно ценили греки и римляне, и медь. Даже грязь из реки Нил лепили, обжигали и покрывали цветной глазурью, начиная с самых ранних династий египетской истории.
В тот же ранний период мы видим, как египетский скульптор с большим мастерством обрабатывает многочисленные импортные материалы, такие как чёрное дерево, слоновая кость, железо, золото и серебро. Резьба по слоновой кости, например, широко практиковалась и использовалась в хризелефантиновой скульптуре, для крупных работ.
Когда египетские скульпторы хотели придать своим скульптурам дополнительную прочность, как, например, статуям и саркофагам царей-фараонов, они использовали самые твёрдые материалы, такие как базальт, диорит, гранит. Этим твёрдым камнем они манипулировали с не меньшим мастерством, чем деревом, слоновой костью и более мягкими камнями.
Тонкие детали, вероятно, наносились кремнёвыми инструментами. Другие орудия, изготовленные из закалённой бронзы или железа, – пила с украшенными зубьями, трубчатые сверла различных типов, указка и долото. Статуи из твёрдого камня тщательно полировались дроблёным песчаником и наждаком; более мягкая каменная кладка обычно покрывалась штукатуркой и расписывалась, причём пигмент наносился произвольно или условно.
Египетские статуи и статуэтки
Египетские художники изготавливали самые разнообразные маленькие фигурки из глины, кости и слоновой кости задолго до появления официального стиля скульптуры во времена объединения двух земель Египта. Несколько хрупких фигурок были найдены в доисторических могилах. Традиция изготовления таких предметов сохранилась вплоть до Нового царства. Кость и слоновая кость использовались для изготовления стилизованных женских фигурок сложной работы между 4000 и 3000 годами до нашей эры. Из глины, которой было легче придать форму, лепили изображения многих видов животных, которые легко идентифицировать, поскольку их характерные черты были уловлены острым наблюдением. См. также: Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 гг. до н.э.).
К 3000 лет до н.э. статуэтки из слоновой кости стали вырезать в более натуралистическом стиле, и многие фрагменты сохранились до наших дней. Одна из лучших и наиболее полных была найдена в Абидосе, она изображает неизвестного царя, изображённого в церемониальном костюме (Британский музей, Лондон). На нём высокая белая корона Верхнего Египта и короткий плащ с узором из ромбов. Он уверенно шагает вперёд в позе, которая использовалась для всех мужских стоящих статуй в династические времена: левая нога впереди правой. Качество резьбы проявляется в том, как плотно халат накинут на округлые плечи, а голова устремлена вперёд с решимостью и силой цели.
Начиная с этого периода, непосредственно предшествующего 1-й династии, есть свидетельства того, что скульпторы делали большие успехи и использовали дерево и камень различных пород. Это развитие продолжалось до архаического периода, когда были сделаны первые большие царские статуи. Работа с металлом также прогрессировала; миниатюрные медные статуэтки и золотые амулеты были найдены в гробницах, а надпись 2-й династии фиксирует изготовление царской статуи из меди.
Художественные традиции египетских статуй
Египетские статуи изготавливались для размещения в гробницах или храмах и обычно предназначались для обозрения спереди. Важно было, чтобы лицо смотрело прямо вперёд, в вечность, а тело, рассматриваемое спереди, было вертикальным и жёстким, со всеми плоскостями, пересекающимися под прямым углом. Иногда встречаются вариации; например, большие статуи были сделаны так, чтобы смотреть немного вниз, на зрителя, но примеры, когда тело изгибается или голова поворачивается, очень редки в формальной скульптуре.
Обычно считается, что лучшие мастера работали на царя и устанавливали образцы, которым следовали другие, изготавливавшие скульптуры из камня, дерева и металла для его подданных по всему Египту. В Старом и Среднем царствах, в частности, было изготовлено множество статуй и маленьких фигурок, которые помещались в гробницы вполне обычных людей, чтобы заменить тело, если оно будет уничтожено, и обеспечить вечную обитель.
Качество было желательным, но не особенно важным, поскольку до тех пор, пока на статуе было написано имя умершего человека, она отождествлялась с ним. Фактически можно было завладеть статуей, просто изменив надпись и заменив её другим именем. Это делалось даже на самом высоком уровне, и цари часто узурпировали статуи, заказанные предыдущими правителями. Также считалось, что можно уничтожить память о ненавистном или боящемся предшественнике, выбив имена и титулы из его памятников. Так произошло со многими статуями Ахенатена, а имена Хатшепсут были стёрты Тутмосом III.
Большинство статуй, найденных в гробницах вельмож Старого царства, следуют царским прецедентам. Царские гробницы в Гизехе и Саккаре были окружены городами мёртвых, поскольку чиновники стремились быть похороненными рядом со своим царём и перейти в вечность вместе с ним. Постепенно верования, некогда связанные с царём или его ближайшими родственниками, переняли его вельможи, а затем и менее значимые люди, пока каждый после смерти не стал надеяться отождествиться с Осирисом, умершим царём; но качество, размер и материал статуи, похороненной в гробнице, зависели от благосостояния и средств её владельца.
Ранние частные скульптуры, как и царские, которым они подражали, в значительной степени соответствовали ритуальной традиции. В более поздний период ремесленники, особенно те, кто работал по дереву, часто изготавливали небольшие фигурки большого очарования, когда не чувствовали себя связанными религиозными условностями. Такие маленькие статуэтки часто служили практическим целям и несли в себе ёмкости с косметическими веществами; позже их хоронили среди личных вещей их владельцев.
Примечание: египетские художники по пластике, как сообщается, оказали значительное влияние на африканскую скульптуру из Африки к югу от Сахары, включая работы из Бенина и Йоруба в Западной Африке.
Египетская рельефная скульптура
Египетская рельефная скульптура выполняется в различных уровнях проработки глубины, а именно:
❶ Барельеф, где фигуры слегка выступают из фона.
❷ Утопленный рельеф, где фон выступает перед фигурами.
❸ Контурный рельеф, когда высекаются только контуры фигур.
❹ Высокий рельеф, где фигуры выступают на некоторое расстояние от фона.
Практически все настенные скульптуры Древнего Египта выполнены в форме барельефа, в то время как утопленный и контурный рельеф – наиболее распространённые скульптурные техники, использовавшиеся в эпоху Нового царства. Высокий рельеф изредка встречается в гробницах Древнего царства, но в основном ограничивается Новым царством и такими формами, как пиры Осирида и Хаторика, а также настенными статуями.
В своей трактовке круглых фигур древнеегипетская скульптура ограничивается лишь несколькими формами. К ним относятся: стоящая фигура, левая нога немного впереди правой, голова прямо, глаза смотрят прямо вперёд. Вариации получаются за счёт изменения положения рук. В сидячих фигурах голова, тело и нижние конечности находятся в одной и той же позе. Кроме того, часто повторяются коленопреклонённые и приземистые позы с небольшими вариациями. Круглые статуи обычно изображали богов, фараонов или гражданских чиновников, и при их создании особое внимание уделялось соблюдению прямых линий.
Но если крупные государственные памятники были ограничены в типах и позах, то целые серии статуй, изображающих домашние сюжеты, создавались гораздо свободнее. Группировке уделялось мало внимания. Обычно это было простое сопоставление двух стоящих или двух сидящих статуй, или одного стоящего и одного сидящего человека. Бог и человек или муж и жена располагались бок о бок. В семейных группах иногда добавлялась фигура ребёнка.
В скульптурах, изображающих богов, активно использовалась символика. Когда они изображались в человеческом облике, их отличали эмблемы, но чаще их представляли в виде составных существ с головами животных на человеческих телах. Так, например, у Гора голова ястреба, у Анубиса – шакала, у Хнума – барана, у Тота – ибиса, у Себека – крокодила, у Исиды – декоративный мотив. На внешних стенах храмов они располагались типично и нерегулярно по поверхности, но на внутренних стенах они были аккуратно расположены горизонтальными рядами. Это были не настоящие изображения, а рельефные надписи, и часто они были не более чем увеличенными иероглифами. Таков был их характер, и не было особого стимула для улучшения их художественной композиции.
Рельефная композиция означала просто расположение фигур в горизонтальных линиях таким образом, чтобы зафиксировать событие или изобразить действие. Главные фигуры отличались от других своим размером – боги изображались крупнее людей, цари – крупнее своих последователей, а мёртвые – крупнее живых.
Подчинённые действия располагались горизонтальными полосами. В других отношениях единству эффекта придавалось очень мало значения, а пустое пространство обычно заполнялось фигурами и иероглифами по принципу, что природа не терпит вакуума. В композиции такого рода, построенной подобно предложениям, не было особой необходимости в перспективе. Сцены изображались не так, как они выглядели в поле зрения: вместо этого отдельные компоненты выносились на плоскость изображения и излагались подобно письму. Например, изображение человека – который может быть изображён с головой в профиль, но глазами в фас, с плечами в полный рост, но туловищем, повёрнутым на три четверти, и ногами в профиль – не является изображением человека, каким он представляется глазу; это скорее символическое изображение человека – образ, который был совершенно понятен большинству зрителей.
Таким же символическим образом пруд мог быть обозначен прямоугольником, его водное содержимое – зигзагообразными линиями, а с четырёх сторон прямоугольника выступали граничащие с ним деревья. Военная армия изображалась с более отдалёнными шеренгами, приведёнными в плоскость изображения и расположенными в горизонтальных линиях одна над другой. В нескольких случаях были предложены эффекты перспективы, но, будучи в значительной степени излишними для целей египетского искусства, они остались минималистичными.
Как египетские статуи представляли постоянное тело умершего, так и рельефные скульптуры (обычно покрытые штукатуркой, а затем раскрашенные) изображали ситуации, в которых его бесплотное тело могло продолжать двигаться. Они не были задуманы как простое архитектурное украшение, но в основном выполняли функцию запечатления или увековечивания. Они украшали внешние и внутренние стены храмов, а также галереи и стены гробниц, не обращая внимания на эстетические соображения или используемые цвета, были яркими по тону, немногочисленными и долговечными по качеству.
Они наносились равномерными плоскими массами и располагались в ярких контрастах, а такие приёмы, как кьяроскуро и цветовая перспектива, оставались совершенно чуждыми египетскому искусству живописи. Действительно, роспись рельефов была чисто функциональной и служила скорее для того, чтобы сделать фигуры более отчётливыми, чем более естественными. Пигмент редко использовался для обозначения тучности форм и наносился чисто традиционным способом. Лица мужчин окрашивались в красновато-коричневый цвет, а женщин – в жёлтый, хотя у богов лица могли быть любого оттенка. Как и рельефы, статуи, вырезанные из дерева, и статуи из мягкого камня часто обрабатывались штукатуркой и краской, аналогичным образом.
История и развитие египетской скульптуры
Несмотря на богатство материалов и количество продукции, египетская скульптура менялась так постепенно, что нелегко проследить точный эволюционный путь – от самых ранних династий мы видим полностью развитое искусство. Даже на этой ранней стадии египетские трёхмерные художники продемонстрировали мастерство в скульптуре из твёрдого камня и бронзы, и не существует архаического или прототипического периода, который бы проиллюстрировал, как было достигнуто это мастерство.
Египетская культура ещё не рассказала нам о своих доисторических формах искусства, и мы не знаем о существовавшей ранее иностранной идиоме или наборе навыков, которые она могла позаимствовать или приобрести, за исключением, возможно, искусства Месопотамии на территории современного Ирака. Таким образом, в целом, независимо от своего происхождения, египетское искусство в исторический период характеризуется скорее преемственностью, чем эволюционными изменениями. Но даже в этом случае египетская скульптура может быть в определённой степени дифференцирована от периода к периоду.
Обзор эволюции западной скульптуры см: История скульптуры.
Египетская каменная скульптура
Именно в конце 2-й и начале 3-й династий, начиная примерно с 2 700 г. до н.э., было установлено то, что можно назвать характерным древнеегипетским стилем каменной скульптуры, стиль, передаваемый в течение примерно 2 500 лет до периода Птолемеев с незначительными исключениями и изменениями. Преобладающими чертами этого стиля являются регулярность и симметрия фигур, массивных и четырёхугольных, стоящих или сидящих.
Микеланджело, как известно, считал, что каменная глыба содержит скульптуру, как бы в зародыше, раскрыть которую – задача художника. Типичная древнеегипетская завершённая фигура производит сильное впечатление от каменного блока, из которого она была вырезана. Художники удаляли абсолютный минимум необработанного камня, обычно оставляя ноги сросшимися в единую массу с задней стойкой, руки прикреплялись к бокам тела, а сидящие фигуры приваривались к стульям. Не то чтобы эти скульптуры казались неуклюжими или грубыми; они производят впечатление суровой элегантности, чистоты линий, которые своей упругостью наводят на мысль о сдержанной энергии.
На первых этапах создания статуи, как и в случае с рельефом и живописью, составлялся предварительный эскиз. Каменному блоку придавалась грубая форма, и фигура, которую предстояло высечь, рисовалась по крайней мере с двух сторон, чтобы получить вид спереди и сбоку. Позже с помощью квадратной сетки обеспечивалось точное соблюдение пропорций статуи в соответствии с правилами, установленными ещё в династические времена.
Для сравнения можно было использовать чертёжи мастера, некоторые из которых сохранились до наших дней. Хорошим примером может служить деревянная чертёжная доска с покрытием из гессо, хранящаяся сейчас в Британском музее в Лондоне. Сидящая фигура Тутмоса III, 1504-1450 гг. до н.э., сначала набросанная красным цветом, а затем очерченная чёрным, была нарисована на сетке из мелких квадратов с точным соблюдением правил. Мастера после многолетней практики могли работать инстинктивно, но неопытные скульпторы держали такие рисунки под рукой для удобства.
На самом деле резьба статуи включала в себя тяжёлую работу по ударам и обтёсыванию блока со всех сторон, пока грубый контур фигуры не был завершён. Новые правила были введены, когда стало необходимо, чтобы орудия со всех сторон точно врезались в блок. Более твёрдые камни, такие как гранит и диорит, обрабатывались путём отбивания и отколачивания твёрдыми камнями-молотами, таким образом постепенно истирая родительский блок.
Для обработки неудобных углов между руками и телом или между голенями использовалась резка металлическими пилами и свёрлами с добавлением абразива, например, кварцевого песка. Каждый этап был долгим и утомительным, а медные и бронзовые инструменты приходилось постоянно затачивать.
Полировка удаляла большинство следов от инструментов, но на некоторых статуях, особенно больших, таких как огромные фигуры Рамзеса II в храме Абу-Симбел, все ещё видны следы от трубчатых свёрл. Для колоссальных статуй вокруг фигуры возводились строительные леса, что позволяло работать над ней сразу многим мужчинам. Известняк, конечно же, был мягче, и поэтому его было легче обрабатывать зубилами и сверлами.
Незаконченные статуи дают полезные свидетельства о процессе работы. Большинство из них показывают, что работа велась равномерно со всех сторон, сохраняя равновесие фигуры. Голова из кварцита, возможно, царицы Нефертити, найденная в мастерской в Амарне, около 1360 года до н.э., очевидно, близка к завершению (Египетский музей, Каир). Вероятно, она должна была стать частью составной статуи, и верхняя часть головы была сформирована и оставлена грубой, чтобы на неё можно было надеть корону или парик из другого материала. Поверхность лица, похоже, готова к окончательному сглаживанию и покраске, но ориентиры все ещё есть, чтобы обозначить линию волос и срединную плоскость лица. Довольно толстые линии, обозначающие контур глаз и бровей, создают впечатление, что планировалась дальнейшая работа, чтобы вырезать их для инкрустации другими камнями, чтобы голова была действительно реалистичной, когда она будет закончена.
Примеры более ранних ближневосточных произведений шумерского искусства (ок. 3000 до н.э.) см. в «Львица из Гуэннола» (3000 до н.э., частная коллекция) и «Баран в зарослях» (2500 до н.э., Британский музей). Что касается современной скульптуры, см. например, крылатого быка и льва с человеческой головой (859 г. до н.э.) из дворца Ашшурнасирпала в Нимруде, а также алебастровые рельефы охоты на львов с изображением Ашшурнасирпала II и Ашшурбанипала – характерные примеры ассирийского искусства (ок. 1500-612 гг. до н.э.).
Египетская скульптура в период Древней империи
Искусство Древней империи было сосредоточено вокруг города Мемфиса, хотя Дельта, Абидос, окрестности Фив и Элефантина также дают нам примеры некоторых из его поздних фаз. От этого периода не сохранилось ни одного храма; скульптуры происходят исключительно из гробниц.
По характеру эти мемфитские скульптуры сильно натуралистичны по сравнению с более поздним египетским искусством. Портретные статуи разнообразны и часто поразительны по характеру, в то время как на фресках изображены многочисленные сцены из повседневной жизни. Обобщённые или типичные формы включают монументального сфинкса в Гизехе и статуи Хефрена, строителя второй пирамиды.
Натуралистическая тенденция этого мемфисского стиля искусства привела к своеобразной трактовке глаза – техника, наблюдаемая в статуях этого периода (сделанных из известняка, дерева и бронзы, но не в статуях из базальтовых пород), хотя позже она была прекращена. Зрачок был представлен блестящим серебряным ногтем, оправленным в горный хрусталь или эмаль, а тёмные ресницы были сделаны из бронзы.
Головы этих статуй Древней империи демонстрируют выраженный «египетский тип», хотя и не полностью смешанный в некоторых случаях с негроидной и другими иностранными расами. Хотя были представлены и стройные фигуры, чаще встречались короткие, худощавые, иногда мускулистые тела. Учитывая большое количество изображённых мужчин и женщин среднего возраста, кажется, что детство и старость не были ключевыми парадигмами в будущей жизни. В целом, лица отражают мирных, счастливых людей, для которых будущая жизнь не предполагала больших перемен или неопределённости. Настенные скульптуры и иероглифы, выполненные в низком рельефе, были, как правило, тонко вырезаны.
Египетская скульптура в период Средней империи
Скульптурное искусство периода, известного как Средняя империя, можно разделить на два подпериода: первый фиванский период, с 11 по 15 династию, и период гиксосов, с 15 по 18 династию. К этому времени центр египетского управления переместился из Мемфиса в Фивы.
Последний период правления мемфисцев и 11-я (Средняя империя) династия создали мало скульптуры, имеющей длительную ценность, но последующий период правления Усертесенов и Аменемхатов 12-й династии стал свидетелем возрождения египетского творчества. В целом, скульптура была всего лишь продолжением искусства Мемфиса, но некоторые изменения уже были очевидны. Появилось общее стремление к более масштабным статуям фараонов, а телесные формы стали приобретать более тонкие туловища, руки и ноги.
Настенные скульптуры фокусировались на сюжетах, схожих с более ранними, но были менее индивидуальны, менее естественны, и во многих случаях настенные росписи были заменены рельефными скульптурами. Храмовые статуи XII династии из Карнака показывают, что вотивные подношения статуй были не редкостью, в то время как прекрасная статуя Себекхотепа III (Лувр, Париж) XIII династии показывает новое направление в искусстве скульптора.
Это возрождение Египта, которое началось в 12-й и продолжалось до 13-й династии, пережило паузу в 14-й и 15-й династиях из-за жестоких иностранных правителей, известных как гиксосы или цари-пастухи. Этнологическое родство этих царей-пастухов остаётся нерешённым вопросом, поскольку шемитское влияние, которое они привнесли, уравновешивается их туранским типом лица.
Сфинксы и статуи по-прежнему выполнялись египетскими скульпторами, но из серого или чёрного гранита Хамманата или Синайского полуострова, а не из красного гранита Ассуана. Центрами деятельности гиксосов были Танис и Бубастис, в Верхнем Египте их влияние было слабее. Наиболее примечательной чертой их скульптуры был не египетский стиль лица: маленькие глаза, высокие скулы, густая копна волос, аквилинный нос, сильный рот с чисто выбритой верхней губой, короткие волосы на лице и борода.
Египетская скульптура в период Нового царства
Ранняя часть Нового царства включала 18, 19 и 20 династии. Египет освободился от власти гиксосов и расширил свою империю, включив Ассирию, Малую Азию и Кипр на севере и востоке, а также Нубию и Абиссинию на юге. Было возведено много больших храмов, особенно во время правления Сети I и Рамзеса II, что привело к многочисленным заказам на новые скульптуры. А поскольку монументальные храмы естественно привели к монументальной скульптуре, высота статуй Аменофиса III в Фивах составляет 16 метров, Рамзеса II в Ипсамбуле – 21 метр, а скульптура Рамзеса в Танисе была высотой 27 метров без учёта постамента. Стройные пропорции человеческой фигуры, которые были популярны в 12-й и 13-й династиях, были продолжены и даже усовершенствованы, особенно в барельефах Новой империи.
Простота одежды, преобладавшая в прежние времена, теперь сменилась более богатыми одеждами и более сложными личными украшениями, а короны не были редкостью. Другое изменение коснулось фона и орнамента: заморские виды фауны и флоры, а также иностранные мужчины и женщины изображались чаще и в большем разнообразии, чем раньше.
В остальном тематика скульптуры и живописи оставалась относительно постоянной. Сцены войн и завоеваний оставались обычными, как и изображения богов – один небольшой храм в Карнаке содержал более 550 статуй богини Сехет-Баст – и царей – см. прекрасную сидящую статую Рамзеса II (Туринский музей), прекрасные головы царицы Тайи и Хоремхеба и выдающиеся рельефные скульптуры из известняка в храме Сети в Абидосе. Однако в Телль-эль-Амарне революционный царь Ху-ен-Атен побуждал своих скульпторов отказаться от традиционных тем и изображать дворцы, виллы, сады, езду на колесницах и праздники.
Царские гробницы Новой империи демонстрируют обычное высокое качество рельефной скульптуры, но спрос на резьбу для внешних стен храмов, по-видимому, значительно превышал предложение творческих скульпторов. Во всяком случае, художественные стандарты значительно упали после славного правления Рамсеса II. Действительно, сам Египет переживал постепенный, но значительный упадок.
В последний период Нового царства, с 21-й по 32-ю династии, господство страны закончилось, и она была вынуждена уступить эфиопам, ассирийцам и снова древним персам. Штаб-квартира Египетской империи несколько раз перемещалась: сначала в Танис, в Мендес, затем в Себеннитос, и долгое время оставалась в Саисе, поэтому этот период обычно классифицируется как Саитский.
В таких изменчивых и непредсказуемых условиях художникам, особенно скульпторам, было трудно найти подходящие темы и стили, и они часто возвращались к формам Древней империи для вдохновения. Временами происходили и более позитивные события. Царь Псамметих I способствовал небольшому художественному возрождению во время 26-й династии, восстанавливая храмы и заказывая больше живописи и скульптуры.
Скульпторы снова работали с самыми твёрдыми камнями, как бы доказывая, что их знания и мастерство техники все ещё не утрачены. Однако многие произведения этой династии, такие как зелено-базальтовые статуи Осириса и Нефтиды и статуэтка Псамметиха I в музее в Гизе, показывают, что преобладающими скульптурными формами были женоподобные и утончённые, а не резкие и энергичные, как раньше.
Египетская скульптура в греко-римский период
В период классической античности, когда Египет был покорен Александром Великим, её искусство не изменилось в одночасье, чтобы соответствовать вкусу этих новых и могущественных греков. Птолемеевские храмы – хотя и характеризовались рядом изменений, в частности, в капителях колонн – не были построены как греческие храмы, в эллинском стиле.
Точно так же статуи Птолемеев оставались египетскими. И хотя преемники Александра стали фараонами, они не превратили египтян в греков. Тем не менее, развитие греческих городов в Египте – которое продолжалось с VII века до н.э. – плюс македонское завоевание Египта привели к смешанному греко-египетскому стилю искусства. И хотя римляне продолжали восстанавливать храмы Древней и Средней империи в египетском стиле, они также поощряли форму скульптуры, в которой классические мотивы и иконография преобладали над «египетским» стилем.
См. также: Греческая скульптура и Римская скульптура.
Об эллинистическо-египетской живописи см: Портреты мумий из Фаюма.
Египетская царская скульптура
Однако именно последовательность формальной царской скульптуры наиболее ясно показывает изменения в деталях и отношении, которые происходили на протяжении многих веков египетской истории. К сожалению, от самых ранних периодов сохранилось очень мало царской скульптуры, но один из самых древних примеров также является одним из самых впечатляющих.
Это известняковая статуя царя Джосера в натуральную величину, около 2 660-2 590 гг. до н.э., найденная в небольшой камере в храмовом комплексе Ступенчатой пирамиды, который был спланирован архитектором Имхотепом (Египетский музей, Каир). После того, как статуя была установлена, она больше никогда не должна была попасть в поле зрения живых людей. Она была сделана для того, чтобы обеспечить жилище для ка царя после его смерти, и была замурована в нише.
Напротив глаз были оставлены два отверстия, чтобы он мог смотреть в соседнюю часовню, где ежедневно совершались подношения. Король, сидящий на квадратном троне, закутан в мантию. Лицо, обрамлённое накладным париком, бесстрастно и полно задумчивого величия, переданного, несмотря на повреждения, нанесённые ворами, которые выкололи инкрустированные глаза. Меньшие статуи вельмож первых трёх династий, сидящие в той же позе с правой рукой на груди, производят сильное впечатление плотности камня, из которого они были вырезаны.
Великолепная диоритовая статуя Хефрена, ок. 2 500 г. до н.э. (Египетский музей, Каир), строителя второй пирамиды Гизеха, когда-то стояла вместе с 22 другими в длинном зале храма Долины. Поза царя немного изменилась по сравнению со статуей Зосера, и обе руки теперь лежат на коленях. Детали тела, больше не окутанного мантией, выполнены великолепно. Охраняемый соколом бога Гора, царь сидит в одиночестве со спокойной уверенностью в своей божественности. Эта статуя предназначалась для обозрения в храме, а власть царя подчёркивается вырезанным по бокам трона рисунком, символизирующим объединение царств Верхнего и Нижнего Египта с помощью узла из папируса и лотоса.
Скульпторы представляли правителей Старого царства как богов на земле. В период Среднего царства сохранившиеся фрагменты царских статуй показывают линию правителей, которые достигли своей божественности благодаря собственной силе и силе личности. Отстранённый и одинокий характер царской власти проявляется в их портретах, но он сочетается с осознанием человеческой личности, скрытой под атрибутами царской власти. Головы и статуи этих правителей Среднего царства производят впечатление настоящих портретов, вырезанных мастерами высочайшего мастерства.
В период Нового царства морщины исчезают с лиц царей, которые смотрят в вечность с незамутнённым выражением. Сохранилось гораздо больше статуй, чем в более ранние периоды, и некоторые цари, такие как Тутмос III и Рамесс Иль, вырезали сотни портретных бюстов и других произведений, чтобы украсить храмы, которые они возвели для богов. Многие статуи имеют черты, взятые из жизни, например, большой крючковатый нос Тутмоса III, но лица были идеализированы. Начиная с правления царицы Хатшепсут и далее, в выражении лица появляется определённая мягкость, а в обработке тела – утончённость. Скульптура Нового царства технически великолепна, но ей не хватает скрытой силы царской скульптуры Старого и Среднего царств.
См. также Архитектура египетских пирамид.
Сохранившиеся образцы египетской скульптуры
Египетские статуи и рельефы можно увидеть в храмах Абидоса, Фив, Эдфу, Эснеха, Филе и Ипсамбула; в гробницах, расположенных вокруг Мемфиса, Бени-Хасана и Фив, и особенно в музее Гизе. Важные коллекции статуй из Древнего Египта хранятся в Лувре, Париж; Британском музее, Лондон; в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге; Третьяковской галерее в Москве; Музее Метрополитен в Нью-Йорке; Ватикане, Рим; Археологическом музее, Флоренция; Музее Эгизио, Турин; и Королевском музее, Берлин. Другие коллекции в Америке можно увидеть в Музее Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес; Музее изящных искусств, Бостон; Музее Пенсильванского университета, Филадельфия; и Университете Джона Хопкинса.
Дополнительная информация о скульптуре
Большинство скульптур Древней Греции традиционно делится на шесть основных стилей:
Дедальская скульптура (около 650-600 гг. до н.э.)
Древняя греческая скульптура (около 600-500 гг. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (около 500-450 гг. до н.э.)
Высокая классическая греческая скульптура (около 450-400 гг. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (около 400–323 гг. до н.э.)
Эллинистическая скульптура (около 323–27 гг. до н.э.).
См. Также: Греческие статуи и рельефы: эллинистический период и рельефные скульптуры Древнего Рима.
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Для обзора форм доисторического искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство, см.: Древнее искусство.
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Краткий обзор влияния и истории мусульманского искусства на Египет: Исламское искусство.
ЛУЧШИЕ СКУЛЬПТОРЫ МИРА
Список 100 лучших трёхмерных художников (500 г. до н.э. – сейчас) см. в разделе Величайшие скульпторы.
САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ ОБЪЁМНОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список шедевров известных скульпторов см.: Величайшие скульптуры всех времён.
ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Список важных дат в эволюции скульптуры и трёхмерных работ, включая движения, школы и известных художников, см.: История искусства (Обзор движений), Хронология доисторического искусства (до 500 г. до н.э.), История искусства – Хронология.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?