Египетское искусство: виды, характеристики, история читать ~25 мин.
Египетская культура, внёсшая основной вклад в искусство позднего неолита, вероятно, является самой известной формой древнего искусства в бассейне Средиземного моря до появления греческой цивилизации (около 600 г. до н.э.). Древнеегипетская архитектура, например, всемирно известна своими необычными египетскими пирамидами, в то время как другие особенности, уникальные для искусства Древнего Египта, включают письменный сценарий, основанный на изображениях и символах (иероглифах), а также скрупулёзный иератический стиль живописи и резьбы по камню. Египетская цивилизация была сформирована географией страны, а также политическими, социальными и религиозными обычаями того периода. Защищённые границами пустыни и поддерживаемые водами Нила, египетское искусство и ремесла развивались в значительной степени беспрепятственно (из-за внешнего вторжения или внутренних раздоров) на протяжении многих веков. Фараон (первоначально означает «дворец») почитался как божественный правитель (предположительно воплощение бога Гора), но, как правило, поддерживал жёсткий контроль через строгую бюрократическую иерархию, члены которой часто назначались на основании авторитета.
Для современного сравнения см.: Месопотамское искусство (около 4500-539 до н.э.) и месопотамская скульптура (около 3000-500 до н.э.). О восточной живописи, керамике и скульптуре см.: Искусство Китая. А также: Искусство неолита в Китае (7500 г.), а также: Традиционное китайское искусство.
Функция египетского искусства была двоякой. Во-первых, прославить богов, включая фараона, и облегчить переход человека в загробную жизнь. Во-вторых, отстаивать, пропагандировать и сохранять ценности дня. Из-за общей стабильности египетской жизни и культуры все искусства, включая архитектуру и скульптуру, а также живопись, изделия из металла и ювелирное дело, характеризовались весьма консервативной приверженностью традиционным правилам, которые отдавали предпочтение порядку и форме над творчеством и художественным выражением. Декоративное искусство включало первые образцы нейл-арта (украшение ногтей).
Египетская культура развивалась более трёх тысяч лет, и этот период обычно делится следующим образом:
Период Ранних династий; Старое царство (2680-2258 до н.э.); Среднее царство (2134-1786 до н.э.); Новое царство (1570-1075 до н.э.), в том числе спорный период Амарны – правление Аменхотепа (Эхнатона) (1350-1320 до н.э.). После этого наступил промежуточный период до эры Птолемеев (323-30 гг. до н.э.) и период римского правления (30 г. до н.э. – 395 г. н.э.).
Символом древнеегипетской цивилизации являются пирамиды, большинство из которых были построены в периоды Старого и Среднего царства, когда власть фараона была абсолютной. Даже сегодня полное значение этих погребальных памятников и гробниц не до конца понимается археологами и египтологами. Великая пирамида в Гизе (около 2565 г. до н.э.), свидетельствующая об общественной организации и архитектурной изобретательности древнеегипетской культуры, остаётся единственным сохранившимся памятником, входящим в список Семи чудес древнего мира, составленный греческим поэтом Антипатром Сидонским.
Египетские художники и мастера
Египетские скульпторы и художники не были художниками в современном понимании творческой личности. Древнеегипетское искусство было скорее работой оплачиваемых ремесленников, которые прошли обучение и затем работали в команде. Ведущий мастер мог быть очень разносторонним и мог работать во многих отраслях искусства, но его участие в создании статуи или украшении гробницы было анонимным. Он будет направлять своих помощников в их работе и помогать обучать новичков, но его личный вклад невозможно оценить.
Художники на всех этапах своего ремесла работали вместе. Первоначальный набросок или рисунок будет выполнен одним или несколькими, за которыми затем последуют другие, вырезающие промежуточные и заключительные этапы. Художники последуют тому же примеру.
Там, где сцены остались незавершёнными, можно увидеть исправления, внесённые в работу менее квалифицированных рук более опытными мастерами. Многие мастера достигли влиятельных и социальных должностей, как мы знаем из их собственных погребальных памятников. Имхотеп, архитектор, построивший комплекс ступенчатой пирамиды для царя Джосера в 2660-2590 годах до нашей эры, был настолько почитаем в более поздние времена, что был обожествлён. Однако считалось, что заслуга в любом произведении искусства принадлежит покровителю, заказавшему его.
Правила живописи
Египетская цивилизация была очень религиозной. Таким образом, большинство египетских произведений искусства включают изображение многих богов и богинь, одной из которых был фараон. Кроме того, уважение египтян к порядку и консервативным ценностям привело к установлению сложных правил того, как боги и люди могут быть представлены художниками.
Например, в рисовании фигур, их размеры рассчитывались исключительно исходя из социального статуса человека, а не по обычным художественным правилам линейной перспективы. Та же самая формула для изображения человеческой фигуры использовалась на протяжении сотен, если не тысяч лет. Голова и ноги всегда в профиль; глаза и верхняя часть тела в фас. В отношении египетских скульптур и статуй правила гласят, что мужские статуи должны быть темнее женских; в сидячем положении руки испытуемого должны быть на коленях. Боги тоже изображались в соответствии с их положением в иерархии божеств и всегда в одном и том же облике. Например, Гор (бог неба) всегда изображался с головой сокола, Анубис (бог погребальных обрядов) всегда с головой шакала.
Использование пигментов
Использование цвета в египетских картинах также было регламентировано и цвет применялся символически. Египетские художники использовали в своих картинах шесть цветов: красный, зелёный, синий, жёлтый, белый и чёрный. Красный, будучи цветом силы, символизировал жизнь и победу, а также гнев и огонь. Зелёный цвет символизировал новую жизнь, рост и плодородие, синий – творение и возрождение, а жёлтый – вечное, например, качества солнца и золота. Жёлтый был цветом Ра и всех фараонов, поэтому саркофаги и погребальные маски были сделаны из золота, чтобы символизировать вечного и бкссмертного фараона, который теперь был богом. Белый был цветом чистоты, символизировал все священное, и обычно использовался в религиозных предметах и инструментах, используемых священниками. Чёрный был цветом смерти и олицетворял преисподнюю и ночь.
Подробнее о цветных пигментах, используемых художниками в Древнем Египте, см.: Палитра цветов художников Египта.
Египетское искусство и загробная жизнь
Почти все сохранившиеся картины Древнего Египта были обнаружены в гробницах фараонов или высоких правительственных чиновников и изображают сцены загробной жизни. Эти картины, известные как погребальное искусство, изображали повествование о жизни после смерти, слуг, а также такие вещи, как лодки и еда, чтобы помочь умершим в их путешествии по загробной жизни. Эти картины обычно выполнены на папирусе, на панели (с использованием восковых красок) или на стенах в виде фресок и росписей (с помощью темперы). Кроме того, в гробницу помещали модели (например, лодок, зернохранилищ, мясных лавок и кухонь), чтобы гарантировать благополучие умершего в будущем.
Поскольку дух населял тело, защита последнего от разложения также имела решающее значение. Использование плотно обёрнутых бинтов для мумификации трупа, а также извлечение и упаковка внутренних органов в керамические балдахины и другие роскошные саркофаги стали широко распространены среди правящей элиты. Все эти мероприятия помогали поддержать общенациональную отрасль египетских художников и мастеров, которые трудились над созданием необходимых произведений искусства (картин, скульптур, керамики, керамики, ювелирных изделий и изделий из металла).
Египетская скульптура была очень символической и на протяжении большей части истории Египта не предназначалась для того, чтобы быть натуралистической или реалистичной. Скульптуры и статуи делались из глины, дерева, металла, слоновой кости и камня, из которых камень был самым постоянным и распространённым. Многие египетские скульптуры были окрашены в яркие цвета.
В дополнение к архитектуре пирамид, каменной скульптуре, ювелирному делу и портретам мумий Фаюм, египетские мастера также известны своей древней посудой, особенно египетским фаянсом, керамическим искусством, разработанным в Египте с 1500 г. до н.э., хотя оно началось в Месопотамии. Самая старая из сохранившихся фаянсовых мастерских с современными печами для обжига кирпича была найдена в Абидосе, в районе среднего Нила. Египетский фаянс – это керамика на неглинистой основе, состоящая из порошкообразного кварца или песка, покрытая стекловидным покрытием, часто сделанным с медными пигментами, чтобы придать прозрачный синий или сине-зелёный блеск. См. История гончарного дела.
Правление царя Аменхотепа (Эхнатона) (1350–1320 гг. до н.э.)
Фараон Аменхотеп IV (муж царицы Нефертити) спровоцировал своего рода культурную революцию в Египте. Рождённый в культе Амона (Амен), культуре, которая поклонялась широкому кругу богов, он сменил своё имя на Эхнатон и, усиленный своим контролем над армией, ввёл поклонение только Атону, богу солнца. Столица Египта и королевский двор были перенесены в Амарну в Среднем Египте. Все это привело к радикальному разрыву с традициями, особенно в таких искусствах, как живопись и скульптура. Они стали более натуралистичными и более динамичными, чем статичное искусство предыдущих эпох, ограниченное правилами. В частности, стиль искусства Амарны отличался чувством движения и активности. Портреты египетской знати перестали идеализироваться, а некоторые даже изображались в карикатурном виде. Присутствие Атона на многих изображениях было представлено золотым диском, сияющим сверху вниз.
После смерти Эхнатона следующий фараон – ребёнок Тутанхатен – был убеждён вернуться в Мемфис и изменить своё имя на Тутанхамон, тем самым вернувшись к Амону. В результате египетские художники и скульпторы в основном вернулись к старым традициям, которые продолжались до эллинистической эры (с 323 г. до н.э).
Для сравнения с ранними ближневосточными произведениями шумерского искусства (~3000 лет до н.э.), пожалуйста, см.: Баран в зарослях (c.2500 BCE, Британский музей, Лондон), Стоящий на коленях бык с сосудом (3000 лет до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Львица Геннол (3000 лет до н.э., частная коллекция). О современной скульптуре см., например, Крылатого быка и льва с головой человека (859 г. до н.э.) из дворца Ашурнасирпала в Нимруде, а также алебастровые рельефы охоты на львов с изображением Ашурнасирпала II и Ашшурбанипала, которые являются характерными образцами ассирийского искусства (около 1500 г.–612 г. до н.э.).
Эллинистическая эпоха (323-27 гг. до н.э.)
Влияние греческого эллинистического искусства на египетских художников, процесс, ускорившийся в эпоху Птолемея, поощрял натуралистическое представление людей в картинах и скульптурах, и мало чем отличается от процесса, начатого Эхнатоном. Портреты стали реалистичными, а правила цвета смягчялись. Эта тенденция была дополнительно поощрена практичным римским стилем искусства.
Самым известным примером эллинисто-египетской живописи эпохи классической античности является серия портретов фаюмских мумий, обнаруженных в основном вокруг оазиса Файюм, к западу от Нила, недалеко от Каира. Тип натуралистической портретной живописи, находящейся под сильным влиянием греческого искусства, в частности, эллинистической греческой живописи (323–27 до н.э.), фаюмские портреты прикреплялись к погребальной ткани умершего человека. Эти картины, сохранившиеся в исключительно сухих условиях, относятся к важнейшим произведениям оригинального искусства, сохранившихся с древних времён.
Коллекции египетских произведений искусства можно увидеть в Египетском музее в Каире; Британском музее в Лондоне; в Лувре в Париже; Египетском музее в Берлине; Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Примечание: правители Египта не назывались фараонами своим народом. Это слово использовали только греки и евреи. Однако сегодня это – общепринятый термин для всех древних царей Египта.
Египетская живопись и скульптура: краткий обзор
Рельефная резьба
Самые ранние вырезанные фигуры и рельефные сцены относятся к доисторическим временам, когда сланцевые декоративные панели и гребни из дерева, кости и изделия из слоновой кости хоронили в могилах их владельцев. На них вырезали простые и эффектные очертания видов, знакомых жителям долины Нила: антилоп, горных козлов, рыб и птиц. Более сложные гребни из слоновой кости и ручки кремнёвых ножей из слоновой кости, которые, вероятно, имели какое-то церемониальное назначение, вырезаны рельефно, причём сцена выделялась на фоне.
К концу доисторического периода египетская скульптура было безошибочно, хотя до этого момента не существовало великих архитектурных памятников, на которых можно было бы показать мастерство скульпторов. Из скудных свидетельств нескольких резных фигурок на фрагментах костей и слоновой кости мы знаем, что богам поклонялись в святилищах, построенных из связок тростника. Вожди доисторического Египта, вероятно, жили в подобных строениях, очень похожих на те, что до сих пор находятся на болотах Южной Аравии.
Работа скульпторов проявилась в изготовлении церемониальных булавовидных головок и палитр, вырезанных в честь побед и других важных событий и посвящённых богам. Они показывают, что характерный скульптурный стиль, повторяющийся во все последующие периоды истории Египта, уже сформировался, а традиция изображать человеческую фигуру частично в профиль, а частично фронтально, была уже устоявшейся. Значение многих деталей пока не может быть полностью объяснено, но изображения царя в виде мощного льва или сильного быка часто повторяются в династические времена.
Рельефы гробниц
Ранние рельефы, изображающие царя, поражающего своих врагов или выступающего вперёд в ритуальной позе, несколько неестественны, но к III династии техника уже была очень развита. Большинство сохранившихся образцов выполнены из камня, но деревянные панели, найденные в гробнице Хесира в Саккаре, 2660-2590 гг. до н.э., показывают, какого совершенства достигли мастера (Египетский музей, Каир). Эти фигуры, стоящие и сидящие, вырезанные в соответствии с условностями египетских идеалов мужественности, по-разному подчёркивали различные элементы человеческой формы.
Голова, грудь и ноги показаны в профиль, но взгляд и плечи изображены как бы спереди, а талия и бедра – в три четверти. Однако эта искусственная поза не выглядит неуклюжей благодаря сохранению естественных пропорций. Совершенство техники, проявляющееся в тонкой моделировке мышц лица и тела, придаёт изящество тому, что иначе могло бы показаться жёстким и суровым. Хесир, несущий посох и скипетр своего ранга вместе с палитрой и футляром для пера, символизирующими его должность царского писца, гордо и уверенно смотрит в вечность. Забота мастера не ограничивается фигурой его покровителя, ведь иероглифы, составляющие надпись с именем и титулами умершего, также вырезаны с тонкостью и уверенностью и являются прекрасными миниатюрными изображениями животных, птиц и предметов, используемых в древнеегипетской письменности. Животные и птицы, используемые в качестве иероглифов, изображены в профиль.
Большие кладбища в Гизехе и Саккаре, где вельможи и придворные чиновники были похоронены рядом со своими царями, дают множество примеров мастерства ремесленников 4-й, 5-й и 6-й династий – мастерства, которое редко достигалось в более поздние периоды. Основным элементом этих ранних гробниц была каменная плита с изображением покойного, сидящего перед столом для подношений. Последние обычно располагались над ложной дверью, через которую дух умершего человека, называемый Ка, мог продолжать входить и выходить из гробницы. Идея этого заключалась в том, что магическое изображение подношений на стеле, активированное правильными религиозными формулами, будет существовать до конца вечности вместе с Ка человека, которому они были сделаны.
В отдельных сценах или в произведениях, заполняющих стену от потолка до пола, каждая фигура имела своё место и не допускалась к переполнению отведённого ей пространства. Одним из наиболее заметных достижений египетских мастеров было то, как они заполняли имеющееся пространство естественным, сбалансированным образом, так что полные жизни сцены никогда не казались тесными или переполненными.
Горизонтальные последовательности или регистры сцен, расположенные по обе стороны погребальных стел и ложных дверей в гробницах 5-й и 6-й династий, полны живых и естественных деталей. Здесь повседневная жизнь крестьян и знати была запечатлена мастером навечно – действия пастуха и рыбака застыли на середине шага, чтобы владелец гробницы всегда был окружён повседневной суетой своего поместья. Сюжеты должны были быть типичными для обычных событий, знакомыми сценами, а не особыми случаями.
Египетские мастера не использовали перспективу, чтобы показать глубину и расстояние, но они установили соглашение, согласно которому для изображения толпы людей можно было использовать несколько регистров, каждый со своей базовой линией. Считалось, что те, кто находится в самом нижнем регистре, ближе всего к зрителю, а те, кто в самом верхнем, дальше всего от него. Ряд таких сцен встречается в Старом царстве: например, множество подносчиков приносят продукты своих владений умершему знатному человеку за его погребальным столом, или отряды мужчин изображают, как они тащат большую статую. Статуи, изображённые на рельефах, как и иероглифы, показаны в профиль, в отличие от фигур людей, которые их тащили. Однако, возможно, самыми известными сценами, демонстрирующими близость и дальность, являются нарисованные сцены банкетов Нового царства, где многочисленные гости, одетые в свои лучшие одежды, сидят в шеренгах перед своими хозяевами.
Регистры также могли использоваться для представления различных этапов в развивающейся последовательности действий, подобно кадрам мультфильма. В Старом царстве важные события сельскохозяйственного года следуют друг за другом на стенах многих гробниц: пахота, сев, уборка урожая и обмолот зерна – все они достоверно представлены. Пастухи работают на пастбищах, ухаживая за скотом, который так ценился древними египтянами, а другие сцены изображают ловлю водоплавающих птиц в болотах Нила и рыбалку в самой реке. Представлены и другие домашние занятия, такие как выпечка и пивоварение, также жизненно важные для вечного существования умершего благородного; в других сценах изображены плотники, гончары и ювелиры за работой.
Именно в этих сценах повседневной жизни скульптор смог использовать свою инициативу и в некоторой степени освободиться от уз условностей. Мертвец и его семья должны были быть представлены в ритуальных позах, как описано – больше, чем жизнь, строго пропорциональные, всегда спокойные и несколько отстраненные.
Сельские работники в поместьях, однако, могли быть показаны за своими повседневными делами в более расслабленной манере, передавая что-то из той живости и энергии, которая, должно быть, была характерна для древних египтян. В то время как носильщики приношений, символизирующие погребальные дары от поместья своему господину, изображены движущимися к нему в формальной и величественной процессии, крестьяне, работающие в поле, выглядят одновременно крепкими и энергичными. Они склоняются к плугу и бьют ослов, ухаживают за скотом и несут маленьких телят на плечах, не опасаясь крокодилов, скрывающихся в болотах.
Естественные детали, использованные для заполнения странных углов в этих погребальных сценах, показывают, с каким удовольствием древнеегипетские мастера наблюдали за окружающей средой. Птицы, насекомые, кучки растений – все это использовалось для баланса и завершения картины. Результаты зоркого наблюдения видны в деталях, которые отличают виды птиц и рыб, обитающих в камышах и на мелководье болот.
От рельефов, украшавших царские храмы начала V династии, сохранилось немного, но из погребального храма первого царя Усеркафа, около 2460 г. до н.э., дошёл фрагмент сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). Воздух над изящными головками папирусных тростников оживлён птицами, и тонкая резьба делает их легко различимыми даже без добавления цвета. Удод, ибис, зимородок и цапля безошибочно узнаваемы, а парящая над ними большая бабочка придаёт последний штрих.
Низкий рельеф
Традиция тонко детализированного рельефного декора, при котором фигуры слегка выступают над фоном, продолжалась в период 6-й династии и в Среднем царстве, когда она особенно часто использовалась для царских памятников. Фрагментов таких памятников сохранилось немного, но иероглифы, вырезанные на маленькой часовне Сесостриса I, ныне реконструированной в Карнаке, свидетельствуют об уверенном и тонком прикосновении мастеров. В период позднего Старого царства рельеф сочетался с другими техниками, такими как насечка, когда линии просто вырезались в камне, особенно в не царских памятниках, и результат часто был очень приятным с художественной точки зрения.
Прекрасным примером является известняковая погребальная стела Неанхтети, около 2 250 г. до н.э. (Музеи округа Мерсисайд, Ливерпуль). Основная часть стелы – фигура и горизонтальная надпись над ней – выполнена рельефно, но на вертикальной панели иероглифов повторяется его имя с другим названием, а символ писца – палитра и перо, необходимые для начала обеих линий, – используется только один раз, в точке пересечения линий. В результате получается идеально сбалансированный дизайн, и это приятное разнообразие в типах стел, высеченных во времена Старого царства.
Дальнейшее развитие показано на стеле Хотепа, высеченной в период Среднего царства, 2000-1800 гг. до н.э. (Музеи округа Мерсисайд, Ливерпуль). Фигуры трёх стоящих чиновников и иероглифические знаки были чётко вырезаны в твёрдом красном граните. Первоначально знаки и фигуры были заполнены синим пигментом, чтобы резко контрастировать с полированной красной поверхностью камня.
Затопленный рельеф
Во времена Среднего царства в моду вошёл рельеф, а в 18-й и начале 19-й династий его использовали с большим успехом. Фон не срезался, как в низком рельефе, чтобы фигуры возвышались над уровнем остальной поверхности. Вместо этого рельефный рисунок врезался в гладкую поверхность камня. При сильном египетском солнечном свете резные детали хорошо выделялись, но утопленный рельеф был лучше защищён от непогоды и поэтому был более долговечным.
Египетская живопись
Живопись в Древнем Египте развивалась по той же схеме, что и сцены в резном рельефе, и эти две техники часто сочетались. Первые примеры живописи появляются в доисторический период в виде узоров и сцен на керамике. Наши знания очень сильно зависимы от того, что сохранилось, а фрагменты обязательно немногочисленны из-за хрупкости материала. Известны части двух сцен с изображением фигур и лодок, одна на льне, другая на стене гробницы. На стенах царских гробниц I династии сохранились панели с яркими цветными узорами, представляющими собой циновки и тканые подвески, украшавшие стены больших домов. Эти узоры встречаются снова и снова на протяжении всей истории Египта в самых разных вариантах. Некоторые из лучших можно увидеть на боковых сторонах прямоугольных деревянных гробов, найденных в гробницах знати Среднего царства в Бени Хасане и других местах, около 2000-1800 гг. до н.э.
Египетская погребальная живопись
Самые ранние изобразительные росписи в безошибочно узнаваемом традиционном египетском стиле относятся к III и IV династиям. Самыми известными, вероятно, являются фрагменты из гробницы Итет в Медуме, около 2 725 г. до н.э., на которых изображены группы гусей, составляющие часть большой сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). Гуси нескольких видов стоят довольно чопорно среди кустов стилизованной растительности, но отметины тщательно подобраны, а цвета естественные и тонкие.
На протяжении всего Старого царства краска использовалась для украшения и отделки известняковых рельефов, но во времена 6-й династии рисованные сцены стали вытеснять рельефные в частных гробницах по экономическим причинам. Было дешевле заказывать сцены, нарисованные прямо на стенах гробниц, хотя их магия была столь же действенной.
Во время Первого промежуточного периода и Среднего царства прямоугольные деревянные гробы знати часто тщательно расписывали, превращая их в настоящие дома для духов умерших. На внешней стороне гробов делались надписи с именами и титулами их владельцев и призывами к покровительству различных богов. Остальные поверхности покрывались ярко раскрашенными панелями, имитирующими стены домов, завешанные ткаными циновками, с окнами и дверями, оформленными сложными геометрическими узорами. Большое внимание уделялось «ложной двери», расположенной в головной части гроба, через которую ка мог входить и выходить по своему желанию. На этой панели всегда изображались два священных глаза сокола – бога неба Гора, которые позволяли умершему смотреть в мир живых.
Внутренние поверхности гробов иногда расписывались подношениями, сделанными умершим, что гарантировало их продолжение в загробной жизни. Центральное место занимал стол для подношений, заваленный хлебом, мясом и овощами. Список ритуальных подношений также был важен, а личные вещи, такие как оружие, служебные посохи, глиняные и каменные сосуды, предметы одежды, изображались подробно. На головной части были нарисованы головные уборы, а на ногах – запасные пары сандалий.
Эти гробы помещались в небольшие вырубленные в скале камеры верхнеегипетских гробниц, где камень часто слишком грубый или крошащийся, чтобы обеспечить хорошую поверхность для росписи. Однако фрагменты настенной росписи все же сохранились, и в некоторых гробницах можно увидеть оживлённые сцены охоты в пустыне или сельскохозяйственных работ. Острая наблюдательность также позволила создать необычные сюжеты, такие как борьба мужчин или игры мальчиков, показанные последовательно, как серия кадров из движущегося фильма. Другие картины написаны с выдающимся мастерством. Часть сцены на болоте в гробнице в Бени Хасане, около 1 800 г. до н.э., изображает группу птиц на дереве акации. Листья дерева, похожие на крылья, нарисованы очень тонко, а птицы – три дрозда, удод и краснозобик – легко узнаваемы.
Однако по-настоящему погребальная живопись проявилась в эпоху Нового царства, особенно в гробницах большого некрополя в Фивах. Здесь известняк, как правило, был слишком бедным и шелушащимся для рельефной резьбы, но поверхность можно было оштукатурить, чтобы обеспечить грунт для художника. Как всегда, соблюдались традиционные условности, особенно в формальных сценах с изображением мёртвого человека, где он выглядит крупнее своей семьи и спутников. Однако, как и люди, вырезавшие рельефы Старого царства, художники могли использовать своё воображение для мелких деталей, которые заполняли большие сцены. Птицы и животные на болотах, обычно изображённые в профиль, имеют тщательно прорисованные отметины, создающие впечатление настоящего меха и перьев; а их действия иногда очень реалистичны. В гробнице Небамуна, около 1 400 г. до н.э., охотничья кошка, уже схватившая в когти птицу, прыгает, чтобы схватить пастью утку.
Фрагменты, иллюстрирующие банкет из той же гробницы, создают впечатление, что художник не только обладал выдающимся мастерством, но и с особым удовольствием экспериментировал с необычными деталями. Знатные гости сидят в формальных рядах, но слуги и развлекающие их лица были не столь важны и не должны были соответствовать подобным образом. Группы женщин-музыкантов грациозно стоят на коленях на полу, подошвы их ног повёрнуты к зрителю, а две в одной группе изображены почти анфас, что бывает очень редко. Лёгкость и веселье музыки передают их наклонённые головы и видимое движение маленьких косичек их искусно заплетённых волос. Оживлённое движение продолжает пара молодых танцоров, изображённых в профиль, чьи хлопающие руки и летящие ноги изображены с большой чувствительностью. Ещё одной необычной особенностью является штриховка подошв ног музыкантов и плиссированных одеяний.
Египетские фрески
Живопись не только украшала стены гробниц Нового царства, но и придавала большую красоту домам и дворцам живых людей. Фрески с изображениями тростника, воды, птиц и животных украшали стены, потолки и полы дворцов в Амарне и других местах; но после XIX династии качество такой живописи неуклонно снижалось. В меньших масштабах роспись на папирусе, мебели и деревянных гробах оставалась искусной до самых последних периодов истории Египта, хотя было также много низкокачественных работ массового производства.
Художественные приёмы рельефной резьбы и живописи
Прежде чем приступить к рельефной резьбе или росписи, необходимо было подготовить поверхность – будь то камень или дерево. Если поверхность была хорошей, то часто достаточно было выровнять её, но любые недостатки должны были быть замаскированы штукатуркой. В эпоху Нового царства штукатурили целые стены, а иногда в штукатурке вырезали рельефы с изысканными деталями. Обычно использовалась грязевая штукатурка, покрытая тонким слоем мелкого гипса.
Следующим этапом было составление эскизов: сцены набрасывались, часто красным цветом, с помощью кисти или тростникового пера писца. Этот этап был очень важен, особенно когда планировалась сложная сцена с большим количеством фигур или когда вся стена должна была быть покрыта элементами, расположенными в горизонтальных регистрах. Некоторые мастера были достаточно уверены в своих силах, чтобы использовать свободную руку, но чаще в качестве ориентира использовались пересекающиеся горизонтальные и вертикальные линии. Они могли быть начерчены линейкой или сделаны путём плотного прижимания концов бечёвки, смоченной в пигменте, и проведения её по поверхности. Довольно рано в истории Египта пропорции сетки были зафиксированы для того, чтобы человеческие фигуры рисовались в соответствии с установленным каноном. Поскольку декор в некоторых гробницах никогда не был закончен, линии сетки и наброски хорошо видны, вместе с исправлениями, сделанными мастерами.
Следующим этапом создания рельефа было высекание правильных очертаний и уменьшение окружающего уровня, пока сцена не представляла собой ряд плоских фигур, стоящих на фоне рельефа. Затем можно было вырезать последние детали и выровнять поверхность, готовую к покраске. Любые исправления и изменения, внесённые в резьбу, могли быть скрыты под слоем штукатурки перед нанесением краски.
Художник работал непосредственно над эскизом на плоской поверхности и начинал с фона. Он заполнялся одним цветом, серым, белым или жёлтым, с помощью кисти, сделанной из прямой веточки или тростника с вырванными волокнами. Затем рисовали большие участки человеческих фигур, наносили цвет кожи и раскрашивали льняные одежды. Точные детали, такие как пометы животных и птиц или лепестки орнаментального воротника, дорабатывались более тонкой кистью или пером. Пигменты готовились из природных веществ, таких как красная и жёлтая охра, порошкообразный малахит, сажа и гипс. Из примерно шести основных цветов можно было смешивать множество промежуточных оттенков.
В качестве среды использовалась вода, в которую иногда добавляли камедь, а краска наносилась ровным слоем. В период Нового царства тонкие эффекты достигались с помощью крошечных мазков кисти или пера, чтобы выделить шерсть животных или пушистые головки папирусных тростников. Штриховка редко использовалась до середины XVIII династии, когда она стала применяться, особенно в сценах толпы, чтобы передать тонкую складчатость льняных одежд.
Архитектура: гробницы-пирамиды и храмы
Египетская архитектура всемирно известна своим уникальным дизайном подземных гробниц, примером которого являются египетские пирамиды в Гизе, а также произведениями искусства гробниц (мумии, скульптуры, керамика и изделия из драгоценных металлов) и Сфинкса. Все великие монументальные пирамиды были возведены в эпоху ранней египетской архитектуры, и лишь несколько меньших построены в эпоху египетской архитектуры Среднего царства. После этого наступил золотой век египетской архитектуры Нового царства с его огромными храмовыми территориями в Карнаке и Луксоре, после которого длительный период позднеегипетской архитектуры стал явным анти-кульминационным моментом.
Краткий обзор мусульманского искусства см.: Исламское искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?