Египетское искусство:
виды, характеристики, история читать ~22 мин.
Египетская культура, внёсшая основной вклад в искусство позднего неолита, является, вероятно, самой известной формой древнего искусства в бассейне Средиземного моря до возникновения греческой цивилизации (около 600 г. до н.э.). Древнеегипетская архитектура, например, всемирно известна своими грандиозными египетскими пирамидами. Другие уникальные особенности искусства Древнего Египта включают письменность на основе изображений и символов (иероглифов), а также строгий канонический стиль живописи и резьбы по камню. Египетская цивилизация была сформирована как географией страны, так и политическими, социальными и религиозными обычаями того периода. Египетское искусство и ремёсла развивались на протяжении многих веков практически без помех от внешних вторжений или внутренних распрей, так как страна была защищена пустынями и омывалась водами Нила. Фараон (слово, изначально означавшее «большой дом» или «дворец») почитался как божественный правитель (считалось, что он был воплощением бога Гора) и, как правило, поддерживал жёсткий контроль через строгую бюрократическую иерархию.
Для сравнения см.: Месопотамское искусство (около 4500–539 до н.э.) и месопотамская скульптура (около 3000–500 до н.э.). О восточной живописи, керамике и скульптуре см.: Искусство Китая. А также: Искусство неолита в Китае (7500 г. до н.э.), а также: Традиционное китайское искусство.
Функции египетского искусства были двоякими. Во-первых, прославлять богов, включая обожествлённого фараона, и облегчать переход человека в загробную жизнь. Во-вторых, утверждать, пропагандировать и сохранять ценности того времени. Из-за общей стабильности египетской жизни и культуры все виды искусства — включая архитектуру и скульптуру, а также живопись, изделия из металла и ювелирное дело — характеризовались высокой степенью консерватизма и приверженностью традиционным правилам. Эти правила отдавали предпочтение порядку и форме, а не творческому самовыражению. Декоративное искусство включало первые образцы нейл-арта (украшение ногтей).
Египетская культура развивалась более трёх тысяч лет, и её историю принято делить на следующие периоды:
Раннединастический период; Древнее царство (2680–2258 до н.э.); Первый переходный период; Среднее царство (2134–1786 до н.э.); Второй переходный период; Новое царство (1570–1075 до н.э.), включающее спорный Амарнский период — правление Аменхотепа IV (Эхнатона) (1350–1336 до н.э.). За ним последовали Третий переходный и Поздний периоды, предшествовавшие эпохе Птолемеев (323–30 гг. до н.э.) и периоду римского правления (30 г. до н.э. – 395 г. н.э.).
Символом древнеегипетской цивилизации являются пирамиды. Большинство из них были построены в периоды Древнего и Среднего царств, когда власть фараона была абсолютной. Даже сегодня полное предназначение этих погребальных памятников и гробниц не до конца понятно археологам и египтологам. Великая пирамида в Гизе (около 2565 г. до н.э.), свидетельствующая о высочайшем уровне общественной организации и архитектурной мысли, остаётся единственным сохранившимся памятником из списка Семи чудес древнего мира, составленного греческим поэтом Антипатром Сидонским.
Египетские художники и мастера
Египетские скульпторы и художники не были творцами в современном понимании этого слова. Древнеегипетское искусство создавалось оплачиваемыми ремесленниками, которые проходили обучение и работали в командах. Ведущий мастер мог быть разносторонним специалистом, работающим в разных областях искусства, но его роль в создании статуи или украшении гробницы была анонимной. Он руководил помощниками и обучал новичков, однако его личный вклад в произведение оценить невозможно.
Мастера работали сообща на всех этапах. Один или несколько человек делали первоначальный набросок, после чего другие приступали к промежуточным и заключительным этапам резьбы. Художники следовали тому же принципу.
В тех случаях, когда росписи или рельефы остались незавершёнными, можно увидеть исправления, внесённые более опытными мастерами в работу менее квалифицированных коллег. Многие ремесленники достигали высокого социального положения, о чём свидетельствуют их собственные гробницы. Имхотеп, архитектор, построивший комплекс ступенчатой пирамиды для царя Джосера (ок. 2650 г. до н.э.), был настолько почитаем в более поздние времена, что его обожествили. Тем не менее считалось, что заслуга в создании любого произведения искусства принадлежала заказчику.
Правила живописи
Египетская цивилизация была глубоко религиозной. Поэтому большинство произведений искусства изображают многочисленных богов и богинь, а также фараона, который считался живым богом. Уважение египтян к порядку и традициям привело к формированию сложного канона — свода правил, по которым художники должны были изображать богов и людей.
Например, при изображении людей их размеры определялись социальным статусом, а не правилами линейной перспективы. Одна и та же формула изображения человеческой фигуры использовалась на протяжении сотен, если не тысяч лет: голова и ноги всегда в профиль, а глаза и верхняя часть туловища — в фас. В скульптуре действовали свои правила: кожа мужских фигур изображалась более тёмной, чем женских; у сидящих фигур руки должны были лежать на коленях. Богов также изображали в соответствии с их положением в иерархии и всегда в одном и том же каноническом облике. Например, Гор (бог неба) всегда изображался с головой сокола, а Анубис (бог погребальных ритуалов) — с головой шакала.
Использование пигментов
Использование цвета в египетской живописи также было строго регламентировано и имело символическое значение. Египетские художники использовали шесть основных цветов: красный, зелёный, синий, жёлтый, белый и чёрный. Красный, цвет силы, символизировал жизнь и победу, а также гнев и огонь. Зелёный олицетворял новую жизнь, рост и плодородие. Синий символизировал творение и возрождение, а жёлтый — вечность, подобно солнцу и золоту. Жёлтый был цветом бога Ра и фараонов, поэтому саркофаги и погребальные маски делали из золота, чтобы подчеркнуть вечную и бессмертную природу фараона, ставшего богом. Белый был цветом чистоты и святости, его использовали для религиозных предметов и одеяний жрецов. Чёрный был цветом смерти, он символизировал подземный мир и ночь.
Подробнее о цветных пигментах, используемых художниками в Древнем Египте, см.: Палитра цветов художников Египта.
Египетское искусство и загробная жизнь
Почти все сохранившиеся образцы древнеегипетской живописи были найдены в гробницах фараонов или высокопоставленных чиновников. Это погребальное искусство, изображающее сцены загробной жизни. Рисунки повествовали о путешествии в мир иной и изображали слуг, лодки, еду и другие предметы, которые должны были помочь умершему в посмертном существовании. Эти изображения выполнялись на папирусе, на деревянных панелях (с использованием восковых красок) или в виде настенных фресок и росписей (с помощью темперы). Кроме того, в гробницу помещали модели (например, лодок, зернохранилищ, мясных лавок и кухонь), чтобы обеспечить благополучие покойного в загробном мире.
Египтяне верили, что дух продолжает обитать в теле, поэтому защита останков от разложения имела первостепенное значение. Практика мумификации с использованием плотных бинтов, а также извлечение и хранение внутренних органов в специальных сосудах — канопах — и роскошных саркофагах были широко распространены среди правящей элиты. Все эти ритуалы поддерживали целую индустрию египетских художников и мастеров, которые создавали необходимые произведения искусства: картины, скульптуры, керамику, ювелирные изделия и изделия из металла.
Египетская скульптура была глубоко символичной и на протяжении большей части истории Египта не стремилась к натурализму или реализму. Статуи и статуэтки изготавливались из глины, дерева, металла, слоновой кости и камня. Камень был самым прочным и распространённым материалом. Многие египетские скульптуры ярко раскрашивались.
Кроме архитектуры, монументальной скульптуры, ювелирного дела и фаюмских портретов, египетские мастера славились своей древней керамикой. Особенно известен египетский фаянс — вид керамики, который получил развитие в Египте с 1500 г. до н.э., хотя его истоки лежат в Месопотамии. Старейшая из известных фаянсовых мастерских с печами для обжига была найдена в Абидосе. Египетский фаянс — это неглиняная керамика, состоящая из измельчённого кварца или песка, покрытая стекловидной глазурью. Часто в глазурь добавляли медные пигменты, чтобы придать изделию характерный синий или сине-зелёный блеск. См. История гончарного дела.
Правление царя Аменхотепа IV (Эхнатона)
Фараон Аменхотеп IV (муж знаменитой царицы Нефертити) инициировал в Египте своего рода культурную революцию. Воспитанный в традициях культа Амона, предполагавшего поклонение пантеону богов, он сменил своё имя на Эхнатон и, опираясь на поддержку армии, ввёл единоличный культ Атона, бога солнечного диска. Столица Египта и царский двор были перенесены в новый город Ахетатон (современная Амарна) в Среднем Египте. Всё это привело к радикальному разрыву с традициями, особенно в живописи и скульптуре. Искусство стало более натуралистичным и динамичным, в отличие от статичного канонического искусства предыдущих эпох. В частности, для амарнского стиля было характерно ощущение движения и живости. Портреты египетской знати перестали быть идеализированными, а некоторые даже приобрели карикатурные черты. Присутствие Атона на изображениях символизировал золотой диск, испускающий лучи с ладонями на концах.
После смерти Эхнатона его преемника, юного Тутанхатона, убедили вернуться в Мемфис и сменить имя на Тутанхамон, тем самым возродив культ Амона. В результате египетские художники и скульпторы в основном вернулись к старым канонам, которые сохранялись вплоть до эллинистической эпохи (начиная с 323 г. до н.э.).
Для сравнения с ранними ближневосточными произведениями шумерского искусства (~3000 лет до н.э.), пожалуйста, см.: Баран в зарослях (ок. 2500 г. до н.э., Британский музей, Лондон), Коленопреклонённый бык с сосудом (3000 лет до н.э., Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и Львица Геннола (3000 лет до н.э., частная коллекция). О более поздней скульптуре см., например, Крылатого быка и льва с человеческой головой (859 г. до н.э.) из дворца Ашшурнасирпала II в Нимруде, а также алебастровые рельефы охоты на львов с изображением Ашшурнасирпала II и Ашшурбанипала, которые являются характерными образцами ассирийского искусства (около 1500–612 г. до н.э.).
Эллинистическая эпоха (323–27 гг. до н.э.)
Влияние греческого эллинистического искусства на египетских художников, усиливавшееся в эпоху Птолемеев, способствовало распространению более натуралистичной манеры изображения людей в живописи и скульптуре. Портреты стали более реалистичными, а правила использования цвета смягчились. Эту тенденцию дополнительно укрепил практичный римский стиль в искусстве.
Самым известным примером эллинистическо-египетской живописи эпохи классической античности является серия фаюмских портретов, обнаруженных преимущественно в районе Фаюмского оазиса, к западу от Нила. Эти натуралистичные портреты, выполненные под сильным влиянием греческого искусства, в частности эллинистической живописи (323–27 до н.э.), прикреплялись к погребальным пеленам мумий. Сохранившиеся благодаря исключительно сухому климату, эти картины являются одними из важнейших дошедших до нас произведений искусства античности.
Коллекции египетских произведений искусства можно увидеть в Египетском музее в Каире, Британском музее в Лондоне, Лувре в Париже, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Примечание: Сами египтяне не называли своих правителей фараонами. Это слово использовали греки и иудеи. Однако сегодня этот термин является общепринятым для обозначения всех древних царей Египта.
Египетская живопись и скульптура: краткий обзор
Рельефная резьба
Самые ранние резные фигуры и рельефные сцены относятся к додинастическому периоду. Тогда в могилы клали сланцевые палетки, а также гребни и рукояти ножей из дерева, кости и слоновой кости. На них вырезали простые очертания животных, знакомых жителям долины Нила: антилоп, горных козлов, рыб и птиц. Более сложные изделия, вероятно, имевшие церемониальное назначение, украшались рельефными сценами.
К концу додинастического периода египетская скульптура уже приобрела свои безошибочно узнаваемые черты, хотя великих архитектурных памятников, на которых мастера могли бы проявить своё умение, ещё не существовало. Из немногих сохранившихся резных фигурок на фрагментах кости и слоновой кости мы знаем, что богам поклонялись в святилищах, построенных из связок тростника. Вожди того времени, вероятно, жили в похожих сооружениях.
Мастерство скульпторов проявилось в создании церемониальных наверший булав и палеток, которые вырезали в честь побед и других важных событий и посвящали богам. На них уже виден характерный скульптурный стиль, который будет повторяться во все последующие периоды. Традиция изображать человеческую фигуру частично в профиль, а частично анфас, к тому времени уже устоялась. Значение многих деталей пока не может быть полностью объяснено, но мотив царя в образе мощного льва или сильного быка часто встречается и в династические времена.
Рельефы гробниц
Ранние рельефы, изображающие царя, поражающего врагов, или в ритуальной позе, выглядят несколько статично, но к III династии техника резьбы достигла высокого развития. Большинство сохранившихся образцов выполнены из камня, однако деревянные панели из гробницы Хесира в Саккаре (ок. 2660–2590 гг. до н.э.) показывают, какого совершенства достигли мастера (Египетский музей, Каир). На этих панелях фигуры, стоящие и сидящие, вырезаны в соответствии с египетским каноном мужской красоты, подчёркивающим различные части тела.
Голова, грудь и ноги показаны в профиль, но глаз и плечи изображены фронтально, а талия и бёдра — в три четверти. Однако эта искусственная поза не выглядит неуклюжей благодаря сохранению естественных пропорций. Совершенство техники, проявляющееся в тонкой моделировке мускулатуры, придаёт изящество тому, что иначе могло бы показаться жёстким. Хесир, несущий символы своего ранга — посох и скипетр, — а также палитру и пенал писца, гордо и уверенно смотрит в вечность. Мастерство резчика проявилось не только в фигуре заказчика, но и в иероглифах надписи: они вырезаны с такой же тонкостью и представляют собой прекрасные миниатюрные изображения.
Большие некрополи в Гизе и Саккаре, где знать и придворные были похоронены рядом со своими царями, дают множество примеров мастерства ремесленников IV – VI династий — мастерства, которое редко достигалось в более поздние периоды. Основным элементом этих ранних гробниц была каменная плита (стела) с изображением покойного, сидящего перед столом с подношениями. Стелу обычно располагали над «ложной дверью», через которую дух умершего, называемый Ка, мог входить в гробницу и выходить из неё. Считалось, что магическое изображение подношений, активированное правильными религиозными формулами, будет существовать вечно для Ка умершего.
В композициях, будь то отдельные сцены или росписи, заполняющие стену от потолка до пола, каждая фигура имела своё место и не выходила за отведённые ей рамки. Одним из заметных достижений египетских мастеров было умение заполнять пространство естественным и сбалансированным образом, так что даже многофигурные сцены никогда не казались перегруженными.
Горизонтальные ряды (регистры) сцен, расположенные по обе стороны от ложных дверей в гробницах V и VI династий, полны живых деталей. Здесь повседневная жизнь была запечатлена навечно: действия пастуха и рыбака застыли, чтобы владелец гробницы всегда был окружён привычной суетой своего поместья. Изображались типичные, знакомые сцены, а не какие-то особые события.
Египетские мастера не использовали перспективу для передачи глубины, но разработали условный приём: чтобы изобразить толпу, они использовали несколько регистров, каждый со своей базовой линией. Считалось, что фигуры в нижнем регистре находятся ближе к зрителю, а в верхнем — дальше. Подобные сцены встречаются уже в Древнем царстве, например, ряды носильщиков даров или отряды мужчин, тянущих большую статую. Интересно, что статуи на рельефах, как и иероглифы, изображались строго в профиль, в отличие от людей. Возможно, самые известные сцены с использованием регистров — это изображения пиров Нового царства, где многочисленные гости сидят рядами перед хозяевами.
Регистры также могли использоваться для представления последовательных этапов одного действия, подобно современным комиксам. В Древнем царстве на стенах гробниц изображались важные события сельскохозяйственного года: пахота, сев, сбор урожая и обмолот зерна. Также показаны пастухи, ухаживающие за скотом, сцены ловли птиц в болотах Нила и рыбалки. Были представлены и другие занятия: выпечка, пивоварение, работа плотников, гончаров и ювелиров — всё, что было необходимо для вечного благополучия покойного.
Именно в этих сценах повседневной жизни скульптор мог проявить инициативу и в некоторой степени освободиться от уз канона. Умерший и его семья должны были изображаться в ритуальных позах, в большем масштабе, строго пропорционально, всегда спокойными и отстранёнными.
Однако крестьяне в поместьях могли быть показаны в более естественной и расслабленной манере, что передаёт живость и энергию, характерные для древних египтян. В то время как носильщики даров движутся в формальной процессии, крестьяне в поле выглядят крепкими и энергичными. Они сгибаются над плугом, погоняют ослов, ухаживают за скотом и несут телят на плечах, не обращая внимания на крокодилов, скрывающихся в болотах.
Естественные детали, которые использовались для заполнения композиции, показывают, с какой наблюдательностью и удовольствием древнеегипетские мастера относились к окружающему миру. Птицы, насекомые, растения — всё это использовалось для баланса и завершения картины. Острота наблюдения видна в деталях, которые позволяют различать виды птиц и рыб, обитающих в камышах.
От рельефов, украшавших царские храмы начала V династии, сохранилось немного, но из погребального храма царя Усеркафа (около 2460 г. до н.э.) до нас дошёл фрагмент сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). Пространство над изящными головками папируса оживлено птицами, и тонкая резьба делает их легко различимыми даже без цвета. Удод, ибис, зимородок и цапля безошибочно узнаваемы, а парящая над ними бабочка придаёт сцене завершённость.
Низкий рельеф (барельеф)
Традиция тонко детализированного рельефа, в котором фигуры слегка выступают над фоном, продолжалась в VI династии и в Среднем царстве. Она особенно часто использовалась для украшения царских памятников. Таких памятников сохранилось немного, но иероглифы на маленькой часовне Сенусерта I, реконструированной в Карнаке, свидетельствуют об уверенной руке и тонком мастерстве резчиков. В поздний период Древнего царства рельеф иногда сочетали с другими техниками, например с гравировкой, когда линии просто прорезались в камне. Это было особенно характерно для нецарских памятников и давало очень приятный художественный результат.
Прекрасным примером является известняковая погребальная стела Неанхтети, датируемая около 2250 г. до н.э. (Национальные музеи Ливерпуля). Основная часть стелы — фигура и горизонтальная надпись над ней — выполнена в технике низкого рельефа. Однако на вертикальной панели иероглифов, где повторяется его имя и титул, символ писца — палитра и пенал — используется только один раз, на пересечении строк. В результате получается идеально сбалансированный дизайн, демонстрирующий разнообразие типов стел Древнего царства.
Дальнейшее развитие техники видно на стеле Хотепа, созданной в период Среднего царства (2000–1800 гг. до н.э., Национальные музеи Ливерпуля). Фигуры трёх чиновников и иероглифы были чётко вырезаны в твёрдом красном граните. Изначально знаки и фигуры были заполнены синим пигментом, чтобы ярко контрастировать с полированной красной поверхностью камня.
Углублённый рельеф
В период Нового царства в моду вошёл углублённый рельеф (койланаглиф), который с большим успехом использовался в XVIII и начале XIX династий. В этой технике фон не срезался, как в низком рельефе, а рельефный рисунок вырезался вглубь гладкой поверхности камня. При ярком египетском солнечном свете резные детали хорошо выделялись. Кроме того, углублённый рельеф был лучше защищён от непогоды и потому более долговечен.
Египетская живопись
Живопись в Древнем Египте развивалась по тем же канонам, что и резной рельеф, и эти две техники часто сочетались. Первые примеры живописи — узоры и сцены на керамике — появляются ещё в додинастический период. Наши знания об этом ограничены, так как сохранившихся фрагментов немного из-за хрупкости материала. Известны фрагменты двух сцен с фигурами и лодками, одна на льне, другая на стене гробницы. На стенах царских гробниц I династии сохранились панели с яркими узорами, имитирующими циновки и гобелены, которые украшали стены домов. Эти узоры в разных вариантах встречаются на протяжении всей истории Египта. Одни из лучших образцов можно увидеть на деревянных гробах Среднего царства из Бени-Хасана и других мест (около 2000–1800 гг. до н.э.).
Египетская погребальная живопись
Самые ранние фигуративные росписи в узнаваемом египетском стиле относятся к III и IV династиям. Наиболее известными, вероятно, являются фрагменты из гробницы Итет в Медуме (около 2575 г. до н.э.), на которых изображены группы гусей — часть большой сцены охоты на болотах (Египетский музей, Каир). Гуси нескольких видов изображены довольно статично среди стилизованной растительности, но их оперение тщательно прорисовано, а цвета естественны и тонки.
На протяжении всего Древнего царства краска использовалась для украшения известняковых рельефов, но во времена VI династии рисованные сцены стали вытеснять рельефные в частных гробницах по экономическим причинам. Было дешевле заказывать росписи прямо на стенах, при этом их магическая сила считалась такой же действенной.
Во время Первого переходного периода и Среднего царства прямоугольные деревянные гробы знати часто тщательно расписывали, превращая их в подобие дома для духа умершего. На внешней стороне гробов наносили надписи с именами и титулами владельцев, а также молитвы к богам. Поверхности покрывали ярко раскрашенными узорами, имитирующими стены, завешанные циновками, с окнами и дверями. Особое внимание уделялось «ложной двери», расположенной у изголовья гроба, через которую Ка мог входить и выходить. На этой панели всегда изображали два священных глаза сокологолового бога Гора, которые позволяли умершему смотреть в мир живых.
Внутренние поверхности гробов иногда расписывали изображениями подношений, что гарантировало их наличие в загробной жизни. В центре находился стол, заваленный хлебом, мясом и овощами. Также изображались личные вещи: оружие, посохи, сосуды, предметы одежды. У изголовья рисовали головные уборы, а в ногах — запасные сандалии.
Эти гробы помещали в небольшие, вырубленные в скале камеры гробниц, где камень часто был слишком грубым для качественной росписи. Однако даже там сохранились фрагменты настенной живописи со сценами охоты или сельскохозяйственных работ. Острая наблюдательность художников породила необычные сюжеты, например, борьбу мужчин или игры мальчиков, показанные последовательно, как в фильме. Некоторые картины выполнены с выдающимся мастерством. Фрагмент сцены в гробнице в Бени-Хасане (около 1900 г. до н.э.) изображает птиц на акации. Листья дерева нарисованы очень тонко, а птицы — три дрозда, удод и краснозобик — легко узнаваемы.
Однако по-настоящему погребальная живопись расцвела в эпоху Нового царства, особенно в гробницах большого некрополя в Фивах. Здесь известняк, как правило, был слишком низкого качества для резьбы, но его поверхность можно было оштукатурить и подготовить для художника. Как и прежде, соблюдались каноны, особенно в формальных сценах, где умерший изображался крупнее своей семьи. Однако, как и резчики Древнего царства, художники могли проявлять фантазию в мелких деталях. Птицы и животные на болотах, хотя и изображены в профиль, имеют тщательно прорисованную шерсть и перья, а их действия порой очень реалистичны. В гробнице Небамона (около 1350 г. до н.э.) охотничья кошка, уже схватившая одну птицу, прыгает, чтобы поймать другую.
Фрагменты, иллюстрирующие пир из той же гробницы, показывают, что художник не только обладал выдающимся мастерством, но и с удовольствием экспериментировал с деталями. Знатные гости сидят в формальных рядах, но слуги и артисты изображены свободнее. Группы женщин-музыкантов грациозно стоят на коленях, а две из них изображены почти в фас, что встречается очень редко. Лёгкость и веселье музыки передают их наклонённые головы и движение косичек в искусно заплетённых волосах. Динамику сцене придаёт пара молодых танцоров, чьи хлопающие руки и летящие ноги изображены с большой чувствительностью.
Египетские фрески
Живопись украшала не только стены гробниц Нового царства, но и дома и дворцы. Фрески с изображениями тростника, воды, птиц и животных украшали стены, потолки и полы дворцов в Амарне и других местах. Однако после XIX династии качество живописи начало снижаться. В меньших масштабах — на папирусе, мебели и гробах — роспись оставалась искусной до самых поздних периодов, хотя появилось и много низкокачественных работ массового производства.
Художественные приёмы рельефной резьбы и живописи
Прежде чем приступить к резьбе или росписи, поверхность камня или дерева нужно было подготовить. Если она была ровной, её выравнивали, а любые дефекты скрывали штукатуркой. В эпоху Нового царства стены иногда штукатурили целиком, и рельефы вырезали прямо по штукатурке. Обычно использовалась грязевая штукатурка, покрытая тонким слоем гипса.
Следующим этапом был набросок. Сцены набрасывались кистью или тростниковым пером, часто красной краской. Этот этап был особенно важен при работе со сложными многофигурными сценами. Некоторые мастера работали от руки, но чаще для разметки использовали сетку из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий. Довольно рано в истории Египта пропорции сетки были стандартизированы, чтобы фигуры рисовались в соответствии с каноном. Поскольку декор в некоторых гробницах остался незаконченным, линии сетки и наброски хорошо видны вместе с исправлениями, сделанными мастерами.
При создании рельефа следующим шагом было высекание контуров и удаление фона, чтобы фигуры выступали над поверхностью. Затем вырезались детали, и поверхность выравнивалась для покраски. Любые исправления могли быть скрыты под слоем штукатурки перед нанесением краски.
Художник работал непосредственно по наброску. Сначала он заполнял фон одним цветом — серым, белым или жёлтым — с помощью кисти из расщеплённого тростника. Затем наносили цвет кожи и раскрашивали одежду. Мелкие детали, такие как оперение птиц или узоры на ожерельях, дорабатывались более тонкой кистью. Пигменты изготавливались из природных минералов, таких как красная и жёлтая охра, порошковый малахит, а также из сажи и гипса. Из шести основных цветов можно было смешивать множество оттенков.
В качестве связующего вещества использовалась вода, иногда с добавлением камеди. Краска наносилась ровным слоем. В период Нового царства тонкие эффекты, такие как шерсть животных или пушистые головки папируса, достигались с помощью крошечных мазков. Штриховка редко использовалась до середины XVIII династии, когда её стали применять для передачи складок льняной одежды.
Архитектура: гробницы-пирамиды и храмы
Египетская архитектура всемирно известна своим уникальным дизайном гробниц, ярчайшим примером которого являются пирамиды в Гизе, а также внутренним убранством усыпальниц (мумии, скульптуры, керамика, изделия из драгоценных металлов) и монументальными статуями, такими как Большой Сфинкс. Все великие пирамиды были возведены в эпоху ранней египетской архитектуры, и лишь несколько меньших по размеру были построены в период архитектуры Среднего царства. За этим последовал золотой век архитектуры Нового царства с его огромными храмовыми комплексами в Карнаке и Луксоре, после которого наступил длительный период позднеегипетской архитектуры, отмеченный постепенным упадком.
Краткий обзор мусульманского искусства см.: Исламское искусство.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?