Минойское искусство:
культура древнего Крита читать ~11 мин.
Примерный график
Ранняя минойская культура (3000–2100 до н.э.)
Средняя минойская культура (2100–1600 до н.э.)
Поздняя минойская культура (1600–1100 гг. до н.э.)
Дополнительные ресурсы
Хронология доисторического искусства
Искусство Месопотамии (ок. 4500–539 до н.э.)
Скульптура Месопотамии (ок. 3000–500 до н.э.)
Древнеперсидское искусство (3500–330 гг. до н.э.)
Искусство Древнего Египта (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
История искусства (с 2,5 млн лет до н.э.)
Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновлённых искусством древнего Крита, см. статью: Классицизм в искусстве (с 800 года н.э.).
Минойская культура вкратце
Минойская цивилизация — одна из трёх основных культур эгейского искусства и ранний предшественник греческого искусства. Она была названа в честь легендарного царя Миноса и зародилась в эпоху бронзы на острове Крит в Эгейском море. Примерно с 3000 по 2100 год до н.э. ранние минойцы вели в основном сельскохозяйственный образ жизни, но к 2100 году до н.э. они развили процветающую морскую торговлю со странами Средиземноморья.
Это процветание было связано, в частности, с торговлей. Минойцы закупали олово и сплавляли его с медью с Кипра для производства бронзы — ключевого металла той эпохи. Торговое благополучие привело к строительству дворцовых комплексов в Кноссе, Фесте, Акротири, Като-Закросе и Малии, что стало основой для развития минойской архитектуры. Это же послужило толчком к расцвету древнего искусства, прославившегося своей скульптурой, фресками, керамикой, резьбой по камню (в частности, печатями), ювелирным делом и металлообработкой.
В конце так называемого стародворцового периода (около 1700 года до н.э.) мощное землетрясение разрушило минойские дворцы. Их восстановили с ещё большим размахом в новодворцовый период (ок. 1700–1450 гг. до н.э.), который стал зенитом минойской цивилизации. Около 1450 года до н.э. Крит был захвачен микенцами с материковой Греции, и микенское искусство стало доминирующей культурой в Эгейском море. Для сравнения с культурой бронзового века на Дальнем Востоке см.: Искусство династии Шан (ок. 1700–1050 до н.э.).
Археологические открытия сэра Артура Эванса
В 1900 году британский археолог сэр Артур Эванс (1851–1941) обнаружил руины дворца и города Кносс. Этот город, который Гомер упоминал как столицу царства «ста городов», на протяжении веков был центром эгейского мира. Эванс назвал открытую им культуру «минойской» в честь царя Миноса и разработал подробную хронологию, которую последующие археологи использовали для классификации находок на Крите, в материковой Греции и на островах, разделяя их на ранний, средний и поздний периоды.
Разумеется, это вызвало научные споры. Утверждалось, например, что честь была оказана не тому царю, поскольку Минос правил в период упадка кносских династий, а не во время их расцвета. Именно в честь этого царя Миноса, согласно мифам, была названа цивилизация. Его жена, Пасифая, родила Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минотавра держали в Лабиринте, и ему приносили в жертву юношей и девушек из Афин, пока герой Тесей с помощью дочери Миноса Ариадны не одолел чудовище.
Терминология и хронология Эванса оказались настолько удобными, что всё эгейское искусство вплоть до падения Трои (традиционная дата 1260–1240 гг. до н.э.) классифицируется по его системе. Термины «первый», «второй» и «третий» микенские периоды также полезны, поскольку искусство Крита и материковой Греции развивалось не синхронно.
Используя научные методы, Эванс исследовал культурные слои от коренной породы до верхних руин, где зачастую остатки нескольких городов или дворцов располагались один над другим. Сопоставляя датировки египетских артефактов, найденных в Кноссе, и критских предметов из египетских гробниц, он составил хронологическую таблицу. Согласно ей, раннеминойский период датируется примерно 3000–2100 годами до н.э., среднеминойский — до 1600 года до н.э., а позднеминойский, время расцвета архитектуры и настенной живописи, — с 1600 до 1450 года до н.э. Период упадка продолжался примерно до 1100 года до н.э. См. также: Архитектура Древней Греции (900–27 до н.э.).
Керамика
Именно в керамике наиболее полно отразился рост минойской культуры. Эгейские вазы и чаши имеют двойную историческую важность: они не только сами по себе являются произведениями искусства, но и стали предшественниками вазописи, величайшего достижения Греции в области изобразительного искусства. Минойские сосуды с самых ранних периодов демонстрируют правильные пропорции, украшенные резным орнаментом или простой росписью. Постепенное развитие проявилось в разнообразии форм, утончённости техники и богатстве орнамента.
В среднеминойский период появляются полихромные рисунки и тонкая проработка деталей, а глазурь приобретает фарфоровую нежность. В позднеминойский период наблюдается тенденция к стилизации и геометризации, что может указывать на связь с последующим развитием греческого искусства. (Подробнее см.: Древнегреческая керамика.)
В целом орнаменты на критской керамике отличаются витиеватым натурализмом, иногда причудливым, но редко сентиментальным. Дизайн почти всегда асимметричен. Цветочные мотивы, а также изображения животных и рыб настолько близки к натуре, что их правильнее называть зарисовками. Особенно часто встречаются мотивы, связанные с морем: водоросли, раковины, осьминоги. Изображения человека встречаются редко.
Вершиной эгейской керамики, возможно, стали изделия среднеминойского периода в стиле «Камарес», отличавшиеся тонкостью стенок, сравнимой с яичной скорлупой. Особенно яркие примеры были найдены в царских мастерских Кносского дворца. Более поздние вазы так называемого «дворцового стиля» более сложны и эффектны, но утратили прежнюю утончённость и изящество.
Скульптура
Скульптура, как ни странно, была на Крите второстепенным искусством. (Для сравнения см.: Древнегреческая скульптура.) Немногочисленные найденные образцы чаще выполнены из глины, а не из камня или металла, хотя каменные статуэтки привозили с соседних островов. Выдающиеся образцы — это неглазурованная терракотовая скульптура или изделия из фаянса. Среди них выделяются так называемые «богини со змеями» — жрицы змеиного культа.
Это статуэтки из фаянса (разновидности глазурованной керамики), изображающие женщин в сложном одеянии с обнажённой грудью. Змеи обвивают их руки и тело. Эти фигурки интересны не только как произведения искусства, но и как свидетельства религиозных практик. Как это часто бывает в эгейском искусстве, стремление художника к детальной передаче природных форм и узоров на одежде порой заслоняет общие скульптурные достоинства и ритмическую гармонию.
Знаменитый образец резьбы по кости минойской эпохи — «Палаикастро Курос» (1480–1425 гг. до н.э.), один из древнейших примеров хризелефантиновой скульптуры. Он был обнаружен при раскопках минойского поселения в Руссолаккосе в 1987–1990 годах.
Два фаянсовых рельефа из Кносского дворца, изображающие козу с козлёнком и корову с телёнком, отличаются ритмической грацией и композиционной цельностью. Вероятно, они имели религиозное значение. При этом оба рельефа демонстрируют исключительную точность в передаче характерных деталей и движений животных. Эти работы когда-то были частью серии рельефных скульптур на стенах святилища.
Монументальная скульптура практически отсутствует в критских и микенских находках. Знаменитые Львиные ворота (ок. 1250 г. до н.э.) в Микенах — исключение, но их повреждённые фигуры львов мало что могут рассказать об искусстве того времени. Нет следов и монументальных металлических статуй, подобных золотым юношам с факелами, упомянутым Гомером. Религия той эпохи, по-видимому, не требовала больших идолов. (Для сравнения см.: Скульптура Древней Греции.)
Выдающиеся рельефы по камню сохранились на стеатитовых сосудах. Наиболее интересны три вазы, найденные не в Кноссе, а в Агиа-Триаде на южном побережье Крита. Мастерство исполнения не идеально, но показанные сцены полны энергии, а формы выразительно подчёркнуты. Композиции считаются иллюстративными, но при этом динамичными и захватывающими.
Так называемая «Ваза жнецов» необычайно жива и точна в документальной передаче движения. Толпа веселящихся людей движется в ритуальной процессии вокруг сосуда. Певцы с широко открытыми ртами и жнецы с цепами на плечах охвачены резким ритмом. Для такого маленького предмета сцена кажется перегруженной деталями, но сюжет передан с удивительной живостью.
На «Вазе с кулачными бойцами» меньше смешения фигур. Но сосуд имеет форму длинного и тонкого рога (ритона), поэтому рельефные изображения, расположенные четырьмя поясами, видны лишь частично с любой точки обзора. Моделировка фигур здесь почти безупречна, по крайней мере, в изображении быков.
В изделиях из металла также преобладает рельеф, а не объёмная скульптура. Бронзовые статуэтки и церемониальные топоры из бронзы и золота демонстрируют энергичное и широкое мастерство, которое находит полное выражение в фигурных чашах и украшениях. Однако превосходство в этих ремёслах принадлежало не столько критским городам, сколько материковым микенским центрам. См. например: Древнегреческие изделия из металла.
В Кноссе были найдены небольшие резные печати, которые демонстрируют больше мастерства и вкуса, чем крупные памятники. Игровая доска из дворца Миноса поражает искусностью инкрустации и декора, использованием драгоценных металлов, слоновой кости и эмали. Но и эти малые ремёсла лучше всего представлены в другой главе эгейской истории — микенской.
Минойская живопись
Критская жизнь и эгейский стиль лучше всего иллюстрируют настенные росписи из дворца Миноса. Однако следует сделать оговорку, что многие из них были реконструированы сэром Артуром Эвансом и его командой, порой со значительной долей предположений и творческого домысливания. Большинство так называемых копий в книгах — это репродукции этих викторианских реставраций, в основе которых может лежать лишь небольшой оригинальный фрагмент. Тем не менее, есть достоверные свидетельства, что фрески были яркими, стилизованными и часто использовались как декоративные фризы.
Сюжеты минойской фресковой живописи варьируются от стилизованных животных и растений до церемониальных фигур, сцен тавромахии (боя с быками) и сложных придворных сцен. Росписи выполнены в технике фрески по известковой штукатурке. Художники использовали несколько простых, ярких цветов, которые наносили на контурный рисунок без плавных переходов. Все фрески из Кносса относятся к позднеминойскому периоду (около 1500 г. до н.э.).
Изучая фрески и статуэтки, можно проследить связь этой эпохи с более поздней греческой культурой. Фигуры на эгейских картинах, как и статуэтки богинь, изображены стройными и атлетичными: мужчины с широкой грудью, женщины с упругим бюстом. Характерной чертой является утрированно тонкая талия, которая подчёркивает линию плеч. Этот стиль присущ и богине, и тореадору, и придворной даме. Все персонажи выглядят благородными и сильными. Возможно, это отражало реальный тип телосложения критян.
Второй особенностью критской живописи является цветовая условность: тело мужчины изображали тёмным цветом, а женщины — светлым. Этот приём, заимствованный из египетского искусства, помогает различить мужчин и женщин, например, в сценах прыжков через быка, где девушки, как предполагается, участвовали в состязаниях наравне с юношами.
Среди известных минойских произведений искусства: фрески «Рыбак с уловом» (до 1600 г. до н.э.) из Акротири; «Принц с лилиями» (ок. 1600 г. до н.э.) и «Дамы в голубом» (ок. 1600 г. до н.э.) из Кносса; «Прыжки через быка» (ок. 1550 г. до н.э.), фреска из Кносского дворца; настенная роспись «Речной пейзаж» (ок. 1550 г. до н.э.) из Акротири и «Мальчики-боксёры» (ок. 1500 г. до н.э.) с Санторини.
Архитектура
Дворец в Кноссе, где сохранились фрески, позволяет проверить правдивость архитектурных описаний Гомера. Это был комплекс дворов, залов и просторных комнат. Благодаря частичной реконструкции декора можно представить то великолепие, которое когда-то окружало минойских царей. Эванс подсчитал, что во времена последнего дворца в Кноссе проживало до ста тысяч человек. Однако до нас дошло только искусство, связанное с дворцом и знатью.
За пределами реконструированных частей эгейская архитектура почти не сохранилась. Более того, великие дворцы, вероятно, строились скорее для комфортной жизни, чем для внешнего восхищения. В них были превосходные бани и канализация, но они не имели монументального и единого плана.
Тем не менее, дворец в Кноссе интересен как свидетельство образа жизни, пронизанного различными видами искусства. В нём был большой, хорошо вымощенный Тронный зал с роскошным бассейном для омовений. Стены были богато украшены, а трон с высокой спинкой до сих пор стоит на своём месте, хотя его декор не сохранился.
Другая особенность — многочисленные кладовые, в некоторых из которых были найдены огромные сосуды (пифосы). Их количество и размеры позволили археологам сделать вывод о широкомасштабной торговле маслом, металлами и другими товарами, сосредоточенной во дворце. Возможно, в будущем мы узнаем больше, поскольку сохранилось множество письменных отчётов. Они до сих пор не расшифрованы полностью, но учёные продолжают разгадывать тайны минойской письменности, которая, как уже установлено, относится к греческому языку индоевропейской семьи.
Легенда о Минотавре, содержавшемся в Лабиринте, кажется особенно правдоподобной при изучении плана Кносского дворца. Его части образуют настоящий лабиринт с длинными коридорами, ложными входами и комнатами, куда можно попасть лишь после долгих блужданий. Частично это объясняется отсутствием симметрии и осевого планирования в эгейской архитектуре. Тем не менее, Лабиринт из мифа явно угадывается в структуре дворца, как и сюжеты с прыжками через быка на фресках.
Упадок
Относительно Кносса остаётся сказать, что империя критских царей следовала обычному пути. После периода великого процветания культура внезапно рухнула и почти исчезла. Причины упадка до конца не ясны. Считается, что около 1600 года до н.э. мощное извержение вулкана на острове Тира (современный Санторини) и последовавшие за ним землетрясения разрушили многие дворцы. Окончательно минойская цивилизация ослабла около 1450 года до н.э., когда Крит был захвачен микенцами с материка.
Кносс был сожжён, и на его руинах не возникло нового дворца. С этого момента критское искусство утратило своё значение, а лидерами эгейской цивилизации стали микенцы. Окончательное разрушение Кносса могло произойти и позже, около 1100 г. до н.э., но за три столетия до этого лидерство уже перешло к материковым городам. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что эти города были основаны критскими колонистами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?