Минойское искусство: культура древнего Крита читать ~15 мин.
Примерный график
Ранняя минойская культура (3000-2100 до н.э.)
Средняя минойская культура (2100-1580 до н.э.)
Поздняя минойская культура (1580-1100 гг. до н.э.)
Дополнительные ресурсы
Доисторическая Художественная Хронология
Месопотамское искусство (ок. 500-539 до н.э.)
Месопотамская скульптура (ок. 3000-500 до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500-330 гг. до н.э.)
Искусство Египта (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
История искусства (2,5 миллиона лет до н.э.)
Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных искусством древнего Крита, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Минойская культура вкратце
Минойская цивилизация, одна из трех форм эгейского искусства, появившаяся в районе Средиземноморья и ранний предшественник греческого искусства, была названа в честь легендарного царя Миноса и возникла в бронзовую эру на острове Крит (ныне управляемый Грецией), в Эгейском море, в восточной части Средиземного моря. Приблизительно с 3000-2500 г. до н.э. ранние минойцы вели преимущественно сельскохозяйственную жизнь, но к 2100 г. до н.э. они развили процветающую морскую торговлю со странами вокруг Средиземноморья. Среди прочего, это связано с покупкой олова и объединением его с медью с Кипра, чтобы сделать бронзу – ключевой металл того времени. Это торговое процветание привело к строительству ряда дворцов или придворных зданий в Кноссе, Фесте, Акротири, Като Закросе и Маллии, наряду с другими общественными работами. (См. Также: Минойская архитектура.) Это послужило основой для древнего искусства, которое стало известным благодаря своей скульптуре, фрескам, керамике, резьбе по камню (в частности, каменным печатям), ювелирному делу и металлообработке. В конце так называемого раннедворцового периода (ок. 1700 г. до н.э.) сильное землетрясение разрушило минойские дворцы. Затем они были перестроены в еще более грандиозном масштабе в новодворцовый период (ок. 1700-1425 гг. до н.э.), что совпадает с зенитом минойской цивилизации. Около 1400 г. до н.э. Крит был захвачен греками с материка, а микенское искусство стало доминирующей культурой Эгейского моря. Для сравнения с культурой бронзового века на Дальнем Востоке см.: Искусство династии Шан (ок. 1700-1000).
Археологические открытия сэра Артура Эванса
Именно британский археолог сэр Артур Эванс (1851-1941) в 1900 году обнаружил руины дворца и города Кноссос. Это было в течение многих лет самым сердцем и центром Эгейского мира, когда Гомер был известен как вождь сотен критских городов. Эванс окрестил культуру, которую он раскрывал, «минойской» в честь короля Миноса и он построил сложную хронологию, по которой все более поздние археологи классифицировали свои находки, будь то на Крите, в Греции или на малых островах, как Ранние, Средние или Поздние периоды минойской цивилизайии. Там, конечно, был обычный научный спор по этому вопросу – утверждалось, например, что не тот царь был удостоен чести, поскольку Минос находился в конце кносских династий и, вероятно, правил во времена разрушения этой культуры, а не во время ее развития и расцвета. Это был царь Минос, чья жена, согласно мифу, родила Минотавра, человеческое чудовище с бычьей головой, которое в Лабиринте питалось девами и юношами, периодически взимая дань с Афин до Тесея, отправляя монстра с помощью дочери Миноса, Ариадны.
Терминология и хронология Эванса оказались настолько полезными, что все эгейское искусство вплоть до падения Трои (1260-1240 до н.э.), вероятно, будет идентифицироваться по его категориям. Термины первый, второй и третий микенский периоды также полезны для справки, поскольку критское и материковое искусство не полностью сочетаются друг с другом.
Эванс, используя научные археологические методы, измеряет отложения от коренных пород до самых верхних руин. Ообычно, на каждом из них накладываются остатки нескольких городов или дворцов. Путем определения дат отдельных египетских реликвий, найденных в Кноссе, в разных критских объектах, найденных в египетских гробницах, Эванс построил таблицу, охватывающую культурное и художественное развитие от первого появления упоминаний до окончательного уничтожения Кносса. Примерно его ранний минойский период увеличился с 3000 г. до н.э. до 2100 г. до н.э. Средний минойский период продлен до 1580 г. до н.э. или около того, а поздний минойский, охватывающий выдающиеся архитектурные и настенные работы, с 1580 г. до 1400 г. до н.э., или, включая весь процесс упадка, примерно до 1100 г. до н.э. Смотрите также: Греческая архитектура (900-27 до н.э.).
Глиняная посуда
Керамическое искусство – то, где свидетельство роста минойской культуры является наиболее полным, Эгейские вазы и чаши исторически важны вдвойне, потому что они также должны были привести к той росписи, которая является величайшим достижением Греции в графическом искусстве. По форме горшки, миски и вазы демонстрируют обычные правильные пропорции с очень раннего периода, с резным орнаментом или элементарной росписью. Именно в разнообразии форм, утонченности техники и обилии орнамента наблюдается постепенное развитие. В особенности, в средний период появляются богатые полихромные рисунки и отмечается деликатность деталей, глазури приобретают фарфороподобную тонкость. В конце, в позднем периоде, наблюдается тенденция к стилизации и геометризации, которая может быть связью с развитием Греции через тысячелетие. (Подробнее см.: Греческая керамика.)
Однако, в целом, можно сказать, что орнамент на критской глиняной посуде напоминает витиеватый натурализм. Он редко чувствительный и часто капризный. Дизайн практически всегда асимметричен. Цветочные орнаменты, а также животные и рыбы часто настолько напрямую скопированы с натуры, что говорить о «мотивах» менее правильно, чем называть их изображениями. Особенно распространенными являются морские водоросли, ракушки, осьминоги и рыбы окружающих морей, как и положено работе ремесленников в морской цивилизации. Организм человека не является важным элементом.
Возможно, высокая оценка достижений в Эгейской керамике была достигнута в яичной скорлупе Среднего минойского периода, что особенно заметно в примерах, найденных в царских глиняных лавках дворца в Кноссе. Поздние так называемые вазы в «дворцовом стиле» более продуманны и эффектны, но утонченность и керамическое изящество утрачены.
Скульптура
Скульптура была, как ни странно, второстепенным искусством на Крите. (Для сравнения см.: Греческая скульптура.) Сравнительно небольшое количество найденного связано с гончарным ремеслом, а не с каменной или металлической обработкой, хотя есть каменные фигуры с близлежащих островов. Выдающимися образцами являются неглазурованные глиняные произведения терракотовой скульптуры или фаянса. Среди них так называемые богини змей, или жрицы культа змей. Эти частично раздетые, но в то же время тщательно продуманные женские фигуры со змеями, обвивающими верхнюю часть тела и руки или удерживаемые на расстоянии вытянутой руки, представляют собой терракотовые статуэтки, отделанные цветной глазурью. Статуэтка «Богиня змей» в Бостонском музее изящных искусств – это, как правило, резьба из слоновой кости с золотыми полосами. Возможно, это более важно в художественном отношении, чем те предметы, которые на самом деле можно найти в Кносском дворце. В своем нынешнем восстановленном состоянии они обладают скульптурным единством, в некоторой степени необычным для того времени, а также примечательной правдивостью модели.
Но богини змей больше интересны тем, что они говорят нам о религиозных обычаях, чем пластическими ценностями. Как это часто бывает в эгейских работах, более широкие скульптурные достоинства и чувствительные ритмические изменения обычно скрываются желанием художника остановиться на каждой детали естественной формы и каждом узоре украшений на церемониальном платье.
Знаменитая резьба по слоновой кости в минойской эпохе – это Палаикастро Курос (1480-1425 гг. до н.э.), один из самых ранних известных примеров скульптуры из хризелефатина, которая была найдена при раскопках в 1987-90 гг. минойского поселения бронзового века в Руссолаккосе.
Более удовлетворительным для ритмичной линейной грации и упрощения формы – возможно, отчасти из-за их фрагментарного состояния – являются два фаянсовых рельефа, которые когда-то были частями серии рельефной скульптуры на стенах святыни в Кносском дворце. Мемориальные доски, на одной из которых изображена коза и сосущий ее ребенок, а на другой – группа с коровой и ее теленком, без сомнения, имеют религиозное значение. Но что является исключительным, так это композиционная полнота каждого произведения. В предметной области оба рельефа особенно верны наблюдаемым существенным деталям и движению.
Большая скульптура почти не присутствует на раскопках критской и микенской цивилизаций. Знаменитые Львиные ворота (ок. 1250 г. до н.э.) в Микенах – исключение, но в их двух стесненных и потрепанных львах мало что можно прочитать. Нет никаких следов монументальных металлических статуй, таких как золотые юноши с факелами, упомянутые Гомером. Религия того времени не требовала божьих образов и выдающихся идолов. (Для сравнения см.: Скульптура Древней Греции.)
Выдающиеся рельефы в камне можно обнаружить только на стеатитовых сосудах. Наиболее интересными являются три вазы, найденные не в Кноссе, а в соборе Святой Триады на нижнем побережье Крита. Мастерство не слишком экспертное, но действия, показанные в двух работах, энергичны, а формы экспрессивно выделены. Считается, что это просто иллюстративное искусство, композиции энергичные и захватывающие.
Так называемая Ваза со жнецами необычайно жива с изображенным на ней движением и представляет графическую и документальную точность. Толпа весельчаков несется в каком-то церемониальном шествии по всему кувшину. Певцы с широко открытыми ртами и жнецы с цепями на плечах захвачены резким ритмичным движением. Это слишком сложная сцена для такого маленького каменного предмета, поэтому создает путаницу для глаз. Но сюжет передан удивительно детально и бодро. Каменные вазы, вероятно, были расписаны или покрыты сусальным золотом, таким образом, пуристические правки добавили еще один фактор, мешающий скульптурному спокойствию и каменной простоте.
Боксерская ваза меньше страдает от смешения фигур. Но она настолько длинная и стройная в форме рога, что рельефные фигуры в виде четырех полос вокруг сосуда видны лишь отчасти с любой точки зрения. Моделирование здесь не далеко от совершенства, по крайней мере, касательно быков.
В металлических изделиях также важен рельеф, а не пространство. Некоторые бронзовые статуэтки и церемониальные топоры из бронзы и золота, энергичные и широкие, представляют ремесло, которое находит более полное выражение в фигурных чашках и украшениях. Превосходство в этом искусстве лежит не столько в критских городах, сколько на микенском материке и описание лучше оставить для соответствующего раздела, а не минойского. См. Например: греческие предметы из металла.
В Кноссе были обнаружены маленькие гравированные печати, которые показывают больше мастерства и вкуса, чем крупные объекты и памятники. И мастерство игровой доски, найденной во дворце Миноса, удивительно умно с точки зрения инкрустации и украшения, использования драгоценных металлов, слоновой кости и эмали. Но именно в той другой части эгейской истории, микенской, меньшие ремесла проиллюстрированы в лучшем виде.
Минойская Живопись
Критская жизнь и эгейские способы дизайна более справедливо проиллюстрированы на настенной росписи, обнаруженной во дворце Миноса, хотя следует добавить предупреждение о том, что многое из этого было восстановлено, вероятно, с большим энтузиазмом и предположениями, сэром Артуром Эвансом и штатом его сотрудников. Следует также сразу сказать, что большинство так называемых копий в музеях и книгах являются копиями викторианских реставраций и что зачастую лишь небольшой оригинальный фрагмент или два составляют основу композиции. Но есть достоверные свидетельства того, что фрески были яркими по цвету, высоко стилизованными по форме и, как правило, витиеватыми в декоративном применении, таком как фриз или случайный узор.
Предметы минойской фресковой живописи варьируются от стилизованных животных, садов и растений до отдельных церемониальных фигур, эпизодов боя быков и сложных придворных сцен. Среда выполнена в виде известково-гипсовой фрески, и цвета по отдельности перекрываются, как правило, без градации или слияния над контурным рисунком. Достаточно нескольких простых ярких цветов. Все настенные росписи в Кноссе относятся к позднему минойскому периоду, около 1500 г. до н.э., хотя там были найдены фрагменты росписи разрушенных дворцов, которые были частично восстановлены. Существует несколько небольших картин, в основном на стенках саркофага, найденного в Агиа Триада. Они в технике плоской росписи, с применением стандартных свежих цветов. Время от времени фреска накладывалась на фреску с небольшим рельефом.
Добавляя свидетельство настенных росписей к статуэткам, можно не без интереса связать эту эпоху с эпохой поздних греков. Фигуры на эгейских картинах, как на статуэтке богини змей, прекрасно сложены, прямые, мужчины с высокой грудью, женщины с полными и упругими грудями. В фресках и в незначительной скульптуре и на печатях есть линия плеч и талия, сжатая, чтобы усилить впечатление. Эта идиома отличает богиню, тореадора, придворную даму и полевого работника. Все выглядят благородно сильными, спортивными и уравновешенными. Возможно, это свидетельствовало о тонком, гибком телосложении, характерном для критских народов. Условное обозначение суженной талии можно увидеть на некоторых фигурах в египетских фресках на гробницах, которые характеризуют тех, кто теперь считается носителями дани из эгейских городов. В любом случае, в дополнение к общему реализму пре-гомеровского искусства, прославление человеческого телосложения также указывает на прямую линию нисхождения от эгейского до греческого.
Второй особенностью критской живописи является то, что плоть мужчины обозначена темным тоном, а женщины – светлым. Это полезно для выявления мужчин и женщин среди тореадоров в сценах боя быков или прыжков с быками, поскольку предполагается, что девушки занимались спортом, одетые как мальчики.
Среди известных минойских произведений искусства: фрески «Рыбак с рыбой» (до 1600 г. до н.э.) из Акротири, «Принц Лилли» (1600 г.) и «Дамы в голубом» (1600 г.) из Кносса; «Бычок» (1550), фреска из Кносского дворца; «Риверскейп» – настенная роспись (1550 г.) из Акротири и «Бокс для мальчиков» (ок. 1500 г.) из Санторини.
Архитектура
Дворец, в котором остались фрески в Кноссе, вполне может быть использован для проверки истинности архитектурных описаний Гомера. Здесь есть комплекс кортов, залов и великолепных по площади комнат. Теперь, когда некоторые из украшений были восстановлены, можно также представить цвет и роскошное великолепие, которые когда-то окружали минойских королей и их придворных. Эванс подсчитал, что во времена этого восстановленного дворца, последнего из сохранившихся, в Кноссе проживало сто тысяч человек. Но до наших дней сохранилось только искусство дворца и дворян.
Эгейская архитектура теряется за пределами восстановленого. Более того, великие дворцы, вероятно, были построены, в большей степени для того, чобы в них жить, чем любоваться ими. У них были хорошие ванны и стоки, а также множество предметов интерьера, но они не были монументальными или унифицированными по дизайну.
Дворец в Кноссе, тем не менее, интересен своими указаниями на образ жизни, щедро пропитанный множеством различных видов искусства. Тронный зал большой и хорошо вымощенный, на одном конце которого находится роскошный бассейн для купания. Стены были красиво оформлены, а трон с высокой спинкой все еще на месте, хотя его украшения не сохранились.
Другими особенностями являются многочисленные складские помещения, в некоторых из которых были найдены огромные банки. Пространстяа для хранения настолько многочисленны и настолько велики, что археологи сделали вывод о существовании большой коммерческой торговли маслом, металлами и другими драгоценными товарами, сосредоточенными в царском дворце. Когда-нибудь мир узнает больше об этих вопросах, поскольку письменные отчеты существуют в большом количестве. Они все еще в значительной степени не расшифрованы. Но ученые продолжают разгадывать загадки, связанные с «минойской» письменностью, которые уже были отмечены как относящиеся к греческому языку и принадлежащие к индоевропейской языковой группе. Когда структура этой письменности будет полностью освоена и «документы» будут тщательно переведены, мир приобретет знания об обычаях, истории и искусстве в Эгейских землях.
То, что Минотавр вполне мог быть легендарным представлением священного быка, которого Царь Минос держал в кносском дворце, кажется вдвойне вероятным, когда изучается план здания. Ибо здесь есть части, которые образуют настоящий лабиринт с длинными коридорами, ложными входами, ведущими в слепые залы и комнатами, в которые можно попасть только после многих извилистых поворотов. Частично это можно объяснить случайным планированием: в эгейской архитектуре нет симметрии, нет осевого планирования. Тем не менее, Лабиринт легенды явно присутствует во дворце Миноса, также как и фрески с прыжками с быка. Греческая легенда гласит, что дизайнером Лабиринта был знаменитый ремесленник Дедал, первый из смертных, кто придумал способ полета. Поскольку основная истина столь похожих знаний была подтверждена, дальнейшие открытия могут все же раскрыть факты, лежащие в основе трагедии легенды Дедала и Икара.
Руины других дворцов, обнаруженных при раскопках в критских городах, подтверждают впечатление об эгейской архитектуре как о массивной, рассеянной и структурно простой, на нецентрированном плане и разобщенной. Насколько можно судить, фактические архитектурные изыскания были незначительными; колонны испытывали недостаток в изящно сформированных капителях и органических лепных украшениях; но нанесенный на поверхность орнамент был красочным и роскошным.
Упадок
Относительно Кносса остается только сказать, что империализм критских царей следовал обычному образцу. После периода великого процветания и власти – по крайней мере, для придворного класса – культура, видимо, рухнула и почти исчезла. Почему это произошло, до конца не понятно, хотя считается, что примерно в 1500 году до н.э. в результате землетрясения были разрушены все дворцы, кроме Кносского дворца, который позже был также разрушен другим землетрясением примерно в 1425-1370 годах. В любом случае, около 1400 года минойцы были захвачены микенцами с греческого материка. Кносс был сожжен и на его руинах не было построено ни одного нового дворца. С этого момента критское искусство не имело значения и именно микенцы стали лидерами эгейской цивилизации – или, возможно, главными в кругу процветающих сотрудничающих сообществ. Окончательное уничтожение Кносса, возможно, не произошло раньше 1100 г. до н.э., но три столетия назад лидерство перешло к материковым городам. Тем не менее, есть те, кто считает, что эти города были основаны критскими колонистами.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?