Океаническое искусство:
Культура Меланезии, Микронезии, Полинезии читать ~24 мин.
В искусствоведении широкий термин «океаническое искусство» описывает произведения, созданные коренными народами в пределах огромной географической зоны Тихого океана: почти 10 000 километров с севера на юг и около 14 500 километров с востока на запад.
Разнообразие искусства тихоокеанского региона
Эта зона охватывает континент Австралию, второй по величине остров в мире — Новую Гвинею, а также другие крупные острова, например Новую Зеландию, и бесчисленные малые острова, разбросанные по просторам Тихого океана между Новой Гвинеей и Южной Америкой. Неудивительно, что племенное искусство, возникшее на столь обширной территории, чрезвычайно разнообразно как по этническим, так и по географическим причинам. Его создатели — потомки нескольких волн мигрантов с запада, имевших смешанное происхождение, в том числе монголоидное и меланезоидное (темнокожее). Антропологи и этнологи традиционно выделяют в Океании три культурно-географические области: Меланезию, Полинезию и Микронезию. В искусстве этих регионов часто прослеживается сходство с искусством и культурой племён Юго-Восточной Азии.
Отличие от западного искусства
Подобно коренному африканскому искусству и скульптуре, артефакты Океании создавались без представления о них как об «искусстве» в западном понимании этого слова. Океаническая живопись, скульптура и резьба по дереву были неотъемлемой частью религиозных и социальных ритуалов в повседневной жизни островитян. Они служили проявлением распространённых культов поклонения предкам и духам. Во многих произведениях повторяется мотив плодородия, но встречаются и более зловещие свидетельства практик охоты за головами и ритуального каннибализма.
Маски, орнаментированные черепа и статуи предков встречаются повсеместно. Традиционные мотивы вырезали, высекали или рисовали на каноэ, вёслах, щитах, керамике, табуретах и сосудах. Реалистичное изображение, как правило, не было самоцелью. Отдельные черты подчинялись строгому формальному ритму рисунка или лепки, тяготея к преувеличению или абстракции. Считалось, что созданные предметы и узоры наделяют владельца особой силой — маной — и часто отражали образы местных церемоний. Кроме этих видов религиозного искусства, практиковались также различные формы «живого» искусства: роспись тела, в том числе роспись лица, боди-арт и татуировка.
Для сравнения масок см: Искусство коренных американских индейцев.
Археологические находки свидетельствуют, что Океания была заселена ещё в эпоху верхнего палеолита. Однако до наших дней дошло мало древних наскальных рисунков, поскольку используемые материалы были недолговечны: окрашенное и резное дерево, лубяная ткань, растительные волокна, перья и кость. Исключение составляют, например, монументальные статуи из лавового камня на острове Пасхи. Созданные артефакты редко сохранялись как сокровища или памятники; большинство из них выбрасывали или уничтожали после выполнения их ритуальной функции. Тем не менее, поскольку европейское влияние в некоторых частях региона проявилось относительно поздно, многие художественные традиции оставались практически неизменными вплоть до XX века. Одна из лучших коллекций этнографических артефактов из Океании хранится в Британском музее в Лондоне.
Недавно открытые наскальные рисунки в пещерах Сулавеси, датируемые примерно 37 900 годом до н.э., можно считать одним из древнейших образцов искусства каменного века в Океании. Это открытие имеет большое значение для датировки искусства австралийских аборигенов и может указывать на существование пещерного искусства и на других островах южной части Тихого океана.
Стиль океанического искусства
На бесчисленных островах Тихого океана сохранились относительно изолированные архаичные цивилизации, которые, несмотря на всё разнообразие, имеют фундаментальное единство. Именно здесь ярко проявляется магическое и символическое значение примитивизма (примитивного искусства).
Художники Океании проявляли большую фантазию в создании необычных форм и фигур. Наиболее полно они выражали себя в скульптуре, а иногда и в рисунке. Океанийцы вырезали рельефные или объёмные фигуры, маски и множество других предметов, украшенных чеканкой или инкрустацией. Меланезийцы добавляли к ним цвет. Океанический рисунок проявляется в татуировке (искусство, наиболее характерное для Полинезии), в узорах на лубяных тканях «тапа», в фигурах, выгравированных на дереве, и в наскальной резьбе. На первый взгляд, скульптура и рисунок Океании демонстрируют чрезвычайное разнообразие стилей, хотя некоторые исследователи придерживаются иного мнения.
Одна из менее известных форм океанического искусства — «рисунки на песке», характерные для Вануату (бывшие Новые Гебриды). Этот вид искусства был признан ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».
Единство стиля в океаническом искусстве
Одна из ключевых черт примитивного искусства — его коллективный характер. Его миссия заключается не в выражении индивидуальных впечатлений художника, как в западной традиции, а в передаче чувств и верований всей группы. Для народов Океании характерна озабоченность будущим. Меланезийская философия, подобно верованиям австралийских аборигенов, представляет мир единым, где мёртвые и живые, естественное и сверхъестественное неразрывно связаны. Живые должны защищаться от ревности мёртвых.
Это породило целый арсенал магических практик: изображения умерших, смешанные с образами тотемных животных (ящериц, крокодилов, морских птиц, считавшихся обожествлёнными предками), украшали дома собраний, использовались как маски для танцоров из «тайных» обществ и освящали множество бытовых предметов.
Произведения искусства, привнося мифы в повседневную жизнь, обеспечивают равновесие в обществе, а вождь выступает связующим звеном между миром людей и сверхъестественным миром. Его власть основана на генеалогии, восходящей к богам-создателям, а также на богатстве, которое он щедро тратит и распределяет. Эта традиция способствует творчеству, поскольку изобилие и великолепие произведений искусства свидетельствуют о щедрости как по отношению к мёртвым (которых эти произведения чествуют), так и по отношению к живым (которые получают от них дополнительную магическую защиту).
Великие произведения искусства создаются в праздничной атмосфере. Богатый заказчик содержит художников и следит, чтобы они были обеспечены всем необходимым и даже предметами роскоши. Считалось, что скупость может не только помешать завершению работ, но и поставить под угрозу их мистическую ценность.
Художники Океании, особенно резчики по дереву и строители каноэ, пользуются всеобщим восхищением. Их социальное и материальное положение сравнимо с положением величайших вождей. Магия, включая безукоризненное исполнение обрядов, так же необходима для создания совершенного произведения, связанного со сверхъестественным миром, как и техническое мастерство или изобретательность.
Социальное положение полинезийских художников столь же высоко. Им приписывают особую силу, называемую мана, что является меланезийской концепцией. Мана — это могущество, которое простирается от простого престижа до магической власти. Для художника обладать маной означает иметь связь со сверхъестественным миром. Мана передаётся при контакте. Инструменты великого мастера сохраняют его силу, подобно аккумулятору, и могут передать её тому, кто этого достоин. Изображения обожествлённых мертвецов, которые иногда собирали в святилищах вокруг гробниц или хранили в хижинах, здесь встречаются реже, чем в Меланезии. Эти фигурки украшают повседневные предметы, за исключением тех, что предназначены для священного использования.
Верования полинезийцев развились в сложную космогонию, вероятно, азиатского происхождения, где доминируют несколько могущественных божеств. Хотя имена богов меняются в зависимости от места, их функции остаются чётко определёнными, и искусство создало лишь немногочисленные их изображения.
Общие черты стиля океанического искусства
Чтобы быть понятым своим сообществом, примитивный художник должен использовать общедоступные формулы. Поэтому устойчивые стили являются одновременно практической и ритуальной необходимостью. Искусство выступает как язык, с помощью которого художник обращается к обществу в приемлемых для него формах. Эти «приемлемые формы» и составляют стиль.
Стиль голов
У полинезийской скульптуры есть общая черта: головы фигур преувеличенно велики. Эта особенность характерна для большинства примитивных изображений, которые таким образом наивно подчёркивают значимость головы как вместилища личности. У океанийцев, известных как охотники за головами врагов, но в то же время благочестивые хранители голов своих предков, существовал особый вид псевдоскульптуры: сохранённую голову покрывали воском и смолой, а затем раскрашивали. Следовательно, стиль лучше всего проявляется в изображении голов и масок. У примитивных народов туловище часто служит лишь опорой для головы, в то время как его форма и формы конечностей могут меняться незначительно. Стили можно классифицировать в соответствии с различными способами изображения головы или лица.
Двумерная условность
Искусствовед Морис Леенхардт блестяще проанализировал эстетическое мышление жителей Океании; он подчёркивает, что жителям Новой Каледонии свойственно изображать мир в двух измерениях. Это объясняет особенности дверных косяков в этом регионе. Стражами входа выступают предки, стилизованные под увеличенную плоскую маску с туловищем, сведённым к нескольким геометрическим знакам.
Та же формула применяется к фигурам на столбах с резным гребнем. Эти «двумерные» характеристики встречаются и в других местах: на Новых Гебридах — в масках из Амбрима; на Малекуле — в стволах деревьев, превращённых в барабаны, в которых звучат голоса предков, чьи лица они несут. В заливе Папуа, у народа абелам в Новой Гвинее, изображения предков выглядят как вырезанные рисунки. Другие фигуры из Амбрима вырезаны глубже, смоделированы и раскрашены на стволах древовидных папоротников. У этих фигур большие круглые глаза — черта, повторяющаяся в столь же «плоских» статуях Маркизских островов и Новой Зеландии.
Такая обработка объёма в двух измерениях может быть ограничена только лицом. Иногда плоское лицо заключено в прямоугольник (Новая Гвинея, залив Хуон, залив Гелвинк), но чаще — в треугольник. Примеров множество: от озера Сентани до Полинезии (Тонга, Санта-Крус, Муреа, Раиваваэ) и Микронезии (Каролинские острова). Более того, те же формулы применяются в некоторых статуях Индонезийского архипелага (Батак на Суматре, Ниас, Летти, Филиппины). По мнению Леенхардта, эти связи, обнаруженные на путях миграции из Азии в Океанию, позволяют приписать «двумерному» стилю, вероятно, древнее азиатское происхождение.
С другой стороны, к северу от Новой Каледонии встречаются объёмные фигуры и маски с подчёркнутым рельефом. Черты лица похожи на барельефы на дверях, а их формальная массивность напоминает статуи Соломоновых островов. Этот переход от двух измерений к трём почти незаметен.
Меланезия: бассейн Новой Гвинеи
Наиболее выразительное с точки зрения западной эстетики искусство происходит из Меланезии, которая включает Новую Гвинею и прилегающие острова к северу и востоку. Искусство каменного века, вероятно, лучше всего представлено в пещерах Каравари в Папуа-Новой Гвинее, где находятся лучшие образцы трафаретов рук и других видов настенного искусства в Меланезии. Для сравнения с отпечатками пальцев австралийских аборигенов см.: Пещерное искусство Куналды (18 000 лет до н.э.).
Существует огромное разнообразие стилей даже в пределах небольших, но густонаселённых регионов, таких как долина реки Сепик в Новой Гвинее. Меланезия также является ближайшей к Индонезии областью, что объясняет существующую здесь традицию декоративного блеска и причудливых орнаментов. Преобладает резьба по дереву, часто раскрашенная. Фигура предка и человеческая голова являются повторяющимися темами как в плетёных или резных и ярко окрашенных масках, так и в виде узоров, украшающих самые разные поверхности.
Для западного зрителя, не знакомого с символизмом этих произведений, их визуальная насыщенность, порой пугающая, может производить неизгладимое впечатление. В некоторых районах Папуа-Новой Гвинеи работы ремесленников высоко ценились, их даже коллекционировали, и со временем появились художники-специалисты.
Кроме Новой Гвинеи, большое внимание на Западе привлекла скульптура Новой Ирландии, одного из главных островов архипелага Бисмарка. Особенно известны фигурки предков ули и тесно связанная с ними декоративная скульптура малангган, создаваемая для погребальных фестивалей. Один из предметов из Новой Ирландии, хранящийся в западном музее, так называемая «лодка душ», известен в том числе благодаря своим внушительным размерам. Фигуры в каноэ выполнены в человеческий рост, но имеют устрашающий, демонический вид. Как и в фигурках ули, определённые части тела — глаза, зубы и гениталии — агрессивно подчёркнуты.
Меланезийский стиль искусства
Искусство Новой Гвинеи и окружающих её островов имеет много общего. Поскольку население бассейна имеет сложную и смешанную структуру, стили их скульптуры предоставляют ценные данные для антропологической классификации.
Швейцарский этнолог Феликс Шпейзер предложил номенклатуру стилей бассейна Новой Гвинеи. Однако следует помнить, что мы часто будем сталкиваться с первичным «двумерным» стилем, уже имеющим племенные вариации.
На юго-востоке первая группа стилей охватывает район Массим и Тробрианские острова. Этот стиль, сравнимый со стилем Соломоновых островов, представлен скульптурами из эбенового или чернёного дерева, часто инкрустированными перламутром или порошкообразной известью. Простые формы скорее декоративны, чем экспрессивны. Усилия художника сосредоточены на обработке лица, вырезанного с углублениями, и носа, образующего гребень. Эта склонность к вогнутым формам близка как к традициям Индонезийского архипелага, так и к каменным фигурам острова Пасхи.
В районе Массим и на прилегающих территориях, таких как острова Адмиралтейства, мы находим большие деревянные чаши изящной формы, используемые на пирах вождей. Чрезвычайно сдержанный декор чаш заимствовал свои мотивы из божественного мира птиц. На островах Адмиралтейства проявляется вкус к полихромной росписи, свойственный всему бассейну Новой Гвинеи. Некоторые фигуры напоминают плоский первичный стиль, но они украшены красными, чёрными и белыми треугольниками.
Скульптура залива Папуа и долины реки Пурари, а также залива Хуон, острова Тами, пролива Торреса и части голландской Новой Гвинеи вокруг озера Сентани, образует вторую гвинейскую группу с первичным стилем. Однако, помимо плоских фигур с гравировкой белыми линиями, в заливе Папуа встречаются маски из чёрно-белой ткани «тапа», в которых фантазия художников не знает границ: огромные глаза и рты, хищные клыки — всё это призвано внушать ужас.
Резьба по дереву обладает меньшей драматической силой. Народ сулка с полуострова Газель на Новой Британии создавал фантастические маски, которые, кажется, не имеют ничего общего с земным миром. Это огромные фигуры, напоминающие пугал, собранные из бамбука, полосок склеенной сердцевины саговой пальмы и развевающейся ткани «тапа». В определённые дни эти фигуры «оживают». Обнажённые танцоры, покрытые красной краской, торжественно проносят их вокруг садов, плодородие которых, как считается, зависит от этого визита духов. Магические танцы, в которых фигуры машут руками и кивают в такт деревянным гонгам, являются кульминационными моментами в эстетической жизни примитивных народов, самым живым и подлинным выражением их искусства.
Третья группа в Новой Гвинее объединяет стили реки Сепик, Раму и, в голландской Новой Гвинее, стили залива Гелвинк, залива Гумбольдта и юго-востока (Мерауке). За исключением народа абелам, чья пластика «двумерна», здесь преобладают более свободные, округлые формы. Памятные доски в честь предков, архитектурные орнаменты, фигуры на домах, резные украшения на каноэ — воображение художника вдохновляется всеми формами природы, и эти искусные украшения кажутся работами виртуозов. Одним из самых необычных, несомненно, является шнабельстиль («стиль клюва»), практикуемый племенем шамбри в долине Сепика. Их соседи, мундкуморы, предпочитают более массивные формы и иногда достигают мощного натурализма.
Искусство Новой Британии не так разнообразно, как искусство главного острова. Наиболее яркими произведениями являются гигантские маски общества Дук-Дук, на которых держится общественный порядок. Эта относительная скудость контрастирует с богатством скульптуры на Новой Ирландии, где мастера демонстрируют необычайную виртуозность.
В центре острова фигуры ули изображают мёртвых в монументальных формах, используя яркие, но тонко подобранные цвета. На севере фигуры уменьшаются в размерах, сохраняя при этом ту же простоту. Часто они почти исчезают под обилием изображений листьев, перьев, птиц и рыб, которые переплетаются, подобно новогвинейским орнаментам, погружая фигуру предка в свой символизм. Красные и белые цвета, резко контрастирующие друг с другом, а также чёрные и голубые оттенки вносят дополнительную сложность. Кроме того, жаберные крышки моллюсков придают изображениям стеклянный взгляд и галлюцинаторную живость.
Эти фигуры называются малангган, по названию праздников, на которых они выставляются. Художники, поддерживаемые богатыми покровителями, которые соревнуются за их услуги, готовят малангган втайне. В день праздника изображения показывают публике, обрушив часть ограды вокруг них. Толпа восхищается или критикует их. Этот «салон» — дань уважения обожествлённым мёртвым. На празднике их представляют танцоры в изысканно раскрашенных масках с причёсками и мощными, строгими профилями.
Поклонение мёртвым, демонстративное поведение покровителей, талант и соперничество художников, выразительная скульптура, наполненная мифическими символами, танцоры в грандиозных масках, симпатическая магия музыки — всё это делает праздники малангган синтезом искусств Меланезии и тех обстоятельств, которые их порождают.
Примечание: Меланезийское доисторическое искусство имеет близкое сходство с некоторыми видами наскального искусства аборигенов в Северной Австралии. Например, наскальная живопись Убирра (ок. 30 000 до н.э.), наскальная живопись Кимберли (ок. 30 000 до н.э.) и живопись Брэдшоу (ок. 15 500 до н.э.). Древнейшие произведения искусства в Австралии см. в Рисунок углём на скальном навесе Габарнманг (26 000 лет до н.э.).
Стиль в переходной зоне
Зона между Меланезией и Полинезией, населённая представителями обоих регионов (как и Микронезия, куда позже проникли и малайцы), бедна на искусство. Её деревянные статуи сводят человеческую фигуру к самым основным чертам. Двумерное лицо родственно как меланезийским изображениям, так и полинезийским из Тонга и Самоа. От первых нам известно несколько небольших женских фигурок. Лицо, лишённое рельефа, вытянуто в треугольник; остальная часть тела, за исключением рук в виде простых плоских планок, стремится подражать природе. Одно изображение полулежащей молодой девушки является символом идиллического полинезийского отдыха.
Иногда примитивные художники, словно отдыхая, отказываются от чистого творчества и подражают тому, что видят в реальности. На островах Санта-Крус, одни из которых населены темнокожими племенами, а другие — светлокожими племенами с запада, статуи напоминают тонганский стиль, несмотря на свою тяжеловесность. Фигурки подобного типа, вероятно, современные, появляются на островах Фиджи, где смешались кровь и культура двух океанических групп.
Треугольные лица, носы, образующие крест с бровями, узкие руки, характерные для искусства Тонга, и тела, отличающиеся чрезвычайным изяществом, характеризуют скульптуры Каролинских островов, в Нукуману и Такуу. Более известные фигуры из Нукуоро отличаются большей рельефностью. Удлинённые головы этих фигур, называемых тино, повторяются в некоторых статуэтках с Таити.
Древняя керамика в Полинезии, Меланезии и Микронезии обычно приписывается культуре Лапита. Простая керамика без орнамента, известная как Plainware, также встречается в археологических раскопках в южной части Тихого океана, хотя её связь (если она есть) с керамическим искусством Лапиты неясна. Чтобы увидеть, как керамика Океании вписывается в эволюцию гончарства, см.: Хронология керамики (26 000 до н.э. – 1900).
Полинезия
Искусство Полинезии, охватывающей широко разбросанные острова Тихого океана от Новой Зеландии до острова Пасхи, может показаться в сравнении менее экспрессивным и более декоративным. Фигуры и маски предков встречаются редко, не в последнюю очередь потому, что ранние христианские миссионеры провели тщательное и повсеместное уничтожение или повреждение скульптурных изображений божеств и предков. Но полинезийская любовь к созданию сложных ритмов на поверхности находит своё выражение во многих различных техниках: от эффектных изделий из перьев на Гавайях до замысловатой резьбы по дереву и зелёному камню новозеландских маори, включая «живое искусство» татуировки.
Увлечение маори криволинейным орнаментом было почти навязчивым. Сложные линейные узоры встречаются в украшении каноэ, дверных косяков и перемычек домов собраний. Эта традиция сохраняется и по сей день, хотя первоначальная жизненная сила лишь изредка проявляется в современных работах.
Полинезийский стиль искусства
Обратимся к сердцу «полинезийского треугольника», откуда отплыли племена, колонизировавшие острова Южных морей. Острова Общества, Острова Кука и Австралийские острова, которые когда-то были тесно связаны, свидетельствуют о родстве их искусств.
Здешние мастера были резчиками по камню. Они создавали священные ограждения алтарей, а также насыпи, на которых стоят некоторые дома. Большие каменные статуи встречаются редко. Самые массивные происходят из Раиваваэ.
Каменные изображения на Таити, Муреа и Раиатеа редко достигают метра в высоту, а большинство из них едва ли вдвое меньше. Формы, продиктованные каменным блоком, который обработан лишь несколькими выемками, предельно лаконичны. Крошечные деревянные изображения являются ритуальными предметами или использовались для украшения каноэ. Эти фигурки представляют умерших, но полинезийская религия также имела изображения своих высших богов. На Таити это простые символы.
Бог войны Оро представляет собой фрагмент дерева размером с детскую руку, покрытый плотной сетью из тонких нитей кокосового волокна (сеннита). К нему прикреплены алые перья краснохвостой тропической птицы. Соприкасаясь с ним, они сами превращались в изображения бога. В этом случае все следы искусства, как такового, исчезают.
На острове Мангая Тане, покровитель художников, символически представлен теслом, лезвие которого закреплено на монументальной рукоятке. Некоторые учёные видят стилизацию человеческой фигуры в украшающих её перекладинах. На Руруту и Раротонге изображения Тангароа, бога, создавшего мир и людей, представляют собой почти человеческую фигуру с цилиндрическим (Руруту) или плоским (Раротонга) туловищем, из которого человечество произрастает, как молодые побеги.
В Раиваваэ некоторые редкие деревянные статуи демонстрируют плоское лицо с чертами в форме креста на предельно геометризированных объёмах. Военные палицы и церемониальные вёсла с круглыми или прямоугольными мотивами, на рукоятках которых выгравированы человеческие фигуры (иногда линейные), вновь предстают как самые подлинные произведения искусства. На клинках вёсел мы также обнаруживаем вогнутые тела и круглые головки в стиле Таити или Нукуоро.
К северу от «треугольника», на Гавайских островах, к XII веку развилась монументальная деревянная скульптура, как полагают, под влиянием Таити, с которым гавайцы установили контакты. Ещё более древние скульптуры оставили на острове Некер грубые каменные изваяния, чьи лица родственны первичному субстрату океанического пластического искусства. Большие гавайские фигуры представляют богов, охраняющих святилища. Первые европейские посетители делали с них зарисовки. Искажённые позы, внушающие страх, и свирепые гримасы фигур с восемью ртами (повторяющиеся в Новой Зеландии) контрастируют со статичными статуями, которые встречались до сих пор. Реализм был развит ещё дальше, что доказывают некоторые недавно найденные домашние статуэтки.
Некоторые фигурки из плетёного камыша, украшенные оранжево-красными перьями тропической птицы, изображали бога войны Кукаилимоку. Его устрашающий образ носили с собой в бой. Изделия из перьев, также отличающиеся большой изысканностью, служили для создания великолепных плащей и головных уборов для вождей, напоминающих шлемы греческих гоплитов. Гавайцы также ценили посуду, блюда и небольшие предметы мебели с чистыми линиями, сделанные из дерева, отполированного до жёлтого цвета.
В юго-западной точке «треугольника» живут маори Новой Зеландии. Суровый климат закалил их характер и обострил гордость. Их несколько грубоватое, но по сути декоративное искусство часто символично. Синтетические формы покрыты сложными и тонкими арабесками маорийской спирали, возможно, заимствованной из геральдической татуировки (моко) воинов. После смерти воина его голову, тщательно обработанную дымом, сохраняли среди семейных сокровищ. Спираль создаёт видимое движение, которое иногда настолько реалистично, что утомляет глаз. Резные фигуры, которые редко имеют более двух измерений, деформированы, словно для того, чтобы уступить место декору, который вторгается во все предметы, волнообразно огибая порталы общинных домов и носы военных каноэ.
Можно ли связать эти орнаменты маори с орнаментами меланезийцев? Последние сдержанно располагают на плоской поверхности преобразованные природные мотивы. Маори же, работая с плоскостью, словно постоянно пытаются вырваться за её пределы, создавая иллюзию движения.
На юго-востоке искусство Маркизских островов подтверждает разнообразие вдохновения полинезийцев, однако у темнокожих народов разнообразие средств выражения было больше. Как и у маори, искусство Маркизских островов в основном графическое. Татуировка была его чистейшим выражением. Скульптура представляет собой поверхностную резьбу, лишь слегка затрагивающую очень простую первоначальную форму.
Святилища под открытым небом были наполнены большими и малыми изображениями Тики, первого человека, выполненными из камня или дерева. Его лицо с широко расставленными глазами, саблевидным ртом и завитками носа и ушей в равной степени повторялось как на коже мужчин, так и на самой незначительной утвари. Оно имеет некоторые черты того лика, который можно назвать типичным для искусства Тихого океана от Азии до острова Пасхи, а иногда даже для доколумбова искусства Мезоамерики.
Остров Пасхи
Атоллы Туамоту на пути к острову Пасхи, возможно, не знали никакого искусства, кроме религиозной поэзии, в которой появляется недавно обнаруженная грандиозная и загадочная фигура Кихо, величайшего из всех богов.
На Мангареве (острова Гамбье), которая способствовала заселению острова Пасхи, были найдены деревянные изображения с туловищами и конечностями, имитирующими природу; у них плоское лицо, которое уже встречалось ранее. Лишь в одном из них, кажется, сочетаются изогнутые и прямоугольные объёмы — пример тех абстрактных концепций, которые часто привлекали полинезийских скульпторов.
На южной оконечности этого региона находится остров Пасхи, или Рапа-Нуи, как его называют современные таитяне. Его огромные статуи из вулканической брекчии стали первым откровением полинезийского мегалитического искусства. Из этого материала, легко поддающегося резьбе каменными инструментами, жители острова Пасхи воздвигли более пятисот изваяний своих умерших предков, высота которых варьировалась от трёх до пятнадцати метров. В прошлом они стояли на алтарях святилищ, которые также служили гробницами. Команды специалистов интенсивно работали, чтобы высечь эти мегалиты за рекордно короткое время — три-четыре недели. Спустив статуи по склону из каменоломен, сотни мужчин и женщин тащили их к побережью океана.
Художники внесли очень мало вариаций в этот «массовый» тип статуй. Они происходят от стелы, и только их большие узкие маски, обрамлённые длинными ушами, имеют более двух измерений. Бюст, обрезанный у пупка, имеет руки, выполненные в технике барельефа. Лицо занимает две седьмых высоты. Тени сильно контрастируют с угловатыми поверхностями, освещёнными ярким океаническим светом.
Дерево на острове встречается редко и представлено в основном одним видом — Sophora toromiro, растением с тонкими, чахлыми стволами, которое сейчас находится на грани исчезновения. Иногда море выбрасывало на берег древесину, принесённую течениями. Неудивительно, что в местных легендах клады почти всегда состоят из деревянных предметов. Деревянные статуэтки, совсем не похожие на монументальные статуи, изображали умерших или духов. Они пользовались большим спросом для выставления вокруг святилищ в дни праздников.
Работы специалистов, некоторые из самых древних, отличаются отделкой и изысканностью, которые отметил ещё Джеймс Кук во время своего путешествия. Наиболее известны так называемые моаи кавакава (в переводе «статуи с рёбрами»), которым местные жители подражают до сих пор. Эти фигуры с пугающим реализмом изображают истощённых и бородатых стариков.
Местная версия бога Тане — Маке-Маке — украшена клювом альбатроса. Другие морские птицы играют важную роль в религиозной жизни. Существо с головой морской птицы, нарисованное свободной и точной линией, встречается повсюду на скалах и застывшей лаве. Сотни доисторических гравюр покрывают скальные поверхности, изображая существ и растения острова, предметы быта, такие как каноэ, бок о бок с фигурами, сочетающими в себе черты животных и человека. В сотнях знаков, выгравированных на деревянных табличках «ронго-ронго», некоторые исследователи видят систему письменности. (Сравните эти гравюры с наскальными рисунками полуострова Бурруп в Австралии).
Самым важным объединяющим элементом в искусстве Океании остаётся его «двумерность», обусловленная как слабо развитой техникой, так и рядом культурных факторов. Этот «первичный стиль» двумерности часто проявляется в изображении лица, но также и во всей фигуре, и прослеживается на всём пути миграции народов Океании из Южной Азии. Это наглядное доказательство фундаментального единства искусств Океании.
Коллекции
Кроме многочисленных островных центров наследия и музеев по всему Тихому океану, многие музеи в Индонезии и Австралии содержат образцы искусства и ремёсел Океании. К таким местам относятся: Музей изобразительного искусства и керамики (Museum Seni Rupa dan Keramik) в Джакарте; Национальная галерея Австралии (NGA) в Канберре; Национальная галерея Виктории (NGV) в Мельбурне; Художественная галерея Южной Австралии (AGSA) в Аделаиде; Художественная галерея Нового Южного Уэльса (AGNSW) в Сиднее; Художественная галерея Квинсленда (QAG) в Брисбене; и Художественная галерея Западной Австралии (AGWA) в Перте.
КАМЕННЫЙ ВЕК, ПРИМИТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Для получения информации о хронологии доисторического искусства, включая даты и события, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы ознакомиться с более поздними работами, см.: Хронология истории искусства.
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Искусство Древней Персии
Китайское искусство
Китайская керамика
Японское искусство
Искусство Индии
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Обзор примитивных форм искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство, см.: Античное искусство.
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Краткий обзор влияний и истории мусульманского изобразительного искусства см.: Исламское искусство.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. В разделе «Типы искусства».
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Подробнее о различных типах и стилях изобразительного искусства см.: Что такое искусство?
- Великие мексиканские монолиты выложены в сети в высоком разрешении
- Ватикан признал, что картина «Мученичество Святого Лаврентия» не принадлежит кисти Караваджо
- Работа, приписываемая Микеланджело, демонстрируется на выставке в Риме
- Выставка Роберта Крамба открыла Музей современного искусства в Париже
- MoMA поддерживает мексиканское искусство
- Тату в стиле полинезия: особенности и значения
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?