Океаническое искусство: Культура Меланезии, Микронезии, Полинезии читать ~24 мин.
В искусстве довольно широкий термин «Океаническое искусство» описывает произведения искусства (декоративно-прикладного искусства), созданные коренными местными народами в пределах огромной географической зоны – почти 10 000 километров с севера на юг и около 14,5 километров с востока на запад Тихого океана.
Разнообразие искусства Тихого океана
Эта зона охватывает континент (Австралия), второй по величине остров в мире (Новая Гвинея), несколько других крупных островов, таких как острова Новой Зеландии, и множество мелких островов, усеивающих огромную поверхность Тихого океана между Новой Гвинеей и Южной Америкой. Неудивительно, что племенное искусство, созданное на такой огромной территории, очень разнообразно по форме, причём как по этническим, так и по географическим причинам. Его создатели являются потомками последовательных переселений мигрантов с запада смешанного происхождения, некоторые монголоиды, некоторые меланоиды или темнокожие. Антропологи и этнологи обычно выделяют в Океании три отдельные области – а именно, Меланезию, Полинезию и Микронезию. Часто прослеживается сходство с искусством и культурой племён Юго-Восточной Азии.
Отличие от западного искусства
Изучая сходство с коренным африканским искусством, включая африканскую скульптуру, учёные пришли к выводу, что океанические артефакты не были сделаны с каким-либо представлением о том, что они являются «искусством», в том значении, как это слово используется на Западе. Океаническая живопись, скульптура и резьба по дереву были задуманы как неотъемлемая часть религиозных и социальных церемоний повседневной жизни островитян, и были аспектами различных распространённых форм поклонения предкам и поклонения духам. Акцент на плодородии повторяется, и есть также более зловещие признаки эпизодической охоты за головами и ритуального каннибализма.
Маски и орнаментированные черепа, а также статуи предков, встречаются повсеместно. Традиционные мотивы вырезаны, высечены или нарисованы на каноэ, вёслах, щитах, керамике, табуретах и сосудах. Изобразительное искусство обычно не ценится, отдельные черты подчинены сильному формальному ритму рисунка или моделирования, склонному к преувеличению или абстракции. Созданные предметы или узоры часто задумывались для придания некоторой маны, или сверхъестественной силы, и обычно отражают образы местных церемоний. Кроме этих видов религиозного искусства, практиковались также различные формы «живой» росписи тела, такие как боди-арт, татуировка и роспись лица.
Для сравнения масок см: Искусство коренных американских индейцев.
Существуют археологические свидетельства поселения людей в Океании ещё в эпоху верхнего палеолита каменного века, но до наших дней дошло мало наскальных рисунков большой древности, поскольку за некоторыми исключениями, такими как монументальные статуи из лавового камня на острове Пасхи, используемые материалы не особенно долговечны: окрашенное и вырезанное дерево, корявая ткань, растительные волокна, перья и кость. После изготовления немногие артефакты сохранялись как сокровища или долговечные памятники; большинство из них были заброшены или иногда уничтожены после того, как их непосредственное назначение было выполнено. Однако, поскольку иностранное вторжение в некоторые части региона произошло относительно недавно, традиции, в рамках которых они были созданы, часто остаются неизменными и стабильными вплоть до нашего столетия. Одну из лучших коллекций этнографических артефактов из Океании можно найти в Британском музее в Лондоне.
недавно объявленное пещерное искусство Сулавеси, датируемое 37 900 годами до н.э., легко можно считать древнейшим искусством каменного века, когда-либо найденным в Океании, и имеет значительные последствия для датировки искусства австралийских аборигенов. Он также может указывать на наличие пещерного искусства на островах южной части Тихого океана.
Стиль океанического искусства
Тихий океан таит в себе бесчисленные острова, где относительно изолированная архаическая цивилизация сохранилась до наших дней, не разрушая своим разнообразием фундаментального единства. В ней мы находим подтверждение магического и символического значения примитивизма (примитивного искусства).
Художники Океании проявляли большую фантазию в создании необычных форм и фигур. Наиболее полно они выражали себя в скульптуре, а иногда и в рисунке. Океанийцы вырезали рельефные или круглые фигуры, маски и массу других предметов, украшенных чеканкой или инкрустацией. Меланезийцы добавляли к ним цвет. Океанический рисунок проявляется в татуировке (строго полинезийское искусство), в узорах на тапасах из коры, в фигурках, выгравированных на дереве, и в наскальной резьбе. На первый взгляд, океаническая скульптура и рисунок демонстрируют чрезвычайное разнообразие стилей. При более внимательном рассмотрении это мнение меняется, чего, однако, некоторые авторы всё ещё придерживаются.
Одной из наименее известных форм океанического искусства, характерной для Вануату (бывшие Новые Гебриды) в южной части Тихого океана, является «рисование песком». Этот особый вид песочного искусства признан ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества».
Единство стиля в океаническом искусстве
Примитивное искусство – это одна из существенных черт его примитивности – имеет миссию, которая заключается не в выражении впечатлений творческого художника, как у нас, а скорее чувств группы. Среди народов Океании преобладает беспокойство о будущем. Меланезийская философия, как и австралийская, представляет себе мир без дифференциации, где мёртвые и живые, естественное и сверхъестественное сосуществуют в тесной связи. Живым приходится защищаться от ревности мертвых.
В результате был создан аппарат магических предосторожностей: изображения мёртвых, смешанные с изображениями тотемических животных, ящериц, крокодилов, морских птиц (которые являются древнейшими обожествлёнными предками), украшают дома собраний, служат масками для танцоров так называемых «тайных» обществ и освящают большое количество повседневных предметов.
Произведения искусства, привнося мифы в повседневную жизнь, обеспечивают равновесие в обществе, но вождь является связующим звеном между этим миром и миром сверхъестественным. Его власть основана на генеалогии, восходящей к богам-создателям, а также на свободно расходуемом и широко распределяемом состоянии. Эта традиция хорошо подходит для поощрения творчества, поскольку обилие произведений искусства и их блеск свидетельствуют о такой же щедрости по отношению к мёртвым (которых эти произведения чествуют), как и по отношению к живым (которые извлекают из них дополнительную магическую защиту).
Великие произведения искусства создаются в атмосфере праздника. Богач, который заказывает их, содержит художников и следит за тем, чтобы они были обеспечены всем необходимым и роскошью. Скупость в расходах может поставить под угрозу завершение работ и подвергнуть опасности их мистическую ценность.
Океанические художники, особенно скульпторы по дереву, которым мы обязаны строительством каноэ, вызывают восхищение как класс; их положение, как социальное, так и материальное, сравнимо с положением величайших вождей. Магия, включая безукоризненное исполнение обрядов, так же необходима для совершенного творчества, связанного со сверхъестественным миром, как и ручное мастерство или изобретательский гений.
Социальное положение полинезийских художников столь же высоко. Им приписывается особая добродетель, называемая мана, что является меланезийской концепцией. Мана – это сила, которая простирается от простого престижа до магической власти. Среди художников это вопрос установления связи со сверхъестественным миром. Мана передаётся при контакте. Инструменты великого художника сохраняют его силу, подобно аккумулятору, заряженному электрической энергией, и могут передавать её тому, кто её достоин. Изображения обожествлённых мёртвых, иногда собранные в святилищах вокруг гробниц, иногда хранящиеся в хижинах, менее многочисленны, чем в Меланезии. Эти фигурки украшают повседневные предметы, за исключением тех, которые предназначены для священного использования.
Верования полинезийцев эволюционировали к космогонии, которая, вероятно, азиатского происхождения; в ней доминирует всемогущество нескольких великих божеств. Хотя имена богов меняются в зависимости от места и времени, их функции остаются чётко определёнными, и искусство создало лишь несколько их изображений.
Общие черты стиля океанического искусства
Чтобы стать понятным сообществу, первобытный художник должен использовать формулы, доступные каждому. Поэтому квазипостоянные стили необходимы и как практическая, и как ритуальная необходимость. И снова искусство выступает как язык, с помощью которого художник обращается к сообществу в приемлемых для него формах. Эти «приемлемые формы» и составляют стиль.
Стиль голов
Полинезийская скульптура имеет общую черту: головы её фигур преувеличенно велики. Эта особенность проявляется в большинстве примитивных изображений, которые таким образом наивно подчёркивают значение, придаваемое месту расположения личности. Среди океанийцев, известных охотников за головами своих врагов, но также и благочестивых хранителей голов своих родителей, существует псевдо-статуар, в котором сохранённая голова моделируется с помощью воска и смолы и раскрашивается. Следовательно, стиль лучше всего проявляется в обработке голов и масок. У примитивов туловище или бюст являются лишь опорой для головы, и мы можем наблюдать, как форма туловища и других конечностей претерпевает незначительные изменения. Мы будем классифицировать стили в соответствии с различными способами обработки головы или лица.
Двухмерная конвенция
Искусствовед Морис Леенхардт в совершенстве проанализировал эстетический менталитет жителей Океании; он подчёркивает, что жителям Новой Каледонии трудно представить себе мир, состоящий более чем из двух измерений. Это объясняет дверные рамы этого региона. Хранителями входа являются предки, стилизованные в увеличенную сплющенную маску и ствол, сведённый к нескольким геометрическим знакам.
Та же формула применяется к фигурам с гребневыми столбами. Эти «двухмерные» характеристики повторяются и в других местах: на Новых Гебридах – в масках из Амбрима, в Малекуле – в стволах деревьев, превращённых в барабаны, в которых звучат голоса предков, чьи лица они несут. В заливе Папуа, среди абелам, в Новой Гвинее, изображения предков выглядят как вырезанные рисунки. Другие фигуры из Амбрима вырезаны более глубоко, вырезаны, перемоделированы (и раскрашены) в стволах папоротников. У этих фигур большие диски для глаз – характерная черта, повторяющаяся в столь же «двухмерных» статуях Маркизских островов и Новой Зеландии.
Эта обработка массы в двух измерениях может быть ограничена лицом. Иногда плоское лицо заключено в прямоугольник (Новая Гвинея, залив Хуон, залив Гельвинк), но чаще в треугольник. Примеров множество, от озера Сентани до Полинезии (Тонга, Санта-Крус, Муреа, Райававе) и в Микронезии (Каролинские острова). Более того, те же формулы применяются в некоторых статуях Индийского архипелага (Батак на Суматре, Ниас, Летти, Филиппины). По мнению Леенхардта, эти связи, обнаруженные на пути из Азии в Океанию, позволяют нам приписать «двухмерному» стилю, вероятно, древнее азиатское происхождение.
Круглые фигуры и маски с подчёркнутым рельефом встречаются, с другой стороны, к северу от Новой Каледонии. Черты лица похожи на барельефы на дверях, а их формальная массивность напоминает статуи Соломоновых островов. Этот переход от двух измерений к трём почти незаметен.
Меланезия: бассейн Новой Гвинеи
Наиболее «эстетичное» искусство происходит из Меланезии, которая включает Новую Гвинею и окраины небольших островов к северу и востоку. Искусство каменного века, вероятно, лучше всего представлено в пещерах Каравари в Папуа-Новой Гвинее, где есть лучшие примеры ручных трафаретов и других видов наскального искусства в Меланезии. Для сравнения с маркировкой пальцев австралийских аборигенов см: Пещерное искусство Куналды (18 000 лет до н.э.).
Существует огромное разнообразие, даже в пределах небольших, но достаточно густонаселённых регионов, таких как река Сепик в Новой Гвинее. Меланезия также является ближайшей к Индонезии областью, где существует традиция декоративного блеска и причудливых орнаментов. Преобладает резьба по дереву, часто цветная, а фигура предка и человеческая голова являются повторяющимися темами, как в тканых или резных и ярко раскрашенных масках, так и в виде узоров, как украшение на всех видах поверхности.
Для западного любителя искусства, не знакомого с их символизмом, визуальная интенсивность этих ремёсел – иногда ужасающая – может преследовать. В некоторых районах Папуа-Новой Гвинеи работы ремесленников ценились, даже коллекционировались, и появились художники-специалисты.
Кроме Новой Гвинеи, скульптура Новой Ирландии, одного из главных островов архипелага Бисмарка, привлекла большое внимание на Западе – особенно фигурки предков, известные как uli, и тесно связанная с ними декоративная скульптура malanggan, выставляемая на фестивалях. Один предмет из Новой Ирландии, хранящийся в западном музее, так называемая «лодка души», известен не в последнюю очередь благодаря своим внушительным размерам. Фигуры в каноэ имеют человеческий масштаб, но ужасающе демонический и нечеловеческий вид; как и в uli, значительные части тела агрессивно подчёркнуты – глаза, зубы и гениталии.
Меланезийский стиль искусства
Новая Гвинея и череда островов, которые её окружают, имеют родственные искусства. Поскольку население бассейна имеет сложную и очень смешанную структуру, стили их скульптуры предоставляют ценные данные для антропологической классификации.
Швейцарский этнолог Феликс Шпейзер предложил номенклатуру для стилей бассейна Новой Гвинеи. Но мы должны помнить, что мы часто будем сталкиваться с первичным двухмерным стилем, уже определённым с племенными вариациями.
На юго-востоке первая группа стилей охватывает район Массима вместе с Тробриандскими островами. Сравнимая со стилем Соломоновых островов, она состоит из скульптур из эбенового или чернёного дерева, часто инкрустированных перламутром или порошкообразной известью. Простые формы скорее декоративны, чем выразительны. Усилия художника сосредоточены на обработке лица, выдолбленного из массы, с носом, образующим гребень. Это пристрастие к углублениям близко как к формулам индийского архипелага, так и к формулам каменных фигур острова Пасхи.
В районе Массима и его зависимых территорий, таких как острова Адмиралтейства, мы находим большие деревянные кубки тонкой элегантности, используемые на банкетах вождей. Чрезвычайно сдержанный декор кубков заимствовал свои мотивы из божественного мира птиц. На островах Адмиралтейства мы видим проявление вкуса к полихромной работе, свойственного бассейну Новой Гвинеи. Некоторые фигуры напоминают плоский первичный стиль, но они украшены красными, чёрными и белыми треугольниками.
Скульптура залива Папуа и долины реки Пурари, вместе с заливом Хуон, островом Тами, проливом Торрес и частью голландской Новой Гвинеи вокруг озера Сентани, образует вторую гвинейскую группу с первичным стилем. Однако, помимо плоских фигур, выгравированных белыми линиями, в заливе Папуа встречаются маски из черно-белой тапы, в которых фантазия художников даёт волю воображению: огромные глаза и рты, пожирающие клыки – фигуры, призванные внушать ужас.
Резьба по дереву обладает меньшей драматической силой. Сулка с полуострова Газель на Новой Британии придумали фантастические маски, которые, кажется, вообще не связаны с землёй. Это огромные «вороны-пугала», собранные из бамбука, полосок приклеенного костного мозга и развевающейся тапы.В определённые дни эти фигуры оживают. Обнажённые тела, покрытые красным гримом, торжественно водят их вокруг фруктовых садов, плодородие которых связано с этим визитом духов. Магические танцы, в которых фигуры машут руками и кивают в движениях, регулируемых ритмом деревянных гонгов, являются великими моментами в эстетической жизни примитивов, самым жизненным и подлинным выражением их искусства.
Третья группа, в Новой Гвинее, объединяет стили реки Сепик, Раму и, в голландской Новой Гвинее, стили залива Гельвинк, залива Гумбольдта и юго-востока (Мерауке). За исключением абелам, чья пластика «двухмерна», здесь преобладают круглые формы, которые отличаются большей свободой. Бляшки, напоминающие о предках, архитектурные орнаменты и фигуры на домах, резные украшения на каноэ – воображение художника вдохновляется всеми формами, предоставленными природой, и эти искусные украшения кажутся работами виртуоза. Одним из самых странных, несомненно, является шнабельстиль («стиль клюва»), практикуемый племенем тчамбули в Спике. Близлежащие мундкуморы предпочитают более прочные формы и иногда достигают мощного натурализма.
Искусство Новой Британии не отличается таким изобилием, как искусство главного острова. Наиболее яркими произведениями являются гигантские маски общества Дукдука, на которых держится общественный строй. Эта бедность контрастирует с богатством скульптуры на Новой Ирландии, где скульпторы демонстрируют необычайную виртуозность.
В центре острова фигуры Ули изображают мёртвых в огромных формах, в сильных, но тонких цветах. На севере фигуры уменьшаются в размерах, сохраняя при этом ту же простоту. Часто они исчезают под обилием листьев, перьев, птиц и рыб, которые переплетаются, как новогвинейские орнаменты, погружая предка в их символизм. Красные и белые цвета, резко контрастирующие между собой, несколько чёрных и голубых оттенков – все это вносит дополнительную сумятицу. Кроме того, жаберные крышки моллюсков наделяют изображения стеклянным взглядом и некой галлюцинаторной жизнью.
Эти фигуры называются малангган, по названию праздников, на которых они выставляются. Художники, поддерживаемые богатыми покровителями, которые конкурируют за их услуги, готовят малангган втайне. В день праздника изображения показывают, обрушив часть ограды вокруг них. Толпа восхищается или критикует их. Этот «салон» – дань уважения обожествлённым мёртвым. На нём они представлены танцорами в изысканно раскрашенных масках с причёсками и мощными профилями высшей серьёзности.
Поклонение мёртвым, показное поведение покровителей, талант и соперничество художников, выразительная скульптура, наполненная мифическими символами, танцоры с грандиозными масками, музыкальная симпатическая магия – все это делает праздники малангган синтезом искусств Меланезии, а также обстоятельств, которые их окружают и порождают.
Примечание: Меланезийское доисторическое искусство имеет близкое сходство с некоторыми видами наскального искусства аборигенов в Северной Австралии. Например, наскальная живопись Убирра (ок. 30 000 до н.э.), наскальная живопись Кимберли (ок. 30 000 до н.э.) и живопись Брэдшоу (ок. 15 500 до н.э.). Древнейшие произведения искусства в Австралии см. в Рисунок углём на скальном приюте Габарнманг (26 000 лет до н.э.).
Стиль в переходной зоне
Зона между Меланезией и Полинезией, населённая представителями обоих регионов (как Микронезия, в которую недавно вошли и малайцы), бедна искусством. Ее деревянные статуи сводят человека к самым необходимым чертам. Двухмерное лицо родственно меланезийским представлениям, а также полинезийским Тонга и Самоа. От первых мы знаем несколько небольших женских фигурок. Лицо, без рельефа, вытянуто в треугольник; остальное тело, за исключением рук, простых плоских палок, стремится подражать природе. Одно изображение молодой девушки, полулежащей, является символом идиллического полинезийского отдыха.
Иногда первобытные художники, чтобы расслабиться, отказываются от чистого творчества и подражают тому, что видят на самом деле. На островах Санта-Крус, некоторые из которых населены чернокожими племенами, а другие – коричневокожими племенами с запада, статуи напоминают тонганский стиль, несмотря на их тяжеловесность. Фигурки подобного типа, вероятно, современные, появляются на островах Фиджи, где смешались кровь и культура двух океанических групп.
Треугольные лица, носы, образующие крест с бровями, узкие руки тонганцев и тела, отличающиеся чрезвычайным изяществом, характеризуют скульптуры Каролинских островов, в Нуку-ману и Такуу. Более известные фигуры из Нукуора отличаются большей рельефностью. Удлинённая масса голов этих Тино повторяется в некоторых статуэтках с Таити.
Древняя керамика в Полинезии, Меланезии и Микронезии обычно приписывается культуре Лапита. Форма керамики под названием Plainware также встречается в археологических раскопках в южной части Тихого океана, хотя её связь (если она есть) с керамическим искусством Лапиты неясна. Чтобы увидеть, как керамика Океании вписывается в эволюцию керамики, см: Хронология керамики (26 000 до н.э. – 1900).
Полинезия
Искусство Полинезии, широко разбросанных островов Тихого океана от Новой Зеландии до острова Пасхи, может показаться в сравнении менее жизненным и более декоративным. Фигуры и маски предков встречаются редко; не в последнюю очередь потому, что ранние христианские миссионеры завершили тщательное и повсеместное уничтожение или увечье скульптурных божеств предков. Но полинезийская радость от создания сложных ритмов поверхностного рисунка находит своё выражение во многих различных средствах: от эффектных перьевых изделий Гавайев до замысловатой резьбы по дереву и зелёному камню новозеландских маори – включая «живое искусство» татуировки.
Увлечение маори криволинейным орнаментом поверхности было почти навязчивым; сложные линейные узоры встречаются в украшении каноэ, дверных косяков и перемычек домов собраний и сохраняются до сих пор, даже если первоначальная жизненная сила проявляется лишь изредка в современных работах.
Полинезийский стиль искусства
Давайте подойдём к сердцу полинезийского треугольника, из которого отплыли племена, колонизировавшие острова Южных морей. Острова Общества, Острова Кука и Австралийские острова, которые когда-то находились в тесной взаимосвязи, предоставляют свидетельства родственных искусств.
Здесь мастера – резчики по камню для священных ограждений алтарей, а также для насыпей, на которых стоят некоторые дома. Большие каменные статуи встречаются редко. Самые массивные – из Рая-ваве.
Каменные изображения на Таити, Муреа и Раиатеа редко достигают трёх футов в высоту, а большинство едва ли вдвое меньше. Формы, продиктованные блоком, который пронизан лишь несколькими выемками, граничат с нищетой. Крошечные деревянные изображения являются ритуальными предметами или использовались для украшения каноэ. Эти фигурки представляют умерших, но полинезийская религия также представляла своих высших богов. На Таити это простые символы.
Бог войны Оро представляет собой фрагмент дерева размером с детскую руку, покрытый плотной сетью из тонких нитей кокосового волокна (сеннита). К нему прикреплены алые перья краснохвостой тропической птицы. Соприкасаясь, они превратились в изображения бога. Наконец, все следы искусства испарились.
В Мангае Тане, покровитель художников, символизируется с помощью клеща, лезвие которого закреплено на монументальной рукоятке. Некоторые учёные видят стилизацию человеческой фигуры в украшающих её крестовинах. На Руруту и Раротон-га изображения Тангароа, бога, создавшего мир и людей, представляют собой почти человеческую фигуру с цилиндрическим (Руруту) или плоским стволом, из которого человечество выходит, как молодые побеги, бьющие соком. Тангароа с острова Раротонга в профиль имеют большие вытянутые глаза с тяжёлыми веками, похожие на рот.
В Раиававе некоторые деревянные статуи большой редкости демонстрируют плоское лицо с чертами в форме креста на мельчайших геометрических массах. Военные булавы и государственные весла с круглыми или прямоугольными мотивами, на рукоятках которых выгравированы человеческие фигуры, иногда линейные, снова являются самыми подлинными произведениями искусства. На клинках мы также вновь обнаруживаем вогнутые тела и круглые головки в стиле Таити или Нукуора.
К северу от треугольника (Гавайские острова) деревянная статуя огромных размеров развилась к XII веку, как полагают, под влиянием Таити, с которым гавайцы установили отношения.Ещё более древние скульптуры оставили на острове Некер грубые каменные останки, их лица сродни первичному субстрату океанического пластического искусства. Большие гавайские фигуры представляют богов, охраняющих святилища. Первые белые посетители делали с них рисунки. Искажённые жесты, внушающие страх, свирепые гримасы фигур с восемью ртами (повторяющиеся в Новой Зеландии) контрастируют со статичными статуями, которые встречались до сих пор. Реализм был продвинут ещё дальше, что доказывают некоторые недавно найденные домашние статуэтки.
Некоторые фигурки из плетёного камыша, украшенные оранжево-красными перьями тропической птицы, изображали бога войны Кукаилимоку, чей устрашающий образ носили с собой в битве. Изделия из перьев, также отличающиеся большой изысканностью, давали королям великолепные плащи и головные уборы, как у греческой пехоты. Гавайцы также любили тарелки, блюда и небольшие предметы мебели с чистыми линиями, сделанные из дерева, отполированного и окрашенного в жёлтый цвет.
В юго-западной точке треугольника находятся маори Новой Зеландии. Суровый климат закалил их характер и обострил их гордость. Их несколько грубоватое, но по сути декоративное искусство часто символично. Синтетические формы покрыты сложными и тонкими арабесками маорийской спирали, возможно, заимствованной из геральдической татуировки (моко) воинов. После смерти голова, тщательно окуренная, сохраняется среди семейных сокровищ. Спираль создаёт видимое движение, которое иногда настолько реалистично, что утомляет глаз. Резные фигуры, которые редко имеют более двух измерений, деформированы, как будто для того, чтобы избежать декора, который вторгается во все предметы, волнообразно огибая порталы общинных домов, а также крылья военных каноэ.
Можно ли связать эти орнаменты маори с орнаментами меланезийцев? Последние делают трезвое расположение на плоской поверхности природных мотивов, которые они преобразуют. Маори, с другой стороны, не покидая плоской поверхности, кажется, постоянно ускользают от нее.
На юго-востоке искусство Маркизских островов подтверждает разнообразие вдохновения полинезийцев; однако разнообразие средств выражения у чернокожих народов больше. Как и у маори, искусство Маркизских островов в основном графическое. Татуировка была его чистейшим выражением. Скульптура представляет собой поверхностную резьбу, слегка касающуюся очень простой первоначальной формы.
Святилища под открытым небом были наполнены большими или маленькими изображениями Тики, первого человека, выполненными из камня или дерева. Его лицо с широко расставленными глазами, саблевидным ртом и завитками носа и ушей в равной степени повторяется на мужской коже и на самой незначительной утвари. Он имеет некоторые характеристики того лика, который, можно сказать, типизирует искусство Тихого океана от Азии до острова Пасхи, а иногда даже до Доколумбова искусства Мезо-Америки.
Остров Пасхи
Атоллы Туамоту на пути к острову Пасхи, возможно, не знали никакого искусства, кроме религиозной поэзии, в которой появляется недавно обнаруженная грандиозная и запутанная личность Кихо, величайшего из всех богов.
В Мангареве (на островах Гамбиер), которая способствовала заселению острова Пасхи, были найдены деревянные изображения со стволами и конечностями, имитирующими природу; они имеют плоское лицо, которое уже встречалось. Только в одном, кажется, сочетаются изогнутые и прямоугольные объёмы, пример тех абстрактных концепций, которые часто привлекают полинезийских скульпторов.
На южной оконечности этого региона находится остров Пасхи, Рапа-Нуи современных таитян. Его огромные статуи из вулканической брекчии стали первым откровением полинезийского мегалитического искусства. Из этого материала, легко поддающегося резьбе каменными буравами, жители острова Пасхи воздвигли более пятисот изображений своих умерших, высота которых варьировалась от девяти до сорока восьми футов. В прошлом они стояли на алтаре святилищ, которые также служили гробницами. Команды специалистов лихорадочно работали, чтобы высечь эти мегалиты за рекордное время – три-четыре недели. Спустившись по склону из мастерских, сотни мужчин и женщин тащили их к краю океана.
Художники внесли очень мало вариаций в этот «массовый тип». Они происходят от стелы, и только их большие узкие маски, обрамлённые длинными ушами, более чем двухмерны. Бюст, обрезанный у пупка, имеет барельефные руки. Лицо занимает две седьмые части высоты. Тени сильно контрастируют с угловатыми поверхностями, освещёнными светом океана.
Само дерево встречается редко и происходит от одного вида: Sophora toromiro, с чахлыми облезлыми стволами. Иногда море выбрасывает плавающее дерево. Таким образом, в легендах клады всегда состоят из деревянных предметов. Деревянные статуэтки, совсем не похожие на монументальные статуи, изображали умерших или духов. Они пользовались большим спросом для выставления вокруг святилищ в дни праздников.
Работы специалистов, некоторые из самых древних, отличаются отделкой и изысканностью, которые Кук заметил во время своего путешествия. Самые известные, называемые моаи кавакава (многогранные статуи) туземцами, которые до сих пор подражают им, изображают истощённых и бородатых стариков с макабрическим реализмом.
Местная версия бога Тане Маке Маке украшена клювом альбатроса. Другие морские птицы играют важную роль в религиозной жизни. Существо с головой морской птицы, нарисованное свободной и точной линией, роится над скалами и лавой. Сотни доисторических гравюр покрывают несколько квадратных ярдов поверхности, изображая существ и растения острова, предметы быта, такие как каноэ, бок о бок с фигурами, сочетающими в себе элементы животных и человека. В сотнях знаков, выгравированных на деревянных табличках, некоторые власти считают, что видят письменность. (Сравните эти гравюры с наскальными рисунками полуострова Бурруп в Австралии).
Самым важным объединяющим элементом в искусстве Океании остаётся его «двухмерность», в основном навязанная плохо развитой техникой и несколькими культурными факторами. Этот «первичный стиль» двухмерности часто проявляется в лице, но также и во всей фигуре, и повторяется на всем пути миграции, которому следовали океанийцы из Южной Азии. Это наглядное доказательство фундаментального единства искусств Океании.
Коллекции
Кроме многочисленных островных центров наследия и музеев по всему Тихому океану, многие музеи в Индонезии и Австралии содержат образцы искусства и ремёсел Океании. К таким местам относятся: Музей изобразительного искусства и керамики (Museum Seni Rupa dan Keramik) в Джакарте; Национальная галерея Австралии (NGA) в Канберре; Национальная галерея Виктории (NGV) в Мельбурне; Художественная галерея Южной Австралии (AGSA) в Аделаиде; Художественная галерея Нового Южного Уэльса (AGNSW) в Сиднее; Художественная галерея Квинсленда (QAG) в Брисбене; и Художественная галерея Западной Австралии (AGWA) в Перте.
КАМЕННЫЙ ВЕК, ПРИМИТИВНАЯ КУЛЬТУРА
Для получения информации о хронологии доисторического искусства, включая даты и события, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы ознакомиться с более поздними работами, см.: Хронология истории искусства.
ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Искусство Древней Персии
Китайское искусство
Китайская керамика
Японское искусство
Искусство Индии
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Обзор примитивных форм искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство, см.: Античное искусство.
ИСКУССТВО ИСЛАМА
Краткий обзор влияний и истории мусульманского изобразительного искусства см.: Исламское искусство.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. В разделе «Типы искусства».
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Подробнее о различных типах и стилях изобразительного искусства см.: Что такое искусство?
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?