Шумерское искусство читать ~14 мин.
Шумеры – представители раннего искусства античности. Шумеры были первыми цивилизованными людьми, которые поселились в землях южной Месопотамии, осушая болота для сельского хозяйства, начиная торговлю и устанавливая новые формы древней глиняной посуды (первые массово-произведённые чаши, сделанные в Уруке, около 4000 лет до н.э.), наряду с ремёслами, такими как ткачество, изготовление изделий из кожи и металла. Эти поздние формы неолитического искусства значительно выиграли от прироста населения, вызванного стабильным снабжением продовольствием и оседлой природой шумерской жизни. Шумерская цивилизация затмевает все остальные в этом регионе, в том числе египетскую культуру, благодаря своим передовым законам, изобретениям и искусству. Можно сказать, что уже древние анатолийские места, такие как Гобекли тёпе (ок. 500 г. до н.э.), относящиеся к эпохе мезолитического искусства, дали более ранние признаки существенной цивилизации. Шумерская культура процветала в течение 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры, а затем была захвачена семитоязычными царями Аккадской империи около 2270 года до н.э.
Примерно до 3500 г. до н.э. шумерское искусство действительно отличалось только гончарным ремеслом – хотя по типу и качеству оно намного превосходило любые формы греческой керамики, произведённые до этого момента. После этого мы видим появление свободно стоящей скульптуры, наряду с ранними бронзовыми статуэтками, примитивными типами личных украшений и декоративными узорами на широком спектре артефактов. Доказательства продвинутых методов литья меди и бронзы появляются в третьем тысячелетии, когда некоторые сложные бронзовые скульптуры были сделаны в результате сложного процесса литья утраченным воском (cire-perdue). Раскопки в Уре выявили огромное количество богатых гробниц, содержащих золото, серебро, лазурит и украшенные предметы из ракушек, а также игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. Образованные слои шумерского населения использовали глиняные стелы (таблички с рельефной скульптурой) для повествования историй.
Характеристика шумерской культуры
Шумерия была совокупностью по меньшей мере 12 городов-государств на Евфрате, недалеко от Персидского залива, в каждом из которых правил Царь. Среди них: Адаб, Акшак, Бад-Тибира, Эрех, Киш, Лагаш, Ларак, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Урук и Ур. Предполагается, что шумеры не были самыми ранними жителями этого региона, а скорее были «захватчиками», хотя до сих пор не определено, откуда они пришли и кого именно они вытеснили. На заре известной истории они были доминирующими, создавая самые ранние и самые прочные письменные языки региона (шумерские надписи на пиктограммах были породителями клинописных знаков, которые должны были распространиться на большую часть Ближнего Востока); развитие навыков в металлургии до своих соседей (первое использование меди произошло в Шумере ещё в 5000 лет до н.э.); изобретение гончарного круга (около 4500 г. до н.э.), а также первый колёсный транспорт (3200 г. до н.э.). Также они делали эпохальные шаги вперёд в гражданской организации, войне, праве и искусстве. Вполне возможно, что они пришли с иранского плато на восток, принеся с собой эти достижения из какого-то ещё неизвестного персидского или скифского места рождения их культуры.
Профессор К. Леонард Вулли, который, как археолог и писатель, сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы вытащить шумеров из безвестности и поставить их на первый план в первом эпизоде истории человеческой цивилизации, готов дать им преимущество над некогда хвалёными аккадцами, или настоящими вавилонянами, как основателям месопотамского искусства и культуры. Затем он идёт дальше, ставя их перед египтянами, как первопроходцев-законодателей, изобретателей и художников. Он указывает на то, что в период расцвета общин Шумера, скажем, с 3500 г. до н.э., в Египте ещё не было металлов, там ещё не изобрели и не использовали гончарный круг и не имели письменного языка.
Шумерское искусство
Что касается легендарных истоков шумерского искусства, профессор Вулли цитирует вавилонца по имени Беросс, около 300 г. до н.э., который заявил, что города Шумеров были основаны расой наполовину людей, наполовину рыб, пришедших из Персидского Залива под предводительством Оаннеса; и «все вещи, которые способствуют улучшению жизни, были завещаны людям Оаннесом, и с тех пор никаких дальнейших изобретений сделано не было». А на самом деле Беросс упоминает лишь о тех достижениях, которые современные историки считают наиболее важными в становлении человека: сельское хозяйство, использование металлов и письмо. Вполне вероятно, что эти достижения развивались вместе, одним движением вперёд человеческого интеллекта; и самые ранние датированные свидетельства их найдены у Шумеров.
Раскопки в Тёпе Гавре в Ираке в 1936-37 гг. позволили открыть стены фундамента «дошумерского» акрополя, датируемого до 4000 лет до н.э., и реликвии, свидетельствующие о том, что «роспись глинянных народов» долгое время считалась примитивной, за исключением их мастерства в керамике «оценённой развитой и сбалансированной цивилизацией». Есть также свидетельства запланированного общественного строительства, даже монументальной архитектуры, с внутренними опорами и пилястрами; религиозной деятельности в храмах; изготовления печатей; о первом ювелирном искусстве в форме золотых бусин и, таким образом, о первом ювелирном искусстве в этом регионе; о музыкальных инструментах; глиняных вазах с «первой пейзажной живописью» – все это приписывается времени за пятьсот или более лет до даты, ранее принятой как знаменующей начало истории и цивилизованного искусства. Другими словами, шумерская культура, которая ранее считалась наравне с позднеисторическим искусством, теперь, как стало известно, обладает многими культурными атрибутами, обычно связываемыми с более поздней египетской цивилизацией.
Стоит помнить, что в то время как шумерская цивилизация процветала, Европа оставалась в темноте каменного века, охваченная дикостью и мраком.
Стела Стервятников (ок. 2800 г. до н.э.)
При раскопках руин Лагаша, шумерского города-государства, археологи обнаружили фрагменты каменной доски (или стелы), вылепленной в низком рельефе, которая была заказана в качестве военного мемориала царём Эннатумом. С одной стороны памятник в картинках и тексте рассказывает о военных успехах всепобеждающего царя. На ней он изображён, ведущим своих солдат в бой. Рядом находятся кучи мёртвых тел, принадлежащих врагам, а стервятники летают над головой, унося расчленённые части убитых. Другая сторона стелы показывает одобрение Богов. Он изображает бога, держащего геральдический символ Лагаша, аккуратно уничтожающего его врагов. Считается, что этот предмет скульптуры с рельефным повествованием является самым ранним известным примером рассказанной на картинах истории устойчивого визуального искусства. Его тема – «война» – одна из четырёх основных тем того времени; другие три – цари, боги и охота.
Стела Стервятников – важный пример месопотамской скульптуры позднего шумерского периода, но она менее репрезентативна (для шумерского искусства в целом), чем маленькие фигурки животных, объёмные и в низком рельефе, мемориальные доски и печати. Все они более характерны как произведения мастеров ранних городов-государств. Дух в целом более человечный и более доброжелательный, чем что-либо в более поздних и более крупных культурах (например, в ассирийском искусстве), в которые должны были проникнуть шумеры. В этих рисунках больше декоративного искусства, менее хвастливого и бурного повествования; больше украшения и больше любви к миниатюрной изысканности. И, что довольно любопытно, в одной из ранних шумерских эпох искусства есть степень «нереализованного реализма», верности поверхностной природе, которую никто не превзошёл до греческих времён. Таким образом, в течение столетий до 3000 лет до н.э. люди создавали статуэтки и рельефы настолько характерно «реалистично», что только после появления греческой высшей классической скульптуры (около 400 г. до н.э.) имитационное мастерство снова пошло вверх. Произведения искусства, которые выживают в этот период, имеют отношение главным образом к богам, царям и дворянам. Это фигурки богов, рельефы в память о почестях, оказанных богам, и предметы роскоши.
Шумерская архитектура
От архитектуры шумеров остались только развалины, слишком фрагментарные, чтобы гарантировать детальные предположения относительно «внешнего вида» монументальных или бытовых зданий, хотя технически очень важно, что шумеры использовали рудиментарные арки и своды за 3000 лет до того, как римская архитектура оставила свой след в истории. Общепринятым строительным материалом был глиняный кирпич. На равнине между Тигром и Евфратом не было ни камня, ни дерева в изобилии, и архитектурные формы были, несомненно, простыми и похожими на блоки, как большинство ранних кирпичных сооружений. Самой ранней особенностью монументального здания, кажется, была храмовая башня, возможно, искусственный заменитель вершины холма, с которого поклонялись богам, и это, возможно, был предок ассирийского зиккурата, мусульманского купола и минарета, христианской колокольни и шпиля. Зиккурат в Уре, а также более поздние в Вавилоне и Ассирии были построены в несколько меньших по размеру этажностях, один имел наверху алтарь. Доступ с земли (или платформы) внизу обычно осуществлялся по пандусам. «Здание» представляло собой действительно фигурный холм без комнат – за исключением храма наверху – своего рода ступенчатой пирамиды. Археологи в Шумере также обнаружили множество зданий с укреплёнными стенами. Их опоры были как структурными, так и декоративными и стали особенностью шумерской архитектуры.
Для сравнения с Египтом см. текст о Древнеегипетской Архитектуре, а также Египетской Пирамидальной Архитектуре (ок. 2650-1800 гг. до н.э.).
Шумерская рельефная скульптура
Низко-рельефная скульптура свободно использовалась на стенах зданий и, из материалов, менее тяжёлых, чем камень, в качестве украшения на роскошной мебели. Отдельные таблички-памятники, или стелы, постепенно стали частым явлением. Вполне вероятно, что мировое сокровище скульптурных произведений из Шумера будет значительно увеличено, поскольку до настоящего времени раскопано лишь несколько мест, наиболее важные из которых находятся в Уре, Лагаше, Эриду, Кише и Ниппуре, но из этих примеров, уже можно сформировать картину обществ, которые восхищаются утончённым искусством обработки металла, камня и ракушки, а также красочными украшениями и замысловатыми узорами. И есть несколько примеров, которые указывают на имеющийся значительный смысл чисто пластического искусства.
Рельефы, обычно известные как ранние шумерские – такие как «Табличка Ур-Нины» – и сделанные задолго до 3000 лет до н.э., довольно неумелые и ремесленные. Но фриз с изображениями людей и животных, когда-то прикреплённый к стене храма в Аль-Убейде около Ура, сделанный из известняковых барельефов, установленных в более тёмные каменные панели, уникально эффективен и привлекательно декоративен. Фасад, кажется, был необычайно богат различными видами мозаики и каменной скульптуры. Были найдены примеры терракотовой скульптуры, а также остатки нескольких известняковых фризов, а также обширные медные рельефы, в том числе большая кованая панель над дверью, изображающая орла с головой льва и двух оленей, и живописный фриз в меди. Вокруг уступа под этими рельефными элементами находился ряд волов в круге, выбитый по листу меди на деревянной основе. Здание датируется серединой тридцать первого века до нашей эры.
В то время как монументальные работы с более ранними датами отсутствуют, есть некоторые признаки того, что этому искусству предшествовало длительное развитие зрелого рисунка и резьбы. Таблички с ракушками, прикреплённые к игровым доскам, музыкальным инструментам и мебели, свидетельствуют о необычайно резком орнаменте с фигурами, одновременно характерными и хитроумно декорированными для геральдического эффекта. Иногда они вырезаны в низком рельефе на контрастном фоне. Есть также квадратная плитка, с ракушками с резкими линейными формами, выгравированными или вырезанными. Линии были заполнены красной или иногда чёрной пастой, чтобы сделать рисунок чётким и выразительным, благодаря процессу, повторенному сорок столетий спустя в Европе (ниелло, niello-work).
Статуэтки
Есть объёмные статуи истинного шумерского периода, которые свидетельствуют о способности к полной скульптурной среде, хотя нет ничего, что приближалось бы к благородству и тонкой эстетической выразительности образной египетской скульптуры периода Старого Царства. Действительно, начиная с тридцать первого века, вплоть до времён царя Гудеи, примерно в двадцать пятом веке, в конвенциях искусства, по-видимому, мало что изменилось и, конечно же, не произошло значительного улучшения навыков. Некоторые из более поздних полнометражных статуй царя Гудеи являются массивными, эффективно упрощёнными и покоящимися, но во внутренней скульптурной жизни, в пластической выразительности мало что выделяет наскальную живопись вдоль Нила.
Как и в случае с Древней Грецией, почти вся шумерская живопись была потеряна из-за вандализма или недолговечности. К счастью, некоторые настенные росписи сохранились, но нет никаких известных примеров энкаустической живописи или темперной живописи по образцу египетских портретов мумий Фаюм (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
Декоративное искусство
Скорее всего, в области фигурок, особенно когда речь идёт о животных, достигается выдающееся превосходство. Есть, например, фигура осла (датированная 3100 г. до н.э.), которую царица Шуб-ад прикрепила в качестве талисмана к поводку на хомуте ослов своей колесницы. Это довольно реалистичная скульптура, демонстрирующая хитрый ракурс, но с должным учётом использования и расположения фигур. Скульптурно привлекательны также головы некоторых быков из серебра и меди. Некоторые из них были украшениями на лирах и, возможно, не должны оцениваться независимо. Но значение имеет тот случай, когда фрагменты эффективны, даже когда вырваны из исходного контекста.
Между прочим, современный мир обязан своим знанием осла царицы Шуб-ад и голов этих быков, а также ракушек с игровых досоки их сохранности одной богатой находке в Уре и обычаю, принятому в ранней человеческой цивилизации. Согласно этикету Первой династии, около 3100 г. до н.э., когда царица умерала, большое количество её фрейлин также хоронились в её погребальной камере на царском кладбище, чтобы дать ей помощь и утешение в загробной жизни. С ними замуровывались также такие земные сокровища, как колесница, арфы, венки и предметы туалета.
Искусство головных уборов, ювелирных украшений, золотых сосудов и статуй в целом связано с чрезмерным орнаментом и отсутствием вкуса при адаптации наблюдаемых природных деталей к декоративным целям. Фактически, это уже декадентский стандарт искусства, который мы имеем сейчас, в то время, когда способность красиво оформлять, свойственная столь многим примитивным народам, переросла в излишнее изобилие и в стремление к максимально точному представлению. Некоторые из обнаруженных венков похожи на венки с цветами, скопированные непосредственно из природы в золоте с другими драгоценными материалами. Каждый лист верен своей ботанической модели; каждая вена показана. Искусство больше не творчество и не избирательная адаптация, а имитация природной красоты.
Шумер считается родиной искусства украшения ногтей – примерно в 3200 году до н.э. мужчины начали красить ногти лосьоном, содержащим сульфид свинца.
Цилиндрические печати
Миниатюрное искусство, созданное шумерами и увековеченное через вавилонско-ассирийское превосходство, заключалось в создании цилиндрических печатей в низком рельефе. Для письма в Месопотамии использовались влажные глиняные плиты, которые позже застывали. Именно благодаря нерушимому характеру этих твёрдых документов и «книг», мир двадцатого века знает так много деталей о шумерской, а затем и месопотамской литературе и жизни. Чтобы подписать глину или пометить её своим устройством, важный персонаж носил личную печать, которая обычно была орнаментальной и изобразительной. «Каждый вавилонец, – писал Геродот, – несёт печать, высеченную наверху в форме яблока, розы, лилии, орла или подобного предмета».
Небольшой цилиндр из твёрдого камня, такого как обсидиан, агат или кварц, или из более мягкого алебастра, был вырезан в глубине «наоборот», так что его оттиск в глине был рельефным. Обычно он изображал композицию с фигурами, и очень часто это был знак преданности владельца определённому богу. Было найдено буквально тысячи цилиндрических печатей (не говоря уже о плоских, кольцевых и конусных разновидностях), а также бесчисленные глиняные документы с их оттисками.
Самые ранние примеры могли содержать простые геометрические рисунки или изображения солнца, а также есть примитивные пиктографические надписи. Конечно, вскоре после 3500 г. до н.э. фигурные печати начинают отражать значительный навык в построении рельефа и высокое чувство стилизации. Появляется резкость, чёткое разграничение отдельных фигур на отвлечённых фонах, что идеально относит их к изящному искусству лапидар.
Статьи по искусству античности
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Эгейское искусство (ок. 2600-1100 до н.э.)
Хеттское искусство (ок. 1600-1180 до н.э.)
Этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.). О ранних цивилизациях греко-римской эры, пожалуйста, смотрите: Классическая Античность (ок. 800 г. до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Познавательно. Спасибо!
Комментирование недоступно Почему?