Шумерское искусство читать ~13 мин.
Шумеры — создатели одной из древнейших цивилизаций Месопотамии, их культура является одной из колыбелей раннего искусства. Шумеры были первыми, кто начал осваивать земли южной Месопотамии: они осушали болота для ведения сельского хозяйства, развивали торговлю и создавали новые формы ремёсел, такие как ткачество, кожевенное и кузнечное дело. Они же наладили первое массовое производство керамики (например, знаменитые чаши из Урука, около 4000 лет до н.э.). Эти достижения, относящиеся к позднему неолиту, стали возможны благодаря росту населения, обеспеченному стабильным производством продовольствия и оседлым образом жизни. Шумерская цивилизация выделялась на фоне других культур региона, включая египетскую, своими передовыми для того времени законами, изобретениями и искусством. При этом стоит отметить, что признаки развитой цивилизации появлялись и ранее, например, в древних анатолийских поселениях, таких как Гёбекли-Тёпе (ок. 9500 г. до н.э.), относящихся к эпохе мезолитического искусства. Расцвет шумерской культуры пришёлся на IV – III тысячелетия до н.э. и завершился около 2270 года до н.э. с приходом к власти семитских царей Аккадской империи.
Примерно до 3500 г. до н.э. шумерское искусство было представлено в основном керамикой, которая по своему качеству и технологичности для той эпохи была очень развита. Позже появляются отдельно стоящие скульптуры, ранние бронзовые статуэтки, примитивные виды личных украшений и декоративные узоры на самых разных артефактах. В III тысячелетии до н.э. появляются свидетельства использования передовых методов литья меди и бронзы. Некоторые сложные бронзовые скульптуры создавались с помощью трудоёмкого процесса литья по выплавляемой модели (фр. cire perdue). Раскопки в Уре открыли миру богатейшие гробницы, содержащие изделия из золота, серебра, лазурита и раковин, а также игровые доски, арфы, оружие и цилиндрические печати. Для повествования историй образованные слои шумерского общества использовали глиняные стелы (таблички с рельефной скульптурой).
Характеристика шумерской культуры
Шумер представлял собой объединение как минимум 12 городов-государств, расположенных в долине реки Евфрат, недалеко от Персидского залива. Каждым городом правил свой царь. Среди самых известных городов-государств: Адаб, Акшак, Бад-Тибира, Киш, Лагаш, Ларса, Ниппур, Сиппар, Умма, Урук, Ур и Эрех. Происхождение шумеров до сих пор является предметом научных споров. Некоторые учёные полагают, что они не были коренными жителями региона, а пришли с востока, возможно, с Иранского нагорья. К началу письменной истории они уже доминировали в Месопотамии, создав первую в регионе устойчивую письменность (шумерские пиктограммы стали основой для клинописи, распространившейся по всему Ближнему Востоку). Шумеры раньше своих соседей освоили металлургию (первое использование меди в Шумере датируется V тысячелетием до н.э.), изобрели гончарный круг (около 4500 г. до н.э.) и колёсный транспорт (около 3200 г. до н.э.). Они также совершили эпохальные прорывы в организации общества, военном деле, праве и искусстве.
Профессор сэр Леонард Вулли, археолог и писатель, который сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы открыть шумеров для широкой публики и показать их ключевую роль в истории человеческой цивилизации, считал их основателями месопотамского искусства и культуры, ставя их достижения выше аккадских и вавилонских. Он также утверждал, что шумеры опередили египтян как первые законодатели, изобретатели и художники. Вулли указывал, что в период расцвета шумерских городов (около 3500 г. до н.э.) Египет ещё не знал металлов, не использовал гончарный круг и не имел развитой письменности. Современная наука, однако, считает, что эти цивилизации развивались скорее параллельно, хотя в некоторых областях шумеры действительно были первопроходцами.
Шумерское искусство
Говоря о легендарных истоках шумерского искусства, профессор Вулли цитирует вавилонского жреца Бероса (около 300 г. до н.э.). Берос писал, что города Шумера были основаны расой полулюдей-полурыб, пришедших из Персидского залива под предводительством Оанна. “Всё, что способствует улучшению жизни, было даровано людям Оанном, и с тех пор никаких новых изобретений сделано не было”. Берос перечисляет те достижения, которые и сегодня историки считают ключевыми для становления цивилизации: сельское хозяйство, металлургия и письменность. Вероятно, эти новшества развивались одновременно, в рамках одного большого рывка человеческого интеллекта, и самые ранние свидетельства этого процесса найдены именно у шумеров.
Раскопки в Тёпе-Гавре (Ирак) в 1936–1937 гг. открыли руины «дошумерского» акрополя, датируемого периодом до 4000 лет до н.э. Найденные там артефакты показали, что культура, которую долгое время считали примитивной (за исключением мастерства в керамике), на самом деле была высокоразвитой и сбалансированной цивилизацией. Были обнаружены свидетельства монументальной архитектуры с внутренними опорами и пилястрами, храмовых комплексов, производства печатей и первых образцов ювелирного искусства в виде золотых бусин. Также были найдены музыкальные инструменты и глиняные сосуды, на которых, как считается, изображены первые в истории «пейзажи». Все эти находки датируются временем, которое как минимум на пятьсот лет предшествует дате, ранее считавшейся началом цивилизованного искусства. Другими словами, стало ясно, что шумерская культура, которую прежде ставили в один ряд с доисторическим искусством, обладала многими атрибутами, которые традиционно связывали с более поздней египетской цивилизацией.
Важно помнить, что в то время, когда в Месопотамии процветала шумерская цивилизация, Европа всё ещё жила в каменном веке.
Стела грифов (ок. 2500 г. до н.э.)
При раскопках руин Лагаша, шумерского города-государства, археологи обнаружили фрагменты каменной плиты (стелы) с низкорельефными изображениями. Этот военный мемориал был создан по приказу царя Эаннатума. С одной стороны стела в изображениях и тексте повествует о военных успехах царя. Он изображён ведущим своих воинов в бой; рядом лежат груды тел врагов, а над полем битвы кружат грифы (стервятники), уносящие части тел убитых. Другая сторона стелы показывает, что боги одобряют действия царя. На ней бог Нингирсу, держа геральдический символ Лагаша, символически сокрушает врагов города. Этот памятник рельефной скульптуры считается одним из самых ранних примеров последовательного повествования в изобразительном искусстве. Его тема — война — была одной из четырёх главных тем в искусстве того времени, наряду с изображением богов, царей и сцен охоты.
Стела грифов — важный образец месопотамской скульптуры позднешумерского периода, но для шумерского искусства в целом она менее характерна, чем небольшие фигурки животных, рельефные таблички и печати. В целом их дух более гуманный и миролюбивый, чем в искусстве более поздних и крупных культур, например, в ассирийском искусстве, которое многое унаследовало от шумеров. В ранних шумерских работах больше внимания уделяется декоративности, а не хвастливому повествованию; больше орнамента и любви к миниатюрной изысканности. Любопытно, что в раннем шумерском искусстве можно найти примеры своеобразного реализма, верности природе, которую вплоть до расцвета древнегреческой скульптуры (около 450–400 гг. до н.э.) никто не мог превзойти. Произведения искусства этого периода, как правило, связаны с богами, царями и знатью. Это фигурки божеств, рельефы в честь деяний богов и предметы роскоши.
Шумерская архитектура
От архитектуры шумеров остались лишь руины, слишком фрагментарные, чтобы с уверенностью судить о внешнем виде монументальных или жилых зданий. Однако технически важно, что шумеры использовали примитивные арки и своды за три тысячи лет до того, как они стали визитной карточкой римской архитектуры. Основным строительным материалом был глиняный кирпич, так как на равнине между Тигром и Евфратом не хватало ни камня, ни дерева. Архитектурные формы, вероятно, были простыми и блочными, как и у большинства ранних кирпичных построек. Главным элементом монументального строительства была храмовая башня — зиккурат. Возможно, она была искусственной заменой вершины холма, где изначально поклонялись богам. Зиккурат стал предшественником ассирийских зиккуратов, мусульманских куполов и минаретов, а также христианских колоколен и шпилей. Зиккурат в Уре, как и более поздние в Вавилоне и Ассирии, состоял из нескольких уменьшающихся кверху ярусов, на вершине которых располагался алтарь. Доступ наверх обычно обеспечивался по пандусам. По сути, зиккурат представлял собой рукотворный ступенчатый холм без внутренних помещений, за исключением храма на вершине. Археологи также обнаружили в Шумере множество зданий с укреплёнными стенами, в которых опоры и контрфорсы служили как структурными, так и декоративными элементами.
Для сравнения с Египтом см. текст о Древнеегипетской Архитектуре, а также Египетской Пирамидальной Архитектуре (ок. 2650-1800 гг. до н.э.).
Шумерская рельефная скульптура
Низкорельефная скульптура широко использовалась для украшения стен зданий, а также на предметах роскоши, например, мебели. Постепенно распространились и отдельные памятные плиты, или стелы. Вероятно, мировое наследие шумерской скульптуры будет только пополняться, поскольку раскопано лишь несколько ключевых мест, таких как Ур, Лагаш, Эриду, Киш и Ниппур. Но даже на основе имеющихся находок можно составить представление об обществе, которое ценило утончённое искусство обработки металла, камня и раковины, а также яркие украшения и замысловатые узоры. Некоторые образцы свидетельствуют о высоком уровне понимания чисто пластического искусства.
Ранние шумерские рельефы, такие как «Табличка Ур-Нины» (создана задолго до 3000 лет до н.э.), довольно неумелы и ремесленны. Однако фриз с фигурами людей и животных, некогда украшавший стену храма в Аль-Убейде близ Ура, выглядит уникально и выразительно. Он был сделан из известняковых барельефов, установленных на фоне более тёмных каменных панелей. Фасад храма, по-видимому, был богато украшен различными видами мозаики и каменной скульптуры. Были найдены образцы терракотовой скульптуры, остатки нескольких известняковых фризов и медные рельефы, в том числе большая панель над дверью, изображающая орла с головой льва и двух оленей. Ниже находился фриз с фигурами быков, выбитыми на медных листах, закреплённых на деревянной основе. Здание датируется примерно серединой III тысячелетия до н.э.
Хотя монументальных произведений раннего периода сохранилось мало, некоторые находки указывают на долгое развитие искусства рисунка и резьбы. Таблички из раковин, украшавшие игровые доски, музыкальные инструменты и мебель, демонстрируют удивительно тонкий орнамент с фигурами, одновременно стилизованными и искусно вписанными в геральдические композиции. Иногда фигуры вырезались в низком рельефе на контрастном фоне. Встречаются и квадратные плитки из раковин с чёткими линейными узорами, процарапанными на поверхности. Линии заполнялись красной или чёрной пастой, чтобы сделать рисунок более выразительным. Этот процесс, известный как ниелло (чернение), был заново открыт в Европе лишь четыре тысячи лет спустя.
Статуэтки
Сохранившиеся статуи шумерского периода свидетельствуют о высоком мастерстве скульпторов, хотя и не достигают того благородства и эстетической выразительности, которые характерны для египетской скульптуры периода Древнего царства. Начиная с XXXI века и вплоть до времён правления царя Гудеа в XXII веке до н.э. (около 2144–2124 гг. до н.э.), каноны в искусстве почти не менялись, и значительного прогресса в технике не наблюдалось. Некоторые статуи царя Гудеа производят впечатление своей массивностью, эффективной упрощённостью и ощущением покоя, но по внутренней пластической выразительности они уступают лучшим образцам египетской скульптуры.
Как и в случае с Древней Грецией, почти вся шумерская живопись была утрачена из-за войн, вандализма или недолговечности материалов. К счастью, сохранились некоторые настенные росписи. Однако не найдено ни одного примера энкаустической или темперной живописи, подобных знаменитым египетским фаюмским портретам (ок. 50 г. до н.э. – 250 г. н.э.).
Декоративное искусство
Наивысшего мастерства шумеры достигли, вероятно, в создании небольших фигурок, особенно изображений животных. Например, фигурка осла (датируется 3100 г. до н.э.), которую царица Пуаби прикрепила в качестве талисмана к поводьям своей колесницы. Это довольно реалистичная скульптура, демонстрирующая тонкое мастерство и понимание её декоративного назначения. Скульптурно привлекательны также головы быков, выполненные из серебра и меди. Некоторые из них были украшениями на лирах и, возможно, не должны оцениваться отдельно от инструмента, но даже как фрагменты они впечатляют.
Современный мир обязан знанием об этих артефактах, включая осла царицы Пуаби и головы быков, одной богатой находке в Уре и погребальному обычаю, существовавшему в ранних цивилизациях. Согласно этикету Первой династии Ура (около 2600 г. до н.э.), когда умирала царица, вместе с ней в погребальной камере на царском кладбище хоронили и её придворных, чтобы они могли служить ей в загробной жизни. Вместе с ними в гробницу помещали и земные сокровища: колесницы, арфы, венки и драгоценности.
С точки зрения некоторых искусствоведов, для ювелирных изделий, золотых сосудов и статуй того периода характерны чрезмерная орнаментальность и не всегда безупречный вкус в адаптации природных форм. Фактически, это искусство периода, когда присущее многим ранним культурам чувство меры уступает место избыточности и стремлению к максимально точному копированию реальности. Некоторые из найденных венков — это практически точные копии цветов, выполненные из золота и драгоценных камней. Каждый лист верен своей ботанической модели, проработана каждая жилка. Искусство становится не столько творчеством и избирательной адаптацией, сколько имитацией природной красоты.
Считается, что Шумер является родиной искусства маникюра: около 3200 г. до н.э. мужчины красили ногти составом на основе сульфида свинца (галенита).
Цилиндрические печати
Особым видом миниатюрного искусства, созданным шумерами и унаследованным вавилонянами и ассирийцами, было изготовление цилиндрических печатей с низкорельефной резьбой. Для письма в Месопотамии использовали таблички из влажной глины. Именно благодаря прочности этих обожжённых «документов» и «книг» современный мир так много знает о шумерской литературе и быте. Чтобы подписать глиняную табличку или поставить на ней личный знак, знатный человек носил при себе печать, которая обычно была орнаментальной и изобразительной. «Каждый вавилонянин, — писал Геродот, — носит печать, навершие которой вырезано в форме яблока, розы, лилии, орла или подобного предмета».
Небольшой цилиндр из твёрдого камня, такого как обсидиан, агат, кварц или более мягкий алебастр, вырезался в технике инталии (углублённого рельефа), так что его оттиск на глине получался выпуклым. На печати обычно изображалась композиция с фигурами, часто как знак преданности владельца определённому богу. Были найдены буквально тысячи цилиндрических печатей (не говоря уже о плоских, кольцевых и конических разновидностях), а также бесчисленные глиняные документы с их оттисками.
Самые ранние образцы могли содержать простые геометрические узоры, солярные знаки или примитивные пиктограммы. Однако вскоре после 3500 г. до н.э. фигурные печати начинают демонстрировать значительное мастерство в построении рельефа и высокое чувство стиля. Появляется чёткость, ясное разграничение отдельных фигур на абстрактном фоне, что делает эти миниатюры подлинными произведениями глиптики (искусства резьбы по камню).
Статьи по искусству античности
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Эгейское искусство (ок. 2600-1100 до н.э.)
Хеттское искусство (ок. 1600-1180 до н.э.)
Этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Для получения дополнительной информации о самых ранних культурах и цивилизациях, пожалуйста, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.). О ранних цивилизациях греко-римской эры, пожалуйста, смотрите: Классическая Античность (ок. 800 г. до н.э.)
- Ассирийское искусство
- Древнее персидское искусство
- Шумерская лира в художественном музее имени А.С. Пушкина
- Месопотамская скульптура
- Как древние цивилизации предсказывали будущее?
- «Сумерки» Стефани Майер, краткое содержание
- «Сумерки демократии: Соблазнительная приманка авторитаризма» Энн Эпплбаум, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Познавательно. Спасибо!
Комментирование недоступно Почему?