Месопотамская скульптура читать ~19 мин.
В долинах, по которым протекают реки Тигр и Евфрат, в далеком прошлом процветало несколько важных цивилизаций – шумерская, аккадская, вавилонская и ассирийская. Населенная двумя различными расами – восточно-семитскими аккадцами (позже названными ассирийцами и вавилонянами) и шумерами, эта земля позже стала известна как Месопотамия («земля между реками») и теперь это государство Ирак. (Подробнее см.: Месопотамия 4500-539 до н.э.)
Месопотамия
В Месопотамии не было ничего, что может напомнить путешественникам о Шумере, Вавилонии или Ассирии, кроме бесформенных курганов, где когда-то стояли города и поселки. И все же древнее искусство этой части мира стоит в одном ряду с культурными достижениями любой из древних цивилизаций. Например, именно здесь впервые было изобретено письмо, было замечено первое колесо, а также появились первые города за несколько лет до египетских пирамид. Именно здесь был изобретен гончарный круг, на котором производились одни из лучших древних гончарных изделий за пределами Китая. Хронологическая схема здесь: Доисторическая художественная хронология.
В 1842 году француз по имени Ботта нанял арабских рабочих раскопать курган возле Тигра в северной части Месопотамии. Почти сразу они обнаружили стены, покрытые странной рельефной скульптурой, которая сильно отличалась от той, которую кто-либо когда-либо видел раньше. Хотя они не знали этого в то время, курган покрывал остатки большого дворца, который был построен в начале восьмого века до нашей эры для ассирийского царя по имени Саргон II. Мы можем представить, какое волнение было в Европе, когда известие об этом чудесном открытии достигло Франции и когда через некоторое время некоторые из самих барельефов прибыли в Париж. На них изображены люди в странной одежде, которые строят дворец или город, а другие гребут на лодках через море, в котором плавают огромные рыбы, крабы и другие морские существа, в том числе мерман. От украшения дворца ассирийского царя, построенного более 2600 лет назад, эти плиты из резного камня были доставлены в комнаты совсем другого дворца – Лувра, который когда-то был парижским домом королей Франции. Сейчас это один из лучших художественных музеев мира.
Открытие этих первых резных рельефов было только началом. Вскоре другие люди начали раскопки и на других курганах. Постепенно дворцы, храмы и города были обнаружены и были обнаружены огромные библиотеки глиняных табличек, покрытых любопытными надписями, которые мы называем «клинописью». Подобно тому, как ученые научились читать иероглифическое письмо Египта, со временем была расшифрована и клинопись древней Вавилонии и Ассирии и ученые научились понимать языки, на которых говорили в разных частях страны в разное время. История Месопотамии была более бурной, чем история Египта и в ней участвовало больше разных народов.
Шумерская и аккадская скульптура
Все читатели Библии и книг, написанных древними греками и римлянами, слышали о Вавилонии и Ассирии. Но только когда ученые смогли прочитать клинописные сценарии, стало известно хоть что-нибудь о двух народах, которые жили на этой земле еще раньше – о шумерах и аккадцах. (См.: Шумерское искусство 4500-2270 до н.э.)
Рельефы, которые обнаружил Ботта – первые виды искусства из этой части мира, которые были замечены человеческим глазом на протяжении более 2000 лет, – были ассирийскими. Ассирийская империя процветала примерно с 1200 по 600 г.г. до н.э. После Ботты все более и более ранние работы постепенно обнаруживались, так ученые узнали много нового не только об ассирийцах, но и о вавилонянах, которые правили на этих землях примерно с 1800 по 1200 гг. до н.э. и еще более ранних шумерах, которые первыми начали оседать на суше между двумя реками около 4000 г. до н.э. К удивлению, обнаружилось, что шумеры, само имя которых было забыто, не были нецивилизованными дикарями, они были высокоразвитым народом, который построил храмы и города, вырыл каналы, развил клинописную письменность и создал множество выдающихся примеров мегалитического искусства., а также скульптур и предметов из металла.
О другой древней монументальной каменной кладке, см.: Египетская архитектура (ок. 3000 г. до н.э. – 200 г. н.э.). Для сравнения со скульптурой на Дальнем Востоке см.: Китайское искусство, а также Традиционное китайское искусство: характеристики.
Город Ур
Некоторые из самых ранних шумерских произведений искусства были найдены на месте шумерского города Ур и в нескольких милях от него, где около 3100 года до н.э. был построен храм богини по имени Нин-Харсаг.
В самом Уре археолог сэр Леонард Вулли обнаружил могилы царей и цариц Ура, которые, вероятно, жили около 3500 года до нашей эры. Религиозные верования шумеров, поздних вавилонян и ассирийцев сильно отличались от верований египтян. Мертвым было предоставлено все то, что, как они думали, что может им понадобиться (в том числе тела их слуг и придворных, если они были принадлежали к царскому роду). Но ни одна статуя мертвого мужчины или женщины не была помещена вместе с ним в могилу, никаких его изображений, каким он был при жизни, не вырезали или рисовали на стенах и ни одна статуя бога или богини не сопровождала его.
Но в могилах в Уре были некоторые изящные образцы погребального или религиозного искусства, в том числе маленькие фигурки, сделанные из металла или вырезанные из дерева и покрытые серебром, золотом, ракушками и другими материалами. На поверхности некоторых арф находились головы быков, коров или оленей из золота, серебра или меди. Иногда их глаза, бороды и роговые наконечники делались из красивого голубого камня, называемого лазурит. Колесницы и сани были украшены выступающими головами из золота и серебра львов, львиц и быков. Очень красивый маленький осел в золоте стоял на серебряном кольце, через которое проходили поводья.
Были найдены две странные фигуры, каждая из которых изображала барана, стоящего на задних лапах, а его передние лапы были прикреплены серебряными цепями к ветвям куста. Бараны были сначала вырезаны из дерева, а затем покрыты тонкими листами золота и серебра, а также чешуйками белой скорлупы и лазурита для обозначения прядей волос. Мы можем видеть некоторые из этих вещей, в том числе одного барана, в Британском музее (другой сейчас находится в музее Университета Пенсильвании).
Когда древний храм Нин-Харсага был раскопан, были обнаружены останки четырех статуй стоящих быков. Это самые старые медные статуи из всех, когда-либо найденных. Эти и другие предметы, которые украшали храм, были настолько разрушены и разбиты, что было невозможно вообще сохранить некоторые из них, но два быка были вывезены и восстановлены и один из них сейчас находится в Британском музее, а другой в Филадельфии.
В фундаментах, под углами своих храмов, шумеры и более поздние вавилоняне помещали маленькие кирпичные коробки, в каждую из которых они помещали маленькую медную фигурку. Фигурка представляла царя, который основал храм, но он был показан как рабочий и нес корзину с известняком на голове. От талии вниз фигура сужалась. Имя царя и храма было записано клинописью либо на самой фигуре, либо на кирпиче перед ним, так что эти фундаментальные скульптуры очень ценны для того, чтобы рассказать исследователям, что это было за здание и когда оно было построено. В некоторых зданиях ряд маленьких трехсторонних кирпичных коробок располагался вдоль каждой стены, прямо под полом и в каждой коробке была грубо смоделированная и раскрашенная фигура, изображающая человека, животное, змею или фантастическое существо, наполовину животное и наполовину человека. Они были опекунами, предназначенными для защиты от неудачи и перед каждым находились пожертвования в виде зерна или мяса.
Большие статуи также изготавлилвались с очень ранних времен, но, поскольку они представляли царей или богов, их часто разбивали победившие враги, поэтому их редко можно найти в идеальном состоянии. Очень ранняя мраморная скульптура была обнаружена во время раскопок древнего шумерского города под названием Ниппур. Надпись в клинописи гласит, что на ней изображен царь по имени Исар, живший где-то около 3000 г. до н.э. Высота этой статуи составляет всего около 30 дюймов и на ней изображен человек, стоящий, сложив ноги и сложив руки перед грудью в таком положении, которое в его части мира все еще выражает благоговение. Губы улыбаются, но на месте глаз просто пустые впадины. Вероятно, скульпторы использовали какой-то цветной материал, чтобы сформировать глаза, как это делали скульпторы из Египта. Над глазами две канавки, в которых когда-то были металлические полоски, представляющие брови.
Для некоторых из нас одной из самых интересных вещей о царе Исаре является то, как он был одет. Он носит своеобразную юбку от пояса до лодыжек, которая выглядит так, как будто она состоит из рядов лепестков. Предполагается что это был способ скульптора представить одежду из овчины с нестриженной шерстью снаружи, свисающую в свободных прядях.
Рельефы (стелы)
Рельефные скульптуры этих ранних времен также показывают мужчин, носящих юбки такого типа. Рельефы находятся на каменных досках или на вертикальных каменных плитах, которые называют стелы, которые были установлены в городах или храмах в ознаменование какого-либо события, таких как победа или строительство храма. Были обнаружены фрагменты многих шумерских стел. Иногда они оказывались далеко от Шумера в руинах города, в который их триумфально перенесли, как трофей из завоеванного шумерского города. Один из лучших был обнаружен в Сузах, столице страны, называемой Элам, в горной местности к востоку от Шумера. Он датируется около 2400 г. до н.э., когда Нарам Син, царь шумерского города-государства Лагаш, завоевал Элам и осадил Сузы. Для него была вырезана эта мемориальная стела, показывающая, как его солдаты маршируют по горам и он сам топчет побежденного врага. Сотни лет спустя жители Сузы, в свою очередь, совершили набег на Лагаш и унесли этот мемориал о поражении своих предков. В руинах их собственного забытого города он был найден три тысячи лет спустя и привезен в Европу, где сегодня мы можем увидеть его в Лувре.
Но шумерские скульптуры, которые вызывали наибольший интерес и волнение в Европе, были выкопаны из кургана, который покрывал сам Лагаш. Этих статуй было довольно много и надписи на них показывали, что они представляли некоторых из правителей или царей-священников Лагаша, особенно 7-го, которого звали Гудея (Gudea). Он жил около 2400 г. до н.э. Более 20 из этих статуй Лагаша находятся в Лувре и по крайней мере шесть из них носят имя Гудея. Другие – в Лондоне и США.
Причина, по которой эти статуи вызвали такой ажиотаж, заключалась в том, что, помимо того, что они были интересны в силу своего возраста, они были произведениями каменной скульптуры, которые не уступали произведенным в Египте и других странах. Художники и скульпторы были впечатлены ими так же, как и археологи.
Когда они были обнаружены в 1901 году, некоторые европейские скульпторы начинали чувствовать, что пластическое искусство их собственного времени не было таким достойным, великим, простым и безмятежным, каким должно быть такое произведение – зачастую суетливым, сентиментальным и представляло какие-то тривиальные, временные вещи. Статуи Лагаша впечатлили их, потому что обладали некоторыми качествами, которых, возможно, не хватало скульптуре их времени.
Статуи не были примерами натурализма: никто не предполагал, что они репрезентативно представляют Гудею или кого-либо еще. Возможно, такие статуи изготавливались, чтобы предстать перед богами представителями тех людей, чьи имена были на них написаны. Они были вырезаны с особым мастерством из одного из самых твердых камней, диорита.
Работая с таким сложным материалом, скульпторы должны были представлять все максимально простым способом. Они пропустили все ненужные детали и сохранили фигуру компактной, без выступов. Скульптор сконцентрировался на том, чтобы превратить свой кусок камня в хорошо сбалансированную форму и не беспокоился о том, чтобы получить правильные пропорции человеческой фигуры. Возможно даже, что он не пытался сделать лицо похожим на конкретного человека.
Статуи были найдены погребенными в массе золы, древесного угля и кирпича, покрасневших от огня. Триумфальные враги, которые наконец победили и разграбили Лагаш, подожгли его, но не раньше, чем они сразили головы статуй его царей и правителей и сбросили их с пьедесталов. Каждая статуя оказалась отделена от головы, когда они были обнаружены более четырех тысяч лет спустя. Когда одна из скульптур Гудеи добралась до Лувра, эксперт, который осматривал ее, заметил, что разлом на месте шеи выглядел так же, как и на скульптуре, которую отправили в Лувр из Месопотамии десятью годами ранее. Голова была подобрана и точно подогнана. Однако, только две или три статуи, найденные в Лагаше, были воссоединены с их головами. Одна из них находится в Британском музее.
Ассирийская и вавилонская скульптура
Вавилоняне, а позднее и ассирийцы, чьи империи следовали за империями шумеров в Месопотамии, вырезали несколько статуй за раз – возможно, отчасти потому, что им приходилось импортировать камень с большого расстояния и поэтому он использовался очень экономно. Только одна статуя ассирийского царя осталась нетронутой. Она представляет царя Ашурнасирпала и находится сейчас в Британском музее. Он правил Ассирией в 885-860 гг. до н.э. Статуя была найдена в руинах его дворца англичанином по имени Лейард. Ашурнасирпал, плотно завернутый в длинную бахрому, стоит неподвижно вертикально, его босые ноги сближены, широко открытые глаза под сильными бровями смотрят вперед, его нос прямой и большой, а борода и волосы жестко завиты и подстрижены.
Прекрасным вавилонским рельефом является терракотовая скульптура из южного Ирака, известная как рельеф Бурни (1800-1750 до н.э., Британский музей). На этой рельефной доске периода Исин-Ларса или Старовавилонского периода изображена обнаженная крылатая богиня с птичьими когтями, в сопровождении сов и сидящая на львах. Другими захватывающими вавилонскими работами являются терракотовая скульптура, известная как «Царица ночи» (1775, Британский музей) и замечательный пример мозаичного искусства, известный как «Стандарт Ур» (ок. 2500, BM, Лондон). Сделанный из ракушечника, известняка, лазурита и битума, он был обнаружен на царском кладбище в Уре.
Ассирийская скульптура была почти вся в виде низкого рельефа (барельефа) и служила декоративным искусством для украшения зданий. Стены всех основных комнат были облицованы каменными плитами, подобными тем, которые обнаружил Ботта, на которых резные рельефы иллюстрировали силу и мощь царя, а также успех его походов. Они показывают нам царей и богов, принимающих участие в религиозных церемониях, ассирийцев, сражающихся против и, конечно же, побеждающих своих врагов, осаждающих города, строящих лодки, перевозящих людей и колесницы через реки, выставляющих напоказ или казнивших заключенных, унося награбленное или статуи богов из побежденных стран, верхом на лошадях и верблюдах и охотящихся на диких животных. Из рельефов мы узнаем одну интересную и удивительную вещь: ассирийские солдаты иногда пересекали реки, опираясь на раздутые шкуры. Пожалуйста, смотрите также: Ассирийское искусство (ок. 1500-612 до н.э.) и Хеттское искусство (ок. 1600-1180 до н.э.).
Единственное, что ассирийские рельефы едва ли когда-либо показывают нам – это мирный домашний быт. Ассирийцы были жестокими воинственными людьми, которых ненавидели и боялись все их соседи и их жестокость и бесстрашие отражаются в их искусстве.
Женщины очень редко появляются в ассирийских скульптурах вообще, а дети – еще реже. Мужчины показаны в одеждах, которые скрывают большую часть тела и которые сделаны из тяжелых тканей, украшенных бахромой и кистями. Но мышцы голых рук (и ног, когда они видны) становятся очень заметными. Они часто неправильной формы или в неправильном положении – анатомия не точна – но тем не менее они производят выраженное впечатление силы и мощи.
Одно и то же сильное, жестокое лицо с жестко завитыми волосами и бородой снова и снова появляется в рельефах, независимо от того, изображает ли резьба царя, бога или священника – хотя слуги и меньшие люди часто изображаются без бороды. Человеческие существа изображены в профиль, то есть сбоку, но глаз, как и глаз в египетской скульптуре, вырезан, как если бы он был виден спереди. В ассирийских рельефах плечи не искривлены так, чтобы смотреть на зрителя и при этом главная фигура не показана намного крупнее других, хотя иногда он может быть на голову выше.
У богов или духов-хранителей иногда головы птиц или животных и они несут в одной руке корзину или мешок с ручкой, а в другой – предмет, который скорее напоминает еловую шишку. Иногда они изображают участие в церемонии, связанной с оплодотворением финиковой пальмы.
Ассирия также была известна своей резьбой по слоновой кости и ювелирным делом – в основном в форме личных предметов и аксессуаров, а также редких экземпляров скульптуры из хризелефатина, предназначенной для украшения ценных предметов.
Ассирийские скульптуры животных
В ассирийских рельефах есть сходство человеческих фигур, но, конечно, это не относится к животным. Немногие художники где-либо когда-либо сравнивали ассирийцев таким чудесным и естественным способом, которым они изображали лошадей, львов, быков и других зверей в своих сценах охоты – и некоторые из самых лучших из них находятся в Британском музее в Лондоне. Там находится большая коллекция рельефов из разрушенных дворцов трех ассирийских царей, которые были раскопаны в течение двенадцати-пятнадцати лет после первого открытия Ботты.
Мы можем видеть царя, убивающего львов с задней части его колесницы, либо его луком и стрелами, либо его копьем; мужчины яростно едут верхом на лошадях и стреляют во время езды; раненые львы и львицы жестоко нападают на бегущих лошадей, а те, что более серьезно ранены, волочатся по земле и, очевидно, воют в агонии. Некоторые сцены очень болезненны и жестоки, но они необычайно живы и правдивы. Можно быть уверенным, что скульпторы действительно видели то, что изображали – они знали и понимали животных и страстно интересовались ими и тем, как они двигались.
Кроме вырезания рельефов с животными, ассирийские скульпторы, как и египетские, вырезали странных фантастических существ наполовину людей и наполовину животных. Они также изобрели любопытный метод вырезания, который был частично объемным и частично в рельефе. По обе стороны от великих ворот и дверей царских дворцов были размещены колоссальные статуи львов или быков, обычно крылатых, а иногда и с головами людей. Они были вырезаны из каменного блока высотой четырнадцать футов или более, таким образом, что любой, приближающийся к ним спереди, видел животное так, как будто оно было вырезано объемно, с передними ногами рядом. Но, подойдя к нему сбоку, они видели животное в рельефе, по-видимому, в движении, поскольку скульптор дал ему дополнительную, то есть пятую ногу. Иногда сопровождающий оказывался в рельефе рядом с животным.
Лейард, археолог, который раскопал большой курган, который покрывал дворец царя Ашурнасирпала II в месте, которое арабы называли Нимруд (это был город под названием Калах в Книге Бытия), рассказал, как были взволнованы его рабочие, когда впервые наткнулись на огромную человеческую голову одного из этих зверей. Они верили, что нашли самого Нимрода, могущественного охотника, который упоминается в Библии. Но когда они копали дальше, они обнаружили огромное крылатое тело льва. Сейчас эта скульптура находится в экспозиции Британского музея.
Знаменитые статуи и рельефы из Месопотамии
Вот краткий выбор некоторых наиболее знаменитых примеров объемного неолитического искусства, созданного шумерской, вавилонской, ассирийской и аккадской культурами. (Все даты приблизительные, до н.э.)
Женская глиняная статуэтка из Самарры (6000)
Период неолита; Лувр, Париж.
Ваза Варка (3200)
Период Уруков; алебастр с резными рельефами, Музей Ирака, Багдад.
Серебряная статуэтка преклоненного быка (3000)
Протоэламский период; Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк.
Фигурка львицы из известняка (2900)
Протоэламский период; Бруклинский музей, Нью-Йорк.
Шумерские обетные статуи из гипса и известняка (2600)
Музей Ирака, Багдад.
Стела грифов из известняка (2600–2350)
Шумерский, раннединастический период III; Лувр, Париж.
Медный рельеф Имдугуда между двумя оленями (2500)
Британский музей, Лондон.
Баран в чаще (c.2500)
Вылеплен из золота, серебра, меди, лазурита и красного известняка, выкопан в Большой яме смерти в Уре; сейчас в Британском музее.
Мозаика Стандарта Ура из известняка и лазурита (2500)
Британский музей.
Статуя Эбих-Ила (около 2450 г.)
Шумерский период, ранний династический период III; изготовлен из гипса, сланца, ракушек, ляписа, лазурита; обнаружен в храме Иштар в Мари; сейчас в Лувре.
Медная голова короля Саргона Аккадского (2250 г.)
Аккадская империя; Музей Ирака, Багдад.
Рельеф из известняка на стеле Нарам-Сина (2230 г.)
Аккадская империя; Лувр, Париж.
Диоритовые бюсты Гудеа из Лагаша (2095 г.)
Неошумерский период; Лувр и Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Чаша для козла из бронзы, золота, лазурита (1970)
Династия Симашек; Лувр, Париж.
Глава Хаммурапи (около 1780 г.)
Вавилонская империя; Лувр, Париж.
Царица ночи (1775 г.)
Вавилонская империя; Британский музей.
Вавилонский рельеф, известный как Кодекс Хаммурапи (1750 г.)
Лувр, Париж.
Резная крышка из слоновой кости на шкатулке с ассирийской косметикой (1250)
Лувр, Париж.
Золотой бюст принца Марлика (1200 г.)
Национальный музей Ирана, Тегеран.
Ассирийский царь и его помощники в полихромных плитках (870)
Ассирийская империя; Британский музей.
Рельеф львицы, пожирающей мальчика; из слоновой кости (800)
Финикийский стиль; декорирован сусальным золотом, лазуритом и сердоликом;
сейчас в Британском музее в Лондоне.
Чаша из бронзы и серебра Нимруда (800)
Период Ашурнасирпала II; Британский музей.
Голова рычащего льва (800-700)
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Черный обелиск Шалманасара III (860-825)
Британский музей.
Алебастровые крылатые быки из Хорсабада (710)
Неоассирийская эпоха; Лувр, Париж.
Алебастровый рельеф умирающего льва (635)
Неоассирийская империя; Британский музей.
Известняковый бык с Ворот Иштар в Вавилоне (605–560 гг.)
Пергамский музей, Берлин.
Рельеф льва из синего глазурованного кирпича, Вавилон (585)
Лувр, Париж.
Дополнительные ресурсы
Греческая керамика (с.7000 г. до н.э.)
Древнее персидское искусство (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
Греческая Скульптура (650-27 до н.э.)
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э.)
Ресурсы по общему художественному образованию
Что такое искусство?
Оценка искусства
Как ценить скульптуру
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?