Хеттское искусство: особенности анатолийской культуры читать ~7 мин.
Хетты были народом Малой Азии, которые около 2000 г. до н.э. начали организовывать ряд городов-государств, разбросанных по горному плато Анатолии (Турция). Они были первыми людьми в этом районе, которые начали добывать и использовать железо и к 1600 году до н.э. они обосновались в Хаттусе (нынешний Богазкале или Богазкой) в северной Анатолии, прежде чем расшириться, чтобы контролировать большую часть окружающего региона. Древнее искусство хеттского царства – особенно его архитектура и рельефная скульптура – было произведено в основном во время этой имперской фазы, которая достигла своего апогея в 14 веке до нашей эры при царе Суппилулиуме I. В этот момент хетты контролировали территорию, которая включала большую часть Анатолии, Верхнюю Месопотамию (Ирак), а также Сирию и Ливан. Хотя хеттское искусство имело свой собственный стиль, оно, несомненно, находилось под влиянием шумерского искусства – ведущего культурного штамма в месопотамском искусстве – а также египетского искусства, не в последнюю очередь из-за египетского мастерства резьбы по камню. Ассирийское искусство тоже сыграло свою роль, но только спустя несколько столетий. Хеттская империя рухнула около 1180 года до н.э., но хетты снова появились в нескольких "нео-хеттских" городах-государствах, которые они контролировали в сотрудничестве с арамейцами и другими народами, некоторые из которых существовали примерно до 750 года до нашей эры. Ваан Куркцзян, пишет в своей книге «Империя хеттов», что наш основной источник знаний о хеттской культуре основан на археологических открытиях королевских архивов в хеттской столице Хаттуса. Эти архивы состояли из сотен каменных табличек с надписями, выполненными месопотамской клинописю, на семитском языке Вавилонии и Ассирии. Одна из наиболее показательных табличек (написанная аккадским шрифтом и датируемая ок. 1275-1220 гг. до н.э.) содержит переписку египетской царицы Нефертари (жены Рамзеса II) с хеттской царицей Пудухепой, вскоре после мирного договора Кадеш. (Табличка находится в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.) До этих находок единственным источником информации о хеттской цивилизации был древнееврейский библейский Ветхий Завет. Важные места хеттского декоративно-прикладного искусства: Хаттуса, Инандик, Эскиапар, Алахахоюк, Алисар и Ферзант.
Примечание: другой пример анатолийской культуры, начиная с эпохи мезолитического искусства – Важный археологический памятник Гобекли Тепе (ок. 9500 г. до н.э.).
Характеристики хеттского искусства
Изобразительное искусство хеттов, хотя и находилось под влиянием работ из нескольких отдаленных мест, было наиболее тесно связано с искусством месопотамцев. Хеттские печати, например, сильно напоминали ассирийские модели. Но основная часть искусства, обнаруженного в хеттских городах, имеет независимое и предшествующее происхождение. Он состоит, в частности, из рельефных каменных скульптур из дворцов в Ниневии, вырезанных из камня – их должны были копировать и дорабатывать ассирийцы до тех пор, пока они не стали изумительными фресками длиной в милю – и автономных сфинксов, которые также должны были быть приняты в качестве стражей ворот месопотамцами и, после них, персами. Одним из ярких моментов этого вида искусства является рельеф Бога Войны, высеченный на Царских Воротах в Хаттусе (сейчас находится в Музее Анатолийских Цивилизаций, Анкара). Резные рельефы вокруг Львиных ворот Хаттусы также впечатляют. В целом, однако, художественное творчество хеттов в искусстве, хотя и напористое, но простое и прямолинейное, ничем не отличается в технике и ограничено в воображении.
Государственной религией хеттов была религия поклонения природе. Бог погоды и богиня солнца оказались на вершине удивительно длинного списка малых богов, представляющих элементы или природные объекты. У каждого из федеративных городов-государств мог быть свой местный бог. «Тысячи богов Хатти» упоминаются во многих государственных документах и договорах. Большая часть хеттской скульптуры связана с этими богами, а также с религиозными праздниками, когда царь совершал официальные обряды поклонения им. В одном писаний представлена процессия всех богов.
Архитектура
Столица хеттов, стратегически расположенная над скалистым ущельем, имела цитадель, защищенную двойными стенами и оборонительными башнями, имела входа через огромные арочные ворота, окруженные статуями и рельефами – обычно с изображением львов или сфинксов – предваряя двери дворцов поздней Ассирии в Ниневии и Нимруде. Внутри арки высечена знаменитая рельефная скульптура солдата в типичном хеттском коническом шлеме.
В другом месте в Хаттусе есть четыре храма, самый большой из которых уже полностью раскопан. Это массивное сооружение, окруженное складами, с центральным внутренним двором, окаймленным колоннадой. Эти особенности и изолированное положение главного святилища не имеют аналогов в храмовой архитектуре Месопотамии.
Сравните хеттский вкус к монументальной архитектуре (и скульптуре) с архитектурой египетских пирамид (ок. 2650-1800 гг. до н.э.). Смотрите также: Древнеегипетская архитектура (ок. 3000-200 до н.э.).
Скульптура
Хеттские скульпторы были специалистами по вырезанию скульптур из природных скальных образований. Они были на много веков впереди персов, которые вырезали знаменитые гробницы и скульптуры в Накш-и-Рустуме. (Сравните это с примерами монументальной египетской скульптуры, такой как Сфинкс.)
Хотя остатки этого скального искусства обнаруживаются во многих частях старой хеттской страны, наиболее известным памятником является святыня в Язиликой, недалеко от Богазкой, хеттской столицы. Именно здесь была предпринята попытка шествия «тысячи богов». Это действительно две процессии на двух скалах, которые сходятся на центральном святилище. К сожалению, вероятно, из-за климатической эрозии, эти барельефы, вырезанные на вертикальных гранях скалы на открытых скалах, кажутся художественно слишком примитивными и тяжелыми. Кроме того, часть иконографии заимствована у хурритов, племени, с которым хеттская царская семья вступила в брак. Тем не менее, фигуры в самом святилище, вылеплены с почти религиозной интенсивностью. Например, фигура молодого царя (Тудхалия IV), изображенная в безопасных объятиях бога, впечатляет так же, как символ большого кинжала, вонзившегося в скалу перед ним.
Лучшие примеры хеттского гения можно увидеть в каменной скульптуре, украшающей ворота самой Хаттусы, а также в барельефах на внутренних стенах, таких как раскопки в Кархемише, важной древней столице на границе между Турцией и Сирией, или фрагмент камня в Лувре, иллюстрирующий охоту на оленя. Они были произведены в более поздний период в истории хеттов, (около 900 г. до н.э.), но, тем не менее, являются показательными. Как видно из Оленьей охоты, формализация более выражена, чем в ранних шумерских росписях в Уре и в других местах. Есть тенденция к квадратным фигурам и каждая из них остается равномерно плоской на безликом плоском фоне. В целом хеттский «стиль» показывает лучшее чувство композиционного заполнения пространства; но это далеко от яркости и естественности изображения в более поздних ассирийских рельефах. (Величайшие примеры повествовательной рельефной работы см.: Римская рельефная скульптура 117-324 гг. н.э.)
Сиро-хеттская культура
Около 1180 г. до н.э. империя хеттов пришла в упадок и хетты были изгнаны со своих земель на Анатолийском плато фригийцами, союзниками троянцев из западной Анатолии. Затем в период 1000-800 гг. до н.э. они вновь стали обитателями небольших городов-государств, таких как Милид (нынешний Арслантепе-Малатья), Самал (Зинцерли) и Кархемиш, в горах Тавр в южной Анатолии или северной Сирии, где они делили политическую власть с коренными племенами, такими как арамейцы и другие. Сиро-хеттское искусство и архитектура в это время носили гибридный и несколько второстепенный характер, в значительной степени под влиянием Ассирии, которой хетты отдавали дань уважения, а также Финикии и Египта. Особенностью их построек являются монументальные резные вертикальные мегалиты (ортостаты), которые выравнивают основу многих стен из грубого черного базальта, чередующегося с белым известняком. Колонны, как правило, сделаны из дерева, с основаниями и капителями из камня, еще одна общая черта – большие статуи, больше, чем в натуральную человеческую величину.
ПРИМЕЧАНИЕ: для получения дополнительной информации о культурах и цивилизациях античности,
пожалуйста, см.: Древнее искусство (250 000 до н.э. – 400 н.э.). Больше о ранней цивилизации – почитайте о Классической древности
(с 800 г. до н.э. до 450 г. н.э.)
Культура современников на юге, см.:
Микенское искусство (1650-1200).
Сиро-хеттские дворцы обычно состояли из одного или нескольких «кусочков хилани», состоящих из монументального входа, к которому подходил широкий, но низкий лестничный пролет, с колонным портиком и длинной приемной с многочисленными комнатами для отдыха. Прекрасной иллюстрацией этого типа архитектуры хеттского дворца является дворец Капару в Талль-Халафе. (Другие традиции дворцовой архитектуры того времени: Минойское искусство на Крите.)
Статьи по Теме
Искусство Древней Персии (3500 г. до н.э.)
Египетское искусство (3100 г. до н.э. – 395 г. н.э.)
этрусское искусство (ок.700-90 до н.э.)
Греческая архитектура (c.650-27 до н.э.)
Греческая керамика (от 3000 г. до н.э.)
Римская архитектура (около 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?