Пергамская школа эллинистической скульптуры читать ~6 мин.
В греческом искусстве термин «Пергамская школа» описывает тип греческой скульптуры, связанной с городом Пергамон в Малой Азии, во время его золотого века, когда им управляла династия Атталидов (241-133 гг. до н.э.). Как и эллинистическое искусство в целом, пергамский стиль скульптуры отличался высокой степенью эмоций, а также выраженным натурализмом, что помогло создать у зрителя живое чувство реальности. Примеры эллинистической греческой скульптуры, созданной в Пергамоне, включают: серию статуй Умирающих галлов (наиболее известные примеры которых находятся в Капитолийском музее и Национальном музее в Риме), которые эксперты определили как копии работ, заказанных Атталусом I (царствовал 241-197 до н.э.), чтобы отпраздновать его победу над галлами; и рельефная скульптура Пергамского алтаря Зевса, построенная королем Евменом II из династии Атталидов, в период с 166 по 156 г. до н.э. Нам известно лишь небольшое количество имен скульпторов, принадлежащих к пергамской школе: это Антигон, Эпигон, Фитомах, Согон и Стратоник. Другие эллинистические статуи и рельефы, такие как Лаокоон (42-20 гг. до н.э.), Менелай с телом Патроклоса (3-й век) и Наказание Дирсе («Фарнезский бык») (2-й век до н.э.), также характеризуются похожим чувством драматизма и действия, побуждающих некоторых искусствоведов усомниться в необходимости отдельного «пергамского» стиля. Однако другие, в том числе ученый Т.Б.Л.Вебстер, настаивают на том, что пластическое искусство, созданное для двора Атталидов в Пергамоне, демонстрирует единство стиля, которое полностью оправдывает название. Для более поздних скульпторов и движений, вдохновленных пергамской школой, пожалуйста, смотрите: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Где находится Пергамон?
Пергамон (иногда называемый Пергамом) был древнегреческим городом (предполагается, что это была греческая колония), расположенным на холме с видом на реку Кайкус в современной Турции. Он стоял внутри страны, в шестнадцати милях от берега Эгейского моря. Пергам был основан около середины классической античности, в 5 веке до нашей эры, хотя он стал действительно заметным, только когда служил штаб-квартирой династии Атталидов (241-133 гг. до н.э.). Сегодня его территорию занимает турецкий город Бергама.
Кем были атталиды?
После смерти Александра Великого в 323 г. до н.э. его обширное королевство было побеждено и в конечном итоге поделено его сильнейшими генералами, известными как «Диадочи» (преемники), каждый из которых основал отдельную династию. Четыре силовых блока, которые должны были появиться, были: Египет, управляемый династией Птолемеев; Месопотамия и Центральная Азия, управляемые династией Селевкидов; Македония, управляемая Антигонидами; и Малая Азия (также называемая Анатолией, современная Турция) при династии Атталидов.
Королевство Атталидов фактически развилось из более обширной Лисимахской империи, которой правит Лисимах, генерал Александра Великого. В 282 году до н.э. после смерти Лисимаха один из его офицеров, Филитаер, взял под свой контроль Пергамон. Его прямые потомки привели к появлению династии Атталидов следующим образом:
«Династия Атталидов» – правители Пергама
Филитаер (282-263 гг. до н.э.)
Евмен I (263-241)
Атталус I Сотер (241-197)
Евмен II (197-159)
Атталус II Филадельфский (160-138)
Атталус III (138-133).
Первоначально, королевство Атталидов, будучи изначально вассальным государством в королевстве Селевкидов, получило независимость при Евмене I, а к 183 году оно расширилось и включило большую часть Малой Азии, отчасти благодаря союзу с Римом. Крепость и дворец Атталидов были построены на вершине холма в Пергаме, а остальная часть города занимала нижние склоны и равнину. В 133 году, после того как Атталус III умер без наследника, королевство перешло под контроль Римской республики.
Центр эллинистической культуры
«Эллинизм» – это имя, данное всеобщему восхищению искусством и культурой классической греческой цивилизации, которая процветала во всем известном мире от смерти Александра в 323 году до упадка греческой власти в 31 году до нашей эры. Например, народы вокруг Восточного Средиземноморья были впечатлены скульптурой древней Греции, а также греческой архитектурой и греческой глиняной посудой и широко подражали этим стилям.
Атталиды превратили Пергамон в один из самых красивых греческих городов эллинистического периода. Была построена библиотека, которая уступала только Александрийской; несколько театров; храм Афины Никифор; и, конечно же, Большой алтарь Зевса с его необычным фризом из каменной скульптуры. Кроме того, сотни скульптур и картин были заказаны для украшения городских храмов и общественных мест. Ко времени своего объединения в Риме этот великолепный архитектурный комплекс (большая часть которого была завершена Евменом II и Атталусом III) был домом для почти 200 000 человек. После падения Рима в 5 веке нашей эры Пергамон вошел в состав Византийской империи, пока в 14 веке не попал в руки Османской империи.
Характеристики пергамской скульптуры
Стиль скульптуры, отстаиваемый пергамскими художниками, иногда называемый пергамским барокко, лучше всего рассматривать как передний край эллинистической мраморной скульптуры в период 200-150 гг. до н.э. Для него характерны, прежде всего, очень выразительные жесты, драматические, наполненные действием позы, преувеличенная мускулатура и глубокие складки драпировки, которые помогают передать боль, страдание и другие эмоции его субъектов.
Эти характеристики проиллюстрированы группой статуй, выполненных по заказу Аттала I (269-197 до н.э.), чтобы отпраздновать его победу над галлами. Освященная на Акрополе Пергама, эта группа включает в себя знаменитую сцену убийства Галлием себя и своей жены (оригинал сейчас утерян, но отличную копию можно увидеть в Музее Массимо алле Терме в Риме). Эти и другие подобные пергамские статуи были позже скопированы римскими скульпторами и известны как «Умирающие галлы».
Стиль пергамского барокко особенно заметен в Большом алтаре Зевса с его мраморным фризом длиной 112 метров с изображением гигантомахии из греческой мифологии. Этот, почти 3-метровый барельеф изобилует фигурами богов и гигантов, замеревших в смертельной схватке. Поверхностно эти изображения могут изображать мифическую победу Зевса над Гигантами, но на более глубоком уровне они изображают победы пергамцев над кельтами и другими захватчиками с востока. Действительно, некоторые ученые считают, что это приравнивает пергаменские триумфы к таковым в Афинах 5-го века.
Кроме того, пергамские скульпторы были на переднем крае попыток переделать скульптуру Высокой классической греческой культуры, примером которой является колоссальная Афина высотой 3 метра, которая переосмысливает Афину Парфенон – богиню Афин, созданную Фидием для греческого Парфенона (488-431 г. до н.э.) Этот пергамский классицизм отмечен нацеленностью на создание произведений, которые можно оценить со всех сторон, а также новой гибкостью осанки.
Большой алтарь Зевса, наряду с другими отдельно стоящими скульптурами на Пергамском акрополе, был раскопан в 1878 году выдающимися немецкими археологами Карлом Гуманом (1839–96) и А. Конзе (1831–1914) под эгидой Прусского государственного музея культуры в Берлине. Восстановленные скульптуры, включая все, что осталось от неотразимого фриза Гигантомахии, теперь выставлены в Пергамском музее в Берлине.
О декоративно-прикладном искусстве из более широкой Эгейской области, см. Искусство классической древности (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.).
- «Как культура капитулировала перед технологией» Нила Постмана, краткое содержание
- От солдата до маршала
- Кем можно работать при психолого-педагогическом образовании?
- «История людей» от Антонио Минготе
- Ассирийское искусство
- Искусство бронзового века
- Классическое античное искусство
- Хеттское искусство: особенности анатолийской культуры
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?