Искусство викингов:
культуры Borre, Jellinge, Mammen, Ringerike, Urnes читать ~17 мин.
Викинги — скандинавские мореходы, в основном язычники из Дании, Норвегии и Швеции, которые в 790–1050-х годах н.э. совершали набеги и колонизировали обширные территории Европы. Поселения викингов, или норманнов, возникли в Северной Америке, Гренландии, Исландии, Ирландии, Шотландии, Англии и континентальной Европе. На востоке викинги дошли до земель, которые позже стали Русью. Считается, что само это название происходит от древнескандинавского слова, обозначавшего «гребцов» или «участников походов». К сожалению, их набеги привели к упадку монастырского искусства в Ирландии, что особенно затронуло создание иллюминированных манускриптов.
Как и можно было ожидать от культуры воинственных мореходов, искусство викингов чаще функционально и символично, чем созерцательно или декоративно. Поскольку викинги много путешествовали, большинство сохранившихся произведений — это переносные предметы: украшенные рога для питья, доспехи, языческие идолы, вёсла и другие предметы быта. При этом их резьба по дереву и скульптура демонстрируют большую изобретательность и высокий уровень мастерства. Художники эпохи викингов оставили богатое наследие сложных звериных орнаментов. Их металлообработка также отличалась высоким качеством, испытав на себе влияние кельтского искусства обработки металла.
Раннее искусство викингов было сосредоточено на украшениях и оружии, в то время как более поздние мастера известны своими изделиями из серебра и руническими камнями. До наших дней дошли небольшие изделия из бивня, а также работы из янтаря, гагата, кости, моржового клыка и, реже, дерева. Значительные находки предметов искусства викингов были сделаны в таких местах, как Осеберг, Борре, Еллинг, Маммен (например, топор из Маммена, выставленный в Национальном музее Дании в Копенгагене), Рингерике и Урнес.
Кроме изобразительного искусства, интерес викингов к загадкам и рифмам породил богатую традицию поэзии и повествования, увековеченную в древнескандинавских сагах. Но, пожалуй, величайшим достижением викингов стал длинный корабль, чьё конструктивное совершенство возводит его в ранг произведения искусства. Быстрый, лёгкий и маневренный, такой корабль можно было быстро вытащить на берег или спустить на воду; он ходил как на вёслах, так и под парусом при любом ветре. Возможно, это не искусство в чистом виде, но образец высочайшего мастерства.
В целом, изобретательность и сложность искусства и ремёсел викингов разительно контрастируют с их образом варваров-грабителей. Скандинавские мастера преуспели в обработке дерева и металла, украшая броши, оружие, орудия труда и детали кораблей огромным разнообразием звериных мотивов и замысловатых узоров. Вряд ли нашёлся бы материал, который викинги не стремились бы украсить или усовершенствовать. Образцы их искусства можно увидеть в музеях Копенгагена, Осло и Стокгольма.
Стили искусства эпохи викингов (850-1050)
Для жителей Скандинавии эпоха викингов, длившаяся с IX до середины XI века, была периодом бурного развития. Ради пиратства, торговли и колонизации викинги добирались от Руси до Византии и от Исландии до Гибралтара. В начале IX века их экспансия стала возможной благодаря факторам как внутри Скандинавии, так и за её пределами.
Причины миграции викингов
Во-первых, население Скандинавии росло, а в суровом климате даже несколько лишних ртов могли стать непосильной ношей для небольшого хозяйства. В то же время торговый корабль викингов — кнорр — достиг такого технического совершенства, что позволял совершать плавания в Средиземноморье и через Атлантику.
Во-вторых, распад империи Карла Великого и политические волнения на Британских островах создали вакуум власти, которым викинги быстро воспользовались. Хотя они редко упускали возможность совершить набег на монастырь или город, у них были и мирные мотивы для путешествий. Шведы вели выгодную торговлю с Восточной Европой и даже с Малой Азией, перемещаясь по Волге и Днепру. Этим объясняется большое количество арабского серебра, найденного в кладах на территории восточной Швеции.
Норвежцы покидали свои дома и селились в Северной Атлантике: на Шетландских и Оркнейских островах, в Исландии, Гренландии и даже, на короткое время, в Северной Америке. Они обосновались в Ирландии, на острове Мэн и на северо-западе Англии. Слияние культур в этих регионах привело к важным художественным последствиям.
Завоевание Нормандии викингами под предводительством Роллона в 911 году, напротив, практически не повлияло на скандинавские художественные стили. Датчане же сосредоточили свою деятельность на севере Священной Римской империи и в восточной Англии. Здесь по договору с королём Альфредом в 878 году они получили земли, известные как Денло (Область датского права), а при короле Кнуде Великом (правил в 1016–1035 гг.) было создано объединённое королевство Англии и Дании.
Влияние религии на искусство викингов
Наибольшее влияние на искусство викингов оказала религия, а не политические или торговые факторы. В IX веке Скандинавия оставалась языческой, её жители поклонялись таким богам, как Один, Тор и Фрейя. Они часто, хотя и не всегда, хоронили своих мёртвых в земле (ингумация) вместе с разнообразным погребальным инвентарём. С могилой часто был связан корабль, реальный или символический, который должен был перенести умершего в его последнем путешествии. К сожалению для археологов, с приходом христианства практика захоронений с инвентарём прекратилась, однако викинги продолжали прятать клады с золотом и серебром.
Христианство распространялось в Скандинавии по разным причинам, включая миссионерскую деятельность таких проповедников, как Ансгар, и политические амбиции королей. Так, попытки обращения Норвегии в христианство королём Олафом Святым были тесно связаны с его желанием стать единоличным правителем страны. Дания была обращена в христианство при короле Харальде Синезубом (ок. 965 г.); Норвегия — в XI веке, в том числе с помощью англосаксонских миссионеров; Швеция — в основном в течение XI – XII веков.
Общий стиль искусства викингов
Искусство викингов можно разделить на несколько отдельных стилей. Они часто пересекаются хронологически, поэтому их нельзя использовать для точной датировки, но они полезны при анализе орнаментов. Стили получили свои названия по местам важных археологических находок. Приблизительные даты, указанные ниже, основаны на анализе монет или надписей, которые иногда сопровождают артефакты.
В целом искусство викингов основано на абстрактных звериных формах, которые были распространены в Северной Европе со времён Великого переселения народов (ок. 400 г.). «Звериный стиль» состоял из переплетающихся змей и зверей, чьи реальные очертания зачастую едва различимы. В таких орнаментах почти отсутствуют растительные мотивы, и чаще всего их наносили на предметы быта: мечи, уздечки и пряжки. Отдельные образцы изобразительного искусства встречаются на резных камнях, но, вероятно, в большем объёме оно существовало в виде гобеленов или деревянной резьбы, которые до нас не дошли.
Большинство построек викингов были сделаны из дерева и земли и потому не сохранились. Однако раскопки датских военных лагерей в Треллеборге и Фюркате показывают, что викинги умели проектировать поселения с математической точностью. Их дома были длинными и низкими, со слегка выпуклыми стенами из досок и столбов, которые подпирались дополнительным рядом наклонных опор с внешней стороны. Об архитектуре святилищ и храмов викингов известно немного.
Осебергское корабельное погребение
Самый ранний стиль искусства викингов развился из традиций эпохи переселения народов. Его образцы, выполненные на исключительно высоком уровне, были найдены в Осебергском корабельном погребении (сейчас в Музее истории культуры, Осло). Захоронение в Осеберге, Норвегия (на западном берегу Осло-фьорда), было совершено около 834 года для знатной женщины, возможно, королевы. Она была похоронена вместе со служанкой и множеством предметов быта, включая повозку, четверо саней, ткацкий станок и вёдра. Тела поместили в небольшую камеру на великолепном корабле «Осеберг», а погребальный инвентарь разложили вокруг на палубе. Могила была разграблена вскоре после создания, но почва сохранила деревянные предметы до тех пор, пока курган не раскопали в 1904 году.
Сам корабль был изящным судном для плавания по фьордам — слишком низкобортным для дальних морских походов. Его штевни, заканчивающиеся спиралями, богато украшены резьбой в виде переплетающихся животных. У них маленькие головы, тела с двойным контуром и пронзённые бёдра в форме сердца.
На другой части корабля вырезана вариация «хватающего зверя». Этот мотив был новым для IX века, его компактная форма контрастирует с вытянутыми ленточными животными. Его можно узнать по круглой голове, выпученным глазам, курносому носу, преувеличенным мускулам и бёдрам, а также по вездесущим цепким лапам. Обычно он напоминает кошачье существо, но в данном случае похож на группу стариков, вцепившихся друг другу в длинные бороды.
Резчики и скульпторы викингов
Над предметами из Осеберга работало несколько мастеров, и некоторых из них исследователи выделяют как отдельные художественные личности, например, так называемого «академика» и «мастера барокко», работавших в контрастных манерах. Столб с головой животного, выполненный первым, — шедевр сдержанности: голова покрыта плоской, чётко разделённой сеткой из переплетённых птиц, а шея оставлена гладкой, с геометрическим орнаментом в нижней части.
Аналогичный столб работы «мастера барокко» полностью покрыт фигурами хватающих зверей, вырезанными объёмно и очень пластично. Их тела расположены вокруг ряда овальных фигур, которые задают ритм всей композиции. Декор двух столбов кровати и полозьев саней содержит важный мотив для будущих стилей викингов: на них вырезаны внушительные звери в геральдической позе, которые вновь появятся как основной элемент стиля Маммен.
Изделия из металла, относящиеся к тому же периоду, что и предметы из Осеберга, представлены находками из Броа на острове Готланд (ныне хранятся в Государственном историческом музее, Стокгольм). В основном это позолоченные бронзовые крепления для уздечек, рукояти мечей и другие детали. Большинство встречающихся на них звериных мотивов находят параллели среди предметов из Осеберга.
Повествовательное искусство этого периода сохранилось на нескольких предметах. Например, на одной из осебергских повозок изображён человек, борющийся с огромным клубком змей. На фрагментах гобеленов из погребальной камеры изображена процессия лошадей и фигур, а также сцена повешения, возможно, связанная с богом Одином. На Готланде существует целая серия резных камней с барельефами, например, из Тьянгвиде (Государственный исторический музей, Стокгольм) и Ларбро (в Бунге, Готланд). Они имеют изогнутый верх, выемку в нижней части и бордюры, украшенные переплетениями. Сцены из легенд расположены на основной поверхности камня. Часто изображается великолепный корабль, похожий на осебергский, со спиралевидными штевнями, большим квадратным парусом и воинами, готовыми к бою.
Стиль Борре в искусстве викингов
Стиль Борре процветал примерно с 840 по 980 год и назван в честь деталей конской узды из Борре в Норвегии (Музей истории культуры, Осло). Стиль состоит из трёх основных элементов. Самый узнаваемый — мотив «кольцевой цепи»: коса из двух прядей, скреплённых в местах пересечения кольцом. Второй — вариант «хватающего зверя» с лентовидным телом, чьи когти цепляются за обрамление. Третий — обращённое назад четвероногое животное со спиралями на бёдрах и характерным узлом-«косичкой».
Стиль Борре встречается на ювелирных изделиях по всей Скандинавии и даже на Руси. В Британии его можно увидеть на каменных крестах, например, на камне Гаута Бьорнссона в Кирк-Майкле на острове Мэн. «Кольцевая цепь» — островная разновидность стиля Борре — также найдена на деревянной игровой доске из Баллиндерри, Ирландия (Национальный музей Ирландии, Дублин). Стиль Борре можно приблизительно датировать по монетам из Хонского клада (захоронен около 860 г.), в котором были найдены украшения в этом стиле.
Стиль Еллинге в искусстве викингов
Стиль Еллинге (ок. 870-1000 гг.) часто встречается в сочетании со стилем Борре. Например, брошь из Одесхога (Эстергётланд) имеет переплетение в стиле Борре в центре и типичных животных в стиле Еллинге по бокам (Государственный исторический музей, Стокгольм). Название стиля происходит от серебряной чаши из Еллинга, Ютландия (Национальный музей, Копенгаген). У каждого животного лентовидное тело с двойным контуром. Голова с длинной «косичкой» изображена в профиль, а верхняя губа вытянута в длинную ленту. Этот мотив является развитием лентовидных животных, характерных для стиля Борре.
Яркий пример этого стиля можно увидеть на конском ошейнике из Соллестада, Дания (Национальный музей, Копенгаген). В Англии стиль Еллинге встречается в изменённой форме на ряде крестов в Йоркшире, например, в Миддлтоне и Коллингеме. На них тонкое ленточное переплетение выполнено грубовато, словно из толстого теста — вероятно, англосаксонским мастером, который не до конца понял этот стиль.
Интересное слияние культур демонстрирует крест из Госфорта, ставший результатом тесных связей между викингами в Камбрии и их соплеменниками в Ирландии. Его декор включает элементы стилей Борре и Еллинге, а также фигурные сцены, заимствованные с высоких крестов Ирландии. Сюжеты взяты как из Библии, так и из скандинавских легенд. На острове Мэн, в Кирк-Майкле, есть прекрасные примеры животных в стиле Еллинге с извивающимися «косичками», вырезанных на каменных крестах. Здесь также в полной мере представлена скандинавская традиция сюжетных камней с историями о Гуннаре, Сигурде и Локи. Хотя детали костюмов, такие как юбки со шлейфом и узловатые причёски, указывают на скандинавское происхождение, композиция этих плит отличается от готландских: сюжетные сцены расположены по обе стороны от оси креста.
Мамменский стиль искусства викингов
Мамменский стиль (ок. 960-1020 гг.) пересекается по времени и мотивам со стилем Еллинге, но демонстрирует более выразительные формы. Животные имеют более массивные тела вместо лентовидных, спирали на бёдрах и часто сплошь покрыты мелкими насечками. Новая черта стиля — растительные побеги-усики, мотив, заимствованный из орнаментов с акантом каролингского искусства.
Стиль получил своё название от наконечника топора, найденного в Маммене, Ютландия. На нём инкрустированным серебряной проволокой изображён массивный зверь со спиралями на бёдрах, опутанный побегами (Национальный музей, Копенгаген). Ранним примером этого стиля является камень, воздвигнутый Торлейфом в Кирк-Браддане на острове Мэн. Он использует комбинацию ленточного животного в стиле Еллинге и более крупного, массивного зверя в стиле Маммен.
В стиле Маммен были изготовлены две знаменитые шкатулки, известные как Бамбергская и Камминская. Бамбергская шкатулка находится в Баварском национальном музее в Мюнхене; Камминская была уничтожена во время Второй мировой войны, но сохранились её фотографии. Обе шкатулки приземистые, со скатными крышками, сделаны из тонких пластин слоновой кости и рога, соединённых бронзовыми лентами. Пластины сплошь покрыты изображениями зверей и побегов, в то время как металлические полосы более просто украшены рельефными головами животных.
Большой камень, воздвигнутый Харальдом Синезубым в память о своих родителях (на кладбище в Еллинге, Ютландия), является исторически наиболее важным памятником в стиле Маммен. Судя по надписи, его можно датировать 983–985 годами. На одной его стороне — барельеф с изображением распятого Христа в окружении переплетающихся лент: это первый датированный христианский памятник в Скандинавии. На другой стороне изображён огромный «геральдический» зверь, опутанный змеёй. Еллингский камень, вероятно, положил начало моде на установку резных каменных мемориалов в Скандинавии, которая распространилась в XI веке.
Стиль Рингерике в искусстве викингов
Стиль Рингерике (ок. 980-1090 гг.) развил один из элементов стиля Маммен: теперь асимметричные растительные побеги начинают доминировать в композиции, порой затмевая фигуры животных. Этот мотив в конечном счёте происходит от акантовых орнаментов в оттоновских и англосаксонских манускриптах, особенно Винчестерской школы.
Так называемый «Большой зверь» с Еллингского камня, сражающийся со змеёй, часто изображается в стиле Рингерике. Название стиля происходит от группы резных камней в районе Рингерике в Норвегии. Один из ярких примеров — камень из Ванга в регионе Вальдрес в Норвегии. Более изящная версия стиля, выполненная в металле, представлена на флюгере из Каллунге (Государственный исторический музей, Стокгольм). На одной его стороне изображены «Большой зверь» и змея, а на другой — две переплетённые сражающиеся змеи с побегами, растущими из их тел.
Стиль Рингерике особенно процветал в Англии во время правления короля Кнуда (1016-35), поскольку там было много заказчиков-викингов, а сам стиль легко усваивался художниками, знакомыми с современным ему винчестерским стилем. В рукописях тонкий переход от винчестерского аканта к стилю Рингерике можно увидеть, сравнив Псалтирь Харли (Британская библиотека, Лондон) с рукописью из Библиотеки Кембриджского университета. В первой акантовый орнамент пышный, но сдержанный, во второй — более тонкий и стремительный, постоянно выходящий за свои рамки.
Эскиз на обороте рукописи Кэдмона (Бодлианская библиотека, Оксфорд) показывает идеальное сочетание винчестерских розеток в бордюре стиля Рингерике. Надгробная плита с лондонского кладбища при соборе Святого Павла — один из лучших образцов резьбы по камню, где в технике барельефа изображена борьба зверя и змеи (Лондонский музей). Фон был окрашен в синий и чёрный цвета, а фигура зверя покрыта белыми точками.
В английской металлообработке этот стиль прекрасно представлен флюгером, найденным в Винчестере (Библиотека Винчестерского собора), и серебряной дисковидной брошью из Саттона, остров Или (Британский музей, Лондон).
Стиль Рингерике был очень влиятелен в Ирландии. Его можно увидеть на таких предметах, как посох аббатов Клонмакнойса (ок. 1120 г.) и оклады для книг «Катах» и «Мисах» (оба ок. 1090 г.; все в Национальном музее Ирландии, Дублин). В Англии этот стиль вышел из моды в 1050-х годах, незадолго до нормандского завоевания, но в Ирландии он сохранялся до 1120-х годов.
Стиль Урнес в искусстве викингов
Последним художественным изобретением мира викингов стал стиль Урнес. Его развитие из стиля Рингерике можно проследить на серии рунических камней в Швеции. Эта серия начинается с камня в Боге, Готланд, где изображён массивный зверь, от которого отходят побеги, как на флюгере из Каллунге. Постепенно зверь становится более утончённым и изящным, как на камнях из Стренгнеса, Сёдерманланд, и Ардре III, Готланд.
Своё название стиль получил от деревянной резьбы в церкви Урнес, Норвегия. Здесь использовались две техники резьбы: горельеф (высокий рельеф), где глубина резьбы достигает 12 см, а сами элементы очень тонкие, и барельеф (низкий рельеф) с более сдержанным повторением тех же узоров. Основные мотивы — это стройное четвероногое, похожее на ящерицу, и тонкие ленты, иногда заканчивающиеся головой зверя. У животных изящные, вытянутые конечности, обычно в композиции выделяются одна передняя и одна задняя лапа. Формы очень грациозны, они огибают друг друга широкими петлями, и каждое животное легко отличить от его противника, поскольку все они имеют разную толщину. В Урнесе эта резьба, найденная на портале, фронтоне, двух панелях и угловом столбе, была встроена в более позднюю церковь около 1160 года.
Несколько высококачественных образцов стиля можно найти в Англии и Ирландии, где он оставался популярным ещё долгое время после того, как в Скандинавии стал доминировать романский стиль. Брошь «Питни», найденная в Сомерсете, но, возможно, изготовленная в Скандинавии (Британский музей, Лондон), украшена двуногой ящерицей, пробирающейся сквозь переплетение нитей.
Епископский посох Ранульфа Фламбарда из Дарема (епископ в 1099–1128 гг.) украшен животными в стиле Урнес (Музей собора в Дареме). Каменные скульптуры в стиле Урнес найдены на капители колонны в Нориджском соборе (ок. 1140 г.) и в Джевингтоне на юге Англии. В Ирландии стиль был несколько изменён: животные стали располагаться более компактно и симметрично, как на Кресте из Конга (Национальный музей Ирландии, Дублин) и на саркофаге из Кашела.
Приход романского стиля в Скандинавию постепенно вытеснил местные художественные традиции. Христианство требовало новой архитектуры, и в этом скандинавы зависели от иностранных образцов: страна покрылась сотнями маленьких каменных церквей — и несколькими большими, — вдохновлённых постройками Рейнской области, Англии и Ломбардии. Тем не менее, местные формы продолжали использоваться в резьбе по дереву в XII и XIII веках, а замечательная скульптура и архитектура норвежских каркасных церквей свидетельствуют о сохранении мотивов сражающихся драконов вплоть до христианских времён.
- Музыкальные традиции викингов: инструменты и композиции
- «Викинги. Путь на Восток»
- Норвежские и российские историки издали совместную книгу «Россия становится ближе»
- Неожиданный Конан Дойль. Шерлок Холмс и не только
- Кирк Ястреб «Музыка и время»
- Новая роль короля российской эстрады! Филипп Киркоров исполнит музыкальную партию Черномора в мюзикле на льду Татьяны Навки «Руслан и Людмила»!
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?