Искусство викингов: культуры Borre, Jellinge, Mammen, Ringerike, Urnes читать ~17 мин.
Викинги были скандинавскими мореходами – языческими датчанами, норвежцами и шведами – которые совершали набеги и колонизировали обширные территории Европы в период 790-1050 гг. н.э. Поселения викингов или норвежцев возникли в Северной Америке, Гренландии, Исландии, Ирландии, Шотландии, Англии и континентальной Европе. На Востоке викинги проникли в сердце России, где оставили своё имя – «Русь», что означает красный, в честь рыжеволосых норманнов. К сожалению, их набеги стали причиной упадка монастырского искусства в Ирландии, особенно это коснулось иллюминированных манускриптов.
Как и следовало ожидать от расы агрессивных воинов, живущих на открытом воздухе, искусство викингов, как правило, более функционально и символично, чем созерцательно или выразительно. А поскольку викинги часто переезжали с места на место, большинство произведений норвежского искусства состоит из переносных предметов, таких как украшенные рога для питья, нательные доспехи, языческие иконы, весла и широкий спектр предметов, используемых в повседневной жизни. При этом их резьба по дереву и скульптура демонстрируют большую изобретательность и уровень мастерства, а художники викингов оставили богатое наследие экстравагантных животных орнаментов. Их металлообработка также отличалась высоким качеством, и на неё повлияло кельтское искусство обработки металлов.
Раннее искусство викингов было сосредоточено на украшениях и оружии, в то время как более поздние мастера известны своими изделиями из серебра и рунными камнями. До наших дней дошли небольшие изделия из слоновой кости, а также работы из янтаря, струи, кости, моржовой слоновой кости и, иногда, дерева. Значительные находки предметов искусства викингов были сделаны в географических областях: Осеберг, Борре, Еллинг, Маммен (например, мамменский топор, в настоящее время выставленный в Национальном музее Дании, Копенгаген), Рингерике и Урнес.
Отходя от изобразительного искусства, интерес викингов к загадкам и рифмам привёл к богатой традиции поэзии и рассказывания историй, воспетой в древненорвежских эпических сагах. Но, пожалуй, величайшим достижением викингов является длинный корабль, чья изобретательность и эффективность возвели его почти в ранг искусства. Быстрый, лёгкий, маневренный и гибкий, баркас можно было быстро причалить или спустить на воду, грести вёслами или плыть при любом ветре. Возможно, это не совсем искусство, но прекрасное мастерство.
В общем, изобретательность и замысловатость искусства и ремёсел викингов сильно контрастирует с другим образом варвара-грабителя. Норвежские мастера преуспели в обработке дерева и металла, гравируя и украшая броши, оружие, орудия труда и бревна кораблей огромным разнообразием форм животных и замысловатых узоров. Вряд ли можно было найти материал, который викинги не украсили бы или не улучшили. Образцы норвежского искусства можно увидеть в музеях Копенгагена, Осло и Стокгольма.
Стили норвежского искусства эпохи викингов (850-1050)
Для жителей Скандинавии эпоха викингов была периодом бурного развития, длившимся с IX до середины XI века. Для пиратства, торговли и колонизации викинги прошли от Руси до Византии, от Исландии до Гибралтара. В начале IX века экспансия стала возможной благодаря факторам как внутри Скандинавии, так и за её пределами.
Причины миграции викингов за границу
Во-первых, население Скандинавии росло, а в условиях дикого климата для того, чтобы мелкие хозяйства стали переполненными, требовалось всего несколько лишних ртов для пропитания. В то же время океанский корабль викингов – кнорр – достиг высокого уровня технического развития, что позволило людям плавать в Средиземноморье и через Атлантику.
Во-вторых, распад империи Карла Великого и политические беспорядки на Британских островах оставили вакуум власти, которым викинги быстро воспользовались. Хотя они редко упускали возможность совершить набег на монастырь или город, у викингов были и мирные мотивы для путешествий. Шведы вели выгодную торговлю с Восточной Европой и даже с Малой Азией, двигаясь вверх и вниз по Волге и Днепру. Этим объясняется большое количество арабского серебра, найденного в восточных шведских кладах.
Норвежцы покинули свои дома и поселились в северной части Атлантики, на Шотландских островах, в Исландии, Гренландии и даже, на короткое время, в Северной Америке. Они обосновались в Ирландии, на острове Мэн и на северо-западе Англии: слияние культур, произошедшее в этих районах, должно было иметь важные художественные результаты.
С другой стороны, завоевание Нормандии норвежцами или датчанами Ролло в 911 году практически не повлияло на художественные стили викингов. Датчане сосредоточили свою деятельность на севере Священной Римской империи и в восточной Англии. Здесь они получили Датское право от короля Альфреда в 878 году и при короле Кануте (годы правления 1017-35) создали совместное королевство Англии и Дании.
Влияние религии на искусство викингов
Религия, а не политические условия или торговая деятельность, оказала наибольшее влияние на искусство викингов. В IX веке Скандинавия была языческой, и её жители поклонялись языческим богам, таким как Один, Тор и Фрей. Они часто, хотя и не постоянно, практиковали ингумацию, хороня своих мёртвых вместе с разнообразными могильными принадлежностями. С могилой часто ассоциировался корабль, реальный или символический, чтобы нести умершего человека в его духовном путешествии. К сожалению для археологов, с приходом христианства захоронения с имуществом прекратились, но викинги продолжали хоронить клады золота и серебра.
Христианство продвигалось в Скандинавии по разным причинам, включая миссионерские усилия таких священников, как Ансгар и Поппо, и политические амбиции королей. Так, попытки обращения Норвегии королём Олафом (Святым) были тесно связаны с его желанием стать единоличным правителем страны. Дания была обращена при короле Гарольде Синезубом (ок. 980 г.); Норвегия – с помощью англосаксонских миссионеров в XI-XII веках; и, наконец, Швеция – в конце XII века.
Общий стиль норвежского искусства
Искусство викингов можно разделить на несколько отдельных стилей. Они часто пересекаются хронологически и поэтому не могут быть использованы для точной датировки, но они полезны при анализе содержания рисунка. Стили получили свои названия по местам находок важных предметов. Приблизительные даты, указанные для стилей ниже, выведены на основе монет или надписей, которые иногда сопровождают находки.
В целом искусство викингов основано на абстрактных формах животных, которые процветали в Северной Европе с периода миграции (ок. 400 г.) и далее. Звериный стиль состоял из извивающихся змей и зверей, чьи реальные очертания зачастую едва различимы. Такие орнаменты почти полностью лишены растительного орнамента и чаще всего наносились на предметы повседневного использования, например, мечи, уздечки и пряжки. Некоторое изобразительное искусство встречается на резных камнях, но, вероятно, больше его было на гобеленах или деревянной резьбе.
Большинство построек викингов были сделаны из дерева и земли и как таковые в основном исчезли. Однако раскопки датских военных лагерей в Треллеборге и Фюркате показывают, что викинги умели проектировать поселения с математической точностью. Сами дома были длинными и низкими, со слегка выпуклыми стенами из столбов и досок. Они были подкреплены дополнительным рядом наклонных столбов по внешней стороне стен. Об архитектуре святилищ и храмов викингов известно немного.
Осебергское корабельное погребение
Самое раннее искусство викингов возникло без отрыва от традиций миграционного периода и встречается, выполненное на исключительно высоком уровне, на предметах из Осебергского корабельного погребения (сейчас в Университетском музее северных древностей, Осло). Могила в Осеберге в Норвегии (на западной стороне Осло-фьорда) была сделана примерно между 800 и 850 годами для важной дамы, возможно, королевы. Она была похоронена вместе со служанкой и множеством предметов быта, включая телегу, четыре сани, ткацкий станок, ведра и гагачьи шкуры. Ее поместили в маленькую каюту на великолепном корабле «Осеберг», а погребальные принадлежности сложили вокруг неё на палубе. Могила была ограблена в самом начале своей истории, но почва сохранила деревянные предметы до раскопок кургана в 1904 году.
Сам корабль был элегантным крейсером для фьордов – слишком низким для дальних плаваний. Его форштевень и кормовые стойки, заканчивающиеся спиралями, богато украшены резьбой в виде скрещивающихся животных. У них маленькие головы, тела с двойным контуром и пронзённые бедра в форме сердца.
На другой части корабля вырезана вариация «хватающего зверя». Этот мотив был новым в IX веке, его компактная форма контрастирует с бегущими ленточными животными. Его можно узнать по круглой голове, выпученным глазам, курносому носу, преувеличенным бицепсам и бёдрам, а также вездесущим хватательным лапам. Обычно он напоминает кошачье существо, но в данном случае похож на группу стариков, вцепившихся друг другу в длинные бороды.
Резчики/скульпторы викингов
Над коллекцией предметов работали несколько резчиков, и некоторые из них были определены как художественные личности, например, так называемый «академик» и «мастер барокко», которые работали в контрастных направлениях. Столбик с головой животного первого – шедевр сдержанности: голова покрыта плоской, хорошо разделённой сеткой из переплетённых птиц, шея совершенно простая с геометрическим орнаментом в нижней части.
Аналогичный столб работы барочного мастера полностью покрыт ухватистыми зверями, вырезанными с хорошим чувством пластики. Туловища расположены вокруг ряда овальных фигур, которые придают ритм общему дизайну. Декор двух кроватных столбов и полозьев для саней содержит важный прецедент для будущих стилей викингов: на них вырезаны внушительные звери в геральдической позе, которые вновь появляются как основной мотив стиля Mammen.
Металлические изделия, относящиеся к той же стадии развития, что и предметы из Осеберга, представлены находками из Броа на Готланде (ныне хранятся в Государственном историческом музее, Стокгольм). В основном это позолоченные бронзовые крепления для уздечек, уздечка, рукоять меча и т. д. Большинство животных мотивов, встречающихся на них, можно найти параллели с предметами из Осеберга.
Нарративное искусство этого периода сохранилось на нескольких предметах; на одной из осебергских телег, например, изображён человек, борющийся с огромным гнездом змей. На некоторых фрагментах гобеленов из погребальной хижины изображена процессия лошадей и фигур, а также сцена виселицы, возможно, связанная с богом Одином. На Готланде есть целая серия родственных камней, вырезанных в низком рельефе, например, из Тьянгвиде (Государственный исторический музей, Стокгольм) и Ларбро (в Бунге, Готланд). Они имеют изогнутый верх, выемчатую шейку и бортики, украшенные переплетениями. Сцены из легенд расположены бессистемно на большей части поверхности. Чаще всего изображается великолепный корабль, похожий на осебергский, со спиральным носом и кормой, большим квадратным парусом и компанией воинов, вооружённых для битвы.
Стиль Борре в искусстве викингов
Стиль Борре процветал примерно с 840 по 980 год и назван в честь уздечки из Борре в Норвегии (Университетский музей северных древностей, Осло). Стиль состоит из трёх основных элементов, наиболее очевидным из которых является мотив кольца-цепочки: косичка из двух прядей, пересечения которых скреплены кольцом. Во-вторых, это тип хватательного зверя с ленточным телом, чьи когти цепляются за раму, в которую он помещён, и, наконец, четвероногий, обращённый назад, со спиралями на бёдрах и косичкой.
Стиль борре встречается на ювелирных изделиях по всей Скандинавии и даже в России. В Британии его можно увидеть на каменных крестах, например, на камне Гаута Бьорнссона в Кирк-Майкле на острове Мэн. Кольцевая цепочка Гаута – островная разновидность борре – также найдена на деревянной игровой доске из Баллиндерри, Ирландия (Национальный музей Ирландии, Дублин). Стиль Борре можно приблизительно датировать по монетам из Хонского клада, который включает украшения-клады типа Борре, захороненные около 860 г.
Стиль Еллинге в искусстве викингов
Стиль Еллинге (ок. 870-1000 гг.) часто встречается в сочетании со стилем Борре. Например, брошь из Одешога, Остерготланд, имеет борреское переплетение в центре и типичных еллингских животных по бокам (Государственный исторический музей, Стокгольм). Название стиля происходит от названия серебряного кубка из Йеллинга, Ютландия (Национальный музей, Копенгаген). У каждого животного лентообразное тело, очерченное двойным контуром. Голова с длинной косичкой расположена в профиль, а верхняя челюсть переходит в губу: это существо происходит от удлинённого хватательного зверя, найденного в Борре.
Яркий пример этого стиля можно увидеть на конском ошейнике из Соллестада, Дания (Национальный музей, Копенгаген). В Англии стиль Джеллинга встречается в странно изменённой форме на ряде йоркширских крестов, например, в Миддлтоне и Коллингеме. На них тонкое ленточное переплетение выполнено в виде толстого теста, вероятно, англосаксом, который не до конца понял этот стиль.
Интересное слияние культур демонстрирует крест из Госфорта, ставший результатом тесных связей между викингами в Камбрии и их единомышленниками в Ирландии. Его декор включает элементы стилей Борре и Джеллинг плюс фигурные сцены, заимствованные из высоких крестов Ирландии. Сцены взяты как из Библии, так и из скандинавских легенд. На острове Мэн, в Кирк-Майкле, есть прекрасные примеры еллингских животных с извивающимися косичками, найденных на каменных крестах. Здесь также в полной мере представлена скандинавская традиция камней-картин с историями о Гуннаре, Сигурде и Локи. Хотя детали костюма, например, юбки со шлейфом и узелковые причёски, свидетельствуют о скандинавском происхождении, конструкция плит отличается от плит на Готланде тем, что сюжетные сцены расположены по обе стороны от оси креста.
Мамменский стиль искусства викингов
Мамменский стиль (ок. 960-1020 гг.) пересекается по времени и внешнему виду с еллингским, но демонстрирует более выразительные формы на ту же тему. Животные имеют более полные тела вместо лент, спирали на бёдрах и часто полностью покрыты заготовками: новая черта – усики, похожие на растения, заимствованные в конечном итоге из каролингского аканта.
Стиль получил своё название от наконечника топора, найденного в Маммене, Ютландия, с инкрустированным проволокой изображением окатаного зверя со спиральными бёдрами, опутанными усиками (Национальный музей, Копенгаген). Ранним примером этого стиля является камень, воздвигнутый Торлейфом в Кирк-Браддане, остров Мэн. Он использует комбинацию ленточного животного Jellinge и более крупного, окатанного зверя Mammen.
В стиле Маммен были изготовлены две знаменитые шкатулки, известные как шкатулки Бамберга и Каммина. Бамбергский ларец находится в Баварском национальном музее , Мюнхен; Камминский ларец был разрушен во время Второй мировой войны, но сохранились его фотографии. Оба ларца – приземистые, с покатыми крышками, сделанные из тонких панелей из слоновой кости и рога, соединённых бронзовыми лентами. Панели полностью заполнены гранулированными зверями и усиками, в то время как металлические полосы более просто украшены рельефными головами животных.
Большой камень, воздвигнутый Гарольдом Синезубым в память о своих родителях (в церковном дворе Еллинга, Ютландия), является исторически наиболее важным примером стиля Маммен. Его можно датировать, судя по надписи, 983-5 годами. На одной грани – низкий рельефный рисунок распятого Христа, окружённый перекрещивающимися петлями и кругами: первый датированный христианский памятник в Скандинавии. На другой грани изображён огромный «геральдический» зверь, опутанный змеёй. Еллингский камень, вероятно, положил начало моде на возведение резных каменных мемориалов в Скандинавии, которая получила распространение в XI веке.
Стиль Рингерике в искусстве викингов
Стиль Рингерике (ок. 980-1090 гг.) развил один из элементов стиля Маммен ещё дальше: теперь наклонно направленные усики угрожают доминировать над животными, которых они обычно окружают. Рваные усики в конечном счёте происходят от акантовых украшений в оттоновских и англосаксонских манускриптах, особенно Винчестерской школы.
Так называемый Большой зверь с Еллингского камня, сражающийся со змеёй, часто изображается в стиле Рингерике, название которого происходит от группы резных камней в районе Рингерике в Норвегии. Один из ярких примеров его использования – камень Ванг из Ванга в регионе Вальдрес в Норвегии, а более утончённая версия стиля, выполненная в металле, изображена на флюгере Каллунге (Государственный исторический музей, Стокгольм). На одной стороне изображены Великий зверь и змея, на другой – две переплетённые боевые змеи с усиками, растущими из всех частей их тел.
Стиль Рингерике особенно процветал в Англии во время правления короля Канута (1016-35), потому что в Англии было так много покровителей-викингов и потому что этот стиль был легко усвоен художниками, знавшими современный винчестерский стиль. В рукописях тонкий переход от винчестерского аканта к рингерике можно увидеть, сравнив Псалтырь Харли (Британская библиотека, Лондон) с рукописью в Университетской библиотеке, Кембридж. В первой акантовый орнамент пышный, но контролируемый, во второй – более тонкий и стремительный, постоянно выходящий за свои границы.
Эскиз на обороте рукописи Caedmon (Бодлианская библиотека, Оксфорд) показывает идеальное сочетание винчестерских розеток в кайме в стиле Рингерике. Могильная плита из лондонского церковного двора Святого Павла – одно из лучших каменных изображений, где зверь и змея борются, высеченные в низком рельефе (Лондонский музей). Фон нарисован синим и чёрным, а зверь покрыт белыми точками.
В английской металлообработке этот стиль прекрасно представлен флюгером, найденным в Винчестере (Библиотека Винчестерского собора), и брошью в виде серебряного диска из Саттона, остров Эли (Британский музей, Лондон).
Стиль Рингерике был очень влиятелен в Ирландии, и его можно увидеть на таких предметах, как козлы аббатов Клонмакнойса (ок. 1120 г.) и книжные святилища Катах и Мисах (оба ок. 1090 г.; все в Национальном музее Ирландии, Дублин). В Англии этот стиль утратил популярность в 1050-х годах, незадолго до Нормандского завоевания, но в Ирландии он сохранялся до 1120-х годов.
Стиль Урнес в искусстве викингов
Последним художественным изобретением мира викингов стал стиль Урнес. Его можно увидеть развивающимся из Рингерике на серии рунных камней в Швеции. Серия начинается в Боге, Готланд, с толстого зверя, вытягивающего усики, как на флюгере Каллунге. Постепенно зверь становится более утончённым и изящным, как на Стренгнасе, Содерманланд, и Ардре III, Готланд.
Своё название стиль получил от резьбы по дереву в церкви Урнес, Норвегия. Здесь использовались две техники: одна – высокий круглый рельеф с некоторыми резьбами глубиной почти 12 см, но тонкими, как острие ножа; другая – более спокойное повторение тех же узоров в низком плоском рельефе. Мотивы – стройное четвероногое, ящероподобное животное с одной передней и задней ногой и тонкая резьба, иногда заканчивающаяся головой животного. Формы очень изящны и грациозны, они огибают друг друга широкими петлями, и каждое животное можно легко отличить от его сражающегося противника, поскольку все они имеют разную толщину. В Урнесе эта резьба, найденная на дверном проёме, фронтоне, двух досках и угловом столбе, была включена в более позднюю церковь ок. 1160 года.
Несколько высококачественных образцов стиля можно найти в Англии и Ирландии, где он продолжал быть популярным ещё долгое время после того, как романское искусство стало более или менее доминирующим в Скандинавии. Брошь «Питни», найденная в Сомерсете, но, возможно, изготовленная в Скандинавии (Британский музей, Лондон), украшена двуногой ящерицей, пробирающейся сквозь нити.
Крозир епископа Раннульфа Фламбарда из Дарема (епископ 1099-1128 гг.) украшен животными из Урнеса (Музей монашеского общежития, Дарем). Каменные скульптуры в стиле Урнес найдены на капитальном соборе в Норвиче (ок. 1140 г.) и в Джевингтоне на юге Англии. В Ирландии стиль был несколько изменён, и животные стали располагаться более компактно, симметрично, как на Кресте Конга (Национальный музей Ирландии, Дублин) и на Саркофаге из Кашеля.
Приход романского искусства на Север значительно сократил местное художественное творчество. Христианство требовало христианской архитектуры, и в этом скандинавы зависели от иностранных образцов: страна покрыта сотнями маленьких каменных церквей – и несколькими большими, – вдохновлённых образцами Рейнской области, Англии и Ломбардии. Тем не менее, местные формы продолжали использоваться для резьбы по дереву в XII и XIII веках, а замечательная скульптура и архитектура норвежских посоховых церквей свидетельствуют о сохранении мотивов боевого дракона вплоть до христианских времен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?