Анимационное искусство:
история читать ~4 мин.
Анимация (от лат. animare — «оживлять») — это вид изобразительного искусства, основанный на создании иллюзии движения при помощи последовательности неподвижных изображений. Хотя в XXI веке в индустрии доминируют компьютерные технологии, мастерство художников-мультипликаторов в рисовании фигур остаётся фундаментальным. Ключевыми фигурами в истории анимации XX века считаются Джеймс Стюарт Блэктон, Уинзор Маккей, Макс Флейшер и Уолт Дисней. Значительный вклад внесли и студии, такие как Warner Bros. и DreamWorks Animation. Мировую известность получили такие персонажи, как Микки Маус и Багз Банни, и такие полнометражные фильмы, как «Книга джунглей» и «Шрек», а также японское аниме, ставшее отдельным культурным феноменом.
Виды анимации
Анимация существует в разных формах. Это могут быть полнометражные фильмы для любой аудитории — от «Белоснежки и семи гномов» (1937) до «Кота Фрица» (1972) и «Шрека» (2001). Также создаются ленты, совмещающие игру актёров и анимацию, например, «Кто подставил кролика Роджера» (1988) или трилогия «Властелин колец» (2001–2003) с её CGI-персонажами. Широко распространены короткометражные мультфильмы и сериалы, такие как «Том и Джерри» или «Симпсоны», а также анимация в рекламе. Растущая популярность сделала анимацию важной дисциплиной в сфере искусства, которую преподают во многих художественных вузах. О смежных направлениях читайте в статьях «Фотография» и «Видеоарт».
Техника и производство
В классической рисованной анимации художники создают изображения на прозрачной ацетатной плёнке (целлулоиде). Рисунки, выполненные на бумаге, сканируются для дальнейшей цифровой обработки. Для создания контуров и заливки цветом используются специальные чернила и краски. Процесс начинается с «раскадровки» — серии ключевых эскизов, которые определяют ход повествования, действия персонажей и диалоги.
Создание анимации — трудоёмкий процесс. Для плавного движения персонажа, например, чтобы он просто сел, может потребоваться более десяти отдельных рисунков. Полнометражный фильм состоит из десятков тысяч таких изображений. Чтобы обеспечить стилистическое единство, главный аниматор создаёт модельные листы — наброски персонажа в разных позах и с разными эмоциями. Он рисует ключевые кадры действия, а художники-фазовщики (ассистенты) прорисовывают промежуточные фазы движения.
Важную роль играет и окружение. Художник-постановщик разрабатывает общую стилистику и создаёт эскизы локаций, на основе которых художник по фонам рисует детальные задние планы: пейзажи, интерьеры и архитектуру. В традиционной анимации фоны рисовались вручную, тогда как в современной — часто создаются на компьютере.
Компьютерная анимация (CGI)
Начиная с 1990-х годов, доминирующее положение в индустрии заняла компьютерная анимация (CGI, от Computer-Generated Imagery), использующая сложное графическое программное обеспечение. Прорывом стал фильм «История игрушек» (1995) студии Pixar, снятый Джоном Лассетером, — первая полнометражная лента, полностью созданная на компьютере. Хотя CGI стала коммерческим стандартом, традиционная рисованная анимация продолжает существовать как самостоятельный вид искусства, и навыки ручного рисунка по-прежнему ценятся при создании как стилизованных, так и фотореалистичных образов. (См. также: Фотография — это искусство?)
История
Корни анимации уходят в XVII век, к демонстрациям «волшебного фонаря» — проекционного аппарата, которым пользовались учёные-иезуиты, такие как Афанасий Кирхер и Гаспар Шотт. В XIX веке интерес к созданию движущихся картинок возрос благодаря эссе Питера Марка Роже «О постоянстве зрительного восприятия применительно к движущимся объектам» (1824). Это стимулировало появление нескольких оптических игрушек: тауматропа (Джон Пэрис, 1825), фенакистоскопа (Жозеф Плато, 1832), стробоскопа (Симон фон Штампфер, 1832) и зоотропа (Уильям Джордж Хорнер, 1834).
Важными шагами к кинематографу стали проектор барона Франца фон Учатиуса (1845), который мог показывать движущиеся изображения, и изобретение гибкой целлулоидной плёнки Джорджем Истманом в 1888 году. Эта технология позволила проецировать изображения с невиданным ранее качеством.
Первым мультфильмом в США считается «Юмористические фазы смешных лиц» (1906) Джеймса Стюарта Блэктона. За ним последовали «Фантасмагория» (1908) француза Эмиля Коля и «Динозавр Герти» (1914) американца Уинзора Маккея. В 1923 году Уолт Дисней основал студию, которая начала экранизировать сказки. Его Микки Маус дебютировал в 1928 году, а первый полнометражный анимационный фильм «Белоснежка и семь гномов» вышел в 1937 году.
С наступлением XXI века технологии компьютерной анимации достигли нового уровня. В блокбастерах стало нормой сочетание живых актёров с фотореалистичными CGI-персонажами, животными и масштабными фонами. Технология захвата движения (motion capture) позволила переносить мимику и пластику актёров на их цифровые аватары, стирая грань между игровым кино и анимацией.
Смотрите также
- Категории визуального искусства. Определения, формы, стили, жанры, периоды: Виды искусства.
- Курсы по анимации. Подробную информацию о колледжах, предлагающих уроки по таким предметам, как анимационный фильм, см.: Лучшие художественные школы.
- История визуального искусства. Список важных дат, касающихся движений, стилей, известных художников: Хронология истории искусства.
- Искусство XX века. Факты и информацию см.: Руководство по современному искусству. Об авангарде: Актуальное искусство. Объяснение эпохи постмодерна: Что такое постмодернизм?
- Фотография. Подробнее о фотоискусстве: Величайшие фотографы (c.1880~).
- «Спасибо за спор: чему Аристотель, Линкольн и Гомер Симпсон могут научить нас об искусстве убеждения» Джея Хайнрихса, краткое содержание
- Долгожданная встреча романа Гончарова с английским читателем. Осталось перевести «Обрыв»
- Выставка современного искусства «Алхимия»
- Роберт Фаган, ирландский портретист Художник: Биография, Живопись
- Анна и Теофил
- Выставка «Музей восковых фигур». 6+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?