Алтарь Августовского мира читать ~5 мин.
Алтарь Мира Августа (Ara Pacis Augustae) — это один из величайших примеров раннеримской скульптуры и выдающийся памятник триумфальной римской архитектуры. Он представляет собой каменный жертвенный стол, окружённый четырьмя стенами с входами с восточной и западной сторон. Внешние стены полностью покрыты рельефной скульптурой, а весь монумент выполнен из лунного мрамора из карьеров Каррары.

Алтарь был учреждён Римским сенатом 4 июля 13 года до н.э. в честь триумфального возвращения императора Августа (правил в 27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) из походов в Галлии и Испании. Освящение памятника состоялось 30 января 9 года до н.э. Иконография скульптуры была призвана прославить мир, установленный Августом во всей империи (Pax Augusta). Как и всё римское искусство того периода, алтарь служил наглядным напоминанием о военной мощи Рима и величии правящей династии Юлиев-Клавдиев.
Памятник установили на северо-восточной окраине Марсова поля — территории, которую Август расчистил для строительства нескольких монументальных сооружений. Имена создателей этого шедевра неизвестны, но, несомненно, это были лучшие скульпторы Древнего Рима, хорошо знакомые с традициями греческой каменной скульптуры. На протяжении веков этот уникальный образец пластического искусства был скрыт под слоем ила от разливов реки Тибр и был обнаружен лишь в 1568 году.
После нескольких попыток раскопок в 1859 и 1903 годах, алтарь был полностью извлечён и реконструирован в 1938 году по распоряжению Бенито Муссолини. Его разместили в специально построенном павильоне рядом с Мавзолеем Августа в рамках проекта по возрождению имперского величия Рима. С 2006 года Ара Пацис находится в новом здании музея, спроектированном американским архитектором Ричардом Мейером на том же месте.
Скульптурное убранство
Сам жертвенник находится внутри прямоугольного ограждения. Наружные стены этого ограждения украшены одними из лучших образцов рельефной скульптуры Древнего Рима августовской эпохи. Рельефы изображают церемонию освящения алтаря и сцены, отражающие традиционное римское благочестие, где император Август и его семья приносят жертвы богам. Тематика гражданского долга здесь переплетается с политической программой Августа.
Кроме процессий, на стенах присутствуют сюжеты из римской мифологии и сложные растительные орнаменты. В отличие от идеализированных образов древнегреческой скульптуры, включая предшествующий ей период эллинизма, фигуры на рельефах Ара Пацис, особенно участники процессии в натуральную величину, являются узнаваемыми портретами реальных исторических личностей.
Художественные влияния
Сдержанное и строгое величие процессионных рельефов Ара Пацис вдохновлено греческой скульптурой эпохи высокой классики, в частности, рельефами Парфенона. (См. также: Греческая архитектура). В то же время мифологические сцены несут на себе явное влияние эллинистических статуй и рельефов. Примером эллинистического стиля может служить Пергамский алтарь Зевса (ок. 166–156 гг. до н.э.), созданный представителями Пергамской школы (241–133 гг. до н.э.).
Мраморная скульптура Алтаря Мира не имеет себе равных в истории скульптуры ранней Римской империи благодаря уникальному сочетанию тем: римской политики и легендарного прошлого, реализма и аллегории, классической строгости фигур и натуралистичности декоративных фризов.
О влиянии античной скульптуры на более поздние стили читайте в статье: Классицизм в искусстве (с 800 года).
Северная стена
На барельефе северной стены изображена инаугурационная процессия сенаторов и жрецов. В шествии участвуют консулы, ликторы с фасциями (символами власти), а также жрецы из коллегий септемвиров эпулонов (septemviri epulones) и квиндецемвиров (quindecimviri sacris faciundis). За ними следует императорская семья, выстроенная в соответствии с иерархией. Среди фигур идентифицируют приёмного сына и преемника Августа — Тиберия (правил в 14–37 гг. н.э.), а также других членов императорского дома: Марцеллу (дочь Октавии) и Юла Антония (сына Марка Антония). В группе также присутствуют дети, которых опознают как Гая и Луция Цезарей, Птолемея Мавританского и, возможно, германского мальчика или парфянского принца.
Южная стена
На южной стене также изображена торжественная процессия во главе с Августом, за которым следуют другие члены его семьи и приближённые. Фигура самого Августа, узнаваемая по характерной причёске, была с уверенностью идентифицирована только в 1903 году. Также опознаны фигуры Агриппы (чьё изображение сопоставимо с его портретами в Новой глиптотеке Карлсберга и Лувре), Тиберия, Антонии Младшей (племянницы Августа), Друза Старшего (сына Ливии от первого брака) и их двухлетнего сына Германика.
Наибольшие споры вызывает женская фигура, которую считают либо Юлией Старшей (дочерью Августа и женой Агриппы), либо Ливией (женой Августа). Включение в процессию Юлии, матери нескольких детей, соответствовало бы программе Августа по поощрению рождаемости.
Восточная и западная стены
На восточной и западной стенах расположены по две рельефные панели, по одной хорошо и плохо сохранившейся на каждой стороне.
На восточной стене находится хорошо сохранившаяся панель с изображением богини, сидящей с двумя младенцами в окружении символов плодородия. Историки идентифицируют её как Италию, Венеру, Теллус (Землю) или Пакс (Мир). Несмотря на расхождения, исследователи согласны, что композиция символизирует Pax Augusta. На второй, более фрагментарной панели, изображена богиня Рома в воинском облачении, сидящая на груде трофейного оружия, что символизирует принуждение врагов к миру.
На лучше сохранившейся панели западной стены показана сцена жертвоприношения свиньи. Согласно одной из версий (Йоханнес Сивекинг, 1907), рельеф иллюстрирует прибытие в Италию Энея, который, по словам Вергилия, принёс в жертву Юноне свинью с поросятами. По другой интерпретации (Пол Ричардсон), здесь изображён Нума Помпилий, второй царь Рима, связанный с культом мира. На второй, плохо сохранившейся панели, предположительно, были изображены основатели Рима — Ромул и Рем.
Растительный орнамент
Нижнюю часть всех четырёх наружных стен украшает сложный растительный орнамент из переплетающихся стеблей аканта, среди которых можно разглядеть мелких животных, птиц и насекомых. Верхнюю зону внутренних стен декорируют пышные гирлянды из фруктов, листьев и злаков. Стилистически это декоративное искусство близко к рельефам эллинистического Пергама II века до н.э. и некоторым образцам аттической скульптуры I века до н.э.
Дополнительные ресурсы
Для дополнительной информации об искусстве Древнего Рима и Греции см. следующие материалы:
Раннеримское искусство (ок. 510 г. до н.э. — 27 г. до н.э.)
Позднее римское искусство (200–400 гг. н.э.)
Греческая керамика (с ок. 7000 лет до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Архаическая греческая скульптура (600–480 гг. до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (480–450 гг. до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400–323 гг. до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?