Ара Пацис Августа (Алтарь Августовского мира) читать ~7 мин.
Что такое Ара Пацис Августа?
Необычно приглушённая форма триумфальной римской архитектуры, но один из величайших примеров раннеримской скульптуры, Ara Pacis Augustae (в переводе с латыни «Алтарь Августовского мира») состоит из каменного стола жертвоприношения в стенах, которые пронзены входами на восток и запад. Внешние стороны его четырёх стен вырезаны рельефной скульптурой, а все скульптурные части памятника выполнены из лунного мрамора.
Объект был открыт Римским Сенатом в 13 г. до н.э., чтобы ознаменовать триумфальное возвращение императора Цезаря Августа (правил в 31 г. до н.э. до 14 г. н.э., в т.ч. в качестве императора – с 27 г. до н.э.) с полей битвы в Галлии и Испании, и, наконец, освящён в 9 г. до н.э. Иконография этой скульптуры была разработана, чтобы отпраздновать мир, навязанный Августом во всей Империи, и, как и все римское искусство, она должна была служить визуальным напоминанием о военной мощи Рима и о династии Юлия-Клавдия, которой она была создана. Алтарь был установлен в северо-восточном углу Кампуса Мартиуса, эти помещения были очищены Августом для хранения нескольких памятников. Хотя личность создателей этого шедевра не известна, следует предположить, что среди них были лучшие скульпторы Древнего Рима, также хорошо знакомые и с греческими традициями каменной скульптуры. На протяжении веков этот уникальный предмет пластического искусства покрывался илом из реки Тибр и оставался незамеченным в течение пятнадцати веков, вплоть до 1568 года. После различных попыток раскопок, в 1859 и 1903 годах, алтарь был полностью поднят в 1938 году Бенито Муссолини который переместил его в собственное здание возле мавзолея Августа в рамках своей попытки создать древнеримский «тематический парк». В настоящее время Ара Пацис находится в новом и весьма спорном здании, выполненном по проекту современного американского архитектора Ричарда Мейера, которое было открыто в 2006 году на том же месте.
Алтарь
Алтарь находится внутри небольшого пространства. Наружные стены украшены одной из лучших рельефных скульптур Древнего Рима, созданных в эпоху Августа, и все это выполнено из белого мрамора. Скульптуры показывают церемонии посвящения алтаря, сцены традиционного римского благочестия, в которых были представлены Август и его семья – наряду с многочисленными другими фигурами – приносящими жертвы богам. Как обычно, темы гражданского порядка смешиваются с тем, что связано с политикой самого Августа. Кроме того, есть сцены из римской мифологии и некоторые цветочные мотивы. В отличие от более идеализированных, нейтральных типов, которые можно увидеть в древнегреческой скульптуре – даже незадолго до того, во время периода эллинистической греческой скульптуры, которая закончилась всего 36 лет ранее, – фигуры, созданные скульптурами для Ара Пациса, в частности фигуры в натуральную величину в процессии посвящения на Северной стороне, это узнаваемые портреты реальных личностей.
Рельефная скульптура
Основным источником вдохновения для преуменьшенного, сознательно холодного и статичного величия процессуальных рельефов Ара Пацис является греческая скульптура эпохи высокой классики Парфенона и других памятников. (См. Также: Греческая архитектура.) Основное влияние на мифологические скульптуры алтаря, по-видимому, оказывают эллинистические статуи и рельефы. (Ещё один пример рельефов в эллинистическом стиле см.: Пергамский алтарь Зевса (c.166-156 до н.э.). Изучите также новую форму выразительности, принятую Пергамской школой эллинистической скульптуры: 241-133 до н.э.). В своём переплетении римской силовой политики с легендарным прошлым города, конкретным фактом с символизмом и аллегорией, классическим достоинством человеческих фигур и восхищением природой на декоративных фризах мраморная скульптура Ара Пацис Августа просто не имеет себе равных в история скульптуры раннего римского периода.
для более поздних художников и стилей, вдохновлённых классической скульптурой древнего Рима, см.: Классицизм в искусстве (800 и далее).
Северная стена
На барельефе северной стороны Ара Пацис представлены виды инаугурационной процессии, которая состоялась в 13 году до нашей эры. Фигуры включают Августа, его приёмного сына и преемника Тиберия (правил 14-37 г. н.э.), консулов, ликторов с их жгутами, символизирующими римскую власть, священников из числа эптулонов Септемвири (члены одной из четырёх великих римских жреческих коллегий) и членов коллегии quindecimviri sacris faciundis., Последняя группа состоит из королевской семьи, иерархически организованной по семейному рангу. Главной фигурой является либо Юлия, дочь Августа, либо его сестра Октавия Минор. Другими известными лицами в семейной группе являются Марчелла (дочь Октавии) и Иулл Антониус (сын Марка Антония), а также три младшие фигуры, два мальчика и девочка, по-разному идентифицированные как Гай и Луций Цезарь, Птолемей Мавританский, германский мальчик и парфянский князь.
Южная стена
Южная сторона Ара Пацис содержит много узнаваемых фигур, но некоторые из них остаются спорными. Скульптура Августа, узнаваемая по его волосам, оставалась неизвестной до 1903 года, но теперь полностью принята всеми учёными. Скульптура Агриппа, похожая на другие рельефы Агриппы в Глиптотеке Нью-Карлсберг (Копенгаген) и Лувре (Париж), также согласована большинством. То же самое касается фигуры Тиберия, чьи черты лица похожи на другие скульптуры Тиберия. Среди других выявленных рельефов – Антония (племянница Августа), Друсус (сын Ливии от её раннего брака) и их 2-летний сын Германик.
Самая спорная фигура – это либо Джулия (жена Агриппы), либо Ливия Друзилла (жена Августа). Джулия, уже мать четверых детей, была связана с новой программой Императора по рождаемости и, таким образом, была бы очевидным кандидатом на включение, хотя, возможно, не за счёт своего статуса.
Восточная и западная стены
У восточной и западной сторон Ара Пациса есть две рельефные панели: одна из них в хорошем состоянии, а другая плохо сохранилась и едва расшифровывается.
На восточной стене на лучше сохранившейся панели изображена богиня, сидящая с близнецами, окружённая сценой плодородия и благополучия. Хотя историки искусства до сих пор не уверены, должна ли она быть Италией, Венерой, Теллусом или Миром, они соглашаются, что общая композиция представляет Пакс Августа – мир, навязанный Императором. На более фрагментарной панели изображена женщина-воительница Рома (узнаваемая по похожим позам на монетах), сидящая на куче захваченного оружия: вывод, заключающийся в том, что она заставляет своих врагов заключить мир, ещё одно явное упоминание о Паксе Августа и армии Императора победы.
На западной стене на лучше сохранившейся панели изображена жертвоприношение свиньи – римский обычай после мирного договора. Интерпретации сцен различны. Одно из предположений, предложенное ещё в 1907 году учёным Йоханнесом Сивекингом, предполагает, что они иллюстрируют прибытие в Италию Энея – мифического героя Трои и Рима – когда, по словам Вирджила, он пожертвовал свинью и её поросят главной богине Юноне. Другое, более современное толкование Пола Ричардсона, состоит в том, что в этой сцене участвует Нума Помпилиус, более ранний король Рима, который был связан с миром и воротами Януса.
Цветочные украшения
В дополнение к фигуративной скульптуре, перечисленной выше, нижняя зона всех четырёх наружных стен украшена узором из цветочного рельефа, в котором также есть множество крошечных зверей, птиц и насекомых. Верхняя зона внутренних стен украшена крупными пятнами фруктов, листьев, кукурузы, колосьев и тому подобного. Большая часть этого декоративного искусства напоминает резьбу второго века до н.э., Пергамон в Малой Азии, контролируемый греками – дом великого алтара Зевса Пергама – и некоторые скульптуры первого века до н.э. из Аттики в восточной Греции.
Дополнительные ресурсы
Для получения дополнительной информации об искусстве из Древнего Рима или Греции, пожалуйста, используйте следующие ресурсы:
Раннеримское искусство (ок.510 до н.э. до 27 до н.э.)
Позднее римское искусство (200-400 н.э.)
Греческая керамика (около 7000 лет до н.э.)
Скульптура Древней Греции
Архаическая греческая скульптура (600-480 до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (480-450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (400-323 до н.э.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?