Древнегреческие изделия из металла и ювелирное дело читать ~10 мин.
Декоративная обработка металла и ювелирное дело, зародившиеся в эпоху эгейского искусства, считались одними из главных искусств. Ими занимались выдающиеся мастера, такие как Фидий. Металл позволял добиться высокой чёткости, необходимой для фигур и орнаментов, и ценился как материал. В отличие от монументальной греческой скульптуры и архитектуры, изделия из металла были доступны частным лицам, что давало им возможность личного обладания предметами искусства.
Большинство металлов, за исключением золота, подвержены коррозии, к тому же их можно было выгодно переплавить и использовать повторно. По этим причинам до наших дней дошло немного изделий. Сохранность артефактов зависела в основном от преднамеренного или случайного захоронения в подходящих условиях. Поэтому, хотя в музеях и частных коллекциях хранится немало греческих металлических изделий, эта выборка не является репрезентативной.
Древнегреческие мастера регулярно использовали золото, электрум, серебро и бронзу. Золото, как самый драгоценный металл, применялось в основном для изготовления украшений. Так продолжалось до середины IV века до н.э., когда Македонское царство, а затем и другие эллинистические государства начали регулярную чеканку золотых монет.
Электрум — природный сплав золота и серебра, встречавшийся в Лидии, — рассматривался как менее ценная разновидность золота. С конца VII по IV век до н.э. он служил основным монетным металлом в некоторых греческих городах Малой Азии. Серебро было стандартным средством обращения в остальном греческом мире и ценилось относительно выше, чем в наши дни. Из него делали недорогие украшения, а также более ценную посуду и туалетные принадлежности. Бронза — сплав меди и олова с добавлением свинца — была более распространена. Она легче поддавалась литью и обработке, чем железо, поэтому оставалась основным материалом для доспехов, сосудов, подставок, зеркал, мебельных накладок и статуэток.
Соотношение стоимости золота к серебру колебалось от 15:1 до 10:1. Цена электрума зависела от содержания в нём золота. Бронза была значительно дешевле: в поздний эллинистический период, о котором сохранились сведения, её стоимость составляла от 1/100 до 1/150 стоимости равного по весу количества серебра.
Мастера применяли ковку, штамповку, тиснение, чеканку, гравировку, инкрустацию, эмалирование, золочение, серебрение, а также сплошное и полое литьё. Только в ювелирном деле использовали филигрань и зернь. Детали соединяли фальцовкой, пайкой, сваркой или клёпкой. Ковка, основной метод изготовления сосудов и доспехов, непрерывно применялась с позднего бронзового века. В тот период искусство обработки металла, как и гравировка и сплошное литьё, достигло высокого уровня развития.
Другие декоративные техники были возрождены или усовершенствованы в конце IX – VIII веков до н.э. под влиянием восточных мастеров. Металлические изделия полировались до блеска. Интерес к патине на бронзе, скрывающей детали и делающей зеркала бесполезными, возник не ранее римского периода. Это один из примеров того, как современные представления о древнем искусстве и архитектуре могут отличаться от аутентичных.
Ювелирные изделия
В начале железного века ювелирные изделия греков были простыми и не слишком искусными. В конце IX века до н.э., с ростом благосостояния, объёмы производства возросли, а техника и стиль усовершенствовались. Главной целью украшений была демонстрация богатства владельца. Поскольку существовали негласные ограничения на количество носимого металла, ювелиры стремились к созданию замысловатых и виртуозно исполненных предметов.
В ранних работах широко применялась зернь (грануляция). К V веку до н.э. для создания фигур и орнаментов стали использовать филигрань и эмаль. В эллинистический и последующие периоды популярность приобрела инкрустация драгоценными камнями. Стиль изображений на ювелирных изделиях в целом следовал тенденциям других видов изобразительного искусства. Однако на некоторых золотых кольцах VIII века до н.э. ориентализирующий стиль проявился раньше, чем в вазописи. Начиная с классического периода, в венках и подвесках часто встречается точное воспроизведение растительных мотивов.
В целом греческие украшения отличаются высоким мастерством, проработанным дизайном и тонкостью деталей. Тем не менее в общем развитии искусства они играли второстепенную роль, поскольку малый масштаб не позволял в полной мере раскрыть возможности изображения человеческой фигуры.
Более крупные металлические изделия
С возрождением греческой металлургии в начале VIII века до н.э. одним из значимых видов продукции стали большие бронзовые чаши на треножниках. Эти предметы, вероятно, предназначались скорее для демонстрации, чем для утилитарных целей. Конструкция состояла из неглубокой открытой чаши с тремя длинными прямыми ножками и двумя вертикальными кольцевыми ручками, прикреплёнными к ободу.
Декор обычно состоял из узких полос геометрического орнамента, в частности зигзагов и маленьких концентрических кругов, соединённых по касательной. Орнамент располагался на ножках и ручках. В более сложных образцах ручки могли быть увенчаны фигурками лошадей или птиц, а по бокам — поддерживающими их человеческими фигурами. К концу века эти треножники уступили место чашам нового типа — менее открытым и с отдельной подставкой.
Прототипы и, возможно, некоторые мастера происходили с Востока, предположительно из Северной Сирии. Однако их стиль был быстро перенят и адаптирован местными ремесленниками в рамках формировавшегося греческого ориентализирующего стиля. Чаши нового типа имели две кольцевые ручки, прикреплённые к ободу. Каждая ручка вращалась в гнезде, расположенном на спине фигуры сирены — птицы с женской головой. Более заметным элементом декора были протомы (передние части фигур) животных, обычно грифонов, которые размещались по четыре или шесть на плечиках сосуда.
Насадки-сирены на ручки были цельнолитыми. Головы грифонов изначально изготавливались методом выколотки из листового металла, а позже — с помощью полого литья с последующей холодной доработкой. С точки зрения декора, сочетание элементов было сложным, и греки вскоре отказались от использования сирен. Однако протомы грифонов, позволявшие создавать элегантные композиции, продолжали изготавливаться до начала VI века до н.э.
В VII веке до н.э., с изменением тактики ведения боя и большей доступностью бронзы, возрос спрос на металлические шлемы, кирасы, поножи и другие элементы защитного вооружения. Состоятельные воины заказывали их украшение фигурными изображениями людей и животных. Несмотря на высокое мастерство исполнения, декорирование доспехов представляло сложность из-за неудобной формы поверхностей, и к VI веку до н.э. такая практика стала редкостью.
В начале VI века до н.э. мастера бронзовых сосудов начали отливать ручки, а иногда ножки и ободки. Поскольку эти детали были цельными, они лучше противостояли повреждениям и коррозии, чем тонкостенные кованые корпуса. Литьё корпусов для крупных сосудов стало распространяться значительно позже, не ранее III века до н.э. Формы бронзовых сосудов в основном строились на гармоничных изгибах, так как греческие методы обработки тонкого металла не способствовали созданию острых углов на корпусе. Напротив, массивные ручки и ободки часто отливались и чеканились с большой чёткостью.
Обод и ножка, если она была высокой, могли украшаться полосами простого рельефного орнамента, такого как ионики, язычки или бусины. Корпус сосуда не нуждался в подобном декоре для подчёркивания формы и часто оставался гладким. Декоративное богатство, как правило, концентрировалось на ручках и особенно на пластинах их крепления, хотя иногда и сама ручка могла принимать антропоморфные очертания.
Ещё одним важным видом продукции бронзовых мастерских были ручные зеркала диаметром около 15–20 см. В VI – V веках до н.э. стандартным типом был гладкий литой бронзовый диск, слегка выпуклый с одной стороны и вогнутый с другой, с ободком из бусин. Опорой для диска и одновременно ручкой служила цельнолитая человеческая фигура, как правило, задрапированная женская, изображённая фронтально в позах, характерных для скульптуры того времени.
Чтобы сгладить переход от головы фигуры к диску, по бокам часто добавляли небольшие крылатые фигурки юношей или животных, которые крепились к плечу основной фигуры или к ободу диска. Схожий дизайнерский подход виден в патерах — сосудах, напоминающих небольшую сковороду, ручка которых часто выполнялась в виде фигуры обнажённого юноши. В конце V века до н.э. появился новый тип зеркала с диском, который закрывался крышкой на шарнирах. Внешнюю сторону крышки украшали рельефным изображением головы или группы фигур, иногда эротического характера, а на внутреннюю сторону мог быть нанесён гравированный рисунок.
Больше информации о керамике Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофигурную технику, можно найти в статье Греческая керамика: история и стили.
Фигурки
Металлические фигурки служили не только элементами других предметов, но и изготавливались как самостоятельные изделия. В основном их делали из бронзы и, за исключением крупных экземпляров, отливали цельными или почти цельными. Они предназначались для посвящения в святилища, но со временем всё чаще становились предметами частного владения. Бронзовые статуэтки, грубо отделанные и неуклюжие по дизайну, по-видимому, изготавливались на протяжении всего раннего железного века.
Начиная с VIII века до н.э., объём производства значительно вырос, мастерство улучшилось, и сформировался устойчивый стиль, параллельный стилю фигур в геометрической вазописи. Основными типами были стоящие обнажённые мужчины и лошади. В VII веке до н.э. мастера по металлу приняли дедалическую формулу для человеческих фигур и в дальнейшем следовали развитию монументальной скульптуры в передаче анатомии, хотя и позволяли себе большую свободу в выборе сюжетов и поз.
Например, среди статуэток архаического периода регулярно встречаются обнажённые женские фигуры и сложные группы, которые в большой скульптуре стали приемлемы только в IV веке до н.э. А в эллинистической скульптуре гротескные образы, такие как горбуны, изображались с полной откровенностью только в произведениях малого формата. Причины этого достаточно очевидны: изготовление фигурок было быстрее и дешевле, что позволяло смелее экспериментировать. Кроме того, они не предназначались для широкого обозрения и, следовательно, меньше подчинялись общественным нормам приличия. Наконец, их малый размер не создавал серьёзных проблем с эстетическим или механическим равновесием.
В целом, искусство изготовления металлических фигурок достигло своего пика в VI и начале V века до н.э., когда формы в скульптуре были ещё простыми и выразительными. И хотя позже также создавались превосходные изделия, среднее качество снизилось. Малый масштаб не позволял передать тонкую обработку поверхности, которая приобрела значение в высокой классике. «Танцовщица из Бейкера», созданная в конце III века до н.э., является исключительным для своего времени произведением; неудивительно, что её размер превышает средний.
Влияние
Начиная с VII века до н.э. греческая бронза оказывала сильное влияние на Этрурию, хотя этруски, имевшие собственные запасы меди, были технически очень компетентны и сохраняли свои традиции. В Испании местная металлообработка, как и скульптура, испытала неглубокое греческое влияние. В других частях Европы, вдоль северных границ греческого мира, существовал рынок для греческой продукции, но местные стили были слишком самобытны, чтобы поддаться эллинизации. Впрочем, некоторые греческие мастерские пытались включать элементы скифского искусства в предметы, предназначенные для продажи на территории современной Украины.
На Востоке отдельные греческие элементы можно обнаружить в персидском искусстве двора Ахеменидов с конца VI по конец IV века до н.э., но до завоеваний Александра Македонского экспорт был незначительным и случайным. Позже, когда новые эллинистические царства стали насаждать греческую культуру, спрос на греческие изделия из металла также стал нормой.
Любопытным свидетельством, хотя и относящимся к римскому периоду, является находка в Беграме (Афганистан) склада гипсовых слепков. С них местные ремесленники делали копии более ранних греческих бронзовых скульптур и других предметов для своих заказчиков. Насколько греческая традиция сохранилась в этих регионах, неизвестно. Основное влияние она оказала в странах Средиземноморья, где стиль римского периода непосредственно продолжал или развивал эллинистические образцы.
В эпоху Возрождения изучение греческого и римского искусства в Центральной Италии происходило в отсутствие оригинальных греческих образцов металлопластики. Когда в середине XVIII века в Помпеях и Геркулануме были найдены эллинистические изделия из металла, они были восприняты как образцы, отмеченные манерностью, и не оказали значительного влияния на искусство того времени.
Ресурсы:
Другие статьи об искусстве классической древности:
Скульптура Древней Греции
Греческая архитектура (900–27 до н.э.)
Архаическая греческая живопись (ок. 600–480 до н.э.)
Ранняя классическая греческая скульптура (ок. 480–450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (ок. 400–323 до н.э.)
Классическая греческая живопись (ок. 480–323 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (ок. 323–27 до н.э.)
Греческая живопись эллинистического стиля (ок. 323–27 до н.э.)
Римская скульптура (ок. 55 г. до н.э. и позднее)
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Белгородское отделение СТД завершило свой юбилейный год выставкой «Магия театра»
- В театре драмы Новгорода прошла премьера спектакля «Таланты и поклонники» в постановке петербургского режиссёра Андрея Смолко
- «Бегство от свободы» Эриха Фромма, краткое содержание
- Новый сезон в драмтеатре Белгрода откроется спектаклем «Пигмалион»
- Современная ванная комната: особенности грамотного ремонта
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?