Древнегреческие изделия из металла и ювелирное дело читать ~11 мин.
Возникнув в эпоху эгейского искусства, декоративная металлообработка и золотое дело практиковались крупными художниками, например Фидием, и считались одним из главных искусств. Оно позволяло добиться резкой чёткости, необходимой для фигур и орнаментов, было ценно своим материалом и, в отличие от греческой скульптуры и архитектуры, всегда могло быть доступно частным лицам с дополнительным удовольствием личного владения.
Поскольку все металлы можно было выгодно использовать повторно, и, за исключением золота, они подвержены коррозии, выживание изделий было недолгим и зависело в основном от преднамеренного или случайного захоронения и подходящего химического контекста. Поэтому, хотя в музеях и других коллекциях имеется достаточное количество греческих металлических изделий, они не являются репрезентативными.
Регулярно использовались такие металлы, как золото, электрум, серебро и бронза. Золото, всегда самое драгоценное, использовалось в основном для украшений, во всяком случае, до середины четвёртого века, когда Македонское, а затем и другие эллинистические царства стали регулярно выпускать золотые монеты.
Электрум, который представлял собой сплав золота с серебром и встречался в Лидии в естественных условиях, рассматривался как более низкий сорт золота. Он также был основной монетой некоторых азиатских греческих городов с конца седьмого по четвёртый век. Серебро, стандартное средство обращения в остальном греческом мире, было относительно более ценным, чем сейчас. Оно использовалось для изготовления дешёвых ювелирных изделий и более дорогой туалетной и столовой посуды. Бронза, искусственный сплав меди и олова с небольшим количеством свинца, была гораздо более распространена и, будучи гораздо более податливой, чем железо, оставалась обычным металлом для изготовления доспехов, сосудов и подставок, зеркал, дощечек на мебели и статуэток.
По стоимости соотношение золота и серебра колебалось между 15:1 и 10:1, а соотношение золота и электрума зависело от его предполагаемого состава; бронза была намного дешевле – в поздний эллинистический период, о котором у нас есть некоторые сведения, она стоила от 1:100 до 1:150 от равного веса серебра.
Наблюдались такие техники, как молотковая, штамповка и оттиск, рельеф, чеканка (или гравировка), инкрустация, эмалирование, золочение и серебрение, сплошное и полое литье, а также – только для ювелирных изделий – филигрань и грануляция. Соединения выполнялись путём фальцовки, пайки, сварки или клёпки. Молот, долгое время являвшийся основным методом изготовления сосудов и доспехов, должен был постоянно использоваться с позднего бронзового века, когда искусство металлурга было высоко развито, также как и гравировка и сплошное литье.
Другие декоративные техники появились вновь или были усовершенствованы в конце IX или в VIII веке под прямым или косвенным наставничеством восточных мастеров. Металлические изделия, конечно же, должны были оставаться отполированными и блестящими. Восхищение патиной бронзы, которая своей матовостью затемняет детали и, кстати, делает зеркала бесполезными, появилось не ранее римского периода, и является одним из наиболее очевидных случаев, когда современная оценка характера древнего искусства и архитектуры показывает себя досадно условной и неполной.
Ювелирные изделия
В начале железного века такие ювелирные изделия, которые делали греки, были простыми и не очень искусными, но в конце девятого века, когда роскошь стала возможной, производство внезапно увеличилось, а техника и стиль улучшились. Поскольку главной целью была демонстрация личного богатства и существовали ограничения на количество металла, которое можно было прилично носить, искусство ювелира всегда стремилось к замысловатости и виртуозности.
В ранних работах особое значение имела грануляция. К пятому веку формы фигур и орнаментов опирались на филигрань и эмаль; а в эллинистический период и ещё позже популярной стала инкрустация драгоценными камнями. В целом, для фигур стиль в ювелирных изделиях напоминает стиль в других видах изобразительного искусства, хотя на некоторых золотых кольцах VIII века восточный стиль появляется раньше, чем в вазовой живописи. Но в венках и подвесках, начиная с классического периода, часто наблюдается гораздо более близкое и чуткое копирование растительных форм.
В целом греческие украшения демонстрируют прекрасное мастерство, хорошее чувство дизайна и тонкость деталей, но в общем развитии искусства их значение было второстепенным: масштаб был слишком мал для полного использования человеческой фигуры.
Более крупные металлические изделия
Когда в начале восьмого века греческая металлургия возродилась, её наиболее впечатляющими изделиями стали большие треножники-чаши из бронзы. В этих предметах, которые, похоже, предназначались скорее для демонстрации, чем для использования, три длинные прямые ножки и две вертикальные кольцевые ручки прикреплены к ободу неглубокой открытой чаши.
Украшение обычно состоит из узких полос геометрического орнамента – особенно зигзагов и маленьких концентрических кругов, соединённых тангенциально (не похоже на кельтские изделия из металла), которые идут вниз по ножкам и вокруг ручек, а в некоторых сложных примерах на ручках также были изображены лошади или птицы, установленные на вершине, и человеческие фигуры либо там же, либо поддерживающие стороны. К концу века эти чаши на треножниках были вытеснены новым, менее открытым типом чаши с отдельной подставкой.
Модели и, возможно, некоторые из изготовителей пришли с Востока, вероятно, из Северной Сирии, но их стиль вскоре был имитирован на местном уровне и, поскольку греческий восточный стиль обрёл свои собственные каноны, почти так же быстро был адаптирован. Чаши имели две кольцевые ручки, снова прикреплённые к ободу, каждая из которых поворачивалась в гнезде на спине человекообразной птицы (или «сирены»), которая, согласно греческому вкусу, должна быть женского пола. Но гораздо более заметными были головы и шеи животных, обычно грифонов, шесть или четыре из которых взмывали вверх с плеча чаши.
Насадки на ручки отливались цельнолитыми, головы грифонов сначала отбивались молотком, а затем отливались полыми, разумеется, с последующей холодной обработкой. В декоративном отношении сочетание было непростым, и греки вскоре отказались от сирен, но грифоны допускали изобретательную элегантность и всё ещё производились в начале шестого века.
В седьмом веке, когда методы ведения боя изменились и бронзу стало легче достать, металлические шлемы, корселеты, поножи и другие защитные элементы стали более желанными, и некоторые из тех, кто мог себе это позволить, захотели украсить их, взяв за основу существующий набор фигур людей и животных; но хотя мастерство было хорошим, формы полей часто были неудобными и стали редкими в шестом веке.
В начале шестого века производители бронзовых сосудов стали отливать ручки, а иногда ножки и ободки, и, поскольку такие детали были цельными, они пережили повреждения и коррозию гораздо лучше, чем тонкие кованые тулова. Литье тулова для более крупных сосудов происходило гораздо медленнее и не было распространено до третьего века. В целом формы бронзовых сосудов основывались на гармоничных изгибах, поскольку греческие методы обработки тонкого металла не поощряли острых углов на корпусе, но в отличие от них тяжёлые ручки и ободки часто отливались и чеканились очень четко.
Обод и, если он был какой-либо высоты, ножка, могли иметь полосы простого рельефного орнамента – например, яйца, язычки или бисеринки. Тулово не нуждалось в подобном орнаменте для определения своей формы и часто, но не всегда, оставалось простым. Декоративное изобилие, как правило, концентрировалось на рукоятках и особенно на пластинах, которыми они крепились, хотя иногда сама рукоятка принимала «человеческую форму».
Ручные зеркала, около 6-8 дюймов в диаметре, были ещё одним важным продуктом бронзовых мастерских. На протяжении большей части шестого и пятого веков стандартным типом был гладкий литой диск из бронзы, слегка выпуклый с одной стороны и вогнутый с другой, с ободком из бисера. Для ручки и подставки вместе взятых использовалась цельнолитая человеческая фигура, вскоре обычно женская и задрапированная, стоящая фронтально в позах, более или менее известных в скульптуре того времени.
Чтобы переход от головы фигуры к ручке не казался слишком веретенообразным, с каждой стороны часто добавляли маленького крылатого юношу или животное, закреплённое на плече фигуры или на ободе диска, или на обоих. Подобное чувство дизайна проявляется и в патере, предмете, похожем на маленькую сковороду, хотя её ручка обычно имеет форму обнажённого юноши. В конце пятого века появился новый тип зеркала, диск которого был защищён крышкой и часто крепился на шарнирах. Для украшения на внешней стороне крышки прикреплялась голова или мягко эротическая группа, выполненная рельефно, а на внутренней стороне могла быть гравировка.
Больше информации о керамике Древней Греции, включая геометрическую, чернофигурную, краснофигурную и белофигурную технику, можно найти в статье Греческая керамика: история и стили.
Фигурки
Кроме того, что металлические фигурки служили приставками к другим предметам, они чаще всего изготавливались как самостоятельные изделия. Они, конечно, были в основном из бронзы и, если только не были большого размера, отливались цельными или почти цельными. Они предназначались для посвящения в святилищах и все чаще для частного владения. Бронзовые статуэтки, грубо отделанные и неуклюжие по дизайну, похоже, изготовлялись от случая к случаю на протяжении всего раннего железного века.
Затем, с восьмого века, объём производства стал намного больше, мастерство улучшилось и был создан последовательный стиль, параллельный стилю фигурок геометрической вазовой живописи. Ведущими типами были стоящие обнажённые мужчины и стоящие лошади. В седьмом веке мастера по металлу приняли дедальскую формулу для своих человеческих фигурок и, по мере становления скульптуры, в целом следовали её развитию для анатомических форм, хотя всегда позволяли себе большую свободу в выборе типов и поз.
Например, среди статуэток архаической греческой скульптуры регулярно появляются обнажённые женщины и интегрированные группы, хотя в скульптуре они не были приемлемы до четвёртого века. А в Эллинистической греческой скульптуре горбатые спины были представлены с полным уродством только на произведениях небольшого масштаба. Причины этого достаточно очевидны. Во-первых, делать фигурки было намного быстрее и дешевле, чем статуи, поэтому эксперименты можно было позволить себе легче. Во-вторых, они не так подвергались публичному обозрению и, соответственно, правилам общественного приличия. В-третьих, их малый размер не создавал таких проблем с эстетической или механической сбалансированностью.
В целом, искусство изготовления металлических фигурок достигло своего наивысшего уровня в шестом и начале пятого века, когда формы скульптуры были ещё простыми и сильными. И хотя некоторые превосходные изделия были сделаны позже, среднее качество снизилось. Малый масштаб не позволял тонко обработать поверхность, которая начала приобретать значение в высококлассическом стиле греческой скульптуры. Танцовщица из Бейкера, выполненная в конце третьего века, является исключительным произведением для своего времени; неудивительно, что её размер превышает средний.
Влияние
Начиная с седьмого века греческая бронза оказывала сильное влияние на Этрурию, хотя этруски (у которых были собственные запасы меди) были технически высоко компетентны и поддерживали собственные традиции. В Испании местная металлообработка, как и скульптура, в конечном итоге показывает не очень глубокое греческое влияние. В других частях Европы вдоль северной границы греческого мира существовал рынок для греческой продукции, но местный стиль был слишком чужд, чтобы его можно было эллинизировать, хотя некоторые греческие мастерские, очевидно, пытались включить элементы скифского искусства в предметы для продажи на Украине.
На Востоке некоторые греческие компоненты можно обнаружить в персидском искусстве двора Ахеменидов с конца VI по конец IV века, но кроме этого до завоеваний Александра был лишь небольшой случайный экспорт. Затем, по мере того как новые эллинистические царства навязывали своим подданным греческую культуру, вкус к греческим изделиям из металла тоже стал нормой.
Любопытным свидетельством, хотя и относящимся к римскому периоду, является находка в Беграме в Афганистане запасов гипсовых слепков, с которых ремесленники делали факсимиле более ранних греческих бронзовых скульптур и предметов для местных заказчиков. Насколько греческая традиция сохранилась в этих краях, неизвестно, но основное влияние она оказала в странах Средиземноморья, где стиль римского периода непосредственно продолжил или развил эллинистические модели.
В эпоху Возрождения новое изучение греческого искусства и римского искусства, основанное на культуре центральной Италии, не имело греческих моделей для изучения; и когда в середине восемнадцатого века в Помпеях и Геркулануме были обнаружены эллинистические металлические изделия, в них обнаружилось лишь немного манерного подражания.
Ресурсы:
Другие статьи об искусстве классической древности, см:
Скульптура Древней Греции
Греческая архитектура (900-27 до н.э.)
Архаическая греческая живопись (~600-480)
Ранняя классическая греческая скульптура (~480-450 до н.э.)
Поздняя классическая греческая скульптура (~400-323 гг.)
Классическая греческая живопись (~480-323 до н.э.)
Статуи и рельефы эллинистического стиля (~323-27 до н.э.)
Греческая живопись эллинистического стиля (~323-27 до н.э.)
Римская скульптура (около 55 г. до н.э. и далее)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?