Андреа Палладио:
биография архитектора эпохи Возрождения читать ~11 мин.
Андреа Палладио — один из ключевых мастеров венецианской архитектуры Высокого Возрождения. Он основывал свои проекты на ценностях греческой и традициях римской архитектуры, изложенных Витрувием. Палладио считается одним из величайших архитекторов в истории западного искусства. Он наиболее известен своими виллами в области Венето, а также дворцами в Виченце и церквями в Венеции.
Его архитектурные теории изложены в трактате I Quattro Libri dell’Architettura («Четыре книги об архитектуре»), который оказал глубокое влияние на проектирование зданий по всей Европе и Америке. Его архитектурный стиль, позже названный палладианством, сочетал элементы греческого, римского и ренессансного искусства. Палладио придавал первостепенное значение симметрии, перспективе и общей гармонии, подражая греко-римской храмовой архитектуре. Этот стиль получил широкое распространение в XVII и XVIII веках и, по сути, стал ранней формой неоклассической архитектуры.
Среди величайших работ Палладио — церковь Сан-Джорджо Маджоре (1566–1610, Венеция), вилла Корнаро (1552–1554, Пьомбино-Дезе), вилла Капра «Ла Ротонда» (1566–1591, Виченца) и церковь Иль Реденторе (1577–1592, Венеция). Ряд зданий Палладио в Виченце и Венето являются объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. В своих практических проектах и интересе к архитектурной теории Палладио имел много общего с другим великим архитектором периода маньеризма — Джакомо да Виньолой (1507–1573).
Ранняя жизнь и обучение
Андреа ди Пьетро делла Гондола родился в Падуе в семье мельника. Ему повезло, что войны, охватившие Венето (область вокруг Венеции) в первые годы чинквеченто, не затронули его в силу юного возраста. В 1509 году, когда ему было шесть месяцев, объединённые силы Камбрейской лиги разгромили венецианцев в битве при Аньяделло и захватили большую часть Венето. Лишь ряд смелых военных усилий позволил Республике восстановить свою политическую жизнеспособность.
В Падуе Палладио начал обучение на каменщика в мастерской Бартоломео Кавацца да Соссано. В возрасте 16 лет он переехал в Виченцу, где прожил большую часть своей жизни. Там он поступил в мастерскую Педемуро, специализировавшуюся на камнерезном деле, и вступил в местную гильдию каменщиков. Его основной работой стала резьба памятников и декоративная скульптура.
Архитектура вилл
Первые работы Палладио относятся к 1530-м годам, когда на материковой части Венецианской республики восстановилась стабильность. Ключевым стал период 1538–1539 годов, когда он работал для гуманиста Джан Джорджо Триссино над реконструкцией виллы Криколи. Триссино, будучи страстным последователем римского архитектора Витрувия, заинтересовался работами молодого мастера и побудил его изучать античную архитектуру в Риме.
Палладио сопровождал своего покровителя в трёх поездках в Рим, где делал зарисовки римских памятников. Триссино также дал ему новое имя — Палладио, что означает «мудрый», в честь греческой богини мудрости Паллады Афины. См. также: Греческое искусство (650–27 гг. до н.э.).
К моменту своей смерти в 1580 году Палладио спроектировал более двух десятков вилл. Большинство из них описаны во второй книге его знаменитого трактата «Четыре книги об архитектуре», опубликованного в Венеции в 1570 году. Не все они были построены, а некоторые остались незавершёнными, но сохранившиеся виллы являются впечатляющими памятниками его гению и его знаменитым покровителям.
Палладио, безусловно, был новатором, однако его проекты были прочно укоренены в местных архитектурных традициях. Виллы XV века в Венето обычно имели элементы укреплений, по крайней мере символические, — башни и зубцы. В сельской местности вся усадьба, включая сады и хозяйственные постройки, была защищена стеной. Главным наследием таких вилл для Палладио стала характерная для венецианской традиции симметрия трёхчастного фасада.
После войн Камбрейской лиги три непосредственных предшественника Палладио — Якопо Сансовино, Микеле Санмикели и Джованни Мария Фальконетто — начали применять классический архитектурный язык к традиционным типам вилл. Проекты виллы «Ла Вескови» Фальконетто, виллы «Гарцони» Сансовино и виллы «Ла Соранца» Санмикели демонстрируют влияние, которое оказало на этих архитекторов изучение руин Древнего Рима.
Обращение к римским формам в Венето было не просто архитектурной модой. Оно напоминало венецианцам об их легендарном происхождении — как о потомках беженцев от варварских нашествий во время падения Римской империи. Разграбление Рима имперскими войсками в 1527 году напоминало о постоянной «варварской» угрозе. Цивилизацию нужно было защищать любой ценой, и возрождение классической архитектуры стало одним из самых эффективных средств выражения этой идеи. См. также: Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 500 г. н.э.).
Как и его предшественники, Палладио усердно изучал руины Древнего Рима, совершив с 1541 по 1554 год не менее пяти поездок. Однако до раскопок Помпеи и Геркуланума было известно лишь несколько остатков античных жилых зданий. Литературные источники, такие как труды Витрувия и Плиния, оставались единственными подробными свидетельствами об античных виллах. Величайшее достижение Палладио заключалось в том, что он сумел объединить свои знания о руинах древних храмов и общественных зданий с письменными свидетельствами об античных виллах. Этот синтез он адаптировал к практическим потребностям землевладельцев Венето.
Дизайн вилл
На страницах Quattro Libri Палладио представил свои виллы как единый корпус работ — серию гениальных вариаций на общую тему. План каждой виллы симметричен как снаружи, так и внутри: центральным элементом являются лоджия и зал, по обе стороны от которых расположены большие, средние и малые помещения. Виллы с двумя основными жилыми этажами, как правило, расположенные в городах, имеют изящные, симметрично расположенные парадные лестницы. В одноэтажных виллах лестницы скрыты в неприметных местах, поскольку ведут лишь к зернохранилищам наверху и кухням и погребам внизу.
Большинство вилл были спроектированы как центры сельскохозяйственных имений. Длинные крылья (баркессы) по обе стороны от жилого корпуса владельца включали конюшни, винные погреба, сараи для повозок и плугов, а также жильё для управляющего. На концах боковых крыльев часто располагались голубятни, как на виллах Эмо и Барбаро. Это не только придавало выразительность длинному низкому профилю здания, но и служило для снабжения птицей стола владельца.
В действительности виллы Палладио гораздо менее однородны, чем может показаться читателю его «Четырёх книг». Каждая из них отмечена индивидуальностью, тонко приспособленной к особенностям участка, а также к потребностям и личности владельца.
Даже первая из его вилл, вилла Годи, строительство которой началось в 1537 году, демонстрирует характерную элегантную простоту на своём впечатляющем склоне холма. Одним из самых смелых ранних проектов стала вилла Пойана. Её центральная лоджия выполнена в виде серлианы (трёхчастного венецианского окна) и увенчана полукругом окон-oculi.
К 1550-м годам Палладио разработал стандартную формулу фасада виллы, центральным элементом которой стал портик, подобный фасаду античного храма. Примером служит вилла Фоскари, известная как «Мальконтента». Её ионический портик с фронтоном, выходящий на канал Брента, предваряет просторную лоджию, ведущую в величественный центральный зал. Однако задний фасад этой виллы, украшенный лёгкой рустовкой и огромным термальным окном, вписанным во фронтон, снова совершенно индивидуален.
Гражданская и дворцовая архитектура
Первым значительным общественным проектом Палладио стала перестройка средневековой ратуши Виченцы, известной как Базилика Палладиана. В основу проекта он положил своё видение современной римской базилики.
Аркада первого этажа выполнена в дорическом ордере, верхнего — в ионическом. Для обоих ярусов характерны палладианские окна — проёмы, состоящие из центральной арки, опирающейся на две колонны, и боковых прямоугольных проёмов. Парапет украшен статуями, а за ним возвышается высокая крыша в форме перевёрнутого киля корабля, покрытая медью. Аркадный фасад Палладио охватывает лишь три стороны старого здания. Строительство было завершено в 1617 году.
После проекта базилики в Виченце Палладио разработал три основных типа дворцового дизайна. В 1550 году он начал строительство Палаццо Кьерикати в Виченце. В 1552 году он перестроил Палаццо Изеппо Порто в Виченце, использовав колоннаду коринфского ордера для обрамления главного двора. В 1556 году он построил Палаццо Антонини в Удине, применив центральный зал с четырьмя колоннами. В своих городских проектах Палладио использовал усовершенствованную версию ренессансного палаццо, в которой жилые помещения второго этажа были акцентированы классическим портиком с фронтоном, вдохновлённым проектом Капитолийских зданий Микеланджело в Риме.
Покровительство братьев Барбаро
После смерти Триссино в 1550 году Палладио получил поддержку и покровительство от семей Фоскари, Корнер и Пизани, а также от братьев Барбаро. Кардинал Даниэле Барбаро поощрял его к изучению классической архитектуры и сопровождал в поездке в Рим в 1554 году. Его младший брат, Маркантонио Барбаро, также был покровителем архитектора. Братья Барбаро ввели Палладио во влиятельные круги Венеции, где он был назначен главным архитектором Республики после смерти Якопо Сансовино (1486–1570).
К концу своей карьеры Палладио всё больше увлекался теориями гармонических пропорций. В ряде поздних работ ему удалось создать проекты, в которых почти все размеры подчинялись ряду музыкальных соотношений. Одним из примеров является проект виллы Сарего в Санта-Софии, созданный для веронской семьи, тесно связанной с авангардными музыкальными кругами.
Церковная архитектура
Лишь после того, как репутация Палладио укрепилась в провинции и в его родной Виченце, консервативный правящий класс Венеции решился доверить ему заказы в самой столице. Наиболее известные из них связаны с проектированием церквей. См. также: Венецианские алтари (1500–1600).
Подробнее об архитектуре Флорентийского Возрождения см: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420–36).
Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1566–1610)
Величественная бенедиктинская церковь Сан-Джорджо Маджоре в Венеции — одна из вершин европейской архитектуры. Живописная и в то же время строгая, гармонично выверенная, она обращена своим мраморным фасадом к Пьяццетте Сан-Марко через воды лагуны.
Получив заказ на проектирование церкви с традиционным крестообразным планом, Палладио замаскировал средневековый характер плана грандиозным фасадом из белого мрамора. Фасад украшен четырьмя трёхчетвертными колоннами композитного ордера на высоких пьедесталах, обрамляющими вход. Светлый белый интерьер, вдохновлённый римскими термами, состоит из нефа с цилиндрическим сводом, освещённого большими полукруглыми окнами и увенчанного куполом со световым фонарём. Церковь была закончена в 1610 году.
Церковь Иль Реденторе (1577–1592)
Церковь Иль Реденторе, которую многие считают лучшей церковью Палладио, похожа на огромный корабль из красного кирпича, пришвартованный среди тесных домов острова Джудекка, напротив площади Сан-Марко. У неё традиционный длинный неф с боковыми капеллами, освещёнными полукруглыми окнами (люнетами) и поддерживаемыми мощными внешними контрфорсами, а также трансепт, увенчанный простым куполом. Примечателен фасад из белого камня, представляющий собой гениальную композицию из нескольких наложенных друг на друга фронтонов.
I Quattro Libri dell’Architettura
Важным фактором широкого влияния и известности Палладио стала публикация в 1570 году его трактата «Четыре книги об архитектуре» (I Quattro Libri dell’Architettura). Первая книга посвящена декоративным стилям, классическим ордерам и материалам. Вторая книга включает проекты городских и загородных домов Палладио и реконструкции античных вилл. Третья книга содержит проекты мостов, площадей и базилик, а также правила градостроительства. Четвёртая книга посвящена реконструкции древнеримских храмов.
Палладианство
Архитекторы последующих эпох восхищались стилем Палладио и подражали ему. Это возрождение, известное как палладианство, стало модным в XVII, XVIII и начале XIX века в Европе и США. В Великобритании Иниго Джонс (владевший огромной коллекцией оригинальных рисунков и эскизов Палладио) и Кристофер Рен были большими поклонниками итальянского мастера. Во Франции палладианские виллы можно увидеть в долине Луары.
В Германии Иоганн Вольфганг фон Гёте назвал Палладио гением и признал его монастырь Санта-Мария-делла-Карита одним из самых совершенных зданий в Европе. В России Чарльз Камерон (ок. 1745–1812) был ярым приверженцем палладианства. В Америке Томас Джефферсон был видным его сторонником. Здание Капитолия США (1793–1829), спроектированное в том числе Бенджамином Латробом (1764–1820) и Чарльзом Булфинчем (1763–1844), также является примером палладианства.
Другие примеры американской архитектуры в стиле палладианства включают особняк Джефферсона в Монтичелло (Вирджиния), Дрейтон-Холл (Южная Каролина), Библиотеку Редвуд (Ньюпорт, Род-Айленд) и особняк Морриса-Джумела (Нью-Йорк). В 1979 году была создана некоммерческая организация «Центр палладианских исследований в Америке» для содействия изучению наследия Палладио и его влияния на американскую архитектуру.
Знаменитые здания
Среди многих сохранившихся зданий, спроектированных Палладио, некоторые из которых были популярными достопримечательностями во время европейского Гранд-тура (ок. 1650–1850), есть следующие:
Вилла Пизани (1544) Баньоло-ди-Лониго.
Вилла Пойана (1545–1550) Пойана-Маджоре.
Палаццо Кьерикати (1550) Виченца.
Вилла Корнаро (1552–1554) Пьомбино-Дезе.
Палаццо Изеппо Порто (1552) Виченца.
Вилла Барбаро (1554) Мазер.
Палаццо Антонини (1556) Удине.
Вилла Фоскари «Ла Мальконтента» (1558–1560) Мира.
Палаццо Вальмарана (1565) Виченца.
Вилла Капра «Ла Ротонда» (1566–1591) Виченца.
Церковь Сан-Пьетро ди Кастелло (фасад, 1558) Венеция.
Церковь Сан-Джорджо Маджоре (1566–1610) Венеция.
Церковь Сан-Франческо делла Винья (фасад, 1562) Венеция.
Церковь Иль Реденторе (1577–1592) Венеция.
- Виньола: биография архитектора эпохи Возрождения
- Донато Браманте: архитектор и художник эпохи Высокого Возрождения
- 7-я Международная Премия Arte Laguna в Арсенале Венеции: 110 финалистов будут представлены на выставке 17–31 марта
- В Виченце итальянским и российским поэтам вручили премию «Белла»
- Выставка «От Тьеполо до Каналетто и Гварди»
- Премьер-министр Италии посетил Пушкинский музей
- Витрувий: биография римского архитектора, автора «De Architectura»
- Греческая живопись, классический период
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?