Карл Готтхард Лангханс:
немецкий архитектор читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Мастер нескольких различных стилей, силезский зодчий Карл Готтхард Лангханс был одним из величайших архитекторов Германии, который отошёл от барочной архитектуры и принял новый язык неоклассической архитектуры, которая позже была популяризирована в Пруссии его преемником Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841). Но хотя он был первым, кто представил греческие архитектурные проекты в Берлине, он продолжал использовать барочные проекты, а также те, которые были заимствованы у Андреа Палладио (1508-1580), лидера венецианской ренессансной архитектуры (ок. 1550). После назначения главным строительным инспектором (Oberbaurat) во Вроцлаве он спроектировал многочисленные здания в палладианском стиле, вдохновлённые работой Вильгельма фрайхера фон Эрдмансдорфа в замке Вёрлиц. В 1788 году Фридрих Вильгельм II Прусский (1786–97) пригласил Лангханса в Берлин для проектирования новых зданий для прусской столицы. Именно здесь Лангханс создал один из самых известных памятников неоклассического искусства, всемирно известные Бранденбургские ворота (1789–94), основанные на афинских Пропилеях. Ворота стали образцом для Пропилеев фон Кленце на Кёнигсплац в Мюнхене (1846–60). Лангханс также спроектировал несколько театров, включая строго неоклассический Немецкий национальный театр в Потсдаме (1795) и Королевский театр на Жандарменмаркт в Берлине (1800; уничтожен пожаром в 1817). Кроме того, он также спроектировал Анатомический театр (1790) для Берлинской ветеринарной школы. Его вклад в Шарлоттенбургский дворец Фридриха II в Берлине — Бельведер Шлоспарк (1788-90), один из его лучших образцов барочного архитектурного дизайна. Лангханс остаётся чрезвычайно важным вкладчиком в архитектуру конца XVIII века (с 1750 года).
Биография
Родившийся в Ландесхуте, Силезия, Лангханс не получил формального образования в области архитектуры: вместо этого он изучал право и математику в техническом колледже в Галле (1753-57), самостоятельно осваивая принципы архитектурного проектирования, изложенные древнеримским архитектором Витрувием (действовавшим в I веке до н.э.), автором справочника De Architectura (Об архитектуре), и неоклассическим историком Иоганном Иоахимом Винкельманом (1717-1768). В 1764 году он получил первое признание как проектировщик за свою работу над протестантской церковью в Гросс-Глогау и был назначен строительным инспектором графа Хацфельда во Вроцлаве. Эта связь с аристократией привела к его представлению при королевском дворе Пруссии в Берлине и его первому королевскому заказу: лестничной клетке в замке Райнсберг (1766). В 1768-9 годах, при поддержке своего покровителя графа Хацфельда, он отправился в европейский гранд-тур, посетив Рим, Париж и Лондон. (Позже он посетил Англию, Голландию, Бельгию и Францию за счёт короля.) По возвращении он продолжил свою работу во Вроцлаве, проектируя пристройку к дворцу Хацфельд (1765-75; ныне разрушен), дворец Самотвор (1776–81); и дворец Мельжиньских в Павловице (1779–87). В 1788 году он переехал в Берлин, где — вместе с архитекторами Давидом Гилли и Генрихом Генцем — поступил на службу к королю Фридриху Вильгельму II с приказом спроектировать серию новых зданий для города, отражающих призыв Иоганна Винкельмана к возвращению к духу классической монументальности. В течение следующих двух десятилетий, по повелению короля, он создал несколько знаковых зданий в прусской столице, включая Бранденбургские ворота (1789–94).
Бранденбургские ворота (Brandenburger Tor)
Эти бывшие городские ворота — единственные сохранившиеся из первоначальных восемнадцати входов в Берлин — стали первым сооружением города, вдохновлённым греческой архитектурой. Созданные по образцу пропилеев с афинского Акрополя, их антаблемент основан на элементах Парфенона (447-422 до н.э.). Перестроенные Лангхансом в виде триумфальной арки, их пять проёмов разделены дорическими колоннами и увенчаны бронзовой статуей богини Победы, управляющей четвёркой лошадей (отлита Иоганном Шадовом 1764-1850). Они расположены в одном квартале к югу от здания Рейхстага, на пересечении Унтер-ден-Линден и Эбертштрассе. Бранденбургские ворота являются главным входом на знаменитую аллею лип (Унтер-ден-Линден), ведущую к королевскому дворцу. Памятник получил серьёзные повреждения во время Второй мировой войны, но теперь полностью восстановлен благодаря Берлинскому фонду охраны памятников.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?