Чарльз Кэмерон:
неоклассический архитектор читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из великих архитекторов двора Романовых в Санкт-Петербурге в XVIII веке, шотландский дизайнер Чарльз Камерон известен неоклассической архитектурой, которую он разработал для императрицы Екатерины Великой (правила 1762-96). Под влиянием римской архитектуры, а также греческой архитектуры и работ Роберта Адама (1728-1792), он сосредоточился в основном на проектировании загородных дворцов и ландшафтных садов. Кроме проектирования и оформления для Екатерины, он также проектировал здания для Павла I (1796-1801) и Александра I (1801-25). Его сменил на посту главного архитектора бывший декоратор интерьеров Винченцо Бренна (1747-1820). Известными примерами русского классицизма Камерона являются: Павловский дворец (1781-86) и Александровский дворец (1812) под Санкт-Петербургом, а также дворец Разумовского (1802) в Батурине на Украине. Важными современниками Камерона были: Джакомо Кваренги (1744-1817), главный представитель палладианской архитектуры; и Матвей Казаков (1738-1812), архитектор-неоклассицист и один из ведущих московских дизайнеров. О карьере Камерона до и после его службы у Екатерины известно гораздо меньше, и его репутация как одного из выдающихся художников-неоклассицистов основана на его проектах для императрицы немецкого происхождения.
Биография
Родившийся в Лондоне, сын плотника и строителя, Камерон учился у архитектора Айзека Уэра (1704-1766), который был признанным экспертом по итальянской архитектуре эпохи Возрождения и стилю Андреа Палладио (1508-1580) и создал ключевой английский перевод «Четырёх книг об архитектуре» Палладио (I Quattro Libri dell’Architettura) с собственными иллюстративными гравюрами. После смерти Уэра Камерон продолжил работу над новым изданием трактата лорда Бёрлингтона Fabbriche Antiche, посвящённого древнему римскому искусству. Он посетил Рим в 1768 году, где изучал термы Тита, а также остатки других общественных бань в городе. Вернувшись из Италии в 1769 году, он опубликовал результаты своих исследований в 1772 году в книге под названием «Бани римлян» с подробной документацией на английском и французском языках.
Немногие подробности известны о его карьере между 1769 годом и его отъездом в Санкт-Петербург в 1779 году, за исключением того, что — не по своей вине — он оказался вовлечён в финансовый скандал с участием его отца, который был заключён в Флитскую тюрьму за долги.
В России тем временем получившая классическое образование императрица Екатерина II становилась всё более недовольна тем, что её окружает барочная архитектура, и быстро осознала потенциал «имперского» образа неоклассического искусства. Через своего европейского агента барона Мельхиора Гримма она наняла несколько дизайнеров и декораторов-неоклассицистов, включая Камерона, который прибыл в Санкт-Петербург в 1779 году. Екатерина сразу прониклась симпатией к шотландцу, будучи весьма впечатлёна его навыками рисования, а также знанием греческого искусства и памятников древнего Рима.
Здания, спроектированные Чарльзом Камероном
Камерон начал с работы над расширением Китайской деревни в Царском Селе — поселения, выросшего вокруг Екатерининского дворца, одной из главных летних резиденций царской семьи Романовых. Камерон добавил в деревню дополнительные жилые помещения, а также Китайские мосты через канал. Эти здания были подвергнуты масштабной реконструкции Василием Стасовым в 1817 году.
Затем Камерону была поручена задача переоформления залов главной секции Екатерининского дворца (1780-84) в стиле рококо, первоначально спроектированного знаменитым итальянским архитектором-бароккистом Бартоломео Растрелли (1700-1771) в 1750-х годах. Этот поначалу относительно скромный проект в конечном итоге превратился в масштабную работу, которая создала самые роскошные, но изысканные интерьеры всего дворца, заимствуя черты из различных источников, включая Роберта Адама, Палладио и Рафаэля.
В то же время, в 1782 году, ему было поручено спроектировать двухэтажную баню в смешанном классическом/ренессансном стиле с роскошными интерьерами, примером которых является Агатовый павильон. В 1784 году баня была расширена за счёт пристройки Камероновой галереи — двухэтажной галереи с первым этажом из природного камня и верхним этажом, украшенным колоннами. Галерея, украшенная статуями художников и философов, долгие годы была любимым местом прогулок императрицы Екатерины.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?