Шартрский собор:
готическая архитектура читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Собор Шартра, возможно, даже в большей степени, чем Собор Парижской Богоматери (1163-1345), считается величайшим и лучше всего сохранившимся образцом готической архитектуры во Франции. Расположенный примерно в 80 километрах к юго-западу от Парижа, базиликальный собор был в основном построен между 1194 и 1250 годами и стал пятым собором на этом месте — месте, почитаемом как римлянами, так и друидами — с IV века. Собор всемирно известен своим великолепным искусством витражей и богатым собранием готической скульптуры, точное значение которой до сих пор обдумывается учёными. С 34-метровым сводом — на 4 метра выше потолка в Нотр-Даме — и стенами, почти полностью состоящими из витражей, Собор Шартра демонстрирует усовершенствования, предложенные готическим искусством по сравнению с предыдущим стилем романской архитектуры (ок. 800-1200). Он продолжает принимать большое количество христианских паломников — несомненно, привлечённых его знаменитой реликвией, известной как «Sancta Camisa», туникой, которую носила Дева Мария при рождении Христа, — а также туристов, привлечённых архитектурой собора и каменной скульптурой, а также его тремя огромными окнами-розами. В 1979 году Собор Шартра был внесён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО как культурно значимый объект.
История
Архитекторы начали строительство первого готического собора в Шартре после того, как его романский предшественник был уничтожен пожаром в 1020 году. К сожалению, большая часть новой церкви, за исключением её крипты и западного фасада, также была уничтожена огнём в 1194 году, после чего началось строительство нынешнего сооружения, которое было в основном завершено в 1220 году.
Подробнее об эволюции архитектурного дизайна см.: История архитектуры (3000 лет до н.э. – настоящее время).
Терминология Руководство см.: Глоссарий архитектуры.
Фактически нынешний собор находится в превосходном состоянии сохранности. Большинство из его 32 292 квадратных футов витражей сохранилось, в то время как общая архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала XIII века, в частности добавление 113-метрового шпиля в пламенеющем стиле в XVI веке.
Архитектура Собора Шартра
Собор представляет собой истинный прототип готического собора, характеризующийся продольным корпусом с нефом и двумя проходами, и трёхуровневой возвышенностью — аркада, трифорий, верхний ярус окон — пересечённый коротким трансептом и заканчивающийся глубоким пресвитерием с обходной галереей и радиальными капеллами.
Собор имеет длину примерно 130 метров (430 футов), а его неф имеет ширину 16,5 метров (55 футов). Его крестообразный план — типичный для французских готических базилик и похожий на планы Амьена и Реймса — включает двухпролётный вестибюль (нартекс) на западном конце, ведущий в семипролётный неф до средокрестия с его трёхпролётными трансептами. Головы трансепта заканчиваются богато украшенным выступающим атриумом, над которым серия изящных стрельчатых окон соединяется с окнами-розами, создавая необыкновенную светящуюся поверхность, которая проложила путь для более поздних трансептов Сен-Дени и Парижа.
Неф продолжается на восток и заканчивается полукруглой апсидой. Неф и трансепты окружены одинарными проходами, которые расширяются в широкую обходную галерею вокруг хора и апсиды.
Прямоугольные пролёты нефа покрыты четырёхчастными рёберными крестовыми сводами, опирающимися на чередующиеся цилиндрические и многоугольные элементы, которые могли использоваться, поскольку больше не были необходимы, чтобы избежать чрезмерного однообразия. Результатом является непрерывный и плотный ритм, который возвышает эффект вертикальности пространства, подчёркнутый пластическим акцентированием структурной системы: революционный pilier cantonne, использованный здесь впервые, придаёт ощутимую материальную конкретность. Большие окна, ставшие возможными благодаря использованию внешних контрфорсов, предлагают инновационный дизайн, основанный на паре стрельчатых окон и круглого окна, вписанного в аркаду. Размеры настолько огромны, что неф явно выше проходов, что экспоненциально увеличивает ощущение величия и монументальности.
Сгорание романской структуры, а затем первой готической структуры означало, что новый собор был полностью готическим, гармоничным, сбалансированным и единым целым. В результате собор олицетворяет готические ценности высоты и света, которые были реализованы только потому, что готическим архитекторам удалось направить вес потолков и стен к определённым точкам, внешне усиленным тяжёлыми аркбутанами и поддерживающими опорами, тем самым минимизируя нагрузку на стены. Следовательно, не только потолок мог быть выше (и более внушительным), но и стены могли вмещать гораздо большие (и более вдохновляющие) витражи. А больше стекла означало меньше романского мрака, но гораздо больше христианского искусства, которым могли наслаждаться прихожане. Удивительно, но 152 из первоначальных 176 витражей, установленных в 1205-1240 годах, сохранились: уникальный случай для средневекового собора.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?