Деконструктивизм:
постмодернистский стиль архитектуры читать ~7 мин.
Один из самых визуально ярких стилей в архитектуре XX века, деконструктивизм — это визуально необычный, но в то же время очень креативный стиль, впервые появившийся в конце 1980-х годов. Он зародился преимущественно в Лос-Анджелесе (Калифорния), а также в Европе.
Являясь направлением постмодернистского авангардного искусства, деконструктивизм стал возможен благодаря использованию программного обеспечения для проектирования, изначально разработанного для аэрокосмической промышленности. Этот стиль противостоит упорядоченной рациональности геометрии, отдавая предпочтение нелинейному подходу, который намеренно искажает внешний вид сооружения, подрывая тем самым модернистские ценности.
Некоторые теоретики считают, что философия деконструктивизма также оппонирует постмодернизму, хотя практические последствия этого не вполне ясны. В конечном счёте, любой деконструктивистский проект, как и любое другое здание, должен соответствовать законам физики и строительным нормам.
Наиболее известным представителем деконструктивистского дизайна зданий является канадско-американский лауреат Притцкеровской премии Фрэнк О. Гери (р. 1929), один из ведущих американских архитекторов эпохи постмодернизма. Среди других деконструктивистов — Даниэль Либескинд (р. 1946), Заха Хадид (1950–2016), Рем Колхас (р. 1944), Бернар Чуми (р. 1944), Питер Айзенман (р. 1932) и архитектурное бюро Coop Himmelbau. К выдающимся зданиям в стиле деконструктивизма относятся: здание «Национале-Недерланден» (Прага), Музей Гуггенхайма (Бильбао) и Музей поп-культуры (Сиэтл) по проекту Фрэнка Гери; отель Porta Fira (Барселона) по проекту Тоё Ито; Центральная библиотека Сиэтла по проекту Рема Колхаса; кинотеатр UFA-Kristall Filmpalast (Дрезден) по проекту Coop Himmelbau. (См. также Искусство дизайна с 1850 по 1970 год и Компьютерное искусство с 1970 года).
История
Деконструктивизм привлёк внимание общественности благодаря проектам, представленным на архитектурном конкурсе на проект парка «Ла-Виллет» в 1982 году. В нём участвовали Жак Деррида и Питер Айзенман, а победителем стал Бернар Чуми. Позже, в 1988 году, в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла знаковая выставка «Деконструктивистская архитектура», организованная Филипом Джонсоном и Марком Уигли. На ней были представлены проекты Фрэнка Гери, Даниэля Либескинда, Питера Айзенмана, Захи Хадид, Рема Колхаса, Бернара Чуми и бюро Coop Himmelbau. В следующем году состоялось открытие Центра искусств Векснера в Колумбусе, первого крупного общественного здания, спроектированного Питером Айзенманом в этом стиле.
С момента появления деконструктивизма некоторые связанные с ним архитекторы отошли от этого направления, но термин прижился, а его иконоборческая философия оказала значительное влияние на современную американскую архитектуру и европейские проекты. Хотя некоторые эксперты видят связь с конструктивизмом, движением, основоположниками которого в России были Владимир Татлин (1885–1953), Любовь Попова (1889–1924) и Эль Лисицкий (1890–1941), другие такую связь отрицают. Считается, что движение деконструктивизма отчасти происходит от концепций, выдвинутых философом-постструктуралистом Жаком Деррида. Другим важным текстом для деконструктивистов является книга Роберта Вентури «Сложности и противоречия в архитектуре» (1966).
См. также: Движения современного искусства (1970-настоящее время) и Лучшие современные художники (родившиеся после 1945 года).
Характеристики
Для деконструктивистской архитектуры характерны манипуляции с поверхностью здания, фрагментация и использование нелинейных форм, которые искажают и нарушают традиционные представления о структуре и оболочке. В ней намеренно сопоставляются элементы, кажущиеся несовместимыми, чтобы бросить вызов традиционным понятиям гармонии, преемственности и даже стабильности. Одним словом, деконструктивизм оспаривает почти все традиционные стили проектирования зданий. По своей сути, это скорее серия постмодернистских «импульсов», нежели целостное движение или последовательный стиль.
Примеры деконструктивистской архитектуры
Здесь приведены краткие описания десяти наиболее влиятельных деконструктивистских проектов.
Музей дизайна Vitra, Вайль-на-Рейне, Германия
Спроектирован Фрэнком Гери
Завершён: 1989
Музей, представляющий собой абстрактное сочетание кубических и криволинейных форм, хранит одну из крупнейших в мире коллекций мебели, охватывающую большинство периодов и стилей с XIX века до наших дней. Это первое здание Фрэнка Гери в Европе, созданное в сотрудничестве с дизайнером Гюнтером Пфайфером, является одним из нескольких архитектурных шедевров на территории кампуса мебельной компании Vitra.
UFA-Kristall Filmpalast, Дрезден, Германия
Спроектирован Coop Himmelbau
Завершён: 1997–1998
Комплекс состоит из двух взаимосвязанных частей: кинотеатрального блока с восемью залами на 2000 с лишним зрителей и «Кристалла» — стеклянной оболочки, которая служит фойе и общественной площадью. Описанный бюро Coop Himmelbau как «городской проход», «Кристалл» также используется для проведения мероприятий, а его урбанистический характер подчёркивается мостами и лестницами, открывающими виды на людей сквозь слои света и цвета.
Центральная библиотека Сиэтла, Вашингтон
Спроектирована OMA/Рем Колхас
Завершена: 2004
Это 11-этажное новаторское сооружение с решётчатым фасадом из стекла и стали является домом для «Книжной спирали» — непрерывной четырёхэтажной системы стеллажей. Она позволяет посетителям просматривать весь фонд библиотеки, не пользуясь лестницами и не переходя в другую часть здания. На момент открытия стеллажи «Спирали» вмещали 780 000 книг, но рассчитаны на 1 450 000 томов.
Еврейский музей, Берлин, Германия
Спроектирован Даниэлем Либескиндом
Завершён: 2001
Этот пример искусства Холокоста представляет собой уникальную зигзагообразную структуру, заключённую в цинковые листы и прорезанную окнами, символизирующими раны и шрамы. Форма здания, вдохновлённая деформированной Звездой Давида, и разрезающие его пустоты символизируют трагическую историю еврейского народа и исчезновение тысяч берлинцев во время Холокоста.
Штаб-квартира CCTV, Пекин, Китай
Спроектирована OMA
Завершена: 2008
Этот необычный пример деконструктивистской архитектуры небоскрёбов, где разместилась штаб-квартира Центрального телевидения Китая, представляет собой не традиционную башню, а петлю из шести вертикальных и горизонтальных секций. Несмотря на критику, в 2013 году здание получило награду как лучшее высотное здание года от Совета по высотным зданиям и городской среде (CTBUH). OMA (Office for Metropolitan Architecture) была основана в 1975 году голландским архитектором Ремом Колхасом и греческим дизайнером Элией Зенгелисом.
Парк «Ла-Виллет», Париж, Франция
Спроектирован Бернаром Чуми
Завершён: 1984–1987
Будучи одной из ранних икон деконструктивистского дизайна, парижский парк «Ла-Виллет» характеризуется сетью ярко-красных павильонов-«фоли». Они служат не для отдыха в традиционном понимании, а для взаимодействия и исследования. Тематические сады, детские площадки и другие объекты, посвящённые науке и музыке, включают около 25 сооружений, пешеходные дорожки и мосты, строительство которых велось в течение пятнадцати лет.
Центр искусств Векснера, Огайо
Спроектирован Питером Айзенманом
Завершён: 1989
Это сооружение с белыми решётчатыми конструкциями, напоминающими строительные леса и создающими впечатление «незавершённости», не имеет чётко выраженного входа. Его интерьер со «сталкивающимися плоскостями» может вызывать у некоторых посетителей чувство дезориентации. В этом смысле сооружение остаётся одним из самых бескомпромиссных примеров деконструктивистской архитектуры, в котором теоретические концепции преобладают над функциональностью.
Центр современного искусства, Цинциннати, Огайо
Спроектирован Захой Хадид
Завершён: 2003
Центр Лоис и Ричарда Розенталь в Цинциннати — одна из лучших галерей современного искусства, специализирующаяся на гипермодернистской живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и новых медиа. Он стремится проводить выставки художников-постмодернистов, воплощающих «искусство последних пяти минут». Вероятно, поэтому его спроектировала новатор деконструктивизма Заха Хадид, британский архитектор иракского происхождения и лауреат Притцкеровской премии. См. также: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997).
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес
Спроектирован Фрэнком Гери
Завершён: 2003
Проект был начат в 1987 году, а готовые эскизы представлены в 1991 году. Строительство началось в 1992 году и завершилось в 2003 году, его стоимость составила 274 миллиона долларов. Концертный зал, состоящий из серии изогнутых объёмов из нержавеющей стали, вмещает 2265 человек и служит домом для Лос-Анджелесского филармонического оркестра. При его реализации возник ряд технических проблем.
Здание «Национале-Недерланден», Прага
Спроектировано Владо Милуничем и Фрэнком Гери
Завершено: 1996
Прозванное «Танцующим домом» или «Фредом и Джинджер», это необычное здание у реки Влтавы получило награду «Дизайн года 1996» от журнала Time, но изначально плохо гармонировало с готическими, барочными и модерновыми сооружениями, которыми славится Прага. Однако со временем здание стало считаться одной из самых интересных достопримечательностей города. Его интерьер был разработан архитектором чешского происхождения Евой Йиржичной.
Краткое руководство по эволюции архитектурного дизайна, от античности до деконструктивизма, см.: История архитектуры (3000 год до н.э. — настоящее время).
Статьи об архитектуре XX века
- Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)
- Ле Корбюзье (1887–1965)
- Международный стиль в современной архитектуре (1920–1970)
- Вторая чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975)
- Skidmore, Owings & Merrill — американское архитектурное бюро
- Фазлур Хан (1929–1982) — инженер-строитель и проектировщик высотных зданий
- Рутгерский университет вернул портрет эпохи Ренессанса, отобранный нацистами
- Законным наследникам возвращена похищенная картина Макса Либермана
- Музей мадам Тюссо представил новую восковую статую Елизаветы II
- Выставка Герхарда Рихтера открылась в Центре Помпиду в Париже
- Каталог коллекции искусства Германа Геринга опубликован в Интернете
- Смитсоновский музей не будет открывать свой филиал в Лондоне
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?