Египетская архитектура Среднего царства читать ~17 мин.
Среднее царство началось, когда Небхепетр Ментухотеп II объединил Верхний и Нижний Египет, проложив путь для второго Возрождения египетского искусства. Фивы впервые стали крупным городом, служившим и столицей, и художественным центром во времена Одиннадцатой династии. Первым великим примером египетской архитектуры этого периода стал комплекс морга Ментухотепа, построенный на основе гробниц его фиванских предков. Построенный на фоне впечатляющих отвесных скал западных Фив, его центральной особенностью был террасный храм с колонными портиками. Его украшения включали целый ряд расписных рельефных скульптур, вырезанных в характерном фиванском стиле, которые сегодня рассматриваются учёными как одни из лучших, когда-либо созданных в Древнем Египте. После правления Одиннадцатой династии новый фараон Аменемхет I перенёс столицу в Итдж-тауи, недалеко от современного Лишта. Вдохновлённые египетской скульптурой, украшавшей ряд близлежащих памятников Старого царства, художники Двенадцатой династии приступили к созданию новой эстетики, примером которой стала серия архитектурных царских статуй.
Серия Древний Египет
Ранняя египетская архитектура (3100-2181 до н.э.)
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650)
Египетская архитектура Нового царства (1550-1069 до н.э.)
Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Храм-усыпальница Небхепетра Ментухотепа в Фивах (Дейр-эль-Бахри)
За распадом Старого царства последовал длительный период смуты и внутренних беспорядков, в течение которого не было возведено ни одного монументального здания. Около 2050 года до н.э. Небхепетр Ментухотеп, член одного из княжеских домов Фив, добился воссоединения двух царств. Фивы временно стали царской столицей. На восточном берегу Нила, рядом с главным святилищем, из которого впоследствии вырос храмовый комплекс Карнак, располагался город с дворцом, административными зданиями и жилыми кварталами. На противоположном (западном) берегу у подножия впечатляющих скал с незапамятных времён хоронили умерших.
Царь Ментухотеп, основатель Среднего царства, выбрал для своего храма-усыпальницы край долины, ведущей в эти западные скалы и заканчивающейся отвесной стеной из твёрдой породы (Дейр-эль-Бахари). Эта глубокая котловина, вероятно, уже была священной для Хатхор, богини мёртвых. Погребальный храм Ментухотепа – первое известное монументальное сооружение в Верхнем Египте и в Фивах. Как царская гробница и центр поклонения царю и фиванским богам, он должен был занимать видное место в новом династическом порядке под руководством Фив. Основа храма сильно пострадала от последующей эксплуатации в качестве каменного карьера и от обвалов. Дизайн был сильно осевым, ведущим от края плодородной земли к гробнице царя в глубине скалы. Фасад был обращён на восток, к Карнакскому святилищу, где культ Амона прослеживается с момента возникновения Фив. Как и в царских мавзолейных комплексах Мемфиса, здесь также долинный храм (не сохранился) давал доступ к обнесённому стеной проходу, который поднимался на широкий обнесённый стеной двор, заканчивающийся в храмовой зоне, примыкающей к западному утёсу. Последний участок подхода к храму был обсажен сикоморами и тамарисками.
Сам храм стоял на приподнятой террасе, высеченной из живой скалы; доступ со двора осуществлялся по массивному центральному пандусу. Основание террасы было обращено к двойным портикам по обе стороны от этого пандуса. На террасе находилось широкое отдельно стоящее здание, квадратное в плане, а на нём – вытянутое строение, которое уходило на запад в сторону скалы. Квадратное строение имело массивное ядро с наклонными стенами, галереи с колоннами («амбулатории») со всех четырёх сторон и внешнее кольцо из толстых битых ограждающих стен. Как и восточная сторона террасы, эти стены были обращены портиками на восток, север и юг. Открытость этой архитектуры, вероятно, восходит к более ранним фиванским княжеским гробницам. См. также: Месопотамское искусство (ок. 4500-539 гг. до н.э.).
Западная часть храма была в основном посвящена поклонению умершему правителю. Здесь находился вход в гробницу, в полу небольшой колонной площадки, отделявшей «передний храм» от собственно морского храма. Последний состоял из широкого зала, плоская крыша которого поддерживалась десятью рядами из восьми колонн. Это самый древний из известных египетских гипостильных залов любого размера в истории архитектуры. Святая святых представляла собой вырубленную в скале камеру, открывавшуюся с западной стороны этого зала.
Проект храма-усыпальницы царя Ментухотепа – один из самых независимых в египетской архитектуре. С момента его первого открытия предполагалось, что массивная основная структура на восточном конце террасы когда-то была увенчана пирамидой, которая возвышалась над плоскими крышами амбулаторий и внешних стен, и именно такая реконструкция встречается во всех историях древнего искусства и архитектуры.
Только недавно, благодаря усилиям Д. Арнольда, стала очевидной основная религиозная и владычная концепция храма. По мнению Арнольда, основная структура является отражением примитивного святилища, раскопанного под храмом Монту в Медамуде (близ Фив), которое интерпретируется как первобытная обитель божества Монту-Ра, которому поклонялись в Фиванском регионе, и, таким образом, как монументализованный «первобытный холм». В осуществлении своей власти на земле и в смерти царь имел тесные связи с этим местным богом-создателем. Гипостильный зал Ментухотепа, вырубленный в западной скале, был посвящён культу царя, живого и мёртвого, и бога Амона-Ра из Карнака; это первый намёк на интимные отношения между правителем и Амоном-Ра, которые должны были сыграть столь большую роль в мавзолейных храмах Нового царства в Фивах.
Под основной структурой находится гробница царя, к которой можно попасть с переднего двора (Баб эль-Хосан), гробница Осириса, с которой предположительно были связаны насаждения во дворе. Статуи царя в длинных праздничных одеждах, расположенные в широком дворе храма, означают земное и вечное празднование его царского юбилея и вечное возрождение правителя и династического порядка, который он олицетворял.
В интерпретации Арнольда, которая согласуется с сохранившимися фрагментами настенных рельефов, храм-усыпальница Ментухотепа был заново сформирован теологией и концепцией царствования, которые развились из местных фиванских традиций. Это было уникальное творение, представляющее влияние, которое в изменённой форме проявилось в террасировании княжеских гробниц Кав-эль-Кебира времён Двенадцатой династии и, примерно пятьсот лет спустя, в храмовом комплексе Хатшепсут, её близкой соседки на севере.
Пирамидные комплексы царей Двенадцатой династии
Цари Двенадцатой династии также происходили из Фив, но по политическим причинам они перенесли свою резиденцию обратно в Мемфис. В то же время они сохранили особую привязанность к Фивам и украсили ном храмами; после Мемфиса Фивы стали важнейшим религиозным центром.
К югу от Мемфиса, около Лишта и Дахшура, и ещё южнее, в Лахуне и Хаваре, на краю бассейна Фаюма (территория, которую цари конца Двенадцатой династии открыли для земледелия), находятся царские гробницы, вновь построенные египетскими архитекторами в соответствии с мемфисской традицией, в виде пирамид с храмами. Только в гробнице Сесостриса I близ Лишта сохранилось достаточно архитектурных и скульптурных остатков для правдоподобной реконструкции.
План храма-усыпальницы напоминает комплексы пирамид позднего Старого царства при Шестой династии. Египетские пирамиды Старого царства не имеют ни высоты, ни массивности тех, что были построены из квадратных каменных блоков в Древнем царстве. Положение царской власти изменилось, и уверенность в массивности гробниц как средстве обеспечения вечного существования была поколеблена политическими потрясениями Первого промежуточного периода; кроме того, произошли социальные изменения, в результате которых трудовые ресурсы всей страны больше не были в распоряжении царей Двенадцатой династии.
Аменемхат I, основатель Двенадцатой династии, разграбил морские храмы Хеопса и других царей Старого царства ради гранитных блоков для строительства собственной пирамиды. (См. также: Имхотеп, величайший архитектор Старого царства). Все пирамиды этого периода демонстрируют новые технологии, позволяющие экономить как труд, так и материалы. Их элементы состояли либо из песка и бутового камня, масса удерживалась вместе системой бутовых стен, либо полностью из высушенного на солнце кирпича. Только внешние стороны пирамид были тщательно облицованы плитами из белого известняка, а вершина иногда была из тёмного гранита. С другой стороны, по сравнению со Старым царством, больше ресурсов было направлено на охрану самой царской гробницы путём максимально прочной конструкции камеры саркофага, иногда выдолбленной из огромного монолита, и слепых коридоров для защиты от грабителей гробниц.
Самый важный из мавзолейных храмовых комплексов Аменемхата III в Хаваре был известен грекам как «лабиринт». Геродот («Истории», II, 148) и Страбон («География», XVII, 1, 37) относятся к числу древних авторов, оставивших описания этого огромного сооружения, от которого сегодня почти ничего не осталось. Попытки реконструировать его исключительно на основе этих рассказов были успешными лишь частично.
Провинциальные гробницы номархов Двенадцатой династии
Кроме царей, Двенадцатая династия имела свою феодальную знать, княжеские семьи Среднего и Верхнего Египта, которые представляли собой влиятельную и в значительной степени независимую силу. Вблизи своих провинциальных столиц на пологих или круто наклонённых склонах холмов, окаймлявших долину Нила, они также строили скальные гробницы, некоторые из которых по пышности и независимости дизайна соперничали с морскими комплексами царей. Благодаря своей прекрасной сохранности они значительно дополняют наше понимание погребальной архитектуры того периода.
Скальные гробницы в Бени Хасан в Среднем Египте отражают нижнеегипетскую концепцию гробницы как представительной вечной «обители» и «резиденции» мёртвых. Скальная камера одной из древних гробниц обставлена колоннами из папирусных пучков и представляет собой «фестивальный зал», который мог существовать – построенный из менее постоянных материалов – во дворцах принцев. Входы часто находятся под открытым крыльцом, которое также встречалось в домах знати.
В более поздних княжеских гробницах в Бени Хасане более строгий акцент на культовые требования и царские прототипы привёл к появлению глубокой, ориентированной по оси, трёхнефной скальной камеры. Участки потолка между продольными архитравами представляют собой плоские своды и опираются на многоугольные столбы. Точно напротив входа в задней стене среднего нефа находится ниша со статуей владельца гробницы. Сводчатые потолки над тремя нефами расписаны элементами, характерными для шатровых фестивальных залов, красочными узорами ковров и деревянными рёбрами, скоропортящиеся аналоги которых не сохранились. См. также: Египетская цветовая палитра.
Верхнеегипетская идеология, с другой стороны, соответствует абстракции архитектурных форм, и служит только церемониальному исполнению культа вдоль сильной аксиально направленной пространственной последовательности. Гробница принца Сиренповета II на западном берегу близ Асуана представляет собой грандиозный пример осевого плана, ориентированного строго на восток и запад. Из возвышенного трёхнефного вестибюля с плоским потолком и квадратными колоннами можно пройти на запад по низким ступеням, которые ведут в длинный проход с низкой сводчатой крышей, заканчивающийся в культовой камере. Пол этого прохода незаметно опускается, чтобы солнечный свет проходил через высокую входную дверь в культовую камеру и падал на богато расписанное святилище с статуей усопшего.
В архитектурном плане наиболее развитыми из княжеских гробниц являются гробницы в Кав-эль-Кебире (восточный берег, к югу от Асьюта). От широкой колонной предбанника, построенного из кирпича у подножия холма, крытая дорога вела к комплексам гробниц; они состоят из множества этажей, перекрывающих склоны, и через открытые лестницы пространства скал связаны с экранированными предбанниками, залами с колоннами и святилищами в широких полых залах. Такова структура царского морского храма, адаптированного к требованиям места на склоне. Сходство, более того, не только внешнее; тематическое соответствие последовательности комнат и обстановки с царскими гробницами распространяется даже на детали.
Храмы
От Среднего царства сохранилось больше важных остатков храмов, чем от Старого царства. Они часто, даже при Двенадцатой династии, всё ещё строились из кирпича, а после более поздних реконструкций из камня их остатки, хотя и широко разбросаны по всей земле, действительно скудны и часто недостаточны для того, чтобы позволить разумную реконструкцию планов. Тем не менее, из того немногого, что сохранилось, ясно, что архитектура Среднего царства воплотила в жизнь некоторые новые идеи, которые должны были оказать решающее влияние на будущую организацию святилищ богов. Можно упомянуть святилища, которые впервые появились в храмах по соседству с Фивами, в Медамуде (к северо-востоку от Карнака) и Тоде (к югу от Луксора): они имели закрывающиеся двери спереди и сзади, а вход в них осуществлялся через широкий зал со столбами или колоннами. Они служили, как и более поздние образцы XVIII династии, постоянными или временными хранилищами для изображений богов и их свиты, и указывают на то, что эти изображения несли в процессии к другим святилищам внутри и за пределами своего храма.
Необычной особенностью небольшого храма, построенного Аменемхатом III и IV на краю Фаюма в Мединет Мади, является прихожая, поддерживаемая двумя колоннами из папирусных пучков между боковыми стенами, вытянутыми вперёд для защиты входа. Внутри расположение трёх святилищ для статуй богов соответствует традиции, восходящей ко времени строительства пирамид. См. также: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).
Архитектурные пилоны
Двухбашенный «пилон» (см. Глоссарий по архитектуре), столь характерный для монументальных входов в обнесённые стенами храмы после начала Нового царства, берет своё начало в Среднем царстве, как показали раскопки в Гермополе. Башни-пилоны, вероятно, были конечным результатом процесса утолщения и повышения передних стен больших дворов по обе стороны от нижних входных ворот.
Башни ворот («пилоны») имеют оббитые стены со всех сторон, бисерные филёнки по углам и опоясывающий вогнутый карниз в верхней части. В передних стенах имеются узкие углубления, число которых варьируется, и по праздникам в них устанавливались высокие мачты с разноцветными вымпелами. Мачты поддерживались деревянными скобами, выступающими из узких оконных проёмов высоко над нишами. Внутри пилонов лестницы вели в верхние помещения и на плоскую крышу. Между двумя надвратными башнями находился нижний главный портал храма, также увенчанный вогнутым карнизом. В поздних текстах пилоны обозначены как «холмы горизонта», между которыми восходит солнце. Позднее отождествление двух надвратных башен с богинями Исидой и Нефтидой, вероятно, происходит от мифологического представления о том, что эти две богини несут на руках восходящее солнце.
Пилоны придают фасаду храма и его входному порталу сильный акцент и неповторимую монументальность. В то же время, их крепостной аспект чётко выражает идею защиты входа в храм от всех враждебных сил. Соответственно, начиная с Девятнадцатой династии, цари фиксировали свои победоносные сражения или дарование богом оружия, обещающего победу, в каменных скульптурах (рельефах) на внешних стенах пилонов. С двух узких сторон или сзади пилоны примыкали к стенам, ограждавшим храм.
В Новом царстве перед пилонами часто устанавливали парные обелиски, по одному с каждой стороны от входа в храм. Одиночный обелиск, первоначально символизировавший место отдыха бога солнца, был впервые возведён из известняковых блоков в солнечных святилищах Пятой династии. (См. также: Мегалитическое искусство) Со времён Древнего царства центром поклонения богу солнца Ра (или Ре) было святилище в Гелиополе, где находился «первобытный холм» с камнем бенбен, который стал образцом для святилищ солнца Древнего царства. В начале Двенадцатой династии Сесострис I построил прямоугольный храм над низким округлым священным первобытным холмом Гелиополя. От этого здания сохранился один из двух 20-метровых монолитных обелисков из розового гранита, которые когда-то обрамляли главный вход. Эта пара обелисков также предполагает наличие входного портала между надвратными башнями, от которых, однако, в Гелиополе ничего не сохранилось.
Раскопки в этом месте лишь установили ориентацию храма с востока на запад и аллею сфинксов, которая вела от берега Нила к главным воротам. (См. также: Мегалиты) Несколько подсказок о прежнем облике Гелиополя, этого важного святилища и теологического центра, дают фрагменты каменной таблички седьмого века до нашей эры, хранящейся сейчас в музее Эгизио в Турине, на которой сохранились следы вырезанного плана храма. Реконструкция показывает осевую последовательность трёх дворов, в каждый из которых ведёт портал между надвратными башнями. Высокие флагштоки возвышаются над пилонами первого двора, а перед пилонами третьего двора, возможно, стояла пара обелисков. Во втором дворе вдоль боковых стен указаны галереи с колоннами; прилегающее святилище справа было включено в состав двора из-за нехватки места у правого края таблички. В третьем дворе поперечный ряд колонн отсекает более узкую область спереди, где, у боковой стены справа, построен мощный алтарь, к которому ведут две короткие ступени.
Другие элементы храмовой архитектуры
Открытые площадки, в которые входят через портал между надвратными башнями, также характерны для Карнакского храма, посвящённого Амону-Ра, расширение которого датируется началом Нового царства. Это особенно характерно для ядра святилища, которое Тутмос I обнёс стенами, и для южной оси храма, разработанной его преемниками. Алтарь на открытой площадке для поклонения гелиопольскому богу солнца Ра-Харахте сохранился на северной стороне верхней террасы храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахари; ещё один был в Карнаке. Святилище Гелиополя было наиболее точно скопировано при Аменхотепе IV (Ахенатене), введшем исключительный культ дневной звезды (Атен), в святилище Атен в Карнаке и, прежде всего, в храмах Атен новой столицы Ахетатена (Телль-эль-Амарна).
Святилище начала Двенадцатой династии, богато украшенное тонкими рельефами, было разобрано на блоки и использовано в качестве наполнителя при строительстве третьего пилона Карнакского храма. Впоследствии эти части были полностью восстановлены; это «Белая капелла» Сесостриса I, которую царь построил по случаю своего юбилея для Амона Фиванского и Мина Коптосского, бога плодородия, ассимилированного Амоном. Этот почти квадратный павильон стоит на низком подиуме, к которому с обоих концов ведут пандусы между низкими ступенями.
Здание опирается на четыре угловых столба с круглыми филёнками на внешних углах и на два промежуточных столба с каждой стороны; они поддерживают архитравы и плоскую крышу, увенчанную вогнутым карнизом. Между колоннами пространства, за исключением двух входных проёмов, перекрыты низкими парапетами, закруглёнными сверху. Внутри небольшое прямоугольное пространство образовано четырьмя колоннами, а в центре находится гранитный постамент, на котором стояло изображение царя или бога. Белую часовню» можно считать самым древним из сохранившихся примеров «балдахинного храма», представляющего в камне и в монументализованных формах древнее святилище под навесом.
Среднее царство также показывает первое появление «статуй Осириса» в архитектурном контексте. На них правитель изображён в стоячем положении, полностью облачённый в плотно прилегающую одежду, которая закрывает даже ноги и оставляет свободными только руки, чтобы сжимать скипетры в скрещённом положении над грудью. Осирис, бог смерти, изображён подобным образом в своих культовых изображениях и других представлениях. В морском храме Сесостриса I в Лиште такие статуи примерно в натуральную величину фланкировали, вероятно, не имеющий крыши подход к храму, и таким образом они представляли царя, с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове, как Осириса «воскресшего».
Колоссальная статуя того же царя и того же типа стояла в пределах участка храма бога Осириса в Абидосе; она, вероятно, подпирала колонну и принадлежала как архитектурная скульптура к открытому двору этого храма. В Новом царстве, после начала правления Восемнадцатой династии, статуи такого же колоссального масштаба появились перед внутренними стенами или перед колоннами открытых залов вокруг широких дворов, чтобы сделать архитектурные акценты, а также проиллюстрировать функции здания. Они связаны с юбилейным праздником, который царь обычно отмечал в конце 30-го года своего правления – то есть как стареющий правитель. В этих церемониях возобновлялась власть царя над сценой ритуальной смерти в качестве Осириса, чтобы разрешить его возрождение в качестве Гора.
Несмотря на скудость остатков, архитектура Среднего царства внесла много новых форм в дизайн святилищ, которые гораздо более важная архитектура Нового царства охотно использовала.
См. также: Греческая скульптура, вид искусства, на который сильно повлиял египетский опыт каменной кладки, и Римская архитектура (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.).
Мы с благодарностью признаём использование материалов из неотразимой работы «Древняя архитектура» (Electra, Milan, 1972). Это необходимая книга для всех студентов, изучающих архитектуру Древнего Египта, не в последнюю очередь благодаря мощным фотографиям интерьеров пирамид и храмов.
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- Египетская архитектура Нового царства
- В Египте обнаружены русские иконы
- Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945»
- Игорь Дрёмин: Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг
- Семь чудес древнего мира
- Древнеегипетская архитектура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?