Египетская архитектура Среднего царства читать ~11 мин.
Начало Среднему царству положило объединение Верхнего и Нижнего Египта фараоном Небхепетра Ментухотепом II, что открыло путь для второго возрождения египетского искусства. Впервые Фивы стали не только столицей, но и крупным художественным центром во времена XI династии. Первым великим памятником древнеегипетской архитектуры этого периода стал заупокойный комплекс Ментухотепа II, созданный по образцу гробниц его фиванских предков. Комплекс был возведён на фоне отвесных скал западных Фив, а его центральным элементом стал террасный храм с колонными портиками. Его украшали многочисленные расписные рельефы, выполненные в характерном фиванском стиле. Сегодня учёные считают их одними из лучших произведений, когда-либо созданных в Древнем Египте. Пришедший к власти после XI династии фараон Аменемхет I перенёс столицу в Итдж-тауи, расположенный недалеко от современного Лишта. Художники XII династии, вдохновляясь скульптурой близлежащих памятников Древнего царства, создали новую эстетику, которую воплотили в серии царских статуй.
Серия «Древний Египет»
Ранняя египетская архитектура (3100–2181 до н.э.)
Египетская архитектура Среднего царства (2055–1650 до н.э.)
Египетская архитектура Нового царства (1550–1069 до н.э.)
Поздняя египетская архитектура (1069 до н.э. – 200 н.э.)
Заупокойный храм Небхепетра Ментухотепа II в Фивах (Дейр-эль-Бахри)
Распад Древнего царства привёл к продолжительному периоду смут и внутренних беспорядков, во время которого монументальные здания не возводились. Около 2055 года до н.э. Ментухотеп II Небхепетра, происходивший из фиванского княжеского рода, вновь объединил страну, и Фивы временно стали столицей. На восточном берегу Нила, рядом с главным святилищем, из которого позже вырос Карнакский храмовый комплекс, располагался город с дворцом, административными зданиями и жилыми кварталами. На противоположном, западном, берегу, у подножия величественных скал, с незапамятных времён находился некрополь.
Фараон Ментухотеп II, основатель Среднего царства, выбрал для своего заупокойного храма край долины, которая вела к этим западным скалам и заканчивалась отвесной стеной (это место известно как Дейр-эль-Бахри). Эта глубокая котловина, вероятно, уже считалась священной и посвящённой Хатхор, богине мёртвых. Заупокойный храм Ментухотепа — первое известное монументальное сооружение в Верхнем Египте и Фивах. Будучи царской усыпальницей и центром поклонения фараону и фиванским богам, он занимал центральное место в новой династической системе, возглавляемой Фивами. От расположенной в долине молельни к храму вела ограждённая стенами дорога длиной 1200 м и шириной 33 м. Вдоль неё были высажены сикоморы и тамариски, а также установлены статуи фараона.
Сам храм располагался на приподнятой террасе, частично высеченной в скале; доступ со двора на террасу открывался по массивному центральному пандусу. Основание террасы с обеих сторон от пандуса было оформлено двойными портиками. На террасе возвышалось отдельно стоящее квадратное в плане здание, над которым располагалась вытянутая на запад к скалам постройка. Квадратное строение состояло из массивного ядра с наклонными стенами, окружённого с четырёх сторон колонными галереями («амбулаториями») и внешним кольцом толстых ограждающих стен. Открытость этой архитектуры, вероятно, была заимствована из более ранних гробниц фиванских номархов.
Западная часть храма была посвящена культу умершего правителя. Здесь, в полу небольшой колонной площадки, находился вход в гробницу, скрытую на глубине 45 м в конце 150-метрового коридора. Сама погребальная камера отделяла «передний храм» от основного заупокойного святилища. Последнее представляло собой широкий зал с плоской крышей, которую поддерживали восемьдесят колонн (десять рядов по восемь). Это самый древний из известных гипостильных залов в истории архитектуры. Святая святых (спеос) представляла собой вырубленную в скале нишу, где находились статуи самого Ментухотепа и бога Амона-Ра.
Проект заупокойного храма Ментухотепа II является одним из самых самобытных в египетской архитектуре. С момента его открытия считалось, что центральное сооружение на террасе было увенчано пирамидой. Эта реконструкция вошла во все классические труды по истории древнего искусства. Однако недавние исследования египтолога Д. Арнольда показали, что на самом деле это строение могло символизировать «первобытный холм» — монументальное воплощение обители местного божества Монту-Ра, с которым фараон был тесно связан. Гипостильный зал, посвящённый культу царя и Амона-Ра, стал первым проявлением тесной связи между правителем и этим богом, которая позже сыграет ключевую роль в храмах Нового царства.
Под центральной структурой находится символическая гробница Осириса (известная как Баб-эль-Хосан, «Врата коня»), с которой, предположительно, были связаны древесные насаждения во дворе. Расставленные во дворе статуи царя в праздничных одеждах символизировали вечное празднование его юбилея (хеб-сед) и возрождение как самого правителя, так и установленного им династического порядка.
В интерпретации Арнольда, которая подтверждается сохранившимися фрагментами настенных рельефов, заупокойный храм Ментухотепа II был сформирован теологией и концепцией царской власти, развившимися из местных фиванских традиций. Это было уникальное творение, влияние которого проявилось в террасных гробницах номархов XII династии в Кав-эль-Кебире, а примерно пятьсот лет спустя — в знаменитом храмовом комплексе Хатшепсут, построенном по соседству.
Пирамидные комплексы царей XII династии
Цари XII династии также происходили из Фив, но по политическим соображениям перенесли свою резиденцию обратно в Мемфис. При этом они сохранили особую привязанность к Фивам и украсили свой ном храмами, сделав его вторым по значимости религиозным центром после Мемфиса.
Царские усыпальницы этого периода строились к югу от Мемфиса — в Лиште, Дахшуре, а также в Лахуне и Хаваре на краю Фаюмского оазиса. Архитекторы XII династии вернулись к традиционной для Мемфиса форме пирамиды, однако их конструкция существенно отличалась от пирамид Древнего царства. У фараонов Среднего царства не было ресурсов для возведения гигантских каменных усыпальниц. Кроме того, уверенность в том, что массивность гробницы гарантирует вечную жизнь, была подорвана политическими потрясениями Первого промежуточного периода.
В качестве основного строительного материала использовался не камень, а кирпич-сырец. Основу пирамиды составляли восемь капитальных стен из известняковых плит, расходившихся звездой от центра. Пространство между ними заполнялось щебнем и кирпичом. Снаружи пирамиды облицовывались гладкими плитами из белого известняка, а верхушку (пирамидион) иногда изготавливали из тёмного гранита. При этом большое внимание уделялось защите погребальной камеры от грабителей: её делали максимально прочной, иногда вытёсывая из цельного монолита, и создавали сложную систему ложных коридоров. Например, Аменемхет I, основатель XII династии, для строительства своей пирамиды в Лиште использовал каменные блоки из разграбленных заупокойных храмов Хеопса и других царей Древнего царства.
Самым известным заупокойным комплексом этого времени считается так называемый «Лабиринт», построенный Аменемхетом III в Хаваре. Древнегреческие историки Геродот и Страбон оставили описания этого грандиозного сооружения, от которого сегодня почти ничего не сохранилось.
Провинциальные гробницы номархов XII династии
Кроме царей, в XII династии существовала влиятельная и в значительной степени независимая феодальная знать — номархи (князья) Среднего и Верхнего Египта. Рядом со своими провинциальными столицами они строили скальные гробницы, которые порой не уступали в пышности царским комплексам. Благодаря хорошей сохранности, эти гробницы дают ценное представление о погребальной архитектуре того периода.
Скальные гробницы в Бени-Хасане (Средний Египет) отражают концепцию гробницы как вечной «обители» усопшего. В одной из них скальная камера с колоннами в виде связок папируса представляет собой подобие «фестивального зала» из княжеского дворца. Входы в такие гробницы часто оформлены в виде открытого портика с двумя колоннами, которые, как считают некоторые исследователи, являются прообразом дорического ордера.
В более поздних княжеских гробницах в Бени-Хасане прослеживается влияние царских прототипов: они имеют осевую планировку и состоят из трёхнефной скальной камеры. Потолки между продольными архитравами выполнены в виде плоских сводов и опираются на многогранные столбы. В задней стене центрального нефа расположена ниша со статуей владельца гробницы. Сводчатые потолки расписаны узорами, имитирующими ковры и деревянные конструкции шатровых залов.
В Верхнем Египте архитектура гробниц была более абстрактной и подчинялась строгой осевой планировке, ориентированной на проведение ритуалов. Ярким примером является гробница номарха Сиренповета II близ Асуана. Трёхнефный вестибюль с квадратными колоннами ведёт в длинный сводчатый коридор, который заканчивается культовой камерой. Пол коридора плавно понижается, позволяя солнечному свету проникать через высокий вход и освещать богато расписанное святилище со статуей усопшего.
Наиболее развитыми в архитектурном плане считаются гробницы в Кав-эль-Кебире. Они представляют собой многоэтажные комплексы, расположенные на склонах холмов. Крытая дорога вела от кирпичного вестибюля у подножия холма к гробницам, где открытые лестницы соединяли пространства скальных залов, колоннад и святилищ. Такая структура напоминает царский заупокойный храм, адаптированный к условиям местности.
Храмы
От Среднего царства сохранилось больше храмовых построек, чем от Древнего. Часто, даже при XII династии, их строили из кирпича, и после более поздних перестроек в камне от них остались лишь скудные фрагменты. Тем не менее очевидно, что архитектура Среднего царства породила новые идеи, которые оказали решающее влияние на будущую организацию святилищ. Впервые в храмах в окрестностях Фив (Медамуд, Тод) появились святилища со сквозным проходом, которые служили временными или постоянными хранилищами для статуй богов во время религиозных процессий.
Небольшой храм Аменемхета III и IV в Мединет-Мади (Фаюм) отличается необычной прихожей, крышу которой поддерживают две колонны в виде связок папируса. Внутри храма расположены три святилища для статуй богов, что соответствует традиции, восходящей ко временам строительства пирамид. См. также: Греческая архитектура (900–27 до н.э.).
Архитектурные пилоны
Монументальный вход в виде двухбашенного «пилона» (см. Глоссарий по архитектуре), характерный для храмов Нового царства, зародился в Среднем царстве, что подтверждается раскопками в Гермополе. Башни-пилоны, вероятно, развились из практики утолщения и повышения передних стен храмовых дворов по обеим сторонам от ворот.
Башни пилонов имели наклонные стены, угловые валики и венчающий вогнутый карниз. В их фасадах проделывались ниши для высоких мачт с разноцветными вымпелами, которые устанавливались по праздникам. Внутри пилонов лестницы вели в верхние помещения и на крышу. В поздних текстах пилоны назывались «холмами горизонта», между которыми восходит солнце. Позднее их стали отождествлять с богинями Исидой и Нефтидой, которые, согласно мифу, поддерживают восходящее солнце.
Пилоны придавали фасаду храма монументальность и в то же время выполняли символическую защитную функцию. Начиная с XIX династии, на их внешних стенах цари размещали рельефы с изображением своих побед. К пилонам примыкали стены, окружавшие храмовый комплекс.
В Новом царстве перед пилонами стали устанавливать парные обелиски. Изначально одиночный обелиск, символизировавший место отдыха бога солнца, появился в солнечных святилищах V династии. Центром поклонения богу Ра в Гелиополе был «первобытный холм» с камнем бенбен. В начале XII династии Сенусерт I (Сесострис I) возвёл над этим холмом храм. От этого сооружения сохранился один из двух 20-метровых гранитных обелисков, некогда обрамлявших вход.
Другие элементы храмовой архитектуры
Открытые дворы, в которые вели порталы между пилонами, были характерны и для Карнакского храма Амона-Ра. Ярким примером является так называемая «Белая капелла» Сенусерта I, построенная царём по случаю своего юбилея. Этот павильон, разобранный и использованный в качестве наполнителя для более позднего пилона, был впоследствии полностью восстановлен. Он представляет собой почти квадратное сооружение на низком подиуме, крышу которого поддерживают столбы. «Белая капелла» считается древнейшим сохранившимся образцом «балдахинного храма» — каменного воплощения древнего святилища под навесом.
В Среднем царстве также впервые появляются «статуи Осириса» в архитектурном контексте. На них правитель изображён в образе бога смерти Осириса: стоя, в плотно облегающем одеянии, со скрещёнными на груди руками, держащими скипетры. В заупокойном храме Сенусерта I в Лиште такие статуи в натуральную величину фланкировали дорогу к храму, представляя царя как «воскресшего» Осириса. В Новом царстве колоссальные статуи такого типа стали устанавливать у стен и колонн открытых дворов. Они были связаны с юбилейным праздником хеб-сед, во время которого власть стареющего правителя ритуально возобновлялась через символическую смерть в образе Осириса и возрождение в образе его сына Гора.
Несмотря на скудость сохранившихся памятников, архитектура Среднего царства внесла множество новых форм в проектирование святилищ, которые активно использовались в гораздо более масштабной архитектуре Нового царства.
См. также: Греческая скульптура, вид искусства, на который сильно повлиял египетский опыт каменной кладки, и Римская архитектура (400 до н.э. – 400 н.э.).
Мы с благодарностью признаём использование материалов из неотразимой работы «Древняя архитектура» (Electra, Milan, 1972). Это необходимая книга для всех студентов, изучающих архитектуру Древнего Египта, не в последнюю очередь благодаря великолепным фотографиям интерьеров пирамид и храмов.
- Египетская архитектура Нового царства
- Ранняя египетская архитектура
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- «Тайное святилище» Брэндона Малла, краткое содержание
- В Египте обнаружены русские иконы
- Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945»
- Игорь Дрёмин: Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг
- Семь чудес древнего мира
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?