Египетская архитектура Нового царства читать ~27 мин.
В эпоху Нового царства появились величественные египетские храмы — самая впечатляющая форма древнеегипетской архитектуры после пирамид Древнего царства. Существует два основных типа святилищ: заупокойный храм на западном берегу Нила и храм божества на восточном. Крупнейший храмовый ансамбль находится в современном Луксоре (древних Фивах).
Основная планировка храма включала аллею процессий, часто украшенную сфинксами, которая вела к двум массивным входным пилонам (перед которыми обычно устанавливали два обелиска — символы солнца). За пилонами следовал открытый двор, затем гипостильный (колонный) зал и, наконец, святилище. Этот план мог усложняться за счёт добавления других дворов, залов или колоннад. Вход за пределы большого внешнего двора был разрешён лишь узкому кругу жрецов и высших чиновников. Два наиболее хорошо сохранившихся египетских храма птолемеевского периода (304–30 гг. до н.э.) в Дендере и Эдфу посвящены богине Хатхор и богу Гору соответственно.
Серия «Древний Египет»
Ранняя египетская архитектура (3100–2181 до н.э.)
Архитектура Среднего царства (2055–1650 до н.э.)
Архитектура Нового царства (1550–1069 до н.э.)
Архитектура Позднего периода (1069 до н.э. – 200 н.э.)
Фивы: столица новой Египетской империи
После распада государства в конце Среднего царства гиксосы — группа племён азиатского происхождения — укрепились в восточной части дельты Нила и во время Второго переходного периода (1650–1550 гг. до н.э.) постепенно распространили свою власть на Мемфис и Средний Египет. Верхний Египет остался практически нетронутым. Именно фиванским правителям удалось изгнать захватчиков и основать новое объединённое царство, подготовив почву для самой блестящей эпохи в истории египетской цивилизации.
В результате преследования гиксосов на их территориях в Палестине и других завоеваний на севере и юге, вплоть до современного Судана, возникла могущественная Египетская империя. Фивы (древнеегипетский Уасет) стали её столицей и религиозным центром на многие столетия.
Одной из предпосылок этого возрождения стало обновление концепции царской власти. Согласно новой официальной догме, законный правитель рождался от союза бога Амона-Ра и царицы, которая теперь носила титул «супруги бога». После смерти фараон воссоединялся со своим божественным отцом Амоном.
В начале Нового царства Фивы были ещё молодым городом, чьи традиции не выходили за рамки местного нома, откуда происходил Небхепетра Ментухотеп, основатель Среднего царства. Новая столица должна была утвердить своё превосходство через возвышение пантеона своих богов и возведение монументальных святилищ.
В Среднем царстве Фивы стали центром поклонения Амону — богу-создателю, который, ассимилировав соседние культы, такие как культ бога плодородия Мина из Коптоса и бога солнца Ра из Гелиополя, превратился в универсальное божество и «царя богов». Военные победы одерживались именем Амона, и в его святилища стекалась большая часть добычи и дани от завоёванных народов. Амон-Ра стал общенациональным божеством. Его супругой стала фиванская богиня Мут, а сыном — бог луны Хонсу. Эта божественная семья образовала фиванскую триаду, чьи святилища были объединены в Карнаке.
Кроме главных фиванских богов, культы других важных божеств, таких как Птах из Мемфиса, проникли в Фивы ещё во времена Среднего царства; их святилища также были расширены при правителях Нового царства.
Активное строительство храмов богов и царских заупокойных комплексов началось сразу при первых царях Восемнадцатой династии. Его целью было придать монументальное выражение различным, недавно объединённым теологическим системам. Их расположение превратило всю фиванскую агломерацию в «город Амона».
Территория столицы, города Фивы, простиралась вдоль обоих берегов Нила. На восточном берегу, между главным святилищем Карнак на севере и святилищем Луксор на юге, располагались царские дворцы, правительственные здания и жилые кварталы. На западном берегу, ограниченном скалами, находился некрополь, первым монументальным центром которого был погребальный комплекс основателя Среднего царства в Дейр-эль-Бахари. Здесь же хоронили и царей Нового царства, но из соображений безопасности их гробницы вырубали в скалах уединённой Долины царей, отдельно от заупокойных храмов. Сами царские храмы-усыпальницы располагались у подножия скал, выстроившись в линию с севера на юг. Они служили не только для культа умершего царя, но и для поклонения Амону-Ра и другим богам. Также на западном берегу, за пределами первоначального города, располагался «изначальный холм творения», который, вероятно, почитался уже в Среднем царстве.
Святилища фиванских богов были независимыми постройками, которые возводились по особым случаям, например, к юбилейным праздникам, как «памятники царей для их отца Амона», но их планировка всегда учитывала расположение соседних культовых сооружений.
Храм Амона-Ра в Карнаке
От древнейшего святилища в Карнаке (древнеегипетский Ипет-Сут), перестроенного при Двенадцатой династии, осталось так мало, что его план уже невозможно восстановить с уверенностью. Оно стало ядром для всех последующих расширений. Его ориентация с востока на запад определялась Нилом, от которого, вероятно, в ранние времена к переднему двору храма вёл канал. Поскольку храм постоянно расширялся на запад, причал с его небольшими обелисками и аллеей криосфинксов (сфинксов с головами баранов), ведущей к главному входу, также смещался, и его нынешние остатки датируются лишь поздним периодом Нового царства.

История святилища сложна из-за многократных расширений, сноса старых построек и возведения новых. Строительство велось как по основной оси с востока на запад, так и в сторону соседних культовых комплексов на севере и юге, и этот процесс продолжался с начала Нового царства до Позднего периода. От многих зданий остались лишь фундаменты. Поэтому мы можем лишь обсудить общую концепцию архитектурного замысла на примере наиболее важных элементов храма.
Вокруг главного храма Амона-Ра, «царя богов», собралось так много культов, что Карнак получил эпитет «самое избранное из мест». Решающее влияние на планировку в период Восемнадцатой династии оказало то, что Амон перенял сущность бога солнца Ра. Это обеспечило связь с гелиопольской традицией поклонения солнцу с её пилонами, обелисками и широкими открытыми дворами. Царь Тутмос I значительно расширил границы святилища Среднего царства, обнеся его каменными стенами с севера, юга и востока. На западе, в направлении Нила, он построил два монументальных пилона (IV и V), расположенных близко друг к другу.
Внутри этого огромного двора, у стен ограды, он установил статуи в образе Осириса, символизирующие вечное обновление царской власти. Здесь началось активное использование каменной скульптуры, тесно связанной с архитектурой. По обе стороны от входа в более высокий передний пилон (нынешний пилон IV) Тутмос I воздвиг два обелиска из розового гранита высотой около 20 метров (65 футов), южный из которых стоит до сих пор. Между пилонами IV и V был устроен зал с папирусовидными колоннами и колоссальными статуями царя. Таким образом, центральная часть храма была окончательно оформлена. Здесь, на месте святилища Среднего царства, царица Хатшепсут построила из красного кварцита помещение для священной ладьи. Открытое на восток и запад, оно было окружено комнатами для хранения культового инвентаря. В узком дворе между пилонами своего отца (IV и V) царица возвела два обелиска высотой почти 30 метров, северный из которых сохранился.
В то же время она занялась южной осью, которая вела от площадки перед пилоном IV к храму Мут и далее к святилищу в Луксоре, и построила пилон VIII, установив перед ним колоссальные статуи. Её преемник, Тутмос III, заменил святилище из красного кварцита новым, из розового гранита, а перед ним воздвиг небольшой пилон (VI) как вход в свой «зал анналов». Потолок этого зала покоился на двух изящных квадратных столбах, украшенных рельефами с геральдическими растениями Нижнего и Верхнего Египта: папирусом на северном столбе и так называемой лилией (лотосом) на южном. В «зале анналов» завоеватель повелел записать подробности своих победоносных кампаний в Палестине и Сирии. Наконец, Тутмос III воздвиг ещё два больших обелиска перед парой, построенной Тутмосом I, но они не сохранились.
Территория, огороженная Тутмосом I, была расширена на восток Тутмосом III, который добавил самостоятельный храм. Его главным элементом был большой «зал для празднества хеб-сед», предназначенный для празднования юбилея правления царя. Он состоит из двора, окружённого входными залами на квадратных столбах. В центре восточной стены колонного зала находится вход в святая святых. В этот зал царь ввёл два ряда высоких колонн, поддерживающих плоскую крышу, которая была выше крыш боковых залов. Пространство между ними оставалось открытым, образуя световой ярус, так что интерьер в поперечном сечении напоминает базилику.
Ориентация здания, способ строительства и форма колонн центрального нефа, напоминающие каменные «шатровые столбы», показывают, что здесь умело сочетались два элемента: двор и возведённый в нём фестивальный шатёр. С внешней стороны восточной стены этого юбилейного зала царь построил небольшое святилище, обращённое на восток, а перед ним воздвиг огромный одиночный обелиск, который сейчас стоит перед Латеранским дворцом в Риме.
Тутмос III также развил южную ось храма, добавив ещё один пилон (VII) с колоссальными статуями на южной стороне. На восточной стороне двора, образованного между пилонами VII и VIII, он возвёл небольшую часовню-хранилище, которая также ведёт к «священному озеру» Карнакского комплекса.
Священные озёра были неотъемлемой частью египетских храмов. Они служили источником священной воды для ритуалов, а в праздничные дни по ним совершала ритуальные плавания священная ладья. Вдоль берегов также располагались вольеры для священных птиц, которых позже использовали для жертвоприношений. Пилоны, расположенные дальше по южной оси (IX и X), были построены в конце XVIII династии, причём пилон X служил монументальным южным входом в храмовый комплекс. Аллея сфинксов вела отсюда на юг к храму богини Мут, частично окружённому собственным священным озером в форме подковы.
Главный храм был также расширен на запад, в сторону Нила, путём добавления новых пилонов. Сети I начал строительство большого гипостильного зала в Карнаке, во дворе между пилонами Аменхотепа III (III) и Рамсеса I (II). Это огромное сооружение было завершено Рамсесом II. Оно представляет особый исторический интерес как один из первых примеров здания базиликального типа — длинного многонефного зала с высоким центральным нефом и более низкими боковыми. Центральный неф поддерживают два ряда папирусовидных колонн высотой почти 24 метра с капителями в виде раскрытого цветка папируса. В двух боковых нефах установлена шестьдесят одна колонна в виде связок папируса высотой 12 метров. Важный световой ярус между крышами нефов состоит из опорных столбов и каменных решётчатых окон между ними, которые могли лишь тускло освещать центральное пространство.
Надписи на стенах этого зала указывают, что он служил не столько местом поклонения, сколько местом сбора священных ладей фиванской триады во время процессий. Подданные допускались сюда, “когда Амон являлся на праздник, чтобы созерцать красоту Фиванского края”. Другие сооружения базиликального типа, хотя и меньшего масштаба, обнаружены в заупокойном храме Рамсеса II (Рамессеуме) на западном берегу Фив, а также в руинах главного храма Птаха в Мемфисе.
Перпендикулярно главной оси храма были построены часовни-хранилища, которые служили местами отдыха для священных ладей во время процессий. Другие отдельные храмовые здания располагались на севере или юге в соответствии с их связью с соседними святилищами.
Наиболее важным из них является храм бога луны Хонсу, сына Амона и Мут. Он обращён на юг к Луксорскому храму, с которым его соединяла аллея сфинксов длиной более полутора километров. Его построил Рамсес III. Храм исторически важен благодаря своей хорошей сохранности и систематической планировке; его последовательность залов и их расположение стали образцом для храмов Позднего периода. Пройдя через пилон, посетитель попадает во двор, обрамлённый двойными портиками. В конце двора находится портик храма, расположенный на более высоком уровне. Далее следует гипостильный зал с высоким центральным нефом и боковыми окнами. Колонны центрального нефа, как и в большом гипостильном зале в Карнаке, имеют капители в виде раскрытых цветков папируса. За этим залом находится квадратное помещение с часовней бога в центре. В задней части храма расположен широкий зал с низкими колоннами и часовнями с трёх сторон.
Эти характерные черты, которые уже при Восемнадцатой династии были заложены в планировку Луксорского храма, в храме Хонсу были организованы в логическую и ясную схему. От одного зала к другому полы немного поднимаются, потолки становятся ниже, а проходы — уже. По мере продвижения вглубь здания свет становится всё более тусклым, проникая сначала через боковые окна, а затем через узкие щели в крыше. Святилище погружено в полную темноту — оно скрывает в себе культовое изображение, «тайну» храма.
Луксорский храм
Одно из величайших произведений древнего искусства, Луксорский храм, расположенный в южной части Фив, как и главное святилище Карнака, восходит к Среднему царству. При Хатшепсут и Тутмосе III здесь стояла гранитная часовня с колоннами в виде связок папируса, которую Рамсес II позже включил в пристроенный им с севера большой двор. Сам Луксорский храм был построен Аменхотепом III по единому плану и в гораздо большем масштабе. Он находится недалеко от берега Нила и был известен как «южный гарем» Амона, которому здесь поклонялись как богу плодородия. Поэтому храм имел особое значение для царя, чьё божественное зачатие и рождение изображены в «комнате рождения» на восточной стороне.
Непревзойдённой в египетской архитектуре является величественная процессионная колоннада с двумя рядами папирусовидных колонн высотой около 15 метров с капителями в виде раскрытых цветков, которая ведёт в большой двор храма. Вход в этот зал не был подчёркнут пилонами. Он представлял собой монументальный приёмный зал для царя и его свиты, которые останавливались здесь, прежде чем пересечь широкий двор, ведущий во внутреннюю часть храма. Квадратный открытый двор с двойными рядами колонн в виде связок папируса на юге переходит в главный вестибюль с колоннами той же формы.
Пройдя через «зал подношений», можно попасть в святилище, которое, будучи построено внутри зала, выделяется как самостоятельное сооружение благодаря угловым галтелям (выкружкам) и венчающему карнизу. Задние покои храма доступны только с боков через поперечный колонный зал. Они состоят из ряда трёх часовен, центральная из которых была святая святых, где на пьедестале находилось культовое изображение священной триады.
Перед входной колоннадой Аменхотепа III Рамсес II пристроил уже упомянутый просторный двор. Его вход с севера охраняют пилон и обелиски, а фасад обращён в сторону Карнака, с которым храм связан аллеей сфинксов.
Значение терминов см.: Глоссарий по архитектуре.
«Изначальный холм» в Мединет-Хабу
Кроме храмов Карнака и Луксора на восточном берегу Нила, на западном берегу в Мединет-Хабу есть небольшое, но важное святилище. Как «истинный центр первозданного творения», этот маленький храм мог претендовать на звание одного из самых святых мест Фив.
Хатшепсут начала его строительство над более древним святилищем, а её преемник Тутмос III перестроил и завершил его. Вытянутое прямоугольное здание имеет закруглённые молдинги по углам и увенчано вогнутым карнизом. Всё сооружение стоит на невысоком подиуме, к которому с восточной стороны ведёт небольшая лестница. Вероятно, канал, отходивший от Нила, заканчивался перед двором храма.
Здание разделено на две части. Перед святилищем находится часовня типа «храма-балдахина» с колоннами с трёх сторон. В центре расположено святилище Амона. Изначально потолок этого святилища — архетипической священной хижины под навесом — был ниже, чем крыша окружающей его колоннады.
Задняя часть храма имеет более низкий потолок, чем передняя. Она содержит несколько небольших помещений: по центральной оси расположена квадратная главная камера с потолком чуть выше, чем у остальных, и световой щелью, направляющей слабый луч света на скульптурную группу бога Амона и царя. Помещения к югу и западу от главной камеры служили для культа Амона, а северное — для культа царя.
Это святилище на «изначальном холме» поддерживало тесные отношения с храмом Луксора на восточном берегу. В начале каждого десятилетия статую Амона перевозили на ладье из его «южного гарема» в этот храм для совершения подношений «первобытным богам». При Двадцатой династии Рамсес III выбрал место в непосредственной близости от этого святилища для строительства своего огромного заупокойного храма и включил древнее святилище в его внешние стены. Культ поддерживался в эпоху Птолемеев, и всё это время маленький храм Восемнадцатой династии оставался практически нетронутым.
Поздние надписи называют святилище “гробницей восьми изначальных богов и первобытного змея Кнефа”, и, соответственно, при Тридцатой династии и при Птолемеях были сделаны различные дополнения: входные здания, гипостильный зал, пилоны и небольшой колонный вестибюль.
Храм-усыпальница царицы Хатшепсут
Начало XVIII династии стало для Фив поистине творческим периодом в архитектуре. Самым важным зданием этого периода, превосходящим все остальные по оригинальности и смелости замысла, по равновесию масс и богатству декора, является террасный храм царицы Хатшепсут в скальной долине Дейр-эль-Бахари (это место получило своё название от христианского «Северного монастыря», который когда-то располагался среди руин).
Хатшепсут уже упоминалась как строительница Карнакского храма. Храм в Дейр-эль-Бахари служил не только для её собственного погребального культа, а также культа её отца Тутмоса I и мужа Тутмоса II, но и был посвящён Амону, её божественному создателю, и другим богам.
При выборе места царица учла первое политическое возвышение Фив при Одиннадцатой династии, близость храма Ментухотепа и соседнее святилище богини Хатхор, хранительницы некрополя. Огромный храмовый комплекс — работа архитектора Сененмута, фаворита царицы. Он демонстрирует решение, которое заимствует у более ранней модели только эффект открытых галерей и влияние гробниц верхнеегипетских номархов с их террасами, прижатыми к скалам. Но все эти прототипы были полностью превзойдены, и в величии этого места, на фоне величественных вертикальных скал, провозглашается совершенно новая концепция божественного царствования.
Длинная, выложенная сфинксами дорога ведёт от края возделанной земли к входному порталу. Двор, как и в заупокойном храме Ментухотепа, простирался более чем на 90 метров в ширину до самого святилища, которое поднимается двумя гигантскими террасами с колоннадами к скалам. Эти скалы, вздымающиеся на 100 метров почти вертикально к пирамидальной вершине, взяли на себя роль недостающей пирамиды. С другой стороны этой скальной массы, со стороны Долины царей, была пробита шахта, ведущая к гробнице царицы.
Широкий двор был засажен пальмами и виноградом. Перед главным сооружением по обе стороны от центральной оси были устроены пруды, окаймлённые папирусом. Центральные пандусы ведут на первую и вторую террасы, а подпорные стены облицованы колоннадами с квадратными столбами. Нижняя колоннада, замыкающая двор с запада, украшена именем царицы.
Этот мотив продолжен в гигантском масштабе на внешней стороне ниши подпорной стены, поддерживающей вторую террасу. Нижняя колоннада заканчивается на севере и юге огромными статуями Осириса. Архитектурный декор нижних этажей провозглашает царское имя; на следующем уровне святость места возрастает, и на внешних гранях колонн второй колоннады царица изображена перед Амоном. Здесь начинается сфера богов; вторая колоннада заканчивается на юге часовней богини Хатхор, а на севере — Анубиса, бога мёртвых.
В часовню Хатхор можно было попасть по отдельному пандусу. Её фасад образован рядом квадратных столбов. По венчающему карнизу и закруглённым угловым молдингам она идентифицируется как самостоятельное здание. Внутри круглые колонны с капителями в виде головы Хатхор делят преддверие часовни на несколько проходов. Через центральный проход можно было попасть в святая святых, высеченное в скале.
Изящные рифлёные опоры с маленькими капителями в виде головы Хатхор и апотропеическими (защитными) рогами, на которые опирается уплощённая сводчатая крыша, напоминают тип построек в погребальном комплексе царя Джосера. Часовня Анубиса в северном конце верхней колоннады также является самостоятельным зданием. На фасаде и внутри неё шестнадцатигранные рифлёные колонны на низких круглых базах выделяются на фоне квадратных столбов главной колоннады. В этой часовне святая святых также высечена из скалы, а её стены и сводчатый потолок облицованы каменными плитами и богато украшены рельефами. Свод расписан золотыми звёздами на синем фоне. См. также: Египетская цветовая палитра.
Сводчатые потолки, используемые в египетской каменной архитектуре со времён Пятой династии, создавались путём срезания выступающих краёв каменных слоёв и, по-видимому, символизировали переход из этого мира в иной. Кирпичные бочкообразные своды и купола над небольшими квадратными камерами были знакомы строителям уже Четвёртой династии. Сегментная арка впервые появляется в каменной архитектуре в VIII веке до нашей эры. Но, за исключением редких случаев, свод не играл значительной роли в египетской сакральной архитектуре и никогда не был виден снаружи здания.
У северо-восточного угла часовни Анубиса скала делает резкий поворот вперёд, образуя северную границу террасы. Здесь также неглубокая колоннада облицовывает стену утёса.
Второй пандус ведёт на самую верхнюю террасу, кульминацию святилища. Длинный ряд статуй Осириса образует фасад, обращённый к квадратному двору с колоннадами. В центре фасада гранитный портал ведёт в узкий открытый двор. Недавние исследования показали, что ряд колонн, граничащих с двором, был несколько приподнят над остальными. К северу от этого двора находится небольшой открытый двор, где богу солнца поклонялись на большом алтаре под открытым небом; напротив этого святилища солнца, на юге, находится группа сводчатых палат для погребального культа царицы и её предков.
Святая святых, посвящённая богу Амону, была высечена в западной скале, точно на главной оси храма. Изначально в ней было две камеры, но при Птолемеях была добавлена третья для поклонения двум обожествлённым смертным: Имхотепу, величайшему архитектору царя Джосера, и Аменхотепу, сыну Хапу, архитектору Аменхотепа III. За свою мудрость эти архитекторы почитались как боги. Сененмут, архитектор террасного храма и фаворит царицы Хатшепсут, был надолго забыт.
Террасный храм в Дейр-эль-Бахари — замечательный пример эстетической адаптации здания к природному окружению. Архитектура всегда является продуктом формирующего интеллекта и должна утверждать свои формы на фоне природы. Небольшой по сравнению с возвышающимися скалами, храм Хатшепсут занимает лишь нижнюю зону утёсов. Но чёткие горизонтали террас и строгие вертикали колоннад резко выделяют его из сурового ландшафта, с которым он, тем не менее, тесно связан высеченными из скалы святилищами. Природное величие ландшафта сочетается с функцией храма как вечного места пребывания божества и места погребения царицы в глубине горы. О строительных работах в Древней Греции см.: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Амарнский период
Принцип планировки национального святилища бога Амона-Ра в Карнаке был основан на поклонении богу солнца на открытых площадках, охраняемых пилонами и обелисками, как в храме в Гелиополе. Этот принцип можно распознать в древнем ядре Карнакского храма, а также в более поздних пристройках. Вечное обновление царской власти посредством юбилейного праздника хеб-сед имело тесную связь с богом солнца, а идея законной династической преемственности обеспечивала стимул для постоянного расширения национальной святыни.
Поэтому неудивительно, что Аменхотеп IV, преемник Аменхотепа III, построил два отдельных храма для Ра-Хорахти, бога солнца Гелиополя, один к востоку от Карнака, другой недалеко от Луксора. Судя по частично расчищенным руинам в Карнаке, эти храмы также состояли из больших открытых площадок для поклонения дневному светилу.
Аменхотеп IV прожил в Фивах около пяти лет, прежде чем продвигаемая им теология Атона (солнечного диска) приняла настолько враждебный Амону оборот, что царь сменил своё имя с Аменхотепа («Амон доволен») на Эхнатона («Угодный Атону»). Он покинул Фивы и запретил культ Амона.
На девственной земле в Среднем Египте, не связанной ни с какими религиозными традициями, в том числе и традициями религиозного искусства, он основал свою новую столицу, Ахетатон («Горизонт Атона»), на восточном берегу Нила. Спустя всего двенадцать лет эта царская резиденция и культовый центр единственного бога пришли в упадок после краха новой веры и смерти царя. Вскоре город был разрушен, чтобы стереть всякую память о «царе-еретике». Раскопки на этом месте обнаружили лишь фундаменты дворцов, храмов и жилых домов, первоначальный облик которых был частично реконструирован с помощью рельефов, найденных в близлежащих гробницах.
Как и облик нового бога, планировку его храмов в Ахетатоне можно связать с моделями поклонения солнцу. Общей темой была осевая последовательность дворов с пилонными фасадами, где на бесчисленных алтарях под открытым небом царь и его семья приносили жертвы. Статуи царя, установленные на колоннах, стояли вокруг дворов как свидетели его вечного правления. Архитекторы периода Амарны последовательно воплощали религиозные идеи царя в череде новых типов египетской скульптуры и архитектурных форм. К ним относятся возведение колонн перед пилонами для формирования портиков и, особенно, храмовые врата.
В теологии нового культа солнца не было места мраку подземного мира, и теперь следовало избегать даже тени. У ворот храмов перемычки делались прерванными в центре, чтобы царь мог пройти через них в непрерывном солнечном свете. Такие проходы продолжали использоваться до самого конца египетской цивилизации; они позволяли проносить эмблемы богов во внутренние помещения храмов, не опуская их у входа.
После краха религиозной реформы Эхнатона Фивы перестали быть политической столицей, однако оставались религиозным центром восстановленного культа Амона и местом погребения царей. Заупокойные храмы царей, их «дома на миллионы лет», располагались у подножия западных холмов, но великий эксперимент террасного храма Хатшепсут не получил продолжения. От огромного заупокойного комплекса Аменхотепа III остались лишь знаменитые Колоссы Мемнона — статуи на троне высотой около 20 метров, которые некогда обрамляли вход в храм. Более поздние заупокойные храмы — Сети I, Рамсеса II (Рамессеум) и Рамсеса III в Мединет-Хабу — были спланированы по принципу последовательных пространств Луксорского храма.
К храму обычно ведут два пилона, каждый из которых открывает путь в широкий двор. Вестибюль на западной стороне второго двора ведёт в колонный зал, за которым могут следовать другие залы и, наконец, святилище. Отдельная часовня отведена для царских предков. Главное святилище предназначено для культа Амона и царя. У бога солнца также есть своя часовня в храме. Вдоль главной оси последовательность помещений фиксирована; боковые помещения соответствуют культовым требованиям царского строителя.
В задней части Рамессеума сохранились огромные кирпичные кладовые и административные помещения, каждое из которых перекрыто бочкообразным сводом. После конца Восемнадцатой династии, когда Фивы перестали быть царской резиденцией, на южной стороне первого двора заупокойного храма правителя стали строить небольшой дворец для его визитов во время больших праздников. См. также: Искусство Месопотамии (ок. 4500–539 гг. до н.э.).
Как культовые места для царя и богов, заупокойные храмы были обнесены высокими стенами с пилонами в качестве монументального входа. Рамсес III, развивая идею храма как «крепости бога» и помня о внутриполитических трудностях Двадцатой династии, заключил свой заупокойный храм в двойные крепостные стены с массивными воротными башнями на востоке и западе. Перед восточными воротами находился причал на канале, ведущем от Нила. Несмотря на крепостной аспект, подчёркнутый триумфальными рельефами, верхние камеры башен служили «павильоном удовольствий» для царя и его дочерей, которые изображены на стенах в интимных сценах.
Для сравнения с современной погребальной архитектурой Северной Европы см.: Мегалитическая гробница Ньюгрейндж (ок. 3000 лет до н.э.) и родственное ей место Мегалитическая гробница Наут (ок. 2500 г. до н.э.).
Храм и кенотаф Сети I в Абидосе
Египетская архитектура была в основном озабочена выражением вечных истин в материальной форме, и необычный храм Сети I в Абидосе впечатляюще иллюстрирует это стремление. Абидос, место погребения первых царей, в Древнем царстве стал домом и святилищем бога Осириса. Как бог растительности и мифический правитель прошлого, Осирис был тесно связан с вопросом законной преемственности. Умирая, царь разделял участь бога — править миром мёртвых; его сын и наследник, отождествляемый с сыном Осириса Гором, становился земным правителем. Считалось, что гробница Осириса была найдена в Абидосе, и его смерть и возрождение драматически праздновались в мистериях. Абидос стал центром паломничества; цари и частные лица строили здесь кенотафы (символические гробницы), чтобы обеспечить себе долю благословений этого святого места.
Как и все цари Нового царства, Сети I был похоронен в Фивах, в Долине царей, хотя по стратегическим соображениям он основал свою резиденцию в восточной Дельте. Его фиванский заупокойный храм является самым северным из храмов на западном берегу. В храмах-усыпальницах Фив поклонение Амону-Ра как всеобщему богу и отцу царя вытеснило древнего бога Осириса на задний план. Девятнадцатая династия вновь обратилась к святилищам, посвящённым богу мёртвых и растительности.
Так Сети I вернулся к более ранним верованиям, построив в Абидосе уникальный храм, ориентированный на запад. Его планировка отличается от фиванской: за двумя дворами и гипостильными залами следуют семь параллельных часовен. Центральная посвящена Амону-Ра, а по бокам от неё — часовни Ра-Хорахти и Осириса. В южном крыле находятся часовни обожествлённого царя и мемфисского бога Птаха, в северном — Исиды и Гора, жены и сына Осириса. Эти вытянутые часовни, за исключением часовни Осириса, имели сводчатые потолки. В их задних стенах изображена ложная дверь, которая символизировала проход в иной мир. Только в часовне Осириса есть настоящая дверь. Она ведёт в покои, посвящённые культу бога и его семьи.
Рельефная скульптура на стенах храма изображает ритуалы, совершаемые царём; она неоценима для воссоздания прежнего облика храма и понимания функций его различных частей. В необычной пристройке с южной стороны находились часовни для других богов и святилище предков Сети, перечисленных по именам, начиная с Менеса, основателя царства, и заканчивая самим строителем храма.
Кенотаф (Осирион) Сети I находится к юго-западу от главного храма и важен для истории архитектуры. Это сооружение, погружённое глубоко в землю, его крыша находится ниже уровня пола главного храма, а его ядро построено из массивных гранитных блоков. В центре кенотафа расположена прямоугольная платформа, окружённая рвом, который заполнялся водой во время разливов Нила. Эта платформа символизирует «изначальный холм», выходящий из вод хаоса.
В центре «острова» до сих пор видны два углубления для саркофага и каноп (сосудов для внутренностей). Два ряда мощных гранитных столбов поддерживали гигантские архитравы. Стены, окружающие всё это пространство, содержат ниши, значение которых до сих пор неясно. Использование массивных гранитных блоков без отделки напоминает архитектуру заупокойных храмов Четвёртой династии в Гизе.
Расположение и организация этого здания не оставляют сомнений в том, что это был кенотаф строителя в месте, наиболее священном для Осириса. Островная гробница приравнивает царя к богу Осирису; согласно древнему поверью, Осирис был похоронен на острове, что символически связывало его смерть и воскресение с циклическим подъёмом и спадом Нила.
Более поздние изображения показывают священную рощу, посаженную над подземным зданием Сети. Её тень должна была окутывать душу умершего царя, а растения — почитать Осириса как создателя растительности.
См. также: Греческое искусство, на культуру которого оказали сильное влияние египетская архитектура и каменная кладка, и Римская архитектура (400 г. до н.э. – 400 г. н.э.).
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «Древняя архитектура» (впервые опубликовано в 1972 году издательством Electra, Милан). Это увлекательное исследование строительного дизайна в Древнем Египте, не в последнюю очередь благодаря его сенсационным фотографиям внутренних помещений и местных гипостилей знаменитых зданий.
- Египетская архитектура Среднего царства
- Ранняя египетская архитектура
- Архитектура Византии – отблеск божественной красоты
- «Тайное святилище» Брэндона Малла, краткое содержание
- В Египте обнаружены русские иконы
- Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945»
- Игорь Дрёмин: Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг
- Семь чудес древнего мира
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?