Франческо Борромини:
биография итальянского архитектора эпохи барокко читать ~5 мин.
Франческо Борромини (Francesco Borromini) — один из величайших архитекторов XVII века и вечный соперник Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). Борромини был известен не только своими работами, но и постоянным соперничеством с Бернини, которое во многом было обусловлено несхожестью их характеров и творческих подходов.
Его путь к признанию был тернист, а успех никогда не казался ему прочным, что в конечном итоге привело к трагическому самоубийству. Будучи ярким представителем экстравагантного и драматического стиля архитектуры барокко, он прославился своим новаторским подходом к проектированию. Его нетрадиционный метод проявлялся в сложных пространственных композициях: он использовал динамичные формы — овалы и треугольники, — чтобы придать статичным поверхностям иллюзию движения. Многие его интерьеры и экстерьеры гармонично сочетают строгий геометрический расчёт с яркой театральностью.
Ярким примером его оригинального дизайна и проектом, который принёс ему известность, стала церковь «Сан-Карло алле Куаттро Фонтане» с её революционным внутренним пространством. В проекте «Оратория Святого Филиппа Нери» отчётливо виден его разрыв с традициями архитектуры Ренессанса, проявившийся в переосмыслении классических структурных и декоративных элементов. Вершиной его мастерства в этом ключе стала церковь «Сант-Иво алла Сапиенца» с её уникальным и сложным планом.
Среди других его значимых заказов — реконструкция базилики «Сан-Джованни ин Латерано», церковь «Сант-Аньезе на площади Навона» и знаменитая колоннада с ложной перспективой в «Палаццо Спада». Наряду со своими современниками Бернини и Пьетро да Кортона (1596–1669), он по праву входит в тройку величайших архитекторов эпохи барокко и является ключевой фигурой римского искусства барокко XVII столетия. (См. также Виньола, 1507–1573).
Отличительной чертой стиля Борромини стало использование криволинейных, волнообразных поверхностей. Вместо плоских фасадов и прямых углов, характерных для Ренессанса, он создавал стены, которые изгибались, порождая динамичную игру света и тени. Этот приём не только придавал зданиям скульптурность, но и вовлекал зрителя в эмоциональное переживание пространства. Архитектор также активно использовал сложную символическую геометрию. Например, в плане церкви «Сант-Иво алла Сапиенца» он объединил два равносторонних треугольника, создав шестиконечную звезду, что символизировало мудрость («Sapienza»).
Биография
Франческо Кастелли, сын каменотёса, родившийся недалеко от озера Лугано на территории современной Швейцарии, позже взял себе псевдоним Борромини, под которым и вошёл в историю. Он начинал как мастер по камню, но в возрасте 20 лет переехал в Рим, где стал работать со своим родственником, архитектором Карло Мадерно, над собором Святого Петра. Работая над главным храмом католического мира и в Палаццо Барберини, он тесно сотрудничал с Бернини. После смерти Мадерно Борромини и Пьетро да Кортона продолжили работу над Палаццо под руководством Бернини, и этот опыт во многом определил его пожизненное соперничество и зависть к более удачливому коллеге. В молодости он был большим поклонником творчества Микеланджело (1475–1564), а также античной римской архитектуры, геометрические принципы которой он творчески переосмыслил для создания своего уникального, хотя и нетрадиционного, стиля.
В 1634 году Борромини получил свой первый крупный самостоятельный заказ: проектирование церкви, монастыря и обители «Сан-Карло алле Куаттро Фонтане». Вскоре после этого он был назначен архитектором «Палаццо Сапиенца» и церкви при нём — «Сант-Иво алла Сапиенца» (1640–1650). Примечательно, что на этот проект его ещё в 1632 году рекомендовал не кто иной, как Бернини. Работа над обоими проектами шла успешно. Кроме того, добрые отношения с папой Иннокентием X (годы понтификата 1644–1655) обеспечили ему ряд новых папских заказов, хотя не все были доведены до конца в соответствии с его замыслом. Например, Борромини был одним из нескольких архитекторов, которым поручили возвести церковь «Сант-Аньезе ин Агоне» для украшения площади перед семейным дворцом папы, «Палаццо Памфили». Однако некоторые его идеи были изменены последующими зодчими, и в итоге здание стало результатом смешения разных стилей.
Со смертью Иннокентия X в 1655 году Борромини лишился большей части своих папских заказов и впал в немилость. Несмотря на всеобщее признание его исключительного архитектурного таланта, его замкнутый и сложный характер мешал ему получать многие крупные проекты. Его непростая жизнь закончилась самоубийством.
Несмотря на сложную судьбу и недостаток признания при жизни, новаторские идеи Борромини оказали огромное влияние на развитие позднего барокко в Европе. Его смелые пространственные решения и динамичные формы были подхвачены и развиты такими архитекторами, как Гварино Гварини в Турине, а также мастерами австрийского и германского барокко. В то время как более классический и сдержанный стиль Бернини доминировал в Риме, именно экстравагантный гений Борромини вдохновил архитекторов за пределами Италии на самые смелые эксперименты с формой и пространством, оставив глубокий след в истории мировой архитектуры.
Здания, спроектированные Франческо Борромини
Известные архитектурные проекты Борромини включают следующие (все, за исключением виллы Фальконьери, находятся в Риме):
«Капелла дель Сантиссимо Сакраменто» (1627)
«Палаццо Спада» (1632)
«Ораторий Святого Филиппа Нери» (1637)
Церковь «Сан-Карло алле Куаттро Фонтане» (1634–1668)
Церковь «Сант-Иво алла Сапиенца» (1640–1660), купол и фасад
«Санта-Мария-деи-Сетте-Долори» (1642–1648)
«Палаццо Памфили» (1645–1650)
«Сан-Джованни ин Латерано» (1646–1649)
Вилла Фальконьери, Фраскати (1648)
Церковь «Сант-Аньезе ин Агоне» (1653)
Церковь «Сан-Джованни деи Фьорентини» (ок. 1665)
Другие архитекторы барокко XVII века
Кроме упомянутых выше, к наиболее известным архитекторам эпохи барокко относятся:
Австрия
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656–1723)
Якоб Прандтауэр (1660–1726)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693–1742)
Британия
Сэр Джон Ванбру (1664–1726)
Сэр Кристофер Рен (1632–1723)
Франция
Франсуа Мансар (1598–1666)
Луи Лево (1612–1670)
Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708)
См. также: Французские художники барокко
Германия
Иоганн Динценхофер (1663–1726)
Андреас Шлютер (1664–1714)
Бальтазар Нейман (1687–1753)
Иоганн Каспар Баньято (1696–1757)
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699–1753)
См. также Немецкое искусство барокко (1550–1750) и Немецкие художники барокко
Испания
Алонсо Кано (1601–1667)
Хосе Бенито де Чурригера (1665–1725)
Хоакин де Чурригера (1674–1724)
Альберто де Чурригера (1676–1750)
Педро де Рибера (1681–1742)
См. также: Испанское искусство барокко (1600–1700) и Испанские художники барокко
Россия
Бартоломео Растрелли (1700–1771)
Князь Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719–1774)
См. также: Петровское искусство при царе Петре Великом (1686–1725).
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- Смитсоновский музей не будет открывать свой филиал в Лондоне
- На какие параметры следует обратить внимание при выборе памятника
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- ВЫСТАВКА Азарт игры. Азарт познания
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?