Фрэнк О. Гери:
архитектор-деконструктивист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Среди величайших архитекторов конца XX века канадско-американский дизайнер Фрэнк О. Гери, лауреат Притцкеровской премии, является ведущим представителем деконструктивизма, постмодернистского стиля архитектуры, развивавшегося в Европе и США в период 1980-2000 годов. Среди его самых известных зданий: Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991-97); Концертный зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе (1988-2003); Музей Вайсмана в Миннеаполисе (1990-93); здание Nationale Nederlanden в Праге (1992-97), известное в народе как «Фред и Джинджер»; и Experience Music Project в Сиэтле (1999-2000). Известный своим новаторским использованием компьютерного программного обеспечения для проектирования и изготовления конструкций — многие из которых выполнены из высокотехнологичных материалов — его архитектура обычно характеризуется плавными линиями и поверхностями, варьирующимися от титановой облицовки (Музей Гуггенхайма в Бильбао) до металлических модульных элементов в стиле блоб-архитектуры (Experience Music Project). Хотя Гери критиковали многие искусствоведы, а также коллеги-американские архитекторы за его проект предлагаемого мемориала Дуайта Д. Эйзенхауэра и другие работы, его также признают одним из самых интересных представителей постмодернистского искусства и лидером так называемой «Лос-Анджелесской школы» или «Школы Санта-Моники» американской архитектуры. Его академические достижения также впечатляют: он является заслуженным профессором архитектуры в Колумбийском университете; профессором архитектуры имени Джаджа Уидни в Университете Южной Калифорнии (USC); бывшим профессором архитектуры имени Шарлотты Давенпорт в Йельском университете; и бывшим обладателем кафедры Элиота Нойеса в Гарвардском университете. Высокоинновационный представитель американского искусства, Гери, по мнению журнала Vanity Fair, является «самым важным архитектором нашей эпохи».
Биография
Родившийся под именем Эфраим Оуэн Голдберг в польско-еврейской семье в Торонто, Онтарио, его энтузиазм к строительству футуристических городов из обрезков дерева поощрялся с раннего возраста его бабушкой, используя остатки из хозяйственного магазина её мужа. В 1947 году, в возрасте 18 лет, он переехал с семьёй в Лос-Анджелес, и фамилия семьи была изменена с Голдберг на Гери. Позже он стал гражданином США.
Не уверенный в выборе карьеры, Гери устроился работать водителем грузовика, посещая при этом несколько курсов в Городском колледже Лос-Анджелеса. После различных неудачных попыток он решил попробовать архитектуру и — несмотря на некоторые трудности с навыками рисования — получил несколько стипендий в Университете Южной Калифорнии, который окончил в 1954 году с отличием, получив степень в области архитектуры.
После окончания учёбы Гери присоединился к престижной архитектурной фирме Victor Gruen Associates в Лос-Анджелесе. В то время Лос-Анджелес переживал послевоенный строительный бум, в то время как инновационные индивидуальные проекты современных художников, таких как Рихард Нойтра (1892-1970) и Рудольф М. Шиндлер (1887-1953), добавляли волнения архитектурной сцене города. После годичного перерыва на обязательную военную службу Гери переехал с женой и детьми в Кембридж для изучения градостроительства в Гарвардской высшей школе дизайна, но вернулся (разочарованным) в Лос-Анджелес, не завершив степень магистра. После короткого периода, в течение которого он вернулся в Victor Gruen Associates, он покинул Лос-Анджелес для годичного пребывания в Париже, Франция, где провёл год, работая на французского архитектора Андре Ремонде и изучая работы пионера модернизма Ле Корбюзье (1887-1965).
Gehry Associates
Вернувшись в Лос-Анджелес с семьёй в 1962 году, он основал собственную фирму Gehry Associates и сосредоточился на архитектуре интернационального стиля, инициированной школой дизайна Баухаус под руководством директора Вальтера Гропиуса (1883-1969) и продвигаемой бывшим членом Баухауса Людвигом Мис ван дер Роэ (1886-1969), чрезвычайно влиятельным основателем Второй чикагской школы. Однако Гери всё больше привлекала авангардная художественная сцена, сосредоточенная в прибрежных районах Венис и Санта-Моники. Именно здесь он познакомился с рядом ведущих современных художников, включая Эда Кинхольца (1927-1994) и поп-артиста Эда Рушу (род. 1937), которые (как Марсель Дюшан до них) включали «найденные» промышленные изделия в свои инсталляции, скульптуры и картины как часть калифорнийского движения «фанк"-арта 1960-х и начала 70-х годов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?