Греческая архитектура: история читать ~36 мин.
Архитектура Древней Греции касается зданий, возведённых на материковой Греции, на островах Эгейского моря и в греческих колониях в Малой Азии (Турция), Сицилии и Италии, в течение приблизительного периода 900-27 до н.э. Как, возможно, величайшая форма греческого искусства, она наиболее известна своими каменными храмами (около 600 г. и позже), примером которых являются Храм Геры I в Пестуме, Италия; Парфенон, Эрехтейон и храм Афины Ники, все на Акрополе в Афинах; а также Храм Зевса Олимпийского у подножия Акрополя. Кроме храмов и алтарей, греческие дизайнеры, в том числе некоторые из величайших архитекторов классической античности – также известны дизайном своих театров (около 350 г. и позже), площадей, стадионов и монументальных гробниц – примером может служить Мавзолей Галикарнаса (около 353 г. до н.э.), Турция. Как и греческая скульптура, архитектура Греции традиционно делится на три периода: архаический (около 650–480 гг. до н.э.); классический (ок. 480–323 до н.э.) и эллинистический (ок. 323–27 до н.э.).
Греческая архитектура: почему это важно?
Греческая архитектура важна по нескольким причинам:
❶ Из-за её логики и порядка. Логика и порядок лежат в основе греческой архитектуры. Эллины планировали свои храмы в соответствии с закодированной схемой частей, основанной сначала на функции, а затем на продуманной системе скульптурного декора. Математика определила симметрию, гармонию, удовольствие для глаз. В этом смысле архитектуры ранее никогда не было. Египетская пирамида была ранней попыткой, но греческое строительное искусство явилось первым ясным и сильным выражением рационального национального архитектурного кредо. Это высший пример логической работы интеллекта для создания единого эстетического эффекта. Греческие дизайнеры использовали точные математические вычисления для определения высоты, ширины и других характеристик архитектурных элементов. Эти пропорции могут быть немного изменены, а некоторые отдельные элементы (колонны, капители, базовая платформа) могут быть суженными или изогнутыми, чтобы создать оптимальный визуальный эффект, как если бы здание было частью скульптуры.
❷ Из-за изобретения классических «порядков», а именно, Дорического порядка, Ионического порядка и Коринфского порядка – в зависимости от типа колонны, капителей и антаблемента.
❸ Из-за изысканной архитектурной скульптуры. Архитекторы поручили скульпторам вырезать фризы, статуи и другие архитектурные скульптуры, красота которых редко, если вообще когда-либо, была такой же впечатляющей в истории искусства.
❹ Из-за его влияния на другие школы. Хотя греческие архитекторы редко продвигались дальше простых методов строительства с перемычками и не соответствовали инженерным методам (арка, свод), разработанным в римской архитектуре, им удалось создать самые красивые монументальные сооружения Древнего мира. Их формулы, разработанные ещё в 550 г. до н.э., проложили путь для архитектуры эпохи Возрождения и неоклассицизма и оказали самое сильное влияние на пропорции, стиль и эстетику 18-19 веков. Современные архитекторы тоже испытали влияние греческих архитектурных форм. Луи Салливан (1856-1924), ведущий деятель Первой Чикагской школы, например, основал ряд своих проектов небоскрёбов на греческом шаблоне основания, вала и капителя используя вертикальные полосы (напоминающие рифлёную гофру с греческими столбцами), чтобы направить взгляд вверх.
Происхождение
Истоки греческого архитектурного дизайна можно найти не в различных направлениях эгейского искусства, появившихся в восточном Средиземноморье, особенно в минойском или микенском искусстве, а в восточных культурах, оказавших своё влияние на греческие поселения на берегу Малой Азии (Турция), а оттуда в саму Элладу.
Начиная с геометрического периода (900-725 гг. до н.э.), главной задачей греческого архитектора было проектирование храмов в честь одного или нескольких греческих божеств. Фактически, до V века до нашей эры, это было практически единственной его заботой. Храм был просто домом (ойкос) для бога, который был представлен здесь его культовой статуей и большинство оснований геометрической эпохи указывают на то, что они были спроектированы в виде простого прямоугольника. Согласно керамическим моделям (например, модель 8-го века, найденная в Святилище Геры недалеко от Аргоса), они были сделаны из щебня и сырцового кирпича с деревянными балками и соломенной или плоской глиняной крышей.
К 700 г. до н.э. на смену последней пришла покатая крыша из обожжённой глиняной черепицы. В их интерьерах использовался стандартный план, адаптированный из микенского дворцового мегарона. Главная комната храма, в которой находилась статуя бога или богов, которым было посвящено здание, была известна как целла или наос. (Подробнее об истории греческой архитектуры см.: Древнегреческое искусство: около 650-27 гг. до н.э.)
Развитие каменной архитектуры
Примерно до 650 г. до н.э., в середине периода ориентализации (725-600 гг. до н.э.), храмы из готового камня не строились. Однако с 650 г. до н.э. или около того возобновились контакты и торговые связи между Грецией и Ближним Востоком, включая Египет, с его развитой каменной архитектурой. (См.: Древнеегипетская архитектура.) В результате греческие дизайнеры и каменщики познакомились с каменными зданиями и методами строительства Египта, в том числе с методами Имхотепа, которые проложили путь для монументальной архитектуры и скульптуры. в Греции.
Этот процесс, известный как «окаменение», предполагал замену деревянных конструкций каменными. Известняк обычно использовался для колонн и стен, терракота использовалась для черепицы и мрамор для украшения. Это был постепенный процесс, который начался во второй половине VII века и некоторые сооружения, такие как храм в Термуме, состояли из дерева и обожжённой глины, а также из камня.
Строительный дизайн в Древнем Египте
Ранняя египетская архитектура (около 3100–2181 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650 гг. до н.э.).
Египетская архитектура Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.).
Поздняя египетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
В то же время переход от кирпича и дерева к более прочному камню побудил греческих архитекторов разработать базовый архитектурный «шаблон» для храмов и других подобных общественных зданий. Этот первый «шаблон», известный как «дорический порядок» архитектуры, установил ряд правил, касающихся характеристик и размеров колонн, верхних фасадов и декоративных работ. Последующие «шаблоны» включали Ионический порядок (с 600 г.) и Коринфский порядок (с 450 г.).
Типы построек
В отличие от своих минойских и микенских предков, древние греки не имели королевской власти и поэтому не нуждались во дворцах. Вот почему их архитектура была посвящена общественным зданиям, таким как храм, в том числе малый круглый вариант (толос); центральный рынок (агора) с крытой колоннадой (стоа); монументальные ворота или парадный вход (пропилон); здание совета (булейтерион) театр под открытым небом; гимназия (палестра); ипподром (скачки); стадион (лёгкая атлетика); и монументальная гробница (мавзолей). Но из всех этих построек именно храм лучше всего отражает качества греческого дизайна.
Греческий храм
За исключением круглого толоса, большинство греческих храмов были продолговатыми, примерно вдвое длиннее их ширины. Большинство из них были небольшими (9-30 метров в длину), хотя некоторые были более 90 метров в длину и 45 метров в ширину. (Для сравнения, размеры Парфенона – 72 метра в длину и 33 метра в ширину.) Типичный продолговатый план этажа включает колоннаду (перистиль) со всех четырёх сторон; парадное крыльцо (пронаос), заднее крыльцо (опистодомос). Верхние стены храма обычно состояли из сырцового кирпича и дерева, за исключением верхнего фасада, который обычно был каменным и спроектирован в соответствии с порядком (дорическим, ионическим). Колонны обычно были вырезаны из известняка, а верхние фасады обычно украшались мрамором.
Интерьер греческого храма обычно состоял из внутреннего святилища (целла или наос), в котором находилась культовая статуя, а иногда и одной или двух прихожих, которые использовались в качестве мест хранения, где преданные оставляли свои пожертвования, такие как деньги, драгоценные предметы и оружие.
Примечание. Для краткого сравнения языческого греческого храма и христианской церкви см.: Раннехристианское искусство (150–1100).
Макет
Планировка внутреннего святилища, других комнат (если таковые имеются) и окружающих колонн обычно следовала одному из пяти основных проектов, названных ниже.
❶ Если вход в целлу состоял из пары колонн, здание было известно как «templum in antis». «in antis» означает «между столбами стены». (Пример: Сифнийское казначейство, Дельфы, 525 г. до н.э.; или Храм Геры, Олимпия, 590 г. до н.э.)
❷ Если входу предшествовал портик из колонн поперёк его спереди, здание было известно как простиль. (Пример: Храм B, Селинунт, Сицилия, ок. 600-550 г. до н.э.)
❸ Если в дополнение к портику из колонн спереди была колоннада из колонн в задней части целлы, здание было известно как амфипростиль. (Пример: Храм Афины Ники, Афины, 425 г. до н.э. или см. Более поздний Храм Венеры и Ромы, Рим, 141 г. н.э.)
❹ Если колоннада окружала все здание, это было известно как периферийный храм. (Пример: Парфенон, Афины, 447–437 гг. до н.э.)
❺ Если колоннада, окружавшая здание, состояла из двойного ряда колонн, это было известно как двухрядный храм. (Пример: Герайон Самос, 550 г. до н.э.; или Храм Аполлона, Дидима, Малая Азия, 313 г. до н.э.)
Основание и стены
Храм был построен на каменном основании (крепидоме), которое возвышало его над окружающей землёй. База обычно состоит из трёх ступеней: самая верхняя ступень – «стилобат»; две нижние ступеньки – это «стереополя». Как и Парфенон, большинство храмов имеет трёхступенчатое основание, хотя в храме Зевса на Олимпе их два, а в храме Аполлона в Дидиме – шесть. Во время процесса окаменения (650/600 г. до н.э.) храмы были облицованы каменными стенами, состоящими в основном из местного каменного щебня иногда дополненного высококачественной каменной кладкой. Внутри храма внутреннее святилище (целла или наос) было сделано из камня, как и прихожие, если таковые были.
Крыша
Все ранние храмы имели плоскую соломенную крышу, поддерживаемую колоннами (гипостиль), но как только стены претерпели реконтрукцию, «окакаменение» и, следовательно, могли выдерживать более тяжёлую нагрузку, храмы получили слегка наклонную крышу, покрытую керамической терракотовой плиткой. Эти черепицы могут достигать метра в длину и весить до 36 киллограмов.
Колонна и перемычка
Греческие архитекторы и инженеры-строители знали как об «арке» (см., например, Родосский пешеходный мост, 4 век до н.э.), так и о «своде» (типы выступов и бочек), но они мало использовали их в своих архитектурных сооружениях. Вместо этого они предпочли использовать методы «столбов и перемычек», включая вертикальные стойки (колонны или стойки), поддерживающие горизонтальные балки (перемычки). Этот метод, известный как строительство с использованием трабеев, восходит к древнейшим временам, когда храмы делали из дерева и глины, а позже был применён к каменным столбам и горизонтальным каменным балкам. Однако это оставалось относительно примитивным методом покрытия площади, поскольку требовало большого количества опорных колонн.
Сами каменные колонны обычно состояли из ряда твёрдых каменных «барабанов», установленных один на другой, без раствора, но иногда соединённых внутри бронзовыми колышками. Диаметр колонн обычно уменьшается снизу вверх и, чтобы исправить любую иллюзию вогнутости, греческие архитекторы обычно сужали их с небольшой кривой наружу: архитектурный приём известный как «энтазис».
Каждый столб состоит из вала и капителя, у некоторых также есть база. Вал может быть украшен вертикальными или спиральными канавками, называется гофрированием. Капитель состоит из двух частей: округлой нижней части или корзины (эхинус), над которой находится квадратная плита (абака). Внешний вид эхинуса и абака варьируется в зависимости от стилистического «шаблона» или «порядка» использованного при строительстве храма. Капители дорического порядка более простые и строгие, а капители ионического и коринфского порядков более изысканно украшены.
Антаблемент и фронтон
Колонны храма поддерживают двухъярусную горизонтальную конструкцию: «антаблемент» и «фронтон». Антаблемент – первый ярус – является основным горизонтальным элементом конструкции, поддерживающим крышу и окружает все здание. Он состоит из трёх разделов. Самая нижняя часть – это архитрав, состоящий из ряда каменных перемычек, перекрывающих пространство между колоннами. Каждое сочленение находится прямо над центром каждой капители. Средняя часть представляет собой «фриз», состоящий из широкой горизонтальной полосы рельефной скульптуры. В ионических и коринфских храмах фриз сплошной, в дорических храмах участки фриза (метопы) чередуются с желобчатыми прямоугольными блоками (триглифы). Верхняя часть антаблемента непосредственно под крышей представляет собой «карниз», который нависает над фризом и защищает его.
Второй ярус – фронтон, неглубокая треугольная конструкция, занимающая передний и задний фронтоны здания. Традиционно в этом треугольном пространстве располагались важнейшие скульптурные рельефы снаружи здания.
Как строились каменные храмы
Дизайн и строительство греческих храмов зависит, прежде всего, от доступного местного сырья. Хотя в Древней Греции было мало лесов, в ней было много известняка, который легко обрабатывался. Кроме того, было много запасов (на материке и на островах Парос и Наксос) белого мрамора высокого качества для архитектурного и скульптурного декора. Наконец, месторождения глины используемой как для черепицы, так и для архитектурного декора, были легко доступны по всей стране, особенно вокруг Афин.
Однако добыча и транспортировка камня были дорогостоящими и трудоёмкими и обычно на них приходилась большая часть затрат на строительство храма. Только богатство, накопленное Афинами после персидских войн, позволило Периклу (495–429) построить Парфенон (447–422 до н.э.) и другие каменные памятники на Акрополе в Афинах. В некоторых случаях более старые каменные памятники были разобраны из-за мрамора и других ценных камней.
Обычно каждый строительный проект проектировался и контролировался архитектором, который следил за всеми аспектами строительства. Он выбирал камень, руководил его добычей и мастерами, вырезавшими и придававшими ему форму в карьере. На строительной площадке мастера-каменщики делали окончательную точную резьбу, чтобы каждый каменный блок вставлялся на место без использования раствора. После этого рабочие поднимали каждый блок на место. Архитектор также руководил профессиональными скульпторами, вырезавшими рельефы на фризе, метопах и фронтонах, а также художниками, расписывающими скульптуры и различные архитектурные элементы здания.
Не забывайте, греки регулярно расписывали свои мраморные храмы. На самом деле кажется, что они не только раскрашивали их, но и использовали для этой цели яркие цвета, щедро балуя себя красным, синим и золотым. Должно быть, была какая-то попытка соотнести цвет и структуру, при этом структурные элементы оставались чёткими и выдающимися, нижние части были мало окрашены, а одни только верхние части расцветали оттенком, как это было в скульптурных украшениях, но все доказательства давно исчезли. См. также: Греческая живопись: классический период и Греческая живопись: эллинистический период.
Правила (порядки) греческой архитектуры
Древнегреческая архитектура разработала три основных «порядка» или «шаблона»: дорический, ионический и коринфский. Эти приказы установили широкий набор правил, касающихся проектирования и строительства храмов и подобных зданий. Эти правила регулировали форму, детали, пропорции всего здания и пропорции колонн, капителей, антаблемента, фронтонов и стилобата.
Возьмём, к примеру, пропорции, которые имеют решающее значение для общего вида здания, особенно культового храма. Дорический Орден предусматривал, что высота колонны должна быть в пять с половиной раз больше, чем её диаметр, в то время как Ионический Орден установил более тонкое и элегантное соотношение девять к одному.
При этом древнегреческие архитекторы очень прагматично подходили к правилам, касающимся пропорций и когда дело доходило до математики архитектурного проекта, они принимали внешний вид в качестве руководящего принципа. Другими словами, если правильные математические пропорции выглядели неправильно, они использовали другой набор! В частности, они относились к храму, как скульптор к статуе: они хотели, чтобы он хорошо выглядел со всех сторон. Поэтому они могли добавить немного ширины здесь, немного высоты там и так далее, пока строение не становилось идеальным. В результате, размеры дорических и ионических храмов могут сильно различаться, поэтому не принимайте измерения и соотношения, указанные ниже, слишком буквально.
История греческих архитектурных порядков
Исторически, два ранних порядка, дорический и ионический имеют параллели, если не позаимствованы в более раннем Египте, Месопотамии и Персии. Более сильный из двух, дорический, сохраняет примитивную тяжесть и эффект мощной устойчивости. Он был любимцем греческих строителей в архаический период (около 650–480 гг. до н.э.) и стандартом в греческих поселениях на Сицилии и в Италии и был выбран для Парфенона. Но в четвёртом веке он уступил место более декоративным типам. Дорическая колонна и капитель мало чем отличаются от тех, что можно увидеть в египетских гробницах в Бени-Хасане, хотя нет необходимости делать вывод о прямом копировании с этой модели. (См. также: Египетское искусство: 3100-395 гг. до н.э.; Месопотамское искусство: 4500-539 гг. до н.э.; и Древнеперсидское искусство.: 3500-330 гг. до н.э.)
Однако более изящный и лёгкий ионический порядок имеет слишком много параллелей в восточном строительстве, чтобы его нельзя было назвать заимствованным с Востока. Вероятно, египетская капитель в виде лотоса нашла отклик в Месопотамии. Ионическая культура развивалась раньше, чем культура материковой Греции, отчасти из-за влияния ассирийского искусства (около 1500–612 гг. до н.э.). Когда ионийцы преобразовали эту черту во что-то своё, они вернули её афинянам, которые были их кровными братьями.
Во всяком случае, строгий дорический порядок появился на материковой части Греции в доархаический период и распространился оттуда в Италию. В своей зрелой форме он был прочно укоренён к 600 г. до н.э., приблизительной дате основания Храма Геры в Олимпии. Более декоративный ионический порядок появился только около 600 г. до н.э. и, впоследствии, сосуществовал вместе с дорическим, будучи любимым стилем богатых и очень влиятельных греческих городов Ионии, вдоль сегодняшнего западного побережья Турции, а также ряда других эгейских островов. (Пример: Храм Артемиды в Эфесе.) Он достиг своей зрелой формы в период высокой классики, около 450 г. до н.э. Яркий Коринфский порядок, разработавший многие из характерных черт ионического порядка, возник только в эпоху эллинистического искусства и был полностью разработан римлянами.
Дорический Орден Архитектуры
Дорический порядок легко идентифицировать по простой капители и отсутствию колонн. Его эхинус вначале был плоским и более растянутым в храмах архаической эпохи, а затем стал более глубоким и пышным в храмах классической эпохи и меньше и более прямым в эллинистический период. Дорические колонны почти всегда имеют канавки (флюты, обычно их 20), которые проходят по всей длине колонны. У флютов есть острые края известные как аррисы. В верхней части колонн есть три горизонтальных бороздки известные как гипотрахелионы.
Колонны в храмах в раннем дорическом стиле (Храм Аполлона в Сиракузах, Сицилия, 565 г. до н.э.) могут иметь отношение высоты к диаметру основания всего 4:1. Позже более привычным стало соотношение 6:1. В эллинистическую эпоху (323–27 гг. до н.э.) типично солидный мужской вид дорического храма был частично заменён тонкими колоннами без канавок с соотношением высоты к диаметру 7,5:1.
В дорическом порядке существуют чёткие правила размещения архитектурной скульптуры. Например, никогда не используют рельефы для произвольного украшения стен. Они всегда располагаются в заранее определённых местах: у метопов и фронтонов.
Дорические храмы чётко идентифицируются по их разделённому, прерывистому фризу с его чередующимся расположением триглифов и скульптурных метопов.
Дорический фронтон, заведомо сложное пространство для размещения скульптурной сцены изначально был заполнен рельефной скульптурой. Ко времени создания Парфенона скульпторы начали вырезать отдельно стоящую каменную скульптуру для фронтона. Даже тогда размещение фигур внутри сужающегося треугольника оставалось проблематичным. Но к раннему классическому периоду (480-450 гг. до н.э.), что подтверждается сценами, вырезанными в храме Зевса в Олимпии (460 г. до н.э.), скульпторы нашли решение: у них была центральная фигура, стоящая в окружении кентавров и сражающихся с ними. В Парфеноне (около 435 г. до н.э.) знаменитому скульптору Фидию удалось заполнить фронтон сложной композицией из драпированных и неокрашенных божеств.
Храмы дорического порядка чаще встречаются на материковой части Греции и на месте бывших колоний в Италии. Среди наиболее хорошо сохранившихся примеров архаической дорической архитектуры – храм Аполлона в Коринфе (540 г. до н.э.) и храм Афайи на Эгине (490 г. до н.э.).
Парфенон
Самым ярким примером дорической архитектуры классического периода (около 480–323 гг. до н.э.) является, конечно, Парфенон (447–437 гг. до н.э.) на Афинском Акрополе. Это был греческий скульптор, а не архитектор, который сказал, что «успех в искусстве является результатом кропотливой точности во множестве арифметических пропорций», чему Парфенон – лучшая иллюстрация. Каждый эзотерический учёный, углубляющийся в тайны «божественной пропорции» или «золотой середины», называет Парфенон своим первым примером: он неизменно радует миллионы глаз и так точно соответствует математической формуле. Во всех аспектах просчитаны пропорции частей и ритмические соответствия. Далее от целого к частям: площади антаблемента делятся на логические и гармоничные соотношения и, конечно же, существует столь же изысканная связь колонны и капители. В поисках «идеальной» выразительности греческие строители прибегли к оптическим усовершенствованиям, не имеющим аналогов в мире. Энтазис или небольшое вздутие и рецессия профиля колонны, – это всего лишь один из математических приёмов, обеспечивающих в глазах смотрящего иллюзию идеальной прямолинейности или точной регулярности. Другой заключается в том, что вершины колонн слегка наклоняются к центру с каждой стороны колоннады, причём наклон увеличивается пропорционально по мере удаления к каждому концу, потому что ряд фактически параллельных колонн кажется более широко разнесённым в верхних углах. (Колонны Парфенона внешней колоннады наклонены, как ни странно, под такими углами, что все их оси встретятся, если продолжить, в точке на высоте одной мили над уровнем земли). Ещё одна хитрость – небольшой изгиб сверху центров основных горизонтальных линий, образованных из-за того, что прямые ступени или ряды прямых колонн кажутся слегка провисающими в центре.
Архитектурные скульптуры Парфенона
В целом, основания конструкции, несущие элементы и первые горизонтали не подвергались обработке или фигуративной скульптуре. В Парфеноне и более ранних постройках считалось, что подходящее место для внешних скульптур было в промежутках между триглифами или уцелевшими концами балок и в фронтоне. На крыше отдельные фигуры могли быть установлены силуэтом на фоне неба, на фронтонной вершине и особенно на фронтонных концах. Внутри колоннады в некоторых храмах позднего дорического периода непрерывный фриз проходил, как полоса, вокруг внешней стены целлы и был виден фрагментами снаружи, между колоннами.
Мраморная скульптура на Парфеноне первоначально появилась на здании в двух сериях, сплошном фризе в колоннаде, разделённом панелями между триглифами и две треугольные композиции на фронтонах. Лучше всего сохранившиеся фигуры были вывезены в Англию в начале девятнадцатого века и известны повсеместно по имени человека, который вывез их в полуразрушенном состоянии, как «мрамор Элгина».
В фигурах фронтона есть величие. Они являются одними из ведущих мировых образцов монументальной скульптуры. Как и в случае с памятником архитектуры, декоративными деталями которого они были, несомненно, со временем они приобрели чистую эстетическую ценность. Грандиозные обетные статуи, такие как Афина на открытом воздухе на Акрополе и колоссальное изображение той же богини в целле Парфенона, по всем сообщениям, были достаточно большими, но, похоже, они были удручающе и отвлекающе одеты, а их огромность и скульптурное благородство терялись в излишних деталях. Величина фигур фронтонов – это величина могущества в покое. С точки зрения повествования, группа восточного фронтона представляла борьбу Афины и Посейдона за территорию Афин. Композиция западного фронтона иллюстрирует чудесное рождение Афины из головы Зевса.
Техническая проблема размещения сложных скульптурных изображений в ограниченном треугольном пространстве невысокого фронтона поставила под сомнение изобретательность и логику скульпторов, сотрудничающих над проектами храмов. На Эгине, Олимпии и Афинах решение прекрасно сочетается с архитектурой. Внутри треугольника был связанный поток движения, который терялся в более поздних примерах и, конечно, во всех попытках современной имитации.
Панели между триглифами под карнизом Парфенона известные как «метопы», первоначально их насчитывалось девяносто два, были даже более разрушены, чем группы фронтонов за двадцать три столетия забвения. Каждая панель, почти квадратная изображала две сражающиеся фигуры. Иногда сюжеты были взяты из мифологии, в то время как другие читаются сегодня как символы морального конфликта.
Фриз с низким рельефом, который проходит как декоративная полоса по внешней стороне стены целлы внутри крыльца с колоннадой, представляет собой ещё одну выдающуюся деталь. Речь идёт о церемониальном шествии, которое являлось событием Панафинейского фестиваля, проводимого раз в четыре года. Фигуры в скульптурном поле, высота которого немногим более метра и длина не менее 160 метров, в основном относятся к повседневной афинской жизни. Даже боги изображённые принимающими процессию, в высшей степени реальны и похожи на людей, хотя и слишком велики. К ним идёт весь мир Афин: священники, старейшины и жертвоприношения, музыканты и солдаты, знатные юноши и девицы-патриции.
В скульптурной процессии присутствует небрежность, непринуждённость, которая вряд ли могла бы служить в строгих треугольниках фронтонов. Все плавно и легко акцентировано. Особенно изящны и плавны участки с изображением всадников. Животные и всадники ритмично движутся вперёд, их тела резко приподнимаются над ровным и нечётким фоном. Чувство ритмичного движения, пластической анимации в пределах небольшой глубины в некоторых частях процессии прекрасно реализовано.
См. Также: История скульптуры (с 35 000 лет до н.э.).
Ионический порядок архитектуры
В отличие от дорических конструкций, ионические колонны всегда имеют основания. Кроме того, у ионических колонн больше (25-40) и более узких канавок, которые разделены не острой кромкой, а плоской полосой (галтелем). Они кажутся намного легче, чем дорические колонны, потому что у них более высокое соотношение высоты колонны к диаметру колонны (9:1), чем у их дорических собратьев (5:1).
Храмы ионического порядка узнаваемы по очень декоративным волнообразным капителям их колонн, которые образуют спирали (завитки), похожие на спирали бараньего рога. Фактически ионические капители имеют две спирали над полосой орнаментов из пальмовых листьев.
В антаблементе Ионического порядка архитрав иногда оставляют без украшения, но чаще (в отличие от дорического архитрава) он украшен расположением перекрывающихся полос. Ионический храм также можно быстро идентифицировать по его непрерывному фризу, который непрерывной полосой проходит вокруг здания. Он отделен от карниза (вверху) и архитрава (внизу) серией выступов в виде колышков известных как зубцы.
В ионической архитектуре, особенно с 480 г. до н.э., существует большее разнообразие типов лепных украшений, особенно вокруг входов, где спиральные кронштейны иногда используются для поддержки декоративного карниза над дверным проёмом, например, в Эрехтейме на Афинском акрополе.
Ионические колонны и антаблементы всегда украшались более богато, чем дорические. Например, в некоторых ионических храмах (помимо орнаментированного эхина) некоторые колонны (например, в храме Артемиды в Эфесе) содержали непрерывный фриз из фигур вокруг своей нижней части, отделённый от рифлёной части возвышением.
Использование задрапированных женских фигур (кариатид) в качестве вертикальных опор для антаблемента было характерной чертой ионического порядка, примером которой являются Сифнийское казначейство в Дельфах (525 г. до н.э.) и Эрехтейон на Афинском Акрополе.
Эрехтейон
Эрехтейон (храм Эрехтея, 421-406 г. до н.э.) является лучшим представителем особенностей Ионического порядка. Присутствуют почти хрупкие изящные колонны, менее суровая масса, разбивка антаблемента на более тонкие элементы и общий эффект освещения и большее обогащение за счёт прикладного орнамента. Восточное крыльцо (теперь восстановленное), как и Парфенон, представляет собой греческую архитектуру в чистом виде. Дверной проем в Северном портике служил тысячам архитекторов классической моделью. Южное крыльцо Эрехтейона следует за нововведением, уже замеченным в Дельфах. Шесть статуй девушек известных как кариатиды, заняли место обычных колонн.
Эксперимент оставляет здание где-то между архитектурой и скульптурой и результат интересен как новинка, а не для какой-либо оправданной смелости или благой цели в строительном искусстве. Скорее всего, статуи служат своей цели в качестве опор сегодня с большей архитектурной правдоподобностью, чем они могли бы сделать в те дни, когда их руки, носы и другие части не были отрезаны. Но даже в этом случае они до смешного естественны и нематематичны. Как греки потерпели поражение здесь, так и они достаточно часто терпели поражение в другом месте. Оставленные ими памятники не всегда представляют собой бесподобные и совершенные композиции.
Ещё одно известное ионическое сооружение, на этот раз относящееся к эллинистическому периоду (323–27 до н.э.), – алтарь Зевса в Пергаме (около 166–156 гг. до н.э.). Как следует из названия, это был не храм, а просто алтарь, возможно, связанный с близлежащим дорическим храмом Афины (около 310 г. до н.э.). К алтарю можно было подняться по огромной лестнице, ведущей на плоскую платформу с колоннами в ионическом стиле и он известен своим мраморным фризом длиной 113 метров, изображающим Гигантомахию из греческой мифологии. См. также статью о Пергамской школе эллинистической скульптуры (241–133 до н.э.).
Коринфский Орден Архитектуры
Третий порядок греческой архитектуры, широко известный как коринфский, был впервые разработан в конце классического периода (около 400-323 гг. до н.э.), но не получил широкого распространения до эллинистической эпохи (323-27 гг. римский период, когда римские архитекторы добавили ряд изысков и декоративных деталей.
В отличие от дорических и ионических правил, коринфский порядок возник не из деревянной архитектуры. Вместо этого, он является ответвлением ионического стиля около 450 г. до н.э., отличавшегося более декоративными капителями. Коринфская капитель была намного выше, чем дорическая или ионическая и была украшена двойным рядом листьев аканта, увенчанных завитыми усиками. Как правило, на каждом углу имелась пара спиралей, обеспечивающих одинаковый обзор со всех сторон. Согласно римскому архитектору I в. до н.э. Маркусу Витрувию, характерная коринфская капитель была изобретена основателем бронзы Каллимархом Коринфским. Отношение высоты к диаметру колонны в коринфских храмах обычно составляет 10:1 (сравните дорическое 5,5:1; ионическое 9:1), причём капитель составляет примерно 10 процентов от высоты.
Начнём с того, что коринфский архитектурный порядок использовался только внутри, как в Храме Аполлона Эпикурия в Бассах (450 г. до н.э.). В 334 г. до н.э. он использовался на внешней стороне Хорагического памятника Лисикрата в Афинах, а затем в огромных масштабах в Храме Зевса в Афинах (174 г. до н.э.). В поздний эллинистический период коринфские колонны иногда строились без канавок.
Кроме греческих порядков (дорического, ионического и коринфского) существовало ещё два стиля архитектуры.
❶ Тосканский порядок, солидная на вид римская адаптация дорических правил, известная своей беззубчатой колонной и простой капителью из эхинуса и абаки. Подобно дорическому образцу по пропорциям и профилю, он намного проще по стилю. Отношение высоты столба к диаметру составляет 7:1.
❷ Составной порядок, который считался отдельным порядком только в эпоху искусства Возрождения, является позднеримским развитием коринфского. Он известен как композитный, потому что его капитель состоит из ионических спиралей и коринфских мотивов с листьями аканта. Отношение высоты столба к диаметру составляет 10:1.
Наследие греческой архитектуры
Наследие греческого архитектурного дизайна заключается в его эстетической ценности: он был применён при строительстве множества красивых зданий.
Эта красота объяснялась не только величием и благородством архитектурных колонн, но и декоративными особенностями. Например, канавки его колонн придают изящество и вибрацию в противном случае флегматичным столбам. Но каналы укрепляют, а не пересекают линии поддержки. Фриз поднят над архитравом, который не украшен, сохраняя прочность уровня. Переходные элементы, капители и молдинги приятно смягчают углы профиля без потери прочности. Опоры мягкие, но без чрезмерного размягчения. Насколько велики и самобытны эти достижения, можно увидеть по контрасту в римском искусстве, когда бесчувственные римляне подхватывают греческие элементы и используют их грандиозно и бездумно, немного опошляя орнаментальные черты. Тем не менее, греческий орнамент, как стиль украшения в прикладном искусстве, должен был стать подавляющим фаворитом в более поздние времена, вплоть до двадцатого века. См. также: Величайшие скульпторы (с 500 г. до н.э.).
Какими бы ни были точные ингредиенты греческого строительного дизайна, западные архитекторы веками пытались подражать готовому продукту. В течение 15-го и 16-го веков архитектура эпохи Возрождения охватывала весь классический канон, хотя и с немного более современным оттенком. Вот некоторые примеры: Кафедральный собор Флоренции, церковь Санта-Мария-дель-Фьоре, 1418-38, Филиппо Брунеллески – подробнее об этом см. Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420-36), а также Темпьетто Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим, 1502 г. работы Донато Браманте. В то же время архитектура венецианского Возрождения представляла собой множество вилл в Виченце и Венето, спроектированных Андреа Палладио (1508-1580), который сам оказал влияние на английского дизайнера Иниго Джонса (1573-1652).
Архитектура барокко использовала греческий дизайн в качестве основы для многих своих величайших творений (примеры: Базилика Святого Петра и площадь Святого Петра, 1504-1657, Бернини и др.; Собор Святого Павла, Лондон, 1675-1710, Кристофер Рен (1632- 1723 г.).
Архитекторы восемнадцатого века как в Европе, так и в Северной Америке заново открыли для себя греческий дизайн в неоклассической архитектуре (примеры: Пантеон в Париже, начало 1737 г., Жак-Жермен Суффло (1713-1780); знаменитые Бранденбургские ворота в Берлине, построенные Карлом Готтардом Лангхансом (1732-1808); Капитолий США, Вашингтон, округ Колумбия, 1792-1827 гг., Автор Торнтон, Латроб и Булфинч; Базилика Балтимора, 1806-21 гг., Бенджамин Латроб; Валгалла, Регенсбург, 1830-42 гг., Лео фон Кленце). В архитектуре девятнадцатого века греческие правила возродились как в Европе, так и в Соединённых Штатах благодаря движению греческого возрождения. Даже современные архитекторы в стиле ар-нуво, такие как Виктор Орта (1861-1947), заимствовали древнегреческий дизайн.
Западная Европа и Америка долгое время считали, что художественная практика, даже в эпоху машин, должна основываться на изучении этих классических «Порядков». Это было частью неоэллинизма, который был религией в Европе, так что даже в 1920-х годах сэр Банистер Флетчер – известный историк архитектуры – мог написать: “Греческая архитектура стоит особняком, в том смысле, что её признают выше критики и, следовательно, в качестве стандарта, которым можно мерить все периоды архитектуры”. (История архитектуры: 6-е издание, 1921 г.)
В конечном счёте, греческая архитектура представляет собой конкретную иллюстрацию моральной и духовной истины. Платформа прочного фундамента, давящая вниз масса архитрава, фриза и конструкции крыши, противодействующая в противном случае слишком сильному ощущению подъёма от колонн, безмятежность колоннады, изменённая пышностью скульптурного фриза и фронтона – все это можно рассматривать как осязаемое выражение греческого сочетания свободы и сдержанности, безупречного стремления и разума, изобретательности и дисциплины. Некоторые говорят, что колонны отмечают подъем к истине или совершенству, но опускающий вес восстанавливает равновесие, ограничивает слишком стремительный подъем. Таким образом, Судьба останавливает слишком самонадеянную человеческую досягаемость. Это философский смысл греческой архитектуры, который очаровывает архитекторов всего мира более двух тысяч лет.
Знаменитые греческие храмы
ДОРИЧЕСКИЕ
Храм Геры, Олимпия (590 г. до н.э.)
Периферийное дорическое шестиколонное здание в архаическом стиле.
Храм Аполлона, Сиракузы, Сицилия (565 г. до н.э.)
Периферийное шестиколонное прямоугольное здание.
Храм Селинунт «С», Сицилия (550 г. до н.э.)
Периферийный шестиколонный храм, один из ряда дорических храмов на Акрополе Селинунт. Метопы, изображающие подвиги Геракла, сейчас находятся в Национальном музее в Палермо.
Храм Аполлона, Коринф (540 г. до н.э.)
Этот дорический периферийный шестиколонный храм напоминает храм Геры в Олимпии, но был построен полностью из камня.
Храм Геры I, Пестум (530 г. до н.э.)
Известный как «Базилика», это один из самых ранних дорических храмов, который достаточно хорошо сохранился.
Храм Селинунт «G» (Великий храм Аполлона), Сицилия (520–450 гг. до н.э.)
Дорическое восьмиколонное сооружение, это самый большой храм в Селинунте, который так и не был закончен.
Храм Аполлона, Дельфы (510 г. до н.э.)
Этот шестиколонный дорический храм, предположительно спроектированный легендарными архитекторами Трофонием и Агамедом, на самом деле был построен Спинтарусом, Ксенодоросом и Агафоном. От фундамента мало что осталось.
Храм Афины, Пестум (510 г. до н.э.)
Известный как храм Деметры, это дорическое периферийное шестиколонное здание имело ряд ионических черт, в том числе колонны пронаоса.
Храм Зевса Олимпийского, Агридженто, Сицилия. 510-409 г. до н.э.
псевдо-периферийное здание в дорическом стиле.
Храм Афайи, Эгина (490 г. до н.э.)
Периферийный дорический шестиколонный храм, расположенный высоко на восточной стороне острова Эгина.
Храм Афины, Сиракузы, Сицилия (480 г. до н.э.)
дорический шестиколонный храм. Часть его структуры сейчас находится в Сиракузском соборе.
Делианский храм Аполлона, Делос (470 г. до н.э.)
Периферийное дорическое шестиколонное здание, в настоящее время в основном разрушено.
Храм Геры Лацинии, Агридженто, Сицилия (460 г. до н.э.)
Дорический храм, построенный к юго-востоку от Агридженто. Он стоит вместе с Храмом Согласия, Храмом Зевса Олимпийского и другими в Долине Храмов.
Храм Зевса, Олимпия (460 г. до н.э.)
Периферийный дорический шестиколонный храм, спроектированный Либоном из Элиды. Известен своей изумительной фронтальной скульптурой, а также колоссальной скульптурой Зевса из хризэлефантина, созданной Фидием (488–431 гг. до н.э.), который также создал Статую Афины в Парфеноне.
Храм Посейдона, Пестум (460 г. до н.э.)
Один из наиболее хорошо сохранившихся дорических храмов в шестиколонном стиле.
Храм Аполлона Эпикурия, Бассы (450 г. до н.э.),
спроектированный известным греческим архитектором Иктином, он включает элементы всех трёх порядков (дорического, ионического и коринфского).
Храм на Илиссе, Афины (449 г. до н.э.)
Небольшой ионический амфипростильный четырёхколонный храм на берегу реки Илисс, спроектированный греческим архитектором Калликратом.
О лучших греческих скульпторах V века см. Мирон (480–444 гг. до н.э.), Поликлет известный своей статуей Геры и Каллимах (432–408 гг. до н.э.).
Храм Гефеста, Афины (449 г. до н.э.)
Это исключительно хорошо сохранившееся дорическое здание в периферическом шестиколонном стиле, также известное как Тесейон, теперь действует как православная церковь.
Парфенон, Афинский Акрополь (447–432 гг. до н.э.)
Главный дорический храм на Афинском Акрополе и типичное произведение греческой высокой классической архитектуры, он остаётся одним из самых влиятельных и знаковых зданий в мире. Построенный для Перикла архитекторами Иктином и Калликратом и скульптурами под руководством Фидия, который лично создал его огромную культовую статую Афины из хризелефантина, он основан на периферийном восьмиколонном плане. Хотя его фронтальная скульптура и рельефная скульптура метопа выполнены в дорическом стиле, у него также есть фриз в ионическом стиле, который окружает здание.
Храм Посейдона, Сунион (444 г. до н.э.)
Периферическое дорическое шестиколонное здание.
Храм Немезиды, Рамнус (436 г. до н.э.)
Храм дорического стиля с недостроенным стилобатом.
Храм Согласия, Агридженто, Сицилия (430 г. до н.э.)
Хорошо сохранившийся дорический периферический храм с шестью фронтальными колоннами.
Храм в Сегесте, Сицилия (424 г. до н.э.)
Периферическое дорическое шестиколонное здание с уникальными колоннами без каннелюры.
Храм Селинунт «E» (Храм Геры), Сицилия (V век до н.э.)
Лучше всего сохранившийся дорический периферический шестиколонный храм в Селинунте, он принадлежит к восточной группе вместе с храмами «F» и «G».
ИОНИЧЕКИЕ
Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (560 г. до н.э.)
Одно из семи чудес древнего мира, нижний барабан колонн этого двуполярного восьмиколонного храма имеет окружающий фигуративный фриз.
Храм Геры, Самос, Малая Азия (540 г. до н.э.)
Ионический двуполярный храм, спроектированный архитекторами Ройкосом и Теодоросом Самосскими.
Храм Афины Ники, Афины (427 г. до н.э.)
Этот ионический храм был спроектирован греческим архитектором Калликратом. Это небольшое здание в амфипростиле с четырьмя фронтальными колоннами, также известное как «Ника Аптерос» (Победа без крыльев). Стоит недалеко от Пропилеи на Афинском Акрополе.
Эрехтейон, Афинский Акрополь (421-406 г. до н.э.)
Ионический амфипростильный шестиколонный храм, посвящённый Афине Полиас, спроектированный Мнесиклом.
Толос Афинский, Дельфы (400 г. до н.э.)
Круглый храм с дорическим внешним видом и коринфским интерьером, построенный Феодором Фокейским.
Храм Асклепия, Эпидавр (380 г. до н.э.).
Дорическое шестиколонное здание, спроектированное Феодотом, с фронтальной скульптурой Тимотея.
Храм Артемиды, Эфес, Малая Азия (356 г. до н.э.)
Ионический двуполярный восьмиколонный храм, спроектированный греческими архитекторами Деметрием и Пэониусом Эфесскими, с рельефами Скопаса (395–350 до н.э.), но без фриза.
Толос Поликлета, Эпидавр (350 г. до н.э.)
Круглый храм, окружённый 26 дорическими колоннами. Также имеет 14 внутренних колонн в коринфском стиле.
Чтобы узнать о лучших скульпторах 4 века до н.э., см.: Лисипп (ок. 395–305 до н.э.), официальный скульптор Александра Великого и Пракситель (действ. 375–335 до н.э.), известный своей Афродитой Книдской.
Ионическое здание толоса в Филиппеоне, Олимпия (339 г. до н.э.)
окружённое 18 колоннами в ионическом стиле и 9 внутренними коринфскими колоннами. Спроектированное архитектором и скульптором Леохаром (4 век до н.э.), возведено в честь Филиппа II Македонского, отца Александра Великого.
Храм Афины Полиас, Приена, Малая Азия (334 г. до н.э.)
Ионический периферический шестиколонный храм, спроектированный Пифием Приенским. Как и храм Артемиды в Эфесе, у него не было фриза.
Храм Артемиды, Сарды, Малая Азия (325 г. до н.э.)
Ионический восьмиколонный храм, один из крупнейших храмов в Малой Азии, был оставлен незавершённым и достроенным римлянами.
Храм Диониса, Теос, Малая Азия (193 г. до н.э.)
Ионический периферийный шестиколонный храм, спроектированный архитектором Гермогеном Приенским.
КОРИНФСКИЕ
Храм Аполлона в Дидиме, Милет, Малая Азия (310 г. до н.э. – 40 г. н.э.)
Ионический диптеральный (окружён колоннами в два ряда) храм с коринфскими чертами, спроектированный греческими архитекторами Пеонием Эфесским и Дафнисом Милетским. Фронт состоял из десяти колонн.
Храм Зевса Олимпийского, Афины (174 г. до н.э.).
Один из крупнейших коринфских храмов с двумя восьмиколонным фронтом, спроектированный архитектором Оссутиусом. Некоторые из его колонн были доставлены в Рим до того, как храм был закончен и установлены в Храме Юпитера Капитолийского, где они оказали большое влияние на римскую архитектуру.
Древнегреческие архитекторы
О величайших греческих мастерах известно немного биографических данных. Хотя нам известны некоторые их имена и некоторые здания, которые они спроектировали, мы почти ничего не знаем об их обучении или масштабах их карьеры. Самые известные архитекторы, о которых мы знаем, это:
Дафнис Милетский, Деметрий Эфесский, Гермоген Приенский, Гипподам Милетский, Иктин (середина V века до н.э.), Либон из Элиды, Мнесикл (середина V века до нашей эры), Оссутий, Пеоний Эфесский, Поликлет Младший, Пифий из Приены, Ройкос Самосский, Феодорос Самосский и Феодот – это лишь некоторые из них.
Хронология и основные даты архитектурных разработок по всему миру в нашей:
Хронологии истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?