Джон Нэш:
архитектор эпохи Регенства читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших архитекторов столичного Лондона эпохи Регенства (ок. 1810–1830), Джон Нэш был чрезвычайно оригинальным и плодовитым зодчим, наиболее известным своей неоклассической архитектурой в районе Мэрилебон, особенно ансамблем Риджентс-парк (1812–1827), впечатляющим комплексом строго классических зданий. Будучи частью пикториального направления, он сочетал нерегулярные виды с неоклассическими сооружениями, используя самый широкий спектр стилевых и градостроительных идей. Кроме того, он был среди инициаторов возрождения готики и архитектуры Ренессанса, экзотизма и других стилевых течений, которые стали характерными для архитектуры XIX века в Англии. К его самым известным примерам классицизма относятся городские террасы в Лондоне (Royal Mews, 1825; Cumberland Terrace, 1828; Carlton Terrace, 1827–1832), крупные городские сооружения (Theatre Royal Haymarket, 1820), загородные дома и кастеллированные виллы (замок Иστ-Коуз, 1798–1802; замок Рэйвенсворт, 1808), а также пикториальные коттеджи (Блейз-Хэмлет, 1810–1811). Он также спроектировал неоклассическую церковь Олл-Соулс на Лэнгем-Плейс (1822–1824) и выполненную в готическом стиле церковь св. Марии в Хаггерстоне (1825–1827). Его самым нетрадиционным зданием стал Королевский павильон в Брайтоне (1815–1822) — фантастическая версия индийского стиля с элементами китайской, мавританской и готической архитектуры. Планировка Вест-Энда Лондона, включая Трафальгарскую площадь, Сент-Джеймс-парк и королевские конюшни у Мэлл, во многом обязана его инновационным решениям и градостроительному мышлению. Он также работал над Букингемским дворцом, хотя здесь был менее успешен, и после смерти короля лишился королевских заказов. См. также искусство викторианской эпохи (1840–1900).
Биография
Родился в Ламбетe в семье мельничного мастера; обучался у архитектора сэра Роберта Тейлора (1714–1788) и начал карьеру как землемер и строитель, прежде чем в 25 лет открыть собственную архитектурную практику. Увы, несмотря на полученное в 1778 году значительное наследство в 1000 фунтов, неудачные вложения в недвижимость привели к банкротству через пять лет. После этого он покинул Лондон и поселился рядом с матерью в Кармартене (Уэльс). Именно в Уэльсе он завершил свои первые важные проекты архитектуры конца XVIII века: тюрьмы в Кармартене (1789–1792), Кардигане (1791–1796) и Херефорде (1792–1796). Он также реставрировал собор св. Давида (1789–1791), добавив две крупные аркбутаны, и спроектировал в пикториальном стиле дом Castle House в Аберистуите (1795). Кроме того, он создал около дюжины небольших загородных домов — «вилл» — по всему Южному Уэльсу, таких как Лланерхайрон (ок. 1795). Работая в княжестве, Нэш заключил прибыльное восьмилетнее партнёрство с ландшафтным садовником Хамфри Рептоном (1752–1818). В 1797 году он вернулся в Лондон.
Его первый крупный проект после возвращения в столицу находился за городом. В 1798 году он спроектировал собственную летнюю резиденцию — замок Ист-Коуз — на острове Уайт. Это был первый из ряда живописных готических «замков», которые он возводил по всей Англии. (Позднее он построил и городской дом: Риджент-стрит, 14, 1819–1823.) Другие «замки» Нэша — все выполненные в асимметричном, живописном стиле архитектуры — включают: Ласкомб-касл, Девон (1800–1804); замок Рэйвенсворт, Северный Дарем (начат в 1807); замок Кэрхейс, Корнуолл (1808–1810); замок Шэнболли, графство Типперэри (1818–1819). К ним Нэш добавил ансамбли зданий, такие как Блейз-Хэмлет (1810–1811), который некоторые критики считали квинтэссенцией пикториального стиля. Ещё одним направлением стали ренессансные виллы в итальянизирующем стиле, образцами которых служат Кронкхилл (1802), Сандрідж-Парк (1805) и Саутборо-Плейс, Суррей (1808).
Архитектор принца-регента: архитектура Регенства
Политически Нэш поддерживал партию вигов и дружил с Чарльзом Джеймсом Фоксом (1749–1806). Благодаря этому и другим связям он привлёк внимание английского принца-регента, будущего короля Георга IV (1762–1830). В результате в 1806 году Нэш получил пост архитектора при Управлении лесов, парков и охотничьих угодий, а с 1810 года работал почти исключительно на короля. На этом поприще он стал важным выразителем архитектуры стиля Регенства — направления, вдохновлённого древнегреческим искусством классической античности. Первым крупным королевским заказом стало развитие района Мэрилебон (ныне Риджент-стрит, Риджентс-парк и Сент-Джеймс-парк). При участии других архитекторов, включая Джеймса Пеннеторна (1801–1871) и Дэсмуса Бёртона (1800–1881), Нэш спроектировал Карлтон-хаус-Террас (1827–1832), Парк-Кресент (1812–1821) и Парк-сквер (1823–1824), а также виллы Park Village East и Park Village West (1823–1834). Кроме того, Нэш отвечал за планирование и строительство канала Риджента (1812–1820).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?