Жюль Ардуэн-Мансар:
архитектор барокко читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Среди величайших архитекторов и художников французского барокко — таких как Луи Лево (1612–1670), Андре Ленотр (1613–1700) и Шарль Лебрен (1619–1690) — Жюль Ардуэн-Мансар занимал особое место. Он был внучатым племянником Франсуа Мансара (1598–1666), родоначальника французской классической архитектуры, чьим именем названа знаменитая мансардная крыша — крутая кровля с коротким плоским верхом. Жюль Ардуэн-Мансар сменил Лё Во на должности королевского архитектора при Людовике XIV и выражал в своих грандиозных фасадах Дворца Версаля вкус короля к власти и величию. Он спроектировал также первые «французские окна» для Гранд-Трианона в Версале и величественный купол Дома инвалидов (1679–1691). Творчество Мансара считается вершиной архитектуры барокко во Франции. Позднее он был назначен главным архитектором и суперинтендантом королевских строений. Среди других выдающихся примеров его архитектурного искусства — изысканный замок Марли (1679–1686), задуманный как загородная резиденция короля, и площадь Вандом (1698) в Париже.
Биография
Родился в Париже. Учился у своего знаменитого родственника Франсуа Мансара, от которого унаследовал обширную коллекцию планов и чертёжей. Также занимался под руководством Либераля Брюана — автора проекта Королевского госпиталя инвалидов в Париже, который Мансар завершил после смерти учителя. В возрасте 29 лет стал официальным архитектором Людовика XIV. Сначала расширил королевский замок в Сен-Жермен-ан-Ле, затем приступил к перестройке и расширению Версальского дворца. В период 1678–1698 годов, основываясь на планах Лё Во, он создал Зеркальную галерею, Гранд-Трианон, Оранжерею, а также новые северное и южное крылья дворца.
Примечание: строительство и оформление Версальского дворца вызвали настоящий ренессанс творчества французских дизайнеров в различных областях прикладного искусства. Среди наиболее изысканных образцов французского декоративного искусства XVII века выделяется утончённая французская мебель, качество исполнения которой до сих пор остаётся непревзойдённым.
Вместе с Робером де Коттом Мансар отвечал за строительство Королевской капеллы (1710) в Версале. В 1680-х годах он также спроектировал замок Марли (1679–1686) — загородную резиденцию королевской семьи, которая вскоре разрослась до целого ансамбля с двенадцатью павильонами для гостей, пышными садами и более чем двумя сотнями скульптур из мрамора и камня. В 1685 году он был назначен главным архитектором короля, а в 1699 году — суперинтендантом королевских строений.
Мансар активно работал и в Париже. Продолжая дело Брюана в Доме инвалидов, он надстроил над карнизом дополнительный аттиковый ярус, придав куполу ещё большую торжественность. Этот ребристый купол — один из крупнейших в мире — венчает здание и господствует над интерьером. (См. также: Базилика Святого Петра в Риме, 1506–1626). В 1698 году Мансар перестроил восьмиугольную площадь Вандом в Париже, изначально предназначенную для размещения королевских академий и библиотек. Его характерные черты барочной архитектуры и мансардные крыши отчётливо видны до сих пор, как и римские коринфские колонны, украшающие двухэтажные фасады. (См. также: Римская архитектура.)
Будучи самым влиятельным среди всех архитекторов барокко при короле Людовике XIV, Мансар имел возможность создавать величайшие памятники эпохи и определять стиль позднего барокко во Франции. Его подход к архитектурному проектированию оказал влияние на архитекторов даже в Санкт-Петербурге и Константинополе, включая Бартоломео Растрелли (1700–1771). Мансар умер в Марли-ле-Руа в возрасте 62 лет.
Здания, спроектированные Жюлем Ардуэном-Мансаром
Среди его наиболее известных работ:
- Павильон де Мансе, Овернь (1659–1689)- Замок Сен-Жермен-ан-Ле, недалеко от Парижа (1663–1682)- Замок Дампьер-ан-Ивлин (1675–1683)- Дворец Версаля (1678–1698), различные работы- Замок Марли, Марли-ле-Руа (1679–1686)- Купол Дома инвалидов, Париж (1679–1691)- Площадь Побед (Place des Victoires), Париж (1684–1686)- Мост Рояль (Pont-Royal), Париж (1685–1689)- Замок Медон (1695)- Площадь Вандом, Париж (1698)
Другие известные архитекторы барокко
Кроме упомянутых выше, наиболее известными архитекторами барокко были:
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?