Архитектура конца 18 века:
грузинская, регентская читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В истории архитектуры термин «грузинская архитектура» используется в большинстве англоязычных стран для описания совокупности архитектурных стилей, применявшихся в период между 1720 и 1830 годами. Он назван в честь первых четырёх британских монархов Ганноверской династии — Георга I (1714–1727), Георга II (1727–1760), Георга III (1760–1820) и Георга IV (1820–1830), правивших с августа 1714 по июнь 1830 года. Термин «регентская архитектура» обозначает короткий период архитектуры XIX века, известный как эпоха Регентства (1811–1820), когда Георг IV исполнял обязанности регента при своём отце из‑за душевной болезни последнего. За грузинским периодом следует викторианская архитектура (ок. 1840–1900), соответствующая длительному правлению королевы Виктории.
Введение
От эпохи ренессансной архитектуры до завершающей фазы барокко в середине XVIII века большинство европейских архитекторов обращались к классическим образцам — особенно к зданиям Древнего Рима — как к источнику вдохновения. Примеры см.: неоклассическая архитектура (1640–1850). Однако около 1750 года ряд существенных сдвигов привёл к формированию новых архитектурных идей. Рост историко-археологических знаний подтолкнул архитекторов к экспериментам с новыми стилями и расширению диапазона приёмов проектирования.
Экзотические храмы и декорации-«руины»
Постройки английского архитектора сэра Уильяма Чемберса (1723–1796) иллюстрируют одновременно устойчивый вкус к классическим формам и растущий интерес к экзотике. В общественных зданиях Чемберс следовал классическим принципам, черпая идеи у Андреа Палладио и итальянцев, а также у современников. Но в садово-парковой архитектуре он обращался к необычным источникам: в одном саду могли соседствовать греческий или китайский храм и «готическая» руина, создавая в композиции разные настроения и смысловые акценты.
Так было в Королевских ботанических садах Кью в Лондоне, где Чемберс и другие спроектировали ряд сооружений для разнообразия пейзажа: «готический собор», «Альгамбру» (в мавританском стиле), а также римскую триумфальную арку. Сам Чемберс создал 10‑этажную китайскую пагоду в Кью: каждый ярус на один фут (≈30 см) ниже и уже предыдущего.
«Готический стиль»
Именно в таких легкомысленных, на первый взгляд, садово-парковых программах шло экспериментирование, посеявшее семена более серьёзного возрождения исторических стилей. «Готическое» здание в Кью — один из ранних примеров сознательного возвращения к средневековым формам в XVIII веке. До второй половины столетия готическая архитектура — хотя полностью не исчезала и проявлялась у Кристофера Рена (1632–1723), Николаса Хоксмора (1661–1736) и Джона Ванбру (1664–1726) — считалась варварской. Но «готический вкус» вновь вошёл в моду после 1750 года. В 1753 началось строительство Строберри-Хилл в Туикенеме — дома писателя Горация Уолпола, знаменитого сценографической изысканностью, — первой крупной попытки применить готику к более формальной архитектуре.
Уолпол и его друзья, вдохновляясь тем, как они понимали характер средневекового искусства, создали ряд готических проектов, которые, однако, были в основном изящной орнаментикой, имитирующей средневековые прототипы и «наклеенной» на базовую структуру. Лишь в эпоху викторианства следующего века готический стиль стали копировать ради его конструктивных и декоративных достоинств в рамках «неоготики». Похожим образом и возрождение древнегреческих форм, популярных вместе с готикой в садовых павильонах, всерьёз развернулось лишь в XIX веке: для палладиан XVIII столетия эти черты казались чрезмерно простыми.
Моды в пейзажных садах
За стилистическими опытами в малых садовых формах стоял растущий интерес к искусству ландшафтного садоводства, подпитанный восхищением работами Андре Ленотра (1613–1700) и других мастеров при Версальском дворце, а также итальянизированными пейзажами французских живописцев Николя Пуссена (1594–1665) и Клода Лоррена (1600–1682). В их пейзажной живописи классические сцены развёрнуты в идеализированных видах с руинами храмов и замков; английские садовники стремились вызвать схожее настроение, вводя соответствующие постройки в парковые композиции при загородных домах.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?