Ле Корбюзье:
архитектор-модернист читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В истории архитектуры швейцарский архитектор Шарль-Эдуар Жаннере, более известный под псевдонимом «Ле Корбюзье», рассматривается — наряду с Фрэнком Ллойдом Райтом (1867–1959), Вальтером Гропиусом (1883–1969) и Людвигом Мисом ван дер Роэ (1886–1969) — как один из величайших архитекторов XX века и ведущий теоретик и практик функционалистского дизайна. Он известен: (1) разработкой открытых планировок в частной жилой архитектуре, близких к стилю Баухауса, доведённых до совершенства в вилле Савой (1929–1931); (2) утопическими проектами городского планирования — «Современный город» (Ville Contemporaine, 1922) на 3 млн жителей и «Лучезарный город» (La Ville radieuse, 1935), в рамках которого был предложен типовой блок Unité d’Habitation (1946–1965, Марсель, Нант, Берлин, Бриёй, Фирмини), а также комплекс зданий в Чандигархе, Индия; (3) теоретическими трудами — статьями в журнале L’Esprit Nouveau и книгой «Vers une architecture» («К архитектуре»), ставшей одной из самых влиятельных в модернизме. Его подход формировался под влиянием домов прерий Райта, работ Петера Беренса, конструкций Гропиуса, пространственных идей Геррита Ритвельда, геометрии De Stijl и социальной направленности русского конструктивизма. В 1930 году он получил французское гражданство.
Обучение и становление
Родился Шарль-Эдуар Жаннере-Гри в Ла-Шо-де-Фон (Швейцарская Юра), центре часового производства. В 13 лет оставил школу, чтобы освоить ремесло отца — гравировку и эмалирование циферблатов — в Ecole des Arts Décoratifs, где учился рисунку и истории искусства у Шарля Л’Эплатенье. По его совету совершил поездки по Европе (1907–1911), открыв для себя пропорции античной Греции (Парфенон), архитектуру Андреа Палладио и народные постройки Средиземноморья. Работал у Огюста Перре (Париж, 1907), Йозефа Хоффмана (Вена, 1908), Петера Беренса (Берлин, 1910–1911), где познакомился с Мисом ван дер Роэ, Гропиусом и членами Deutscher Werkbund.
Ранние проекты
Во время Первой мировой войны преподавал в родной школе, разрабатывал проект «Домино» (1914–1915) — концепцию открытой планировки с плитами на тонких колоннах, свободными от несущей функции стенами и отдельной лестницей, ставшую базовой для его работ.
Авангард и теория
С 1917 года жил в Париже, где познакомился с художником Амеде Озанфаном и основал с ним движение «Пюрист» и журнал L’Esprit Nouveau. Здесь он впервые использовал псевдоним Ле Корбюзье. В 1923 опубликовал статьи в книге «Vers une architecture». Среди других трудов — Urbanisme (1925), La Ville Radieuse (1935), The Modulor (1948).
Профессиональная практика
С 1922 года вместе с Пьером Жаннере открыл в Париже бюро, создавал виллы с геометричными формами и плоскими фасадами. «Дом Ситроан» (1922) демонстрировал опоры-пилоны, сад на крыше, открытое планирование. Среди знаковых работ — виллы для Озанфана, Рауля Лароша, Майкла Штейна, виллы Липшиц и Савой.
Градостроительство
Разрабатывал планы городов, включая «Современный город» (1922), «План Вуазен» (1925) и «Лучезарный город» (1935), а также проекты для Буэнос-Айреса и Алжира.
Здания
В 1927 представил проект для Лиги Наций, участвовал в конкурсе в Москве (Центросоюз), построил приют Армии Спасения и Швейцарское общежитие в Париже.
Модулор
В годы Второй мировой войны разработал «Модулор» — систему пропорций, основанную на размерах человека, продолжая традицию Витрувия, Леонардо да Винчи и Альберти.
Unité d’Habitation
После войны построил в Марселе (1947–1952) жилой комплекс на пилотисах из béton brut с 337 квартирами, магазинами, школой, гостиницей и террасой на крыше.
Брутализм
Подобные проекты реализовал в Нанте, Бриёе, Фирмини, Берлине. Этот стиль британские архитекторы Питер и Элисон Смитсон в 1954 назвали «брутализмом».
Позднее творчество
В 1950-х работал в Индии (Чандигарх) и создал Национальный музей западного искусства в Токио (1960), центр Olivetti в Милане, дворец конгрессов в Страсбурге, Центр визуальных искусств в Гарварде. Летом 1965 года утонул у Рокбрюн-Кап-Мартен.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?