Мис ван дер Роэ:
архитектор ХХ века читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Тесно связанный с интернациональным стилем современной архитектуры, а также с направлением вторая чикагская школа (ок. 1940–1970), Людвиг Мис ван дер Роэ — немецко-американский архитектор, который, наряду с Вальтером Гропиусом, Ле Корбюзье и Фрэнком Ллойдом Райтом, считается одной из ключевых фигур архитектуры XX века в США. Как и многие коллеги после Первой мировой войны, Мис стремился создать новый архитектурный стиль, отвечающий духу времени, подобно тому, как готика и барокко служили знаками своих эпох. Он разработал влиятельный стиль архитектуры небоскрёбов, отличающийся ясностью и простотой. Для него технология была важнейшей силой времени, а использование материалов индустриальной революции — стекла, стали и железобетона — он возводил в ранг искусства. Автор афоризма «меньше — значит больше», он придерживался модернистского минимализма, исключающего декоративные отсылки к историческим стилям. Среди его шедевров — жилые дома на Лейк Шор Драйв (1948–1951, Чикаго), здание Seagram Building (1958, Нью-Йорк), IBM Building (1971, Нью-Йорк) и башня Toronto-Dominion Bank Tower (1967–1991, Торонто). Он также украшал свои постройки скульптурами германского скульптора-экспрессиониста Вильгельма Лембрюка.
Учёба и начало карьеры
Рождённый как Мария Людвиг Михаэль Мис в семье каменщика в Ахене, Германия, он получил лишь начальное образование: до 13 лет учился в школе при кафедральном соборе, затем в ремесленном училище, после чего работал подмастерьем у каменщиков и декораторов, овладев навыками рисунка и черчения. Стремясь к большему, переехал в Берлин, где работал в мастерской интерьер-дизайнера Бруно Паула и в 1907 году спроектировал дом Риля, высоко оценённый современниками. В 1910 он поступил в бюро ведущего архитектора Европы Петера Беренса — основателя Deutscher Werkbund, где работали будущие мастера Гропиус и Ле Корбюзье. Провёл там четыре года, работая над проектами, включая посольство Германии в Санкт-Петербурге.
Амбиции и первые проекты
Без диплома архитектора он получил заказы от культурной и деловой элиты Берлина, создавая дома в стиле неоклассики, вдохновлённый Карлом Фридрихом Шинкелем. Уже тогда он избегал лишнего декора, развивая минимализм, а также изменил имя, добавив «ван дер» и фамилию матери «Роэ», придав себе аристократичный вид.
Авангардные проекты
После Первой мировой войны и в начале Веймарской республики Мис участвовал в поисках нового «современного» архитектурного языка. Он стал сооснователем объединения Der Ring и директором архитектуры в Deutscher Werkbund, организовав выставку квартала Вейсенхоф. Его проекты — стеклянный небоскрёб Friedrichstrasse (1921), Glass Skyscraper (1922), а также мебель (в частности Барселонское кресло, 1929) — принесли мировую известность. Среди ключевых работ — павильон Германии на международной выставке в Барселоне (1929) и вилла Тугендхат в Брно (1930). В 1930 он возглавил Баухаус и был принят в Прусскую академию.
Влияния
На его стиль повлияли Баухаус, голландское движение De Stijl, русский конструктивизм, идеи Адольфа Лооса, а также «прерийный стиль» Фрэнка Ллойда Райта.
Вторая чикагская школа
В 1937 Мис эмигрировал в США, возглавил архитектурный факультет в Иллинойсском технологическом институте в Чикаго и построил для кампуса ряд зданий, включая S.R. Crown Hall. Он развил вторую чикагскую школу, созданную на базе идей первой школы, но дополненную европейским модернизмом в духе интернационального стиля. Корпоративная Америка охотно приняла этот облик как символ прогресса.
Шедевры
Среди знаковых работ — жилые дома на Лейк Шор Драйв (Чикаго), дом Фарнсворта (Иллинойс), здание Seagram Building (Нью-Йорк, с Ф. Джонсоном), жилой комплекс Лафайет Парк (Детройт), дом МакКормика, здание Музея изящных искусств в Хьюстоне, Федеральный центр в Чикаго, башни Toronto-Dominion Bank, Новая национальная галерея (Берлин) и здание IBM в Нью-Йорке.
Преподавание
В Чикаго Мис реформировал архитектурное образование, заменив схему Ecole des Beaux-Arts на трёхступенчатую: (1) рисунок и строительство, (2) планирование, (3) теория архитектуры. Его стиль имел огромное влияние, но чрезмерное тиражирование привело к усталости публики и архитекторов. К концу 1970-х его интернациональный стиль уступил место постмодернизму.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?